Илья АВЕРБУХ: «Огни большого города» могут стать визитной карточкой России»

Звезды телевизионного проекта «Первого канала» «Лед и пламень» побывали на пресс-конференции в студии ИА «Татар-информ» и поздравили всех интернет-пользователей с наступающим Новым годом. Во встрече с журналистами, организованной агентством, приняли участие олимпийские чемпионы Татьяна Навка и Алексей Ягудин, серебряный призер Игр Илья Авербух, а также актер и ведущий шоу Марат Башаров.
Гастроли звезд телепроекта «Лед и пламень» в Казани, на льду «Татнефть-арены», ожидаются 4 февраля.
До начала пресс-конференции звезды ледового проекта выступили на 15-й по счету Республиканской елке. В этом году детей Татарстана приехали поздравить олимпийские чемпионы по фигурному катанию, звезды проекта «Лед и пламень» Татьяна Навка и Роман Костомаров, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Алексей Ягудин, чемпионы мира Мария Петрова и Алексей Тихонов. Вели импровизированное шоу Илья Авербух и актер Марат Башаров.
На пресс-конференцию труппа «Льда и пламени» пришла не в полном составе, но и от этой россыпи звезд рябило в глазах. Алексей Ягудин умилил всех собравшихся после первой же секунды появления в студии. Вернее не сам олимпийский чемпион, а его очаровательный йоркширский терьер по кличке Варя, которая бегала по студии в течение пресс-конференции. А в короткие минуты покоя усиленно облизывала своего известного хозяина. В шутку фигуристы окликали Вареньку Романом, имея в виду партнеа Навки Романа Костомарова, который тоже должен был принять участие во встрече. «Костомаров так устал, что превратился в маленького терьера», - отшучивались звезды.
Часовой разговор в студии ИА «Татар-информ» был посвящен проекту «Лед и пламень», новому ледовому спектаклю Ильи Авербуха «Огни большого города», празднованию предстоящего Нового года и многому другому.
Как истинный татарин Марат Башаров нередко переходил на родной язык. Но все равно полной неожиданностью стала новость о том, что популярный актер, ведущий шоу «Лед и пламень» станет народным артистом Татарстана. Это решение Президента РТ Рустама Минниханова озвучил Илья Авербух.
И.А.: 28 декабря состоялась наша встреча с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, в ходе которой обсуждалась возможность приезда масштабного ледового спектакля «Огни большого города» в Казани. Кроме того, Президент РТ сказал, что ему нравится, как Марат все время говорит о своих корнях, ведет за собой. И было принято решение о том, что в кратчайшие сроки Марату Башарову будет присвоено звание народного артиста Татарстана. Марат получит первое в своей жизни звание.
М.Б.: Каждый раз я приезжаю в Казань как к себе домой. Знаю, что здесь меня любят и уважают. И я очень уважаю и ценю, люблю этот город. Горжусь, что я татарин, и счастлив, что есть такой город. Здесь я могу говорить на родном языке.
Мне особенно приятно, что первое звание народного артиста я получу в Татарстане. У меня есть звание лауреата Государственной премии России, но это все-таки лауреатское звание. Приятно, что Казань, Татарстан первыми сделают меня народным артистом.
Как выяснилось, в труппе популярного проекта «Первого канала» не только один татарин – у Алексея Ягудина бабушка тоже татарка.
А.Я.: Когда я приехал в Казань, тут же почувствовал ощущение домашней обстановки.
Для вас приезд в Казань – это что-то особенное?
И.А.: Для нас всегда приглашение в Казань, Татарстан - очень желанно. Мы всегда с удовольствием приезжаем сюда. Из-за сложных погодных условий авиаперелет из Москвы в Казань и обратно оказался невозможен, и было принято решение добираться на ночном поезде. Так что на дорогу мы потратим сутки вместо двух часов лета. Конечно, все устали, конец года. Но никто не отказался приезжать сюда.
