Instagram

Неофициальный форум Татьяны Навки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неофициальный форум Татьяны Навки » Фигурное катание » "Ностальжи" (история ФК)


"Ностальжи" (история ФК)

Сообщений 61 страница 90 из 175

61

кажется, что Юко с Сашей тогда катались более уверенно

62

http://gtrk-omsk.ru/upload/iblock/ff4/podarok_london.jpg

Омскому музею ИЗО подарили портрет первого русского олимпийца.

Этот портрет первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина – рисунок тушью неизвестного автора. События, которые прославили Панина, – IV Олимпийские игры в Лондоне 1908 года, где фигурист выиграл золотую медаль и титул первого олимпийского чемпиона. Сегодня его золотая медаль хранится в Эрмитаже. Дар музею преподнесен нашим земляком Михаилом Грязновым, который в настоящее время живет и работает в Лондоне. Свой замечательный подарок он посвящает предстоящим Олимпийским играм в Сочи. Встреча с дарителем Михаилом Грязновым состоится 7 мая в 15.00 во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3).

Справка. Николай Панин-Коломенкин родился в 1872 году. С 1915 по 1917 занимал пост секретаря Российского олимпийского комитета. С 1919 по 1930 гг. работал в финансовых органах Петроградской губернии, был инструктором по спорту организации Всеобуча в Детском Селе. В 1928-м победил во Всесоюзной спартакиаде по стрельбе из пистолета. С 1933 года – руководитель школы мастеров фигурного катания при Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. В годы Великой Отечественной войны был инструктором по обучению бойцов партизанских отрядов. Им написано несколько учебников. За фундаментальные научные достижения и педагогическую деятельность Панину было присвоено звание доцента и степень кандидата педагогических наук (1938). История знает Николая Панина не только как талантливого спортсмена, но и как выдающегося тренера и педагога. Среди его учеников чемпионы России и СССР: К. Олло, К. Цезар, П. Чернышев, П. Орлов, Е. Алексеева, супруги Гендельсман. Панин-Коломенкин умер в 1956 году в Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище.

материал: Мария Сидорова

http://omsk.mk.ru/news/2013/04/30/84949 … iytsa.html

63

savta написал(а):

П. Чернышев,

Дед Петра Чернышева?

64

Горняк написал(а):

Дед Петра Чернышева?

Да.

65

Неожиданно заворожили)

1993 World Figure Skating Championships, Free Dance
Usova & Zhulin (RUS)-1 место

66

Шедевр на века

1998 Nagano, Ice Dancing, Free Dance
Grishuk & Platov (RUS)-1 место

67

ЛЮДМИЛА СМИРНОВА АЛЕКСЕЙ УЛАНОВ

68

Irina Rodnina & Alexander Zaitsev 1980 SP

69

Оксана Грищук и Евгений Платов

70

Интересно, а что теперь такой технике не учат7

71

В «Новогорске» открылся первый в России Музей фигурного катания 

На подмосковной спортивной базе УТЦ «Новогорск» появился уникальный в своем роде музей – Музей фигурного катания. Коллекцию экспонатов – архивы, вырезки из старых газет, открытки, фотографии, коньки прошлого века и многое другое – собрали энтузиасты – тренер по фигурному катанию, профессор РГУФКА Людмила Кубашевская и ее ученик, ныне художник Андрей Уваров. 

Коллекция нового необычного музея насчитывает около 1000 экспонатов, которые дают наглядное представление о том, каким было фигурное катание еще при Петре 1 и

Свернутый текст

каким стало сейчас. Речь не идет об исторической ценности представленных вещей (кстати, для посетителей выставлена только часть того, что имеется в запасниках). По словам собирателей, им было важнее сохранить память о людях, которые стояли у истоков развития фигурного катания в нашей стране, о тренерах, спортсменах, которые в разные годы завоевывали награды и продолжают это сделать сегодня.

А началось все с архивов, которые после ухода из жизни великих спортсменов, передавались их ученикам. Постепенно стала набираться коллекция, которую нельзя было просто хранить дома. Ее необходимо было показывать любителям и поклонникам фигурного катания.

Так, с 2008 года «тренер и ученик» стали устраивать в Москве тематические выставки, объединенные позднее в один цикл: «Цветочный фигурист»  (посвященная 100-летию со дня рождения Самсона Глязера); «Ледяная вертикаль» (к 75-летию Станислава Жука), «Мастер тающих рисунков» (посвященная первому олимпийскому чемпиону по фигурному катанию Николаю Панину-Коломенкину), «Фигурное катание в стихах и открытках начала ХХ века», «Жажда льда»… Экспозиции выставок вызвали большой интерес у посетителей. Были сняты три документальных фильма.

Но без постоянного места прописки организаторам выставок приходилось очень сложно. Выставлять экспонаты в галереях и выставочных залах с каждым разом становилось все дороже. Осуществлялись эти проекты в основном за счет личных контактов художника Андрея Уварова.

Неизвестно, как в дальнейшем развивались события, если бы не помощь директора УТЦ «Новогорск» Николая Сидоровича Доморацкого, который поддержал замысел энтузиастов. Год назад началась работа по созданию Музея фигурного катания на базе в Новогорске. На этой неделе музей был официально открыт.

«Музеи по фигурному катанию есть во многих странах. И было несправедливо, что в России с ее традициями фигурного катания, знаменитыми спортсменами и тренерами, стоявшими у истоков создания и развития этого вида спорта, ничего такого не было бы. Идея создания Музея по фигурному катанию принадлежит моему тренеру Людмиле Ивановне Кубашевской -- ученице Самсона Глязера, которого, в свою очередь, тренировал Николай Панин-Коломенкин. Благодаря рассказам, воспоминаниям, энтузиазму Людмилы Ивановны, я и сам увлекся историей этого вида спорта. Но больше всего меня интересовало то, что имело отношение к фигурному катанию и одновременно передавало дух того времени.

Какие-то экспонаты, как, к примеру, старинные коньки, приобретал сам, параллельно постигая особенности и нюансы профессионального собирательства. Это сейчас я знаю, что коньки двухсотлетней давности, которые блестят и прекрасно сохранились, намного ценнее, чем ржавые полозья. А поначалу любой старинный предмет казался достойным для пополнения коллекции. Если бы не стеснение в средствах, то, безусловно, можно было приобрести очень любопытные вещицы для музея. Мне представляется важным показать, как развивалось фигурное катание на протяжении веков, и как из способа передвижения или хобби превратилось в красивый, но сложный олимпийский вид», -- рассказал Андрей Уваров.

