Самые успешные чемпионаты мира в истории Сборной России
1998 год, Миннеаполис
Первое в истории сборной России «золото» в мужском катании завоевал Алексей Ягудин. Всего же наша команда выиграла шесть медалей — половину всех разыгрывавшихся.
1999 год, Хельсинки
В следующем году — первый успех девушек. На форуме победу праздновала Мария Бутырская. В общей сложности сборная России вновь взяла шесть медалей.
2005 год, Москва
На глазах у своих болельщиков во Дворце спорта «Лужники» наша команда выиграла три «золота» и «серебро». Особенно запоминающимся был успех Навки и Костомарова.
вот это да... я-то думала, что в курсе всех мест, где на меня ссылки ставят это я в поиске ретро-фоток для продолжения своего "Способа предвижения" через гугл сюда попала!
В Петербурге скончался известный бард Юрий Кукин. Автор песни "За туманом", которую знает вся страна, был одним из первых в нашей стране профессиональных тренеров по фигурному катанию. Юрий Кукин родился 17 июля 1932 года в посёлке Сясьстрой Ленинградской области. С юности Кукин увлекался музыкальной самодеятельностью, играл в джазовой группе на барабанах. В 1954 году он с отличием закончил Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта. Одним из его учителей был Игорь Борисович Москвин. Первых выпускников кафедры конькобежного спорта по направлению "фигурное катание на коньках" было всего восемь. Им предлагали работать в любой точке страны, но Юрий Алексеевич выбрал город Петергоф под Санкт-Петербургом, где специально для него открыли школу фигурного катания. Тренировались на льду только зимой, его заливали на футбольном поле. В этой школе под руководством Юрия Алексеевича Кукина начинал кататься Станислав Жук. "Стасику было лет 12-13, когда он пришёл к нам. Жук не отличался хорошим характером и был очень хулиганистым", - вспоминал Юрий Алексеевич. Потом в жизни Кукина были геологические экспедиции на Камчатку, Дальний Восток, Памир и в Горную Шорию... В экспедициях он сочинял и пел песни, а потом их перепевала вся страна. В 60-70-е годы Юрий Кукин стал лауреатом конкурсов туристской песни в Москве, Ленинграде, польской Зелёна-Гуре. С 1968 года работал солистом в "Ленконцерте". Юрий Алексеевич скончался на 79 году жизни.
Знала о факте смерти, но о том, что Юрий Кукин имел отношение к ФК, прочитала впервые. Светлая ему память.
Основатель фигурного катания - Джексон Хейнс (Jackson Haines) Способ передвижения - коньки.
автор: Qwessta
Часть вторая: Джексон Хейнс.
Для этой главы я выбрала «особенного героя». Если бы не он, вряд ли сейчас мы с вами беседовали бы о фигурном катании в том виде, в котором оно существует сегодня. В 1840 году в Чикаго появился на свет ребенок, которому суждено было перевернуть представление о катании на коньках, уже успевшее сложиться в странах Европы. И он его не просто перевернул – именно благодаря ему сегодняшнее фигурное катание многим из нас видится скорее, искусством, чем видом спорта. Итак, 1840 год… Новорожденного звали Джексон Хейнс (Jackson Haines). История скромно умалчивает о детских годах героя – впрочем, эта история вообще о многом умалчивает. Приходится довольствоваться тем, что есть. Остается предположить, что Хейнс, еще ребенком встал на коньки… ну, или скажем, так: в раннем детстве мальчик привязал к своим ботинкам коньки – это, пожалуй, ближе к истине. Ну, и скорее всего, к катанию на коньках у ребенка были большие способности, да что там – этого даже предполагать не надо – были они, еще какие!..
Свернутый текст
Безо всяких предположений и догадок – у маленького Хейнса обнаружились выдающиеся способности к катанию на коньках. Сегодня о нем сказали бы – уникальный, выдающийся талант. В те годы стиль катания был так называемым, «жестким», или – английским. Катающиеся старательно выполняли строгие элементы на льду без попыток внесения каких-либо художественных образов. Подростком Джексон отправился в Европу, где учился в балетной школе. Вероятно, там же он получал какое-то образование, хотя об этом нигде не упоминается. А в 17 лет он вернулся в Америку с желанием «все изменить». Похоже, юный Хейнс был по натуре бунтарем. Так или иначе, итогом его занятий хореографией явилось то, что Джексон стал первым фигуристом, включившим в свои выступления танцевальные движения и музыкальное сопровождение. Какое именно было это сопровождение, остается только догадываться, сведений об этом я не нашла. Возможно, это была скрипка??? Представим себе картину: небольшой застывший пруд (именно на таких катках чаще всего тогда и выступали… ну, когда - выступали) – зима, вокруг – заснеженные деревья и тепло одетые «зрители». А там, на этом катке выписывает замысловатые фигуры юный красавец Джексон – (кто знает, что там были за фигуры?.. может, спирали, или вращения, а может и - дорожки шагов?!) – и все это в сопровождении «живой» музыки. Вот музыкантов на морозе (ну, пусть даже – на очень легком морозце!) я вообразить что-то не могу никак, ни со скрипкой, ни с гитарой или флейтой… вообще – ни с одним из инструментов. Но как-то же он выступал под музыку! А патефон, надо полагать, в 1860-е еще никто не изобрел… Или – изобрел?!.. загадка… Однако, несмотря на яркий талант и несомненную красоту движений молодого Хейнса, его идеи не встретили большого энтузиазма у американцев. Да что уж там – никакого энтузиазма они не встретили. Стиль нового фигуриста был прямой противоположностью общепринятому.
