Откровенно говоря, в плане спортивной формы перенос первенства пошел на пользу только мужчинам-одиночникам, которые выдали самый сильный чемпионат за много лет. И дело не только в обилии четверных прыжков, но и в сумасшедшей, непредсказуемой конкуренции, которая сделала этот вид программы, пожалуй, самым острым.
Канадец Патрик Чан наконец стал чемпионом мира, попутно переписав на свое имя все рекорды по баллам, набранным за программы. Новая система судейства неоднократно была подвергнута критике за нивелирование прыжковой сложности в программах мужчин. Вспомнить хотя бы прошлогодний Ванкувер, где прыгнувший четверной прыжок Плющенко проиграл Лайсачеку, не имевшему такого в арсенале. Говорили, мол, теперь достаточно лишь хорошо кататься, вращаться, иметь сложные переходы между элементами, а не бегать от одного прыжка к другому или иметь «навороченную» хореографию, при этом не надо убиваться об элементы ультра-си, коим и является четверной прыжок (oсобо язвительные даже предлагали мужчинам и женщинам-одиночницам соревноваться вместе).
Но теперь можно с уверенностью сказать, что переходный период от старой системы к новой закончен, и фигуристы «нового типа» могут делать с блеском и то и другое. Чан и занявший 2-е место японец Кодзука – это «эталонные» фигуристы новой системы оценивания, катание которых сочетает и сложные прыжки, и хореографию в программе, где все обязательные элементы переплетены друг с другом. Забавно, что сам Патрик еще в прошлом году не владел четверным прыжком, но уже получал сумасшедшие оценки за свои программы, даже ошибаясь, потому что исполнял остальные элементы и вообще катался на новом уровне.
Домашнюю Олимпиаду он, правда, все равно не выиграл, но это даже хорошо, по словам его тренера Кристи Кролл, так как в прошлом году он показал «только 60% от своих возможностей», и новый сезон бросил Чану вызов: если он хотел действительно стать лучшим и пресечь разговоры о завышенности своих оценок, то единственным образом это можно было сделать с помощью четверного прыжка.
Что делает чемпионов чемпионами?
Поборовшись в начале сезона, канадец китайского проихождения к концу спортивного года добился стабильности в этом элементе, исполнив два четверных тулупа в произвольной программе в Москве. Здесь есть интересный момент: что делает чемпионов чемпионами? По программе у Чана был запланирован в начале каскад из четверного и тройного тулупов. Но за первый прыжок пришлось побороться (сам спортмен потом удивился, как у него получилось выехать), поэтому второй прыжок цеплять не стал. Однако следующий четверной тулуп, по плану сольный, Чан превратил в каскад четыре-три.
Позже он признался, что, собираясь на второй прыжковый элемент, для себя решил: если он действительно хочет доказать свое превосходство, то должен исполнить сложнейший каскад. Особенно ценно то, что в принципе Чана неофициально уже окрестили новым чемпионом мира после короткой программы, где он выиграл 13 баллов у второго места, и мог вообще не рисковать в произвольной.
«Команда Чана»
В заключение о новом чемпионе мира хочется добавить следующее. Его тренер, рассказывая о подготовке подопечного, упомянула, что с ним, помимо нее, работает так называемая «команда Чана», куда входят специалисты, отвечающие за разные аспекты его подготовки, есть даже специалист по биомеханике. Это говорит о том, что современный спорт ушел далеко за те пределы, когда было достаточно только хорошего тренера и талантливого спортсмена. Даже такой феноменально одаренный спортсмен, как Чан, нуждается в помощи целой группы специалистов, хотя у нас, например, до сих пор жив ошибочный стереотип, что тренер – он и хореограф, и менеджер, и психолог, и диетолог, и т.д.
К слову, Евгений Плющенко, все еще вроде бы помышляющий о Сочи, пристально наблюдал за выступлениями и, возможно, призадумался над своим возвращением...
Все три призера впервые с 2007 года выполнили четверной прыжок в произвольной программе, а если говорить и о других участниках соревнования, то чех Бржезина и испанец Фернандез даже два разных – тулуп и сальхов. А возвращаясь к призерам, нельзя умолчать об одной из двух сенсаций на этом чемпионате: бронзе молодого россиянина Артура Гачинского, ученика Алексея Мишина, тренера Плющенко. Уж родные ли это стены помогли или сверхъестественные силы, но для фигуристов России это первая «мужская» медаль с 2004 года (тогда свой последний «мир» выиграл Плющенко).
Никто не виноват, что японца Нобунари Оду уже в который раз подвела «математика», а у его соотечественника Дайсуке Такахаши из ботинка вывалился шуруп прямо во время выступления (кстати, у поклонников этого японского фигуриста есть повод для радости – ранее планировавший завершить карьеру после чемпионата мира, он после неудачного выступления в Москве передумал и остается в большом спорте). Артур же, практически чисто исполнив обе программы, реализовал доставшийся ему «счастливый билет». Уступающий по части презентации программы и владения коньком своим именитым соперникам, он взял свое техникой и, будучи дебютантом, сразу оказался на пьедестале, как и его кумир Евгений Плющенко в 1998-м.
Спортсмены одного тренера
Теперь о другой сенсации, уже танцевальной. По сути, их было даже две. Во-первых, третье место дебютантов чемпионата – американцев японского проихождения брата и сестры Алекса и Майи Шибутани. Как многие знают, танцы – это вид фигурного катания, которому присуща некоторая «дедовщина»: новичков здесь не любят. В прежние годы, чтобы попасть в топ, надо было «отстоять очередь», поэтому большинство становились призерами и чемпионами уже в довольно зрелом спортивном возрасте.