Пока посетителями Музея фигурного катания являются спортсмены, которые готовятся в учебно-тренировочном центре «Новогорск». Однако, по словам директора базы Николая Доморацкого, теперь музей открыт и для обычных посетителей. «Чтобы познакомиться с экспозицией музея обычным посетителям, надо заранее подать заявку, позвонив в УТЦ «Новогорск». Телефонные номера и адрес электронной почты есть на официальном сайте в интернете», -- пояснил Николай Доморацкий.

Новоиспеченный «музейщик» Андрей Уваров готов проводить экскурсии для взрослых и детей. В ближайшей перспективе организовать интерактивные экскурсии для маленьких. Юных посетителей будет встречать у входа первый олимпийский чемпион по фигурному катанию Николай Панин с нарисованными усами, который расскажет, почему в России эти «странные полозья» называются коньками, и что их связывает с крышами домов. Дети смогут раскрасить рисунки обязательных фигур, созданных Паниным-Коломенкиным. Попадут в «настоящий лес», где, сидя на огромных санях, с белыми медведями посмотрят короткий фильм о фигурном катании. Ответят на вопросы экскурсовода, и победители и призеры спортивной викторины получат медали и сфотографируются на подиуме, где три места первые. Ведь чемпионами хотят быть все.

«На данный момент я могу проводить экскурсии раз в неделю, по вторникам с 12 до 18. Бесплатно. По времени это займет сорок минут, но, думаю, скучать никому не придется», -- пояснил Андрей Уваров.   

«Мы долго мечтали о создании такого музея, но не было энтузиастов, которые реализовали эти идеи. Наконец, благодаря энтузиазму, помощи, поддержке разных людей --  директора УТЦ «Новогорск» Николая Сидоровича Доморацкого, президента Московской федерации фигурного катания Ирины Яковлевны Рабер, Людмилы Ивановны Кубашевской, Андрея Уварова и других, музей открыт. Он важен не только для спортсменов, а для всех, кто хочет знать, должен знать историю своего Отечества. Разве первый олимпийский чемпион по фигурному катанию – не часть нашей истории?

Сегодня я впервые познакомился с экспозицией музея. Понял, что ее необходимо пополнять. Честно говоря, мне даже стыдно за себя, потому что дома лежит много вещей, которые были бы интересны посетителям. Думаю, в ближайшее время я осуществлю свой план – передам в музей часть своей коллекции. Надеюсь, моему примеру последуют остальные», -- выразил надежду президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) олимпийский чемпион Александр Горшков.

«Нам надо поддержать это хорошее начинание не только на словах, а оказывать финансовую помощь создателям музея. Надо подумать о том, чтобы на базе музея сделать методический центр, где члены нашей сборной по фигурному катанию имели возможность познакомиться с историей своего вида, узнать, что Сальхов – это не только прыжок. Когда фигуристы увидят, на каких коньках люди становились олимпийскими чемпионами, то, несомненно, будут удивлены. И грош цена, если нынешние спортсмены не смогут завоевывать медали на современных коньках», -- подытожил генеральный директор ФФККР Валентин Писеев.

О том, как выглядит Музей фигурного катания в Новогорске, можно увидеть на сайте художника Андрея Уварова: wwwuvarov.taba.ru

Ольга ЕРМОЛИНА, пресс-атташе ФФККР

http://fsrussia.ru/news/593_v-novogorsk … kataniya/#

72

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА ПО МУЗЕЮ

http://images.vfl.ru/ii/1358971150/8b107887/1616529_m.jpg

Впервые и только на нашем сайте публикуются фотографии уникальной коллекции Андрея Уварова, посвященной фигурному катанию. Еще до официального открытия Музея в Новогорске вы сможете увидеть часть экспозиции, присоединившись к нашей фотопрогулке.

http://uvarov.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6YWVhNjhkMWE5ODg5M2QzODJmOGY3NTlmMmY0YjUwZjcvLw/img.jpg

http://uvarov.taba.ru/museum/1376337_DO … MNOGO.html

73

Maya Usova & Alexander Zhulin Tango (1995 Gala)

Очень стильно и какая тут Майя - просто красавица)

Отредактировано Эмили (2013-05-21 00:36:32)

74

Сурия Бонали

На sports.ru есть тег "Стас Михайлов", но нет тега "Сурия Бонали". Обидно...

Сурия. Так граждане Израиля называют недружелюбного «соседа» Сирию. А я хочу сказать несколько слов о другой Сурие, о золотой нефти 90-х годов, о французской звезде одиночного женского фигурного катания Сурие Бонали.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0520/64/0998d23f9ba7c116a97d74505fed2d64.jpg

Свернутый текст

То что я запомнил своими глазами, так и останется воспоминаниями маленького мальчика, которому взрослые лили в уши информацию про то, что черненькая девочка только и умеет, что прыгать, словно под ногами у неё невидимый батут, а советская школа ледового конька всегда славилась отточенным скольжением и театральным артистизмом. Дескать, дай Станиславскому посмотреть выступление Бонали, он бы мигом выпалил свое нетленное: «Не верю!». Дева не может, не имеет право делать то, чего даже мужики в то время себе не могли позволить – прыжок в четыре оборота (четверной тулуп и четверной сальхов) – это даже не Сергей Бубка с его 6.15 в прыжках с шестом, это не Боб Бимон с его 8.90 в песочницу, но Сурия выполняла, и даже не один, а на тренировках, я предполагаю, и вовсе не два.

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0520/83/02874b374d0b2c12d566a322e8320383.jpg

Хлестко, с улыбочкой, маленькая обезьянка (в хорошем, ласковом смысле этого слова) щелкала это женское фигурное катание, а близко и не было никого. Два четверных и шесть тройных. Падай на колени фигурное катание, пришла настоящая королева льда! Российские девочки пыжились, венгерки старались, немки пытались и еще кто-то, но все было бес толку. Бонали с легкостью брала одно первенство Европы за другим, и все с видимой легкостью. С такой же легкостью Сурия позволяла себе в показательных выступлениях исполнять смертельный номер в виде сальто, который строго-настрого был запрещен всеми правилами фигурного катания.