Он сумел использовать свой балетный опыт – его небольшие программы были изящны, музыкальны, полны стремительных и точных движений. Кроме всего прочего, он придумал нововведение – он начал прикручивать коньки прямо к сапогам. До этого принято было пользоваться ремнями для крепления коньков к обуви. (Прием этот, как я рассказала в первой главе, на самом деле еще раньше придумал еще Петр Первый, но до Америки изобретение Петра так и не доехало, пришлось его изобретать еще раз!). Новый способ крепления коньков позволил Джексону чувствовать себя на льду устойчивее и легче выполнять прыжковые элементы. (Тут опять-таки остается догадываться и воображать, что ж он такое прыгал?! Потому, как ни Пауль Аксель, ни Ульрих Сальхов, ни Риттбергер, ни кто-то другой из отцов-основателей свои прыжки еще не придумали и человечеству их не подарили. До них оставалось еще почти полвека истории…) Джексон стал первым «конькобежцем», изучившим хореографию и внесшим в элементы ритмику и пластику. Я бы назвала его – первым настоящим фигуристом в истории. Однако соотечественники не приняли «новый стиль»(такое случается и сейчас, сплошь и рядом), и Хейнс уезжает в Европу. Тогда он еще не знал, что больше не вернется на родину. Он начал свой тур по Европе в 1864-м году. Хейнс демонстрировал свою программу «Произвольные фигуры» под музыку в Лондоне – там его встретили немного прохладно, и в Стокгольме – где его приняли тепло. Когда же Джексон достиг Вены, его ожидала горячая и восторженная встреча. Европа в лице австрийцев приняла его и полюбила. Вскоре он не только выступал на австрийских катках, он часто выезжал в турне по Европейским странам, а позже начал преподавать в Вене танцы на льду. В некоторых источников утверждается, что знаменитый Иоганн Штраус был так очарован катанием молодого американца, что написал несколько вальсов специально для его программ(!!). (Кстати, интересно – почему никто из современных фигуристов не использует в своих программах музыку Штрауса, написанную специально для фигурного катания?).
Джексон Хейнс жил и преподавал в Вене, у него появились ученики и последователи, тогда же его признали основоположником школы фигурного катания.
Катки в те годы были, понятно, только естественные, но для них уже появлялись первые закрытые помещения. Известно, что в 1872 году Джексон и его ученик – необыкновенно талантливый юноша Франц Беллази - выступали в Праге «на закрытом катке в театре, в котором были открыты все окна». Каток, таким образом, был залит прямо на сцене. Это явилось смелым новаторством и привлекло массу зрителей. Выступали они, судя по всему, как сольно, так и в паре – в те годы нередко катались в паре двое мужчин, так как время женщин в ФК было еще далеко впереди. Хейнс обретает огромную популярность и любовь публики. Его изысканное катание неизменно привлекает зрителей. Стиль катания Хейнса стали называть «Международным». Вот что писал о нем Н. Панин-Коломенкин: «Еще в 1864 году в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц(Хейнс), которому суждено было стать основателем современной нам формы искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанном с вытягиванием и сгибанием колена опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства — к международному стилю...» Фигурист, ставший основоположником современной школы катания, так никогда и не вернулся на родину в Америку, где его все же признали – но лишь много лет спустя после его смерти. Удивительный талант и яркая, насыщенная жизнь этого человека совершенно точно заслуживает отдельного описания в повести, или даже в романе. Но, к огромному сожалению, сведений о нем очень и очень мало. В Австрии же ученики Джексона, в том числе Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт – успешно выступали на первых международных соревнованиях. Известно также, что в дальнейшем эти трое, изучая и перенимая опыт Джексона, совершенствовали свои (а точнее сказать – его!) «фигуры», и позднее опубликовали книгу под названием «Следы на льду». Это вещь стала одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию. (сразу оговорюсь – в сети я ее не нашла. Скорее всего, она не существует в электронном виде – либо не переведена на русский язык). Покажу лишь сохранившуюся обложку этой книги – вот она:
Диамантиди, к тому, же был художником, и часто изображал каток и фигуристов на своих картинах. Среди учеников Хейнса был также Луис Рубинштейн, родом из Канады – именно он потом «привез» стиль своего учителя в Северную Америку. (Луис Рубинштейн – Чемпион Канады с 1883 по 1889 годы, и Чемпион США в 1888, 1889 и 1891 годов.) Джексон Хейнс прожил всего 39 лет. В 1879 году, в турне, переезжая из Петербурга в Стокгольм, он умер от туберкулеза в небольшой финской деревушке Gamla-Karleby, где и был похоронен. На его могиле надпись: «The American Skating King» - думаю, она не требует перевода.