М.Б.: Накануне отъезда, когда выяснилось, что мы не сможем полететь в Казань, Илья сказал: «Ничего, мы хоть доползем». Я сказал Илье: «Как же ты поедешь без меня, своего татарина?» и тоже решил приехать.
Илья, расскажите о новом проекте «Огни большого города». Насколько велика перспектива, что жители Казани тоже смогут увидеть спектакль у себя в городе?
И.А.: Премьера спектакля состоялась в октябре в Москве. Спектакль «Огни большого города» (фильм с аналогичным названием снят Чарли Чаплиным) представляет собой синтез разных видов хореографии – классического балета и ледового танца, живого звука и вокального сопровождения.
«Огни большого города» - это действительно иное совершенно другое действо, нежели привычные формы ледового шоу. Это представление, на которое, мне бы хотелось, приходили не только любители фигурного катания, но и поклонники театра, а также люди, которые любят все новые формы выражения искусства. В спектакле заняты исключительно чемпионы, у каждого из них есть своя роль. Звездная команда нового ледового спектакля составлена из имен мировой величины фигурного катания - Алексея Ягудина, Татьяны Навки - Романа Костомарова, Татьяны Тотьмяниной - Максима Маринина и многих других, а также актера театра и кино Марата Башарова, исполнившего в спектакле роль бродяжки Чарли.
В спектакле участвуют более 60 артистов, в том числе 16 танцоров балета, более 20 фигуристов, воздушные и ледовые акробаты. Для спектакля пошито более 300 костюмов, сконструировано 10 тонн декораций, написано более 20 оригинальных треков.
«Огни большого города» - самое для меня дорогое из всего, что создано на ледовом поприще. Я очень надеюсь, что нам удастся привести спектакль в Казань. Это амбициозный проект, рассчитанный не только на Россию, но и на покорение стран Европы и Северной Америки. Мы хотели бы видеть проект визитной карточкой России, поэтому проект очень дорогой. Это самый знаковый проект, создаваемый в России, за последнее время. К сожалению, Россия по большей части становится страной, в которой довольствуются западными постановками, иностранными мультипликационными персонажами. Но мне кажется, что это не путь страны, в которой есть такая плеяда фигуристов, которая была всегда законодателем моды в культурной жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль «Огни большого города» начал возвращать сознание о России как о мировой культурной державе.
Нам не осилить в финансовом плане приезд постановки в Казань без поддержки мэрии города, Правительства Татарстана. При встрече с Рустамом Миннихановым мы договорились о начальной поддержке. Если нам удастся получить такую поддержку, какая была оказана при гастролировании Цирка дю Солей в Казани, то тогда мы можем говорить о премьере «Огней большого города» в столице Татарстана. В этом случае я могу заверить, что удовольствие, которое получат зрители от нашего спектакля, будет не меньше, чем от мною сильно уважаемого представления Цирка дю Солей.
Т.Н.: На Олимпийских играх эмоции, которые мы пережили, были еще долгое время в нас. И ничто не могло с этим сравниться. Очень схожие с олимпийскими были ощущения после премьеры «Огней большого города» - как тяжело нам это давалось, непонятно было что и как. Мы были готовы работать все ночи и дни. Когда это совершилось, и Илья вбежал в раздевалку с сияющими глазами, воскликнув, что все получилось великолепно, появилось ощущение внутреннего удовольствия оттого, что мы сделали нечто грандиозное, чего еще никогда не было ни в одной стране. Зритель все это чувствовал и переживал. Очень бы хотелось, чтобы наш спектакль увидели в каждом уголке страны и за границей.
А.Я.: Все гости, которые приходили на «Огни большого города», после спектакля готовили о том, что они плакали. Я приглашал этих же самых людей и на другие ледовые выступления, но они ограничивались только дежурными словами благодарности. Но ни разу до «Огней» я после выступления не получал такого огромного количества звонков со словами восхищения. «Это было просто уникально, мы в шоке», - были самые распространенные отзывы.
М.Б.: Спектакль сделан на русском и английском языках. Но если уважаемый мной Татарстан захочет, то мы сможем сделать и на татарском языке.