http://i48.fastpic.ru/big/2013/0520/ab/4690a4f5d3fd50f0288c35d32ae733ab.jpg

Она мне очень нравилась. Я не мог признаться маме, она бы ругалась, она очень трепетно относилась к понятию патриотизм, и даже тогда, когда в нашем одиночном женском катании случился полный швах, она все равно продолжала верить в условных Марковых, Бутырских и пр., и таки получила вознаграждение в виде появления на авансцене Ирины Слуцкой. Но это будет потом. А пока была Сурия, которая помимо моей мамы, раздражала еще и судей. Мир так и не покорился маленькой французской девочке. Вечно вторая. Три раза проигрывая чемпионат мира всего в одну судейскую оценку.
Впору было задуматься о предвзятости или злом роке. Сурия думала именно о первом варианте. Никому не сдались её прыжки в четыре оборота, всем было плевать на показательные сальто. Американки и японки забирали свое, оставляя европейскую королеву с носом. Американские девочки вспыхивали и тут же старались навострить свои тоненькие ножки в сторону профессиональных ледовых шоу, дабы заколотить монету, и больше ни о чем не думать в этой жизни. А зачем? Всё было сделано. В пятнадцать лет у тебя олимпийское золото в кармане, ты звезда, ты можешь теперь жить исключительно для себя. Эти все Тары Лепински, Сары Хьюз, Мишели Кваны, Кристи Ямагучи и остальные фигуристки (включая и многострадальную украинскую сироту – Оксану Баюл) загорались и исчезали с небосвода. По крайней мере, с моего российского горизонта точно, потому что возможности наблюдать за буржуйскими фигурными шоу у меня не было, их нигде не транслировали.

Бонали не сдавалась. Она продолжала жить любительскими стартами и не теряла надежды на самый серьезный успех в карьере.   

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0520/0b/6ab9419a449233cec53e2810f16cf60b.jpg

Сурия Бонали попыталась сломать себя, насытить свою программу не только прыжково-акробатическими элементами, но и выдать, наконец, тот самый, требуемый всеми артистизм со скольжением. Татьяна Тарасова была самое оно. Кто еще мог научить темнокожую француженку всему этому эталонному, исконно советскому мастерству. Но вышла ошибочка. Слишком уж занятая оказалась Татьяна Анатольевна. Почти все попытки Бонали потренироваться у прославленного тренера, терпели фиаско, Тарасова была всегда занята с кем-то другим.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0520/58/ccd4320b897a97def664bdc730a88a58.jpg

Терпение Сурии закончилось. Так и не дождавшись получить хоть мизерную возможность аудиенции у Тарасовой, Сурия плюнула на все и поехала на свою последнюю Олимпиаду в жизни. Дело в Нагано-98. Неудачно начав свою произвольную программу (падение при выполнении тройного прыжка), Бонали решилась на запрещенный прием – она сделала то самое, невероятное сальто, развернулась к судьям спиной и поклонилась зрителям. Ей, конечно, поддали за это. В конечном итоге Бонали оказалась лишь на 11 месте.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0520/91/819888c435c8d3181e7c433a30ec3991.jpg

Гордость и сила, настоящий, закаленный в ледовых сражениях характер – вот что отличало Бонали от всех остальных. Когда она падала – это было какой-то нелепой случайностью, потому что Сурия априори не могла падать, так казалось со стороны. Именно несгибаемость маленькой француженки мне больше всего и нравилась, даже в жесте, когда она полностью разделась и показалась обнаженной на белом льду в защиту животных, назло Татьяне Тарасовой, которая так любит изделия из меха.

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0520/fd/142c10e2a8c33795e4144cd0a2ef4bfd.jpg

Автор

teoretik

Surya Bonaly 1998 Olympics

75

Ребята с нашего двора... Королева льда

Вятка. Утонувшая в лесах, диковатая и неухоженная, однако девушки здесь прекрасные. Одна из самых знаменитых и красивых - фигуристка Оксана Домнина.

http://www.peoples.ru/sport/fskating/oksana_domnina/domnina_object_58.1226499816.gif

Свернутый текст

В Кирове традиционно сильны были школы фигурного катания и лыжного спорта. Оксану привели на каток, когда ей исполнилось 6 лет. В 8-летнем возрасте она уже была довольно высокой, и ее перевели в танцы. С кировскими партнерами Антоном Рябовым и Иваном Лобановым Оксана выступала до 2000 года. На чемпионате России пара попала в 10-ку лучших, и Оксану приметил известный московский специалист Алексей Горшков.

Началась новая, одинцовско-подмосковная жизнь. Дороги судьбы извилисты, и не сразу нашелся тот самый, единственный партнер - первый год кировчанка откатала с Максимом Болотиным. И хотя пара была успешной - ребята вышли в финал юниорского Гран-При и заработали бронзу российского чемпионата - все же это было еще не то.

http://rux.postimees.ee/foto/7/1/4051745bd23236d37d_2.jpg

Дружба с Максимом Шабалиным началась с писем, потом Макс приехал из Тольятти на пробы. Ребята подошли друг другу как идеально подогнанные перчатки.

Всего лишь через год совместной работы пара праздновала победу на чемпионате мира среди юниоров.

В следующие два сезона Максим и Оксана стали вице-чемпионами и чемпионами России, и закрепились в статусе лучшей танцевальной пары страны.

"Половецкие пляски" - по-настоящему звездный час молодых танцоров. Как их принимала публика на том Евро, в 2007 году..) Танец был великолепен, истинная поэзия на льду. И то серебро Европы (отставание от опытнейших Делобель-Шонфельер было мизерным) сразу же вывело их в ранг мировых звезд фигурного катания.

2007 год стал одновременно годом самых ярких побед, так и омрачился травмой, в итоге изломавшей Максиму спортивную карьеру.  Весной  Максим получает травму мениска... и дальше просто начинаются "фронтовые сводки":

    Май-2007 - операция на правом мениске.
    Август-2007 - смена произвольной программы, начинается работа над "Вальсом" Хачатуряна.
    Сентябрь-2007 - у Максима аппендицит.. операция.
    Декабрь-2007 - операция на левом мениске.

В промежутке между операциями Максим и Оксана триумфально взяли финал Гран-При.

Их удивительный, эмоциональный, насыщенный Маскарад остается классикой танцев на льду.

Январь 2008 - пара снимается с чемпионата России из-за обострения травмы партнера.

Евро - 2008. Самое спорное решение Горшкова и Шабалина... Совсем не было времени на реабилитацию - но Максим хочет победить. И выходит на лед. Оксана и Максим побеждают.. но какой ценой.

Расплата наступает очень скоро, и спортсменам пришлось сниматься с чемпионата мира из-за коленей Макса, которые просто отказывают. А летом переезжают в Америку, к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову.

Несколько месяцев реабилитации - и лучшие наши танцоры последних лет снова в строю.

Под предводительством Линичук-Карпоносова Оксана и Максим примерили мировую корону в 2009 году.

Какая восхитительная испанка получилась из Оксаны!))

Европа 2010. Реквием по мечте. Уже - постановка Натальи Линичук. Уже - неизлечимые проблемы с коленями Макса. Но как же они катаются!