На этом все о Джексоне Хейнсе. Надеюсь, вам было интересно. Следующая глава будет рассказом о первых Мировых Чемпионатах. спасибо за внимание!
Танцы на льду: 1978 год - падение, один судейский голос и новые чемпионы мира
Не скажу ничего нового. Фигурное катание – субъективный вид спорта. А про танцы на льду, если так сказать - то ничего не сказать. Здесь победитель не зависит от выигранных секунд, поднятых килограммов и высоких или дальних сантиметров. Здесь у каждого свое мнение, как у простых болельщиков, так и у тренеров и судей. Выражается все это своеобразие в оценках, критерии которых сложны, запутаны, противоречивы и непонятны большинству любителей. Поэтому и в новом веке, как и в прошлом, большинство оценивает просто – нравится или не нравится, любишь или нет. Правда сейчас хорошая техника немного помогает, а тогда и этого не было.
Увлеченность фигурным катанием у меня началась с любви к паре Ирина Моисеева/Андрей Миненков в далеких 70-х. Это как первая любовь, она есть у всех, по разному заканчивается, но в памяти остается навсегда. Уже сейчас, спустя десятилетия, пытаюсь быть объективным для оценки пары – не получается, я просто не замечаю никаких недостатков. Мозг благополучно отключается. А сердцу – не прикажешь.
Был я школьником, катался на фигурных коньках (кстати, коричневые были, вначале велики, потом малы стали), ездил на каток по субботам и воскресеньям. И очень жалел, что чемпионаты Европы и мира проводятся так редко, всего лишь раз в год.
В 1978 году про пару Мо и Ми, так их иногда называли, знал, что они уже двукратные чемпионы мира (в 1975 году, в отсутствие безусловных лидеров - пары Пахомова/Горшков и в 1977 послеолимпийском году, на перепутье). Ирина и Андрей пока для меня были интересными фигуристами и не более того. Замечательная пара, которая прекрасно танцует на льду под лирическую музыку и трогает душу. Я ничего не понимал в оценках и поэтому ждал не столько победы, сколько красивых прокатов. Чемпионат Европы ожидания оправдал. Они еще к тому же и победили с очень замечательной произвольной программой на музыку Бернстайна «Вестсайдская история». И я их полюбил. И с нетерпением стал ждать чемпионат мира, чтобы еще раз посмотреть хореографический шедевр, и уже был полностью уверен в их победе.
Я дождался, и не дождался одновременно… Они проиграли. Всего одним судейским голосом. После досадного и нелепого падения в конце выступления, на самых последних секундах, когда уже все казалось бы должно закончиться полной и безоговорочной победой. На этих соревнованиях спортивный принцип победил – другие сильнейшие (Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов) стали первыми. Но…
Горечь проигрыша и ощущение полной катастрофы, и жуткое разочарование, смешанное с обидой – вот что было со мной. Плюс к этому, не мог понять, ну почему это случилось? Что это было – нелепый случай, знак свыше или простое напоминание, что лед скользкий и все возможно. Они проиграли. Но остались самыми любимыми и все равно непобежденными никем в моем сердце.
Все, я заканчиваю вспоминать. Дальше предлагаю вашему вниманию цитаты из книг главных действующих героев, непосредственных участников тех давних событий, Елены Анатольевны Чайковской «Шесть баллов» и Татьяны Анатольевны Тарасовой «Четыре времени года».
Итак – первое советское противостояние за лидерство в танцах на льду, в котором было все – любовь, предательство, непонимание, интриги, подводные течения, один судейский голос, разные стили, великие тренеры, два танца, судьба олимпийского золота и самое непредсказуемое – его величество случай или … Придется решать самим.
Из книги Елены Анатольевны Чайковской «Шесть баллов»
«Обрадовал нас и небольшой, мимолетный разговор Лоуренса Демми с Карпоносовым. Он сказал приблизительно следующее: «Я не очень верил в возможности прогресса вашей пары. Сейчас я могу сказать, что ошибался. Вы танцуете отлично, и у вас есть хороший запас, чтобы развить успех...»