Показательно, что ломать сложившуюся иерархию начали спортсмены того же тренерского дуэта, который и тренирует Шибутани: сначала пара Белбин-Агосто, а потом и самые юные олимпийские чемпионы в танцах на льду Тесса Вертью-Скотт Моир. Как и в случае с Гачинским, брат и сестра хорошо выполнили свою работу, когда остальные перетенденты ошиблись. А самое главное и даже невероятное – это то, что все три пары, оказавшиеся на подиуме в танцах, – воспитанники Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, тренерского тандема, живущего и тренирующего уже много лет в Америке, в Детройте, городе, где ничто не отвлекает от занятий фигурным катанием.
В истории фигурного катания были прецеденты «medal sweep», когда все ступени подиума занимали представители одной страны, но чтобы его занимали спортсмены одного тренера, такого еще не случалось!.. К перечню заслуг Марины Зуевой на этом чемпионате можно добавить и серебро японца Такахико Кодзуки, хореографом произвольной программы которого она является. Удивительным было и то, как относятся друг к другу спортсмены, тренирующиеся в одной группе и при этом борющиеся за самый верх турнирной таблицы. Танцы не без оснований считаются и самой «склочной» дисциплиной фигурного катания, где методы борьбы за место под солнцем бывают очень радикальными: тем более поражает воображение то, как по-дружески относятся друг к другу Вертью-Моир, Дэвис-Уайт, Шибутани. Успех их группы, по словам Марины Зуевой, в том, что «каждой паре уделяется одинаковое количество внимания, а программы ставятся исходя из особенностей каждой пары, стараясь подчеркнуть ее сильные стороны».
Возвращаясь к теме рекордов и достижений, которая была так актуальна на этом чемпионате, то американцы Мэрил Дэвис-Чарли Уайт завоевали первые золотые медали для своей страны в танцах на льду. Также это был первый в истории подиум без европейских танцоров.
Возвращения...
Соревнования в танцах и в одиночном катании у девушек, помимо всего прочего, были интересны и потому, что в них после годичного перерыва принимали участие олимпийские чемпионы Ванкувера Вертью-Моир и кореянка Юна Ким. Если первые уже пытались раз вернуться на лед в этом сезоне на турнире четырех континентов (откатав 1,5 программы, снялись), то Ким впервые вышла на любительский лед после чемпионата мира в Турине.
Эти спортсмены удостаивались самых высоких эпитетов в прошлом году, поэтому было особенно интересно, смогут ли они, пропустив год, сразу вернуться на вершину? Оказалось, нет. И Вертью-Моир, и Ким выиграли серебро. Ким вообще казалась «отстраненной»: проведя отличные тренировки, уже в короткой она оступилась, хотя и заняла промежуточное первое место. В произвольной была заметна и невкатанность программы, и некая «потерянность» спортсменки – это была не та Юна Ким, которая смела соперниц на Олимпиаде.
На пьедестале олимпийская чемпионка расплакалась, но, как оказалось, не из-за места, а из-за того, что целый год не стояла на подиуме. По ее словам, она осталась в спорте, чтобы развивать свою артистическую сторону, и намерена выступать дальше. Соревнования женщин в целом оказались видом, по которому перенос временных сроков чемпионата ударил больше всего. Победившая на радость всем японцам Мики Андо на пресс-конференции отметила, что еще неделю назад исполняла сложные каскады, но на чемпионате ограничилась простым вариантом программы. Лидер сезона, победительница этапа Гран-при на этом же катке в ноябре прошлого года, добавила в свою копилку второй титул чемпионки мира.
Российские зрители получили долю положительных эмоций от выступления Алены Леоновой, которая выдала прокат «всей жизни», не дотянув до бронзы меньше балла. Суперзвезда японской сборной Мао Асада, перешедшая в прошлом году к тренеру серебряного медалиста Такахико Кодзуки и работающая над изменением прыжковой техники, была бледной тенью себя самой, заняв шестое место.
Со словами и без слов...
В соревновании пар Алена Савченко – Робин Шолковы стали в третий раз чемпионами мира, не допустив ни одной ошибки. Россияне Татьяна Волосожар – Максим Траньков с первого захода стали серебряными призерами, но это явно только начало. Остальные «парники» явно перегорели, хотя приятно удивила молодая эстонская пара – дебютанты Наталья Забияко – Сергей Кульбач: прилично откатав короткую программу, они отобрались в произвольную, где, правда, допустили ошибки.
Как оказалось, зрительская поддержка – это не всегда плюс, и в порыве любви к своему спортсмену публика может явно перегнуть палку: так произошло с молодыми танцорами Еленой Ильиных – Никитой Кацалаповым, когда спортмен из-за зрительских аплодисментов и гула не услышал начало музыки. К другому курьезу, имеющему явно эпатажный характер, относится использование слов в произвольной программе чемпиона Европы Флорана Амодио. Как известно, слова разрешены только в танцах, а в остальных видах штрафуются одним баллом. Решив, что балла ему не жалко, Амодио порадовал публику песней Black Eyed Peas, где даже можно было расслышать строчку с использованием нецензурной лексики. Так что кто-то удивлял зрителей своим катанием, а кто-то – экстравагантностью, граничащей с откровенной показухой.
В Сочи через Ниццу...
Этот необычный чемпионат закончился, наметив лидеров на ближайшие три года перед Олимпиадой в Сочи. Следующее мировое первенство пройдет во Франции, в Ницце. Московскому чемпионату же можно смело ставить пятерку как за проведение, так и за атмосферу и оправдание надежд болельщиков.