Олимпийские программы дуэта вызвали ожесточенные споры.. особенно танец австралийских аборигенов. Серьезные международные издания посвятили большие статьи обсуждению костюмов наших фигуристов, реакции собственно аборигенов и реакции ребят на реакцию аборигенов) Но это все шелуха. Максим с Оксаной ехали в Ванкувер за победой.. но пришлось довольствоваться лишь бронзой.


    Честно говоря, я до  сих пор не представляю, как Максим пережил все это.  Поэтому  и осталось чувство сожаления. С одной стороны терпели  ради самой важной в жизни медали, а с другой… Сейчас прокручиваю все  назад и понимаю, что это  постоянное преодоление, эта боль - не стоят они  этой бронзы… 

Взошла звезда канадцев - Тессы и Скотта, которые, по уверениям специальстов, открыли новые горизонты в танцах на льду. Наша пара - с блистательной техникой, классическими линиями, статью и истинно королевским величием - показалась жюри традиционной и не дотягивающей до чемпионов Олимпиады. Не знаю, виной ли тому аборигены, травмы, или звезды так сложились.

В любом случае, можно ребят только поблагодарить - за мужество. За упорство. За те минуты счастья, что они подарили зрителям.

Оксана  и Максим - пример верности партнеру в спорте. Это единственная пара, которая выиграла и юниорское и взрослое мировые первенства в одном составе. Оксана не пылталась искать себе другого партнера.. разучивала программы в одиночестве, ждала Максима из больниц.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/41/838/41838605_1238478133_4.jpg

http://www.peoples.ru/sport/fskating/oksana_domnina_and_maxim_shabalin/domnina_and_maxim_shabalin_2010022512122621.jpg

А Оксана...теперь дипломированный психолог. Счастлива с Романом Костомаровым, недавно у них родилась дочь Анастасия.

В 2010 году Домнина и Шабалин были избраны членами правления ФФКР.

http://domnina-shabalin.ru/_ph/12/2/785635327.jpg

Кировчанка по рождению, Оксана не забывает приезжать в родные края.

    В Кирове планируется построить каток имени Оксаны Домниной, года через два. Я с большим удовольствием буду здесь помогать, подсказывать, тренировать. Конечно, я не обещаю быть здесь каждый день, но по возможности я буду помогать всем, чем смогу.

И приходят в новопостроенный Кирово-чепецкий ледовый дворец малыши, которые хотят кататься так же, как Оксана. Удачи им. Удачи нашей героине. И - удачи нашим фигуристам в Сочи)
Автор

Figaro_13

Отредактировано Эмили (2013-05-25 00:17:04)

76

Evgeni Plushenko 1999 NHK Trophy EX Russian Country Dance + Crazy Bird + fin

77

Юрий ЯКИМЧУК: «Заняться историей отечественного фигурного катания меня побудила внучка»

http://fsrussia.ru/upl/modules/news/200/yandsearch_5302.jpg

Каждый вид спорта имеет свою историю. Но часто ли мы задумываемся, кто, как и почему берет на себя ответственность найти, собрать и систематизировать разрозненные факты и события?

Сегодня мы начинаем цикл интервью с историком отечественного фигурного катания Юрием Якимчуком о ключевых фигурах удивительного вида спорта. О том, что побудило спортивного летописца заняться этой кропотливой работой, и кому пришла в голову идея в середине Х1Х века соединить музыку и фигурное катание на льду – наш первый рассказ.

Свернутый текст

-- Юрий Васильевич, так с чего все началось?

-- С того, что мою внучку отдали заниматься фигурным катанием. Не буду рассказывать, чего стоило возить ребенка рано утром из Зеленограда на Стадион Юных Пионеров, который был ближайшим от нашего дома. Это проходили и проходят все родители, определившие детей в спорт. У Кати достаточно рано проявились способности к фигурному катанию, и через какое-то время она оказалась в ЦСКА группе тренера Елены Буяновой.

Однажды после тренировки я задал внучке вопрос, знает ли она, кто с ней работает. В ответ услышал только имя, отчество и фамилию тренера. Сразу решил, что, наверное, это неправильно, и надо бы восполнить существующий пробел.

Сначала подготовил материал о выдающейся спортсменке Елене Водорезовой (Буяновой), затем начал выискивать в газетах все, что публиковалось об отечественном женском фигурном катании. И столкнулся с тем, что зачастую в советской прессе печатали превью, мол, команда выехала на соревнования, а об итогах (поскольку, предположим, спортсменки выступили неважно), ничего не сообщалось.

Словом, я решил окунуться в собирательство фактуры, хотя сам никогда фигурным катанием не занимался. В молодости был увлечен баскетболом, и всегда отдавал предпочтение этому игровому виду спорта. Когда материала набралось прилично, подумал: «А вдруг это заинтересует еще кого-нибудь?» Напросился на прием к руководителю нашей Федерации фигурного катания Валентину Николаевичу Писееву. Он выслушал, предложил в помощники генерального секретаря Федерации Вячеслава Ивановича Зайцева. А тот возьми, да и скажи: «А почему только женское катание? Раз писать, так обо всех видах».

-- Как же вы отважились на такой шаг, ведь сами говорите, что не то, что систематизированного материала не существовало, непонятно было, что считать отправной точкой?

-- Сейчас, оборачиваясь назад, самому не верится, что столько всего было перелопачено. Но, наверное, просто по натуре я человек старой закалки, и раз взялся за что-то, то делать надо добросовестно.

Поначалу пробовал записывать воспоминания спортсменов, тренеров. Но понял, что для истории нужны достоверные факты, а человеческая память – ненадежный источник. Перевернул кипы газет, копался в библиотеках, какие-то материалы находил в книгах, искал места, где раньше располагались катки для фигурного катания…

Все это было непросто, ведь тогда мы жили без Интернета, да и кто я такой? «Человек с улицы», который задался целью написать историю прекраснейшего вида спорта.

Конечно, все это было проделано не зря. Сколько замечательных людей я встретил, занимаясь этой работой. Одни переводили статьи, другие отыскивали редкие фотографии, книги, материалы… Причем, в то время все это делалось бескорыстно. Да и сам я собирал материал без особой надежды, что когда-нибудь рукопись будет издана.