Это была для нас очень важная поддержка. Пусть чисто моральная, но она свидетельствовала о том, что общественное мнение, долго колебавшееся, сделало поворот в нашу сторону. И что теперь мы должны еще и еще прибавить техники и артистизма в новых программах и показать, какие неисчерпаемые возможности по-прежнему существуют в недрах спортивного танца на льду.
Еще задолго до начала нового сезона 1978 года я проанализировала все его компоненты и пришла к выводу, что никогда еще не было такой благоприятной ситуации для штурма главной высоты. В числе трех обязательных танцев, которые должны были показывать на соревнованиях фигуристы, было и танго «Романтика». Это достаточно сложный танец, требующий тонкой и точной техники. В нем есть сложные узлы, разобрать которые очень нелегко непосвященному. И хотя танго в исполнении Милы и Саши было снято на пленку, записано на видеомагнитофон, чтобы новые поколения исполнителей знали, как его надо танцевать, все-таки создатель танго, очевидно, разбирается во всех тонкостях «Романтики» и знает, какие новые возможности таит она в себе.
Второе наше преимущество мы нашли в том, что на очередной сезон всем танцорам было задано домашнее сочинение на тему «пасодобль». Этот оригинальный танец был нам по душе. Испанский марш для выхода тореадора и его свиты на арену как нельзя более соответствовал характеру и темпераменту пары в целом, и Гены в частности. А это особенно ценно именно в пасодобле, поскольку партнер здесь играет главную роль, он задает тон, он ведет партнершу, на нее как бы падает багряный отблеск от плаща тореро.
Я не раз ставила испанские танцы и Пахомовой с Горшковым, и Наташе с Геннадием, появились испанские узоры и в программах моих спортивных пар, и даже у одиночника Ковалева. Тему я знала отлично, знала трудности, с которыми сталкиваются постановщики, перенося шаги испанского танца на лед, и владела приемами, с помощью которых эти трудности можно преодолеть. Так что пасодобль должен был закрепить наше преимущество — если такое преимущество будет после обязательных танцев.
Ну а произвольный танец должен был стать новой и самой высокой вехой на нашем пути. План его был разработан на самом пороге сезона. В традиционные четыре части «произволки», резко отличающиеся по рисунку, по темпераменту, по набору изобразительных средств, мы хотели вложить все наше сегодняшнее понимание спортивных танцев на льду. И при этом сохранить некую традиционность, строгость, даже, если хотите, внутреннюю интеллигентность танцев, не превращая их в шоу, не управляемое никакими спортивными законами.
Таковы были наши расчеты, наши задумки. И мы осуществили их полностью. Промежуточные поражения не обескураживали нас, а только добавляли, если можно так сказать, холодного азарта.
Я не люблю описывать свои танцы. Об этом я писала и говорила не раз. Не буду заниматься я этим и сейчас. Мне только хотелось бы объяснить читателям, почему был избран такой сюжет для произвольного танца, а не какой-нибудь другой. Первая часть танца — танго. Строгое. Без всяких излишеств. Традиционное. Звучное. Заразительное. Танго взято первой частью специально, хотя в подавляющем большинстве случаев танцоры начинают с частей более динамичных, скоростных. Почему все-таки танго? Да потому, что это классический ритм ледовых танцев. И мы хотели показать, что можем в самых строгих рамках найти такой постановочный ход, которого еще никто не знал. Вспомните вступление, первые шаги партнеров друг к другу, дорожки и вращения, где все неожиданно, все как открытие, заставляющее звенеть тела танцоров.
Втянув зрителей (и судей, конечно) в свой танец, Наташа и Гена должны были далее ошеломить всех современным ритмом. На огромной скорости они показывали набор сложнейших шагов, поддержек, вращений, которые символизировали темп современной жизни, современного спорта. Скульптурная остановка в конце второй части рассекает танец на две части. Теперь начинается партия нашей лирической героини. На первом плане Наташа. Наконец она может показать все, чем богата внутренне, показать всю духовную и физическую красоту русской женщины, с ее тонкой музыкальностью и трепетностью чувств. Наташа полностью созрела для этой роли. И когда зрители вместе с партнерами вновь бросаются в плясовую мелодию, в которой звучат и цыганские нотки, и венгерские, и молдавские, они делают это даже с некоторой неохотой. Тем радостней и звучней финал, в котором танец втянул в свой вихрь и каждого танцора, и всех, кто танцевал в этот вечер вместе с ними.
Таково короткое либретто произвольного танца-78. Как оказалось — чемпионского.»