Алексей, Татьяна, во время исполнения своих олимпийских программ у вас возникают хоть сколь-нибудь схожие ощущения с теми, что были на Олимпийских играх?
А.Я.: Когда я катал олимпийскую программу «Зима» на Республиканской елке в Казани, таких ощущениях, как в Солт-Лейк-Сити, не было. Их, наверное, уже никогда не испытать. Но все равно присутствует частица того, что было уже почти 9 лет назад. Приятно опять окунаться в маленькую частицу ощущений, которые испытывал много лет назад.
Т.Н.: Для меня уже сейчас лучше смотреть олимпийские программы, а не катать. Если случайно натыкаюсь на записи, внутри происходят всевозможные необъяснимые процессы, накатывают слезы, воспоминания.
Илья, стоит ли поклонникам ждать продолжения проекта «Лед и пламень»?
И.А.: Сказать, что проект «Лед и пламень» будет выходить в следующем году, я бы пока не решился. Конечно, определенная усталость аудитории от проектов в этом жанре существует. Тем более что не один канал эксплуатирует эту тему, многие каналы упражняются в различных интерпретациях. Поэтому надо искать какие-то новые формы, «крючки», на которых можно держать аудиторию, чтобы она смотрела проект. Рейтинг висит дамокловым мечом над каждым проектом.
На данный момент руководство «Первого канала» очень довольно тем, как прошел проект «Лед и пламень». Но решение о том, что будет продолжение, на данный момент не существует.
Как звезды отнеслись к идее проекта, в котором надо будет не только кататься на коньках, но и танцевать?
И.А.: Когда начинался проект, многие с критикой отнеслись к затее танцев на полу. Фигуристов непривычно было видеть без коньков, и многие из них призывали: «Оставьте нам только лед». Так что много было резких высказываний. Но в итоге закончилось тем, что все полюбили танцпол.
Т.Н.: Конечно, этот сезон, 4 месяца, были тяжелыми даже для нас, профессиональных фигуристов. Потому что много нужно было работать на полу, по 5 часов в день. Необходимо было каждый раз удивлять чем-то, несмотря на то, что мы - непрофессиональные танцоры. Я получала огромное удовольствие от танцпола, потому что очень люблю танцевать. И мне действительно очень повезло с партнером (Алексей Воробьев - прим. Т-И), он очень хорошо двигается. Несмотря на многочисленные травмы, все тело до сих пор болит и отваливается, мы надеемся, что зрители ждут нас, и в следующем году проект продолжится.
А.Я.: Здорово, что в проекте нашлось то новое, что действительно привлекает - не только лед, но и танцы. Мне за четыре сезона «Ледникового периода» и так все было интересно, потому что я одиночник, и впервой было держать кого-то за руку, подсказывать, поднимать. А в этом году было еще одно нововведение, которое всех нас заставило чему-то учиться. Это здорово. Я лишь хочу пожелать, чтобы у Ильи никогда не гас огонь в голове, и он продолжал все время что-то придумывать.
М.Б.: После проекта «Лед и пламень» он понял, что спортсмены тоже люди. Раньше откатав с непрофессиональными артистами номер, фигуристы просто спокойно дышали, в то время как мы задыхались. Ни одной капельки пота на их лице не было. А на проекте «Лед и пламень» я увидел, что фигуристы тоже умеют потеть после выступлений на танцполе. Действительно было видно, что у них работают другие мышцы, и что они живые люди.
Т.Н.: Башаров тоже был готов выйти на лед. Когда мой партнер получил серьезную травму, Марат мне сказал: «Не переживай, я заменю Лешу, я тоже выйду на лед (смеется).
Как вам удается выдерживать столь напряженный гастрольный график?
М.Б.: Нам помогают суточные (смеется). Я стараюсь держаться.