Я умышленно не называю фамилии людей, которые мне помогали. Их очень много, и, не упомянув кого-то, не хочу этим самым обижать. Я всем очень благодарен за помощь и поддержку. Но о двух соавторах все же скажу. Это Вячеслав Иванович Зайцев, с которым (до сих пор удивляюсь как) мы смогли пробить издание двухтомника «Кто есть кто в отечественном фигурном катании на коньках и танцах на льду (Х1Х – ХХ1 век) и Алексей Николаевич Мишин. С Мишиным у нас вышло несколько книг, а началось наше сотрудничество с того, что однажды на чемпионате страны я подошел Алексею Николаевичу, рассказал о своей идее, и он сразу откликнулся, уловил суть проблемы.

К сегодняшнему дню в соавторстве с замечательными людьми вышло несколько книг по истории отечественного фигурного катания. У меня собран еще материал, который я отчаялся издать. Не то, чтобы отчаялся, но, во всяком случае, не питаю иллюзий.

-- Грустно. А между тем, в одной из ваших книг «Фигурное катание в России», написанной с Алексеем Николаевичем Мишиным, есть рассказ об уникальном человеке, который первым соединил музыку и фигурное катание на коньках на льду.

-- Джексон Гейнс (JacksonHaines). Американский танцор-конькобежец, который дал толчок развитию фигурного катания в России как виду спорта.

Упоминания о Гейнсе я нашел в книге нашего первого олимпийского чемпиона по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина, и затем по крупицам – отрывкам, статьям, заметкам попробовал восстановить биографию этого уникального человека, жизнь которого оказалась тесно связанной с Россией.

Известно, что Джексон Гейнс родился в Америке в 1840 году. Но в каком городе – Чикаго или Трой (штат Нью-Йорк) – есть разные версии. Его отец англичанин, мама – немка. В книге Панина-Коломенкина говорится, что отец Гейнса был столяром-мебельщиком. Родители Джексона, видимо, были достаточно обеспеченными людьми, если, имея пятерых детей, могли позволить себе отдать сына в школу для избранных, где француз-наставник обучал Джексона музыке и танцам.

В возрасте 10 лет мальчика вместе с родственниками отправили в Европу, где он брал уроки балета. Николай Панин-Коломенкин называет Гейнса «артистом балета, балетмейстером в Филадельфии». Правда, найти документального подтверждения этим фактам мне не удалось. Но доподлинно известно, что в 1857 году Джексон возвращается в Америку. Родители прочат ему карьеру бизнесмена, но юноша увлечен танцами. И не просто танцами, а выступлениями на льду.

Бесспорно, Джексон обладал незаурядными способностями в фигурном катании. Через год после приезда на Родину талантливого фигуриста уже знали в лучших клубах фигурного катания Бостона и Нью-Йорка, коим членом он являлся. За шесть лет спортивной карьеры Гейнс удостаивался медалей различных обществ.

В 1865 году осуществилась его давняя мечта: он стал чемпионом Америки по фигурному катанию. Именно на этих соревнованиях Джексон впервые катал свои программы под музыку, что до него не делал никто. Однако публика и члены спортивных клубов восприняли его новаторство достаточно сдержанно.

Вскоре после этого события Джексон решает вновь пересечь океан, отправиться в Европу. Трудно сказать, что явилось побудительным мотивом. Скорее всего, главную роль сыграла совокупность причин. Неприятие его новаторского стиля и гражданская война между Севером и Югом, которая шла в Америке пятый год. В поисках средств, чтобы содержать родных, и с целью самореализации Джексон оставляет семью – супругу Альму Богарт, троих детей и едет в Европу. На тот момент Гейнс еще не знает, что в Америку он больше не вернется.

-- В Европе оценили «ледовый театр» Гейнса?

-- Англичане не приняли его театрализации на льду. Однако это обстоятельство нисколько не смутило Джексона. Он едет гастролировать в другие европейские страны, где его ждет ошеломляющий успех.

Не буду вдаваться в подробности. Все факты изложены в нашей книге. Скажу лишь, что в ходе своего европейского турне, как бы сейчас написали современные СМИ, американский фигурист-виртуоз выступал в Берлине, Осло, Стокгольме, Париже, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Практически вся европейская пресса трубила об американском танцоре-конькобежце. В Берлине в 1865 году на его представлении собиралось до 10 тысяч зрителей. Джексон был «усыпан похвалами от государя до последнего зрителя», -- писали тогда газеты. В тот же год из Берлина Гейнс впервые приезжает в Санкт-Петербург.

-- И как его встретили в России?

-- В России искусство катания на коньках Гейнса произвело настоящий фурор. Интерес к американскому фигуристу был настолько велик, что в течение февраля 1865 года Гейнс ежедневно давал в Санкт-Петербурге по три представления. При этом надо учитывать, что выступал он на открытых катках, которые устраивали на льду Невы, у памятника Петру 1, Таврическом саду… В то время в Петербурге был только один, как бы сейчас сказали, крытый каток – «кушелевская дача» в Полюстрово. Ледовый каток под стеклом был сооружен по распоряжению графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко, где Гейнс участвовал в вечерних представлениях.

Как в Европе, так и в России американский фигурист был принят на самом высоком уровне. 7 февраля 1865 года в Таврическом саду Гейнс продемонстрировал свое искусство катания под музыку в присутствии Его Величества Государя императора Александра П, а также царских особ. Государь был так очарован катанием американца, что подарил Гейнсу царский бриллиантовый перстень.

-- А в чем был феномен Гейнса?

-- Феномен Гейнса заключался в том, что он не только уделял большое внимание поиску грациозных позиций тела, рук, ног. Гейнс был автором уникальных элементов и приемов на коньках. Для этого он усовершенствовал систему крепления конька к ботинку. Плюс выступал американец в фантастического покроя костюмах. Но главное, что он первым стал исполнять свои программы под музыку.

Именно благодаря Гейнсу фигурное катание получило возможность развиваться по двум направлениям – черчения на льду рисунков (фигур) и художественной разработки катания. Эти направления и легли в основу соревнований по «школе» и «произвольному катанию».

-- После Санкт-Петербурга Гейнс выступал в Москве?

-- В декабре 1865 года он дал шесть представлений в Саду Эрмитаже Жана Мореля, руководившего тогда всеми общественными увеселениями в Москве, а также выступил в Зоологическом саду на Пресненских прудах.

Причем, Эрмитаж Мореля  находился не в Каретном ряду, а в районе Божедомки. Сейчас это место, где пересекается Цветной бульвар с Садовым кольцом. Там, на окраине тогдашней Москвы собиралась изысканная публика, чтобы весело и с толком провести время.