Из книги Т.А. Тарасовой «Четыре времени года»
«Победа в Японии — последняя их победа на чемпионате мира. Были еще успехи, но уже не столь значительные, и, увы, их было немного, и главное — это победы над собой, и ни для кого, кроме нас троих, они не заметны. Хотя я считаю, что победить себя не менее важно, чем выиграть чемпионское звание. На следующий год, в Канаде, в Оттаве, где проходил очередной чемпионат мира, Моисеева и Миненков проиграли. Проиграли с одной из самых любимых моих программ, построенной на мелодии Леонарда Бернстайна из фильма «Вестсайдская история». Обычно в программах при сменах темпа меняется музыка, а здесь шло одно произведение, которое нельзя было резать. Этот танец оказался для Иры и Андрея очень близким, отвечал их душевному настрою — катались они вдохновенно. Еще до чемпионата мира, на чемпионате Европы во Франции, я поняла, что с подобного рода программой мы несколько поторопились. Мне говорили: «Технически все, конечно, безупречно, но скучно, весь танец под одну мелодию...» Но скучать, судя по реакции зрителей, никому, кроме специалистов, не приходилось. Спустя шесть лет произвольный танец с единым, или, как говорят, сквозным, сюжетом и на единую музыку показали двукратные чемпионы мира англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин — и стали трехкратными. Их программа была принята с восторгом.
Да, мы немного опередили время. Но не только это помешало Моисеевой и Миненкову заставить поверить судей в жизненность необычной в те годы программы. Чемпионы мира, как правило, законодатели моды, однако это право получают, как мне кажется, только многолетние лидеры. Чемпионский стаж Иры и Андрея в то время измерялся всего одним годом, вот почему то новое, что предлагали мы, легко находило противников.
Впрочем, чемпионат Европы 1978 года ребята выиграли. Но не вызывало сомнений, что на чемпионате мира основными конкурентами Иры и Андрея будут Наташа Линичук и Гена Карпоносов. Ученики Елены Анатольевны Чайковской больше и лучше тренировались, я бы сказала, более целенаправленно. Мои же питомцы, как никогда, подолгу выясняли на льду отношения. К тому же в тот год у Наташи и Гены был отличный, на мой взгляд, лучший за всю их спортивную жизнь произвольный танец и замечательный оригинальный пасодобль — танец, который органически соответствовал характеру этого дуэта.
При исполнении обязательного танца — романтическое танго — Ира споткнулась. И тут же, на этом же шагу, вслед за ней споткнулась и Наташа, но оценки Линичук и Карпоносов получили выше. Такая ситуация не смутила, а раззадорила Моисееву и Миненкова, произвольный танец они прокатали на таком высоком уровне, вложив в него столько экспрессии, что в зале установилась абсолютная тишина. Кроме музыки, можно было услышать, наверное, только, как я дышу. И когда в финальном такте Андрей поднял Иру на руки, я сказала: «Все». Я не сомневалась — победа за нами. Он повторил за мной: «Все!» И тут же споткнулся, уронил партнершу, и они покатились кубарем по льду.
Потом Андрюша говорил, что я его сглазила, но, конечно, дело не в одном слове, сказанном вроде бы под руку. Они могли выиграть, но могли и проиграть, что и случилось. В тот год дуэт Моисеева — Миненков не выглядел абсолютно сильнейшим, это был не чемпионский дуэт. Они плохо тренировались накануне решающего старта, тратя время на выяснение, кто у них в паре главный, и совсем перестали меня понимать.
Ира и Андрей всегда занимались очень нервозно, а тут они, почувствовав себя полноправными чемпионами (в 1975 году они знали, что Пахомова и Горшков вернутся на лед), совсем распустились и стали выяснять и оспаривать правильность каждого шага, пропустив в спорах буквально месяцы тренировок. Я разными способами пыталась пресечь разгильдяйство. Наконец, обратилась к родителям, но и вмешательство родителей ни к чему не привело, они словно закусили удила.
Перед отъездом в Канаду я сказала дома, что ехать не хочу, потому что знаю — ребята проиграют. Так готовиться к чемпионату мира нельзя.»
И в заключении еще одна цитата Татьяны Анатольевны Тарасовой: «Если же спросить, кого из своих учеников я любила больше всех, нет, кто был дороже всех, — конечно, Ира Моисеева и Андрей Миненков.»
Вот такой 1978 год. Уже история. А сколько еще таких противостояний было после. И сколько еще падений и разбитых надежд. И все сказанное великими тренерами в отношении программ и тренировок как никогда актуально и в наше время.
В самом конце – мой любимый показательный номер Ирины и Андрея «Ромео и Джульетта». В первом видео – 1978 год, после проигрыша.
Во втором – любительская съемка 1981 года с чемпионата мира из США, где они проиграли будущим олимпийским чемпионам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину.
Домнина/Шабалин – последние российские чемпионы мира в танцах на льду
Первые чемпионы мира в танцах на льду, медали и рекорды прошлых лет, а также взлёты и падения новейшей истории – в обзоре выступлений российских фигуристов на мировых первенствах.