А.Я.: Мы привыкли к такой гастрольной жизни. Хотя декабрь, безусловно, тяжелый в этом отношении месяц. В нынешнем декабре мы уже успели слетать в Салехард, побывать Тольятти, Санкт-Петербурге, Россоши, мы выступали с большими гала-концертами в Москве. После Казани будем в Казахстане. У нас насыщенная и сложная жизнь в плане гастрольного графика. С другой стороны – новые встречи, новые эмоции, сменяющаяся картинка питает и дает энергию. Я вижу, как ребята всегда заводятся, несмотря на любую усталость, как только услышат аплодисменты, и готовы хоть по 15 раз выходить на бис. Главное довести их до бортика, чтобы они услышали, как их зовут аплодисментами зрители, и дальше наступает счастье от выступления, от того, что любят и ждут.
Будете играть в хоккей во время нынешних гастролей в Казани?
И.А.: Мы с удовольствием. Тем более с нами в этот раз не будет Гедиминаса Таранды, который почему-то во время предыдущей игры использовал силовые приемы против вашего Президента (смеется).
Вы могли бы вспомнить какой-нибудь забавный случай из гастрольной жизни?
М.Б.: Во время гастролей мы должны были сразу же после шоу переехать в другой город. Шоу заканчивалось в 10 часов вечера, а самолет был только на следующее утро, так что оставался вариант с поездом. А поезд отходил в 10.05. Недалеко от катка был вокзал. Алексей Ягудин буквально сразу после поклона схватил заранее собранные вещи, и прямо с катка через поле, рельсы, в коньках и костюме побежал на поезд.
А.Я.: Я оказался единственным, кто успел добежать до поезда, а остальные догоняли его на автобусе.
Существуют ли у вас свои предновогодние традиции?
Т.Н.: Всегда это подарки, Дед Мороз, куча детей, конкурсы.
И.А.: Честно говоря, я очень люблю предновогоднюю атмосферу. Но сам праздник у меня почему-то ассоциируется с безумной суетой. Все время приходится решать много вопросов. Но когда начинают бить куранты, нужно выключить свет, открыть шампанское, успеть его разлить по бокалам и выпить. Если все успели, значит, все будет хорошо.
М.Б.: У меня тоже появилась традиция. Уже пять лет я участвуют в ледовых проектах «Первого канала». Так что в каждый Новый год я точу коньки и проглаживаю шнурки, чтобы я всегда был наточен и отглажен.
А.Я.: Каких-то особых традиций у меня нет. Так получилось, что мы с Антоном Сихарулидзе постоянно уезжали на соревнования 1 января. Почему-то чемпионаты России назло проводились 3-4 января. А в этом году у нас начинаются новогодние елки для детей со 2 января». Планы на новогоднюю ночь - праздновать за городом.
Просьба ко всем участникам пресс-конференции: поздравьте, пожалуйста, всех интернет-пользователей с наступающим Новым годом.
Т.Н.: Желаю всем жителям России здоровья, счастья, любви. Желаю, чтобы все плохое осталось в этом году.
И.А.: Новогодние праздники - это тогда, когда все улыбаются и желают друг другу только хорошее. Этот взаимообмен добром создает праздничную атмосферу. Хотелось бы, чтобы праздников было больше в нашей жизни. Поэтому давайте говорить друг другу хорошие слова в течение всего года. Попробуем, пусть это украсит нашу жизнь.
А.Я.: Мы с Варварой Алексеевной (собачка Ягудина) и Татьяной Тотьмяниной (супруга фигуриста), которая, к сожалению, сейчас не рядом со мной, хотим пожелать здоровья, счастья. Когда мне плохо, я улыбаюсь себе в зеркало, строю рожицы, и это помогает поднять настроение. Так что хочу пожелать побольше юмора и улыбок. Когда вокруг улыбаются и шутят, становится легче жить. Пусть каждый следующий год будет хотя бы немного лучше уходящего.
М.Б.: Яна ел белэн сезне! Сезгэ шатлык, бэхет, телим ботенегезгэ. Бэхетле булыгыз! (С Новым годом вас! Желаю всем вам радости, счастья! - пер. с татарского языка).
Со звездами проекта «Лед и пламень» общалась Кристина ИВАНОВА.
http://www.tatar-inform.ru/news/2010/12/29/251609/