Француз Морель очень сдружился с молодым американским фигуристом. 4 января 1866 года Гейнс даже дал представление в пользу Мореля, выражая тем самым свою признательность. А сборы от выступлений разрекламированного американца были немалые. Но вот, каким удивительным образом переплелись судьбы этих двух людей. Готовя последнее представление Гейнса в Эрмитаже, Морель простудился, и болезнь оказалась настолько скоротечной, что 11 января француз умер -- «сгорел» за несколько часов. Внезапная смерть ставшего близким человека стала для Гейнса невосполнимой утратой. 28 января в Зоологическом саду он дал последнее представление, уехал в Санкт-Петербург. И исчез из поля зрения столичной публики на долгих шесть лет.

-- Выступал в Европе?

-- Да, гастролировал в Европе. Вторично в Санкт-Петербург Гейнс приедет в 1872 году. Но интерес к его выступлениям нисколько не угаснет, а мастерство фигуриста не потускнеет. К слову, незадолго до его приезда в газетах появятся заметки о кончине Гейнса, но это будут всего лишь слухи.

Гейнс уйдет из жизни в 1875 году. 23 июня в финском городе Гамлекарлеблю он скончается от воспаления легких. Похоронят его другом финском городе Коккола, в России, потому что тогда Финляндия входила в состав Российском империи.

-- Почему в именно Коккола?

-- Потому что во время своих путешествий Гейнс встретит девушку из Коккола, в которую влюбится. И покой он обретет рядом с возлюбленной. Такая вот судьба.

Через 80 лет, 28 июня 1955 года, на кладбище Марии в Коккола почитатели таланта Гейнса установят на его могиле надгробный камень.

-- Удивительная судьба, а как мало мы знаем об этом человеке.

-- А между тем именно Гейнса можно считать основателем мирового фигурного катания. Его выступления в Европе и в России произвели неизгладимое впечатление на современников.

Кстати, среди очевидцев первых гастролей Гейнса в Санкт-Петербурге был и 16-летний выпускник гимназии Вячеслав Срезневский, впоследствии основатель и организатор фигурного катания в России, первый председатель Российского Олимпийского комитета. Но о нем наш следующий рассказ.

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА

78

Alexei Yagudin - Circus (1998)

79

Чего это вы Яга в Ностальжи списали?Он так активен и современен

80

Домино написал(а):

Чего это вы Яга в Ностальжи списали?

Но спорт то в прошлом(

81

Наши лучше  https://forumupload.ru/uploads/000d/ff/24/821-1.gif

Viktor Petrenko - Michael Jackson Medley (1999)

82

Воздушная Майя), чем то Мэрил напоминает

Usova & Zhulin 1992 Olympics OD (Polka)

Отредактировано Эмили (2013-06-25 22:46:03)

83

Grishuk Zhulin 1999 'Unbreak My Heart'

84

Сладкий привкус. Соня Хени

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/teoretik/488604.html

85

Эмили написал(а):

1993 World Figure Skating Championships, Free Dance

Ой, какие шикарные, молодые...

Интервью - убиться, всегда ржу.  https://forumupload.ru/uploads/000d/ff/24/6368-4.gif Смотрю на Дубову и Усову вместе - как мать с дочкой, до чего похожи! Просто одно лицо.

86

brunette написал(а):

Просто одно лицо.

https://forumupload.ru/uploads/000d/ff/24/789-1.gif

87

Настойчиво призываю всех почитать о Катарине и ее тренере Ютте Мюллер, не пожалеете)

Одно слово: одиночница! Катарина Витт

https://forumupload.ru/uploads/3102/80/40/50951fe35276d1f7.jpg

Ссылка

88

Когда заговорит История

Очевидно, что никаких Америк в межсезонье не откроешь. Можно, конечно, строить прогнозы, переосмысливать прошлое, предвкушать предстоящие события… В общем, вы меня поняли. Межсезонье - это как объявление локаута в НХЛ, с той лишь разницей, что мы знаем, когда всё закончится или, наоборот, только начнётся. И вот сидишь и выдавливаешь из себя истории, чтобы путь к большому сезону не показался слишком длинным…

Свернутый текст

Находящейся на невероятном подъёме американской танцевальной паре Мэрил Дэвис - Чарли Уайту прочат «золото» Сочи. Наверняка и в медальных планах сборной США значится эта награда. А если учесть тот факт, что в традиционных американских видах - женском и мужском одиночном - даже при самых удачных раскладах первые места маловероятны, предполагаю, что американцы уже сейчас готовы отлить золотые коньки для Мэрил и Чарли. Тем более что это будет первая олимпийская победа американцев в танцах на льду.

http://cdn4.img22.rian.ru/images/46813/05/468130595.jpg

Не ждите от меня анализа слабых и сильных сторон этой, безусловно, выдающейся пары, просто скажу: я твёрдо уверена, что американские фигуристы сделают ВСЁ, чтобы войти в историю. Но готова ли история принять этот дар?

Фигурное катание в США имеет богатые традиции. В 50-е годы именно американцы доминировали на мировой арене. И лишь трагедия 1961 года, когда в авиакатастрофе погибла вся сборная США, положила конец этой, в хорошем смысле, гегемонии.

http://icedress.ru/images/3_2.jpg

Тем не менее, оправившись от жестокого удара, американские фигуристы смогли в дальнейшем показать выдающиеся результаты и оставить память о себя в Зале Славы ФК, находящемся в Колорадо-Спрингс. Имена Брайана Бойтано, Скотта Хамильтона, Мишель Кван теплотой отзываются в сердцах любителей этого вида спорта на разных континентах. Но в самом молодом виде ФК – танцах на льду – олимпийские результаты американцев более чем скромные, несмотря на определённые успехи на мировых турнирах. В 1976 году танцы на льду получили олимпийскую прописку и первое «золото» стараниями легендарных Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова уехало в СССР.

http://www.peoples.ru/sport/fskating/pahomova/pahomova_847822_pahomova_gorschkov.jpg

В тот момент превосходство советских спортсменов никем и не ставилось под сомнение. Между тем на первой танцевальной Олимпиаде бронзовую медаль завоевала американская пара Коллен О'Коннор - Джемес Миллнс, которая за год до Игр вполне обоснованно рассчитывала на вице-чемпионство. Но… вмешалась судьба. В 1975 году из-за срочной операции у партнёра чемпионат мира в Колорадо-Спрингс пропустили Пахомова и Горшков и роль лидеров примерили Ирина Моисеева и Андрей Миненков.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/Minenkov_and_Moiseeva_1976.jpg/413px-Minenkov_and_Moiseeva_1976.jpg

Их блистательное выступление на стратегическом предолимпийском чемпионате похоронило надежду американцев на «серебро». Судьба?