Свернутый текст
История танцев на льду в программе чемпионатов мира началась с тотального доминирования британских фигуристов. Их господство длилось целое десятилетие, пока чешскому дуэту Еве Романовой / Павлу Роману не удалось потеснить представителей Великобритании с первой позиции — правда, всего на четыре года. Следующими, кому это окажется под силу, станут советские фигуристы, но до 1969 года наши танцоры значительно уступали в мастерстве зарубежным спортсменам и ни разу не поднимались на пьедестал почёта. Первое серебро мирового первенства, проходившего в Колорадо-Спрингс, нашей стране принесла легендарная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Уже на следующий год они выиграли первое золото и на долгие годы стали законодателями мод в танцах на льду. Всего за свою спортивную карьеру воспитанники Елены Чайковской завоевали шесть золотых медалей чемпионатов мира и Европы и стали рекордсменами в этом виде программы.
Чемпионат мира — 1992, Окленд, США Танцевальные дуэты. Итоговое положение. 1. Марина Климова / Сергей Пономаренко (СНГ) 2. Майя Усова / Александр Жулин (СНГ) 3. Оксана Грищук / Евгений Платов (СНГ)
Чемпионат мира — 1993, Прага, Чехия Танцевальные дуэты. Итоговое положение. 1. Майя Усова / Александр Жулин (Россия) 2. Оксана Грищук / Евгений Платов (Россия) 3. Анжелика Крылова / Владимир Фёдоров (Россия)
Золотой почин Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова сначала поддержали Ирина Моисеева и Андрей Миненков, а затем Наталья Линичук с Геннадием Карпоносовым. С 1970 года россияне активно осваивают лидирующие позиции в танцах на льду, и спустя несколько лет уже не один, а сразу несколько наших дуэтов становятся призёрами мировых первенств. На протяжении целых 30 лет не было ни одного чемпионата мира, с которого наши пары вернулись бы без наград. Всего за это время было завоёвано 24 золотых, 17 серебряных и 10 бронзовых медалей. При этом 1992-1993 годы стали рекордными в истории российских танцев: два года подряд наши фигуристы занимали весь пьедестал почёта! В 1992-м под флагом Союза Независимых Государств первенствовали Марина Климова / Сергей Пономаренко, пришедшие на смену знаменитым ученикам Татьяны Тарасовой – Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину, Майя Усова / Александр Жулин были вторыми, Оксана Грищук / Евгений Платов замкнули тройку призёров. В Праге с уходом Климовой / Пономаренко серебряные и бронзовые медалисты поднялись на одну ступень вверх, а освободившееся третье место досталось Анжелике Крыловой / Владимиру Фёдорову.
К слову сказать, российские спортивные пары, раньше танцевальных обозначившие своё лидерство на мировой арене, также дважды занимали весь пьедестал на чемпионатах мира. Впервые это случилось в 1969 году, когда дебютанты первенства Ирина Роднина / Алексей Уланов обошли своих более именитых товарищей по команде Белоусову / Протопопова, ставших бронзовыми призёрами, а серебро завоевали Тамара Москвина и Алексей Мишин. Второй раз тотальная гегемония россиян наблюдалась в 1988-м: на этот раз Елене Валовой с Олегом Васильевым удалось потеснить своих главных конкурентов — Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова, третьими стали Лариса Селезнёва / Олег Макаров.
Чемпионат мира — 2000, Ницца, Франция Танцевальные дуэты. Итоговое положение. 1. Марина Анисина / Гвендаль Пейзера (Франция) 2. Барбара Фузар-Поли / Маурицио Маргальо (Италия) 3. Маргарита Дробязко / Повилас Ванагас (Литва) 4. Ирина Лобачёва / Илья Авербух (Россия)
Чемпионат мира — 2012, Ницца, Франция Танцевальные дуэты. Итоговое положение. 1. Тесса Вертью / Скотт Моир (Канада) 2. Мэрил Дэвис / Чарли Уайт (США) 3. Натали Пешала / Фабьен Бурза (Франция) … 5. Елена Ильиных / Никита Кацалапов (Россия)
К сожалению, в новом тысячелетии победная история российских танцев стала всё чаще прерываться безмедальным затишьем. Первый такой турнир прошёл в 2000 году в Ницце. Тогда Ирина Лобачёва с Ильей Авербухом до последнего боролись за бронзу, но в итоге уступили её литовским танцорам Маргарите Дробязко / Повиласу Ванагасу, а получившая травму спины Анжелика Крылова наблюдала за ходом борьбы со зрительской трибуны. С уходом Татьяны Навки и Романа Костомарова, последних наших двукратных чемпионов мира, паузы становятся всё длиннее. С 2006 года российским дуэтам только дважды удалось стать призёрами мировых первенств: в 2008-м в шведском Гётеборге Хохлова / Новицкий завоевали бронзу, а на следующий год в Лос-Анджелесе Оксана Домнина и Максим Шабалин поднялись на высшую ступень пьедестала. И спустя три года в Ницце российские танцоры снова остались без наград.