1984 год, Олимпиада в Сараево. На третьем месте после обязательных танцев уверенно шли опытные американцы Джуди Бламберг - Майкл Зайберт. Молодые советские фигуристы Марина Климова и Сергей Пономаренко, занимавшие после двух видов четвёртое место, вдохновенно исполнили произвольную программу под музыку Кальмана из оперетты "Принцесса цирка" и, посчитав свою задачу выполненной, оправились на трибуны, где их с трудом разыскали, чтобы пригласить на церемонию награждения. И если для наших спортсменов третье место было приятной неожиданностью, представляете, что творилось в душе у американской пары, считавшей, что бронзовая медаль у неё уже в кармане. Судьба?

http://www.tulup.ru/articles/chayk1/8_59.jpg

В эпоху расцвета советской танцевальной школы спортивные танцы в США отходят на второй план и теряют популярность. Но всё течёт, всё меняется. Двуполярный мир сменяется однополярным, и маяком, притягивающим лучшие тренерские кадры, становятся США. Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Татьяна Тарасова и Наталья Дубова, Марина Зуева и пока что малоизвестный Игорь Шпильбанд - вот истоки сегодняшнего расцвета танцев на льду в Америке. Количество непременно должно было перейти в качество, хотя и на качество грех жаловаться. Но чтобы пробить рейтинговую систему, существовавшую в те годы, должна была появиться суперталантливая пара. И она появилась! Танит Белбин и Бенджамин Агосто - первая ласточка совместного творчества Шпильбанда и Зуевой.

http://i.usatoday.net/sports/_photos/2010/01/19/icedancingpairx-large.jpg

Помню этих фигуристов с чемпионата мира 2002, где они заняли только тринадцатое место, но каким-то чудом попали в российскую телетрансляцию. Это потом Танит превратится в стройную красавицу, а тогда меня поразила её гибкость при исполнении оригинальных поддержек. И в том, что у пары большое будущее, лично я не сомневалась. В следующем сезоне они уже седьмые. Перешагнуть сразу через шесть ступенек в закоснелых мозгах судей мог только ярчайший талант сродни красоте Танит.

На мой взгляд, было бы высшей справедливостью, если бы первыми американскими чемпионами мира в танцах на льду стала именно эта пара. Широкое амплитудное скольжение, рёберное катание на крутых дугах, модельная внешность Танит вкупе с латиноамериканским колоритом Агосто, талантливый тренерский тандем – из всех этих составляющих и должна была выкристаллизоваться победа. Перед Турином, на чемпионате мира в Москве арбитры были не против отдать первое место американцам, но Танит в твизлах ставит вторую ногу, и – прощай, «золото» Москвы и Турина, поскольку первым номером в Италию отправляются Татьяна Навка и Роман Костомаров.

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQMJ32iDzKlada1JQBcs8q-NkSsIT9SA4Q73HHr-3ytJgmDbhWc

Танит и Бенджамин в Турине заняли второе место, и на тот момент это был самый высокий результат для американских танцоров на Олимпийских играх и первая олимпийская медаль для США в танцах на льду за тридцать лет. Успех? Успех. Но серебряные призёры редко бывают счастливы…

У Белбин и Агосто был ещё один шанс подняться на олимпийский пьедестал, в Ванкувере, но решение уйти от великолепного тандема к более титулованной на тот момент Линичук стало их стратегической ошибкой. Линичук в олимпийский год «прославилась» своими оригинальными постановками: танцем аборигенов для Домниной - Шабалина и молдавским танцем для Белбин - Агосто. А именно оригинальный стал ключевым при распределении медалей. И хотя молдаване, в отличие от австралийских аборигенов, были даже польщены оказанной им честью, это уже ничего не решало. Фламенко, индийцы и всё-таки аборигены забронировали места на пьедестале. Увы, Танит и Бенджамин закончили свой спортивный путь на минорной ноте и отнюдь не дивертисментной «Аве Марией».

И как бы ни хотелось избежать противопоставления «заклятых» друзей Виртью – Моира и Дэвис – Уайта, сама история сталкивает их на второй Олимпиаде.

http://i.eurosport.ru/2010/03/25/593302-10328494-640-360.jpg

Не уверена, но мне кажется, что почитателей таланта Тессы и Скотта в России больше, чем поклонников Мэрил и Чарли. Лично мне тоже больше импонирует канадская пара, которая может «раскрыть перед зрителем мир своей души, где каждая струна звенит на ветру». Тесса и Скотт заставляют сопереживать, и в этом прелесть и сила их танца.

http://s0.tchkcdn.com/g2-Zfk5jNHFn4LWUKWvclBfQA/man/636x475/f/0/1-0-0-1-1/meryl_davis_charlie_white.jpg

Но вне льда мне гораздо симпатичнее американцы. Открытые, свободные, самодостаточные, без игры в отношения.  Могли ли Мэрил и Чарли уже в Ванкувере стать «золотыми»? Ведь восхитительно исполнив по-настоящему оригинальный индийский танец, они были безупречны и в «Призраке». На мой взгляд, не могли.

Олимпийское золото в Канаде должны были взять Тесса и Скотт.

http://www.sport-express.ua/upload/news/2011/5/58492-figurnoe-katanie-chempionat-mira-moskva-tessa-virtu-i-skott-moir-posle-olimpijskogo-sezona-kazalos-chto-vse-chto-mozhno-uzhe-sdelano.jpg

Так было решено на небесах. Во всяком случае, тогда в этом вопросе проявилось редкостное единодушие. Судьба?

Подведём некоторые итоги. У американских танцоров реальных шансов на получение олимпийского золота было два. Сочи предоставит ещё один. Бог, как известно, любит троицу. Но какой вердикт вынесет История?

В решении проблем с великим и могучим автор поста признательна Darling.

С уважением, Бичуния.

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bichunia/497378.html

89

Почтово-марочное фигурное катание

Нынешние дети не собирают марки, не коллекционируют значки, пачки от сигарет, пивные банки – всё то, чем я мог полноправно мог гордиться, имея в детстве свой собственный фетиш, который вполне логично заменял мне компьютерные фишки. Собирательная истерия доходила до того, что я мог вместо школьных уроков, окучивать районные ларьки «Союзпечать», чтобы отслеживать свежие поступления почтовых марок. А если еще и не гашенные попадались, то есть без этих черных печатей, так это вообще считалось наивысшим счастьем меня – ребенка конца восьмидесятых.

В моей коллекции почтовых марок, есть лишь одна, посвященная фигурному катанию. Переименованное ныне в Камбоджу государство Кампучия, выпустила серию марок к Олимпийским играм 1992 года во французском Альбервиле. На большой марке, почему-то изображены великие фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев. Видимо, кампучийцы, даже в 1992 году, сильно восхищались именно этой советской парой, не признавая заслуг других или просто не зная кого-то еще из мира фигурного катания. Но не суть. Главное, что фигурное катание, всегда щедро было представлено на почтовых марках, особенно, в преддверии всяческих крупных соревнований.