Правда, при этом следует отметить, что даже в отсутствие наших спортсменов в призовой тройке российская школа фигурного катания продолжает побеждать. Ведь к успехам Барбары Фузар-Поли / Маурицио Маргальо, Ше-Линн Бурн / Виктора Краатца, Албены Денковой / Максима Ставиского и, конечно, Мэрил Дэвис / Чарли Уайта и Тессы Вертью и Скотта Моира приложили руку наши прославленные тренеры: Татьяна Тарасова, Наталья Линичук, Геннадий Карпоносов, Николай Морозов, Марина Зуева, Игорь Шпильбанд.
Известная норвежская фигуристка Соня Хени родилась 8 апреля 1912 года в городе Кристиания, нынешнем Осло. Ее отец, Вильхем Хени, был преуспевающим скорняком, его жена Селма – домохозяйкой. Соня сначала занималась лыжным спортом, а затем вслед за старшим братом увлеклась фигурным катанием. Отец нанимал ей лучших педагогов, включая известную русскую балерину Тамару Карсавину.
Свернутый текст
В возрасте девяти лет Соня Хени выиграла чемпионат Норвегии, а в 11 лет стала восьмой на зимних Олимпийских играх 1924 года. На первенстве мира 1926 года финишировала второй.
На чемпионате мира 1927 года Соня Хени включила в свое выступление движения выдающейся русской балерины Анны Павловой. Под музыку из балета "Лебединое озеро" Соня выиграла первый из десяти завоеванных ею титулов чемпионки мира (1927-1936).
В 1928 году Соня Хени выиграла свою первую золотую олимпийскую медаль. В произвольной программе она выполнила тогда 19 прыжков.
В течение своей спортивной карьеры Хени трижды завоевывала олимпийское золото (1928, 1932, 1936), став первой и на текущее время единственной трехкратной олимпийской чемпионкой по фигурному катанию среди женщин-одиночниц. Соня Хени также выигрывала подряд шесть Чемпионатов Европы (1931-1936).
После Чемпионата мира 1936 года Соня Хени рассталась с любительским статусом и начала карьеру профессионального исполнителя в ледовых шоу. Первоначально выступала в шоу "Голливудское ревю льда", с 1950 года проводила свои собственные туры под названием "Ревю льда Сони Хени".
Соня Хени получила известность и как киноактриса. В кино она дебютировала в 1927 году маленькой ролью в норвежском фильме. Начиная с 1936 года Соня Хени снялась в 12 голливудских фильмах и еще в двух появилась в роли самой себя. Среди ее голливудских работ фильмы "Одна на миллион" (1936), "Удачная посадка" (1938), "Все происходит ночью" (1939). Наибольшую известность получил фильм "Серенада солнечной долины" (1941).
В 1941 году она получила американское гражданство.
Соня Хени была трижды замужем. Вместе с третьим мужем, богатым норвежским судовладельцем и меценатом Нильсом Унстадом Хени основала Художественный центр современного искусства "Henie-Onstad".
В середине 1960-х годов у Хени была диагностирована лейкемия. 12 октября 1969 года она скончалась.
Соня Хени и ее муж похоронены в Осло перед Художественным центром "Henie-Onstad".
Белоусова - Протопопов Как сложилась судьба пары, в 1979 году оставшейся на Западе?
В один из вечеров августа 1970-го в буфете Дворца спорта в Лужниках чувствовалось нервозное оживление. На спектакль выступавшего здесь американского ледового шоу "Холидей он Айс" собирались прийти именитые советские гости. Мультимиллионер Морис Чалфен, хозяин всех ансамблей мотавшегося по миру "Холидеев" с закупленными им фигуристами - чемпионами из множества стран, заметно волновался. Представьте только: 70-й год, цветущая брежневщина, и специально приехавший в Москву американец должен предложить Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову перейти в его профессиональный балет.
Свернутый текст
Олег Протопопов тоже нервничал: ему с Людой выпадал редчайший шанс разбогатеть. Неужели и правда фигуристы не понимали, что это невозможно? Что пройдут годы, сменятся эпохи, прежде чем станут позволять. И 29-летний руководитель советского фигурного катания Валентин Писеев вежливо и спокойно объяснил, что двукратные олимпийские чемпионы Белоусова - Протопопов нужны Родине. Что еще он мог сказать?
Мне довелось переводить ту короткую беседу. Отказ, и как могло быть иначе? Я, студент 4-го курса иняза, и то понимал, в какой стране мы живем. А Олег, 1932 года рождения, переживший ленинградскую блокаду, а потом и всемирную славу, - расстроился.
Быть может, если бы произошло чудо и этой спортивной паре вдруг разрешили поработать в "Холидее", судьба ее сложилась иначе. Но нет, Олег и Людмила по-прежнему боролись за место в сборной. Но без успеха. Их побеждали Татьяна Жук и Саша Горелик - ученики тренера Жука. Того самого Жука, катавшегося в паре с женой Ниной, которым они поначалу проигрывали, а потом буквально разорвали. И хороший фигурист Жук ушел, превратившись в величайшего тренера Станислава Жука.
На первенстве СССР 1971 года они остались 6-ми, 1972-го в отсутствие трех первых номеров - 3-ми. И тут 39-летний Олег, для него чемпионат стал 20-м (!) по счету, обвинил судей в заговоре. Начался скандал, разбирательства.
Уверен, причина не заговор, в котором Протопопов обвинил судей. Уже подросли молодые пары - быстрые, с иной, более сложной техникой. А Олег с Людой оставались гениальными артистами, первооткрывателями. У них Лист, Бетховен, Чайковский и классическое катание, у а молодых темп, сложнейшие поддержки, трудные (для того периода) прыжки, которые сейчас выполняют и рядовые мастера. Олег и его Людмила были творцами, превратившими фигурное катание в искусство, но уже не спортсменами.
Им казалось, что они сильнее. Да, как артисты. Но фигурное катание, с его жесточайшим отбором, требовало новых звезд, невиданных и рискованных элементов.
Они ушли с обидой. Но жизнь без катка была им неведома. И они выступали в Ленинградском балете на льду, разъезжали по провинции и по миру. Их боготворили зрители СССР и других стран. И до 1979 года все складывалось, как могло складываться в карьере разочарованных уходом чемпионов - относительно обеспеченных, зарабатывающих своим не ремеслом - искусством.
И вдруг во время гастролей они остались в Швейцарии. Был скандал на весь мир. Такие случаи в 70-е редко, но случались. Невозвращенцы клеймились предателями, их имена автоматически предавались забвению и вычеркивались из истории, как произошло и с Белоусовой - Протопоповым, упоминания о которых исчезли даже из справочников.
Для меня их совсем не спонтанный, а заранее подготовленный отъезд не был подвигом. В квартире - пустота, в их душах наверняка вера в то, что уж на Западе поймут, оценят. А было, как бывало всегда. Сначала интервью, повышенное внимание, потом обычная жизнь все с той же борьбой за признание, за собственный путь в фигурном катании. Начинать в 47 в чужой стране, пусть и прилично, как Олег, говоря по-английски... Тяжко.
А они катались. Лет через 10 я видел их на показательных в зарубежье. Олегу было уже 57! Скорости не было, но оставались артистизм и очарованье. Невольно вызывал уважение другой их спортивно-артистический подвиг: они регулярно выступали на публике, зарабатывая этим и только этим на жизнь. Я другой такой пары не знаю.
Почему-то казалось, что, когда СССР приказал долго жить, они вернутся. Но пара ждала швейцарского гражданства. Удивительно, но строгие швейцарцы не сочли фигурных чемпионов достойными их паспорта, и Протопоповы, как их все называют, получили долгожданные паспорта лишь в середине 1990-х. Жили не в каком-нибудь Берне или Цюрихе с Женевой, а в скромной деревушке Грин или Грюндедьвальде, пишущейся у нас со своими 4 тыс. жителей на разные лады.
Зато там можно было тренироваться. А когда приглашали где-нибудь выступить, то выступали, зарабатывая на масло к своей, полагаю, не слишком большой швейцарской пенсии.
Бывали в России. И поразили меня письмом, написанным в Федерацию фигурного катания РФ. Были тогда годы дико сложные, когда после больших побед все лидеры разом ушли и фигуристов начали по доброму обычаю гвоздить нещадно. Протопопов написал, что верит в российский спорт, в наше фигурное катание. А что сейчас?
Олегу Алексеевичу уже за 80, супруге немногим меньше. Неужели по-прежнему катаются? Выяснилось, что отношения с ними поддерживает все тот же Писеев:
- По-прежнему тренируются. Ищут лед - ведь все это стоит денег. Выбирают такое время, когда поздними вечерами он не занят. В неплохой форме. Иногда, как мне рассказывали, выбираются в Лейк-Плэсид, там дают благотворительные представления. Фанаты своего дела. Иногда Олег мне пишет, я - ему.
- Как то письмо, написанное в трудный для российских фигуристов момент?
- Не только.
- Валентин Николаевич, может, лезу не в свое дело. Но теперь все советские, российские олимпийские чемпионы получают стипендию от государства. И приличную. Наверняка Белоусова - Протопопов в число таких стипендиатов не входят. Ну, уехали, ну, 1979 год... Может, надо помочь? Неужели не заслужили?
- Помочь надо. И мы в Федерации уже об этом подумывали. Вот и у вас такое же мнение.