Дня два я копался в сети и искал эти почтовые, зубчатые по краям квадратики, прямоугольники, ромбики, дабы проследить почтово-марочную историю одного из моих любимых видов спорта. И вот что у меня получилось.

Марки, посвященные зимним Олимпиадам.

Скво-Вэлли 1960 г.

https://forumupload.ru/uploads/3102/90/50/265228ca3d7022e.jpg
И много марок

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/teor … um=twitter

90

По лезвию конька
/ Спорт / Exclusive

«После падения Берлинской стены мне удалось получить доступ к архивам «Штази». Оказывается, за мной следили с восьмилетнего возраста», — вспоминает знаменитая немецкая фигуристка Катарина Витт

http://www.itogi.ru/7-days/img/901/I-37-EXCLUS-vitt-f56_640.jpg

Катарину Витт, одну из лучших фигуристок планеты, в 80-е называли «самым привлекательным лицом социализма». Ее пример служил отличной идеологической иллюстрацией того, как замечательно живется в странах соцлагеря и в ГДР в частности. Двукратная олимпийская чемпионка, четырехкратная чемпионка мира и шестикратная — Европы, Витт слыла образцом идеального спортивного характера.

Сегодня Катарина Витт, или Кати, как ее зовут на родине, — телекомментатор и бизнесвумен. Мы встретились с ней в Берлине в уютном кафе неподалеку от ее дома. Она с трудом выкроила время в плотном графике, встреча несколько раз откладывалась, поскольку Витт разрывается между продвижением нового проекта, съемками, встречами с продюсерами и организацией собственного шоу.

Свернутый текст

— Катарина, до Олимпиады в Сочи остается полгода. Собираетесь к нам в гости?

— Конечно! Надеюсь, все сложится удачно, и я буду комментировать олимпийский турнир по фигурному катанию для германского телевидения. Вообще зимняя Олимпиада в России мне кажется грандиозной затеей! Несколько лет назад я вместе со своим другом впервые побывала в столице будущих Игр, познакомилась с президентом оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрием Чернышенко и, если честно, зажглась. Дмитрий — очень увлеченный человек, влюбленный в спорт: не удивляюсь, что он сумел продвинуть этот фантастический проект. Любопытно также, что мои родители побывали в Сочи лет 40 назад, и с тех пор у них только и рассказов о том, как им повезло с черноморским круизом и какое дивное ваше побережье. Поэтому мне тоже захотелось там побывать! Слышала, масштабность и затратность сочинской Олимпиады критикуются у вас на родине, но мне кажется, идея провести зимние Игры на Черном море — новаторская концепция, которая уже обеспечила этому мероприятию место в истории. Уверена, олимпийские трансляции из Имеретинской долины будут отличаться самыми высокими рейтингами, да и трибуны окажутся заполненными до предела.

— За кого из россиян будете болеть на Олимпиаде?

— У вас очень сильная спортивная пара Татьяна Волосожар — Максим Траньков, и они могут побороться за «золото» с германским дуэтом Алена Савченко — Робин Шелковы. Надеюсь, в танцах Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев сумеют не стушеваться перед соперниками из США и Канады, ставшими в прошлом сезоне законодателями мод. Впрочем, олимпийский турнир — это всегда острейшая борьба, игра нервов и эмоций, когда и лидеры могут дрогнуть. Я очень болею за Евгения Плющенко: хочется, чтобы он попал на третью Олимпиаду — это бы воодушевило зрителей и сделало соревнования более яркими. Катание Жени, его идеи, умение держать зал всегда производят впечатление чуда. Жаль, конечно, что российских фигуристов-одиночников, как, впрочем, и одиночниц, нет сейчас в первой пятерке мира. Так бывает, когда талантливая молодежь идет по стопам легендарных фигуристов, таких, как, скажем, Ирина Слуцкая или Евгений Плющенко, но, чтобы дотянуться до уровня мэтров, уходят годы.
http://www.itogi.ru/7-days/img/901/I-37-EXCLUS-vitt-f12_640.jpg
а на сочинской Олимпиаде будет болеть за пару Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева
Фото: Frank Gunn (CANADIAN PRESS PA ИТАР-ТАСС)

— Намекаете на то, что наши тренеры проморгали этот рывок?

— Что уж тут намекать. Спортсмены азиатских стран сейчас очень сильно выступают, и связано это прежде всего с экономическим подъемом в этом регионе. В Южной Корее или Китае вкладываются миллионы долларов, чтобы будущие чемпионы готовились в стиле high-tech: лучшее научное обеспечение, восстановительные центры, тренеры, возможность тренироваться с сильнейшими — все для победы. К тому же менталитет азиатских спортсменов позволяет им полностью сконцентрироваться на одной цели, когда спорт становится своего рода религией, в то время как в Европе карьеру можно сделать и по-другому, не проливая пот на тренировках и не травмируясь, отрабатывая четверные прыжки. О том, что у чемпионов должен быть особый характер, сказано много. Когда-то таким характером отличались спортсмены из бывшего Восточного блока. Многие могут возразить: дескать, то была идеологическая накачка, борьба двух систем, когда спортсмены на комсомольских собраниях обещали выиграть «золото» у вражьей системы. Не знаю… Я сама, когда выходила на лед побороться с американками, говорила себе: «Покажи им, на что ты способна! Они думают, что мы тут ничего оригинального придумать не можем, живем в сером мире, а вот — получите!» Когда была разобрана по кирпичику советская спортивная система, конкуренты постарались сделать все, чтобы переманить ваши лучшие кадры. Я уже не говорю о том, что вы потеряли в 90-е ключевые спортивные объекты, оказавшиеся за пределами России, например, каток в Медео, где спортсмены бывшей ГДР тоже любили тренироваться. Теперь вы восстанавливаете спорт, процесс идет, но столько всего упущено. Азиатские спортсмены в это время прилежно учились у европейцев. Теперь, наверное, пришло время и нам перенимать опыт в Азии.

— Как готовятся будущие чемпионы?

— Нужно работать на порядок больше, чем другие. Я тренировалась по семь-восемь часов в день и не считала себя жертвой. Подготовка к Олимпиаде — камерный процесс, когда ты создаешь вокруг себя некий защитный кокон. Посмотрите на Плющенко: за несколько месяцев до Игр он даже интервью не дает. Не потому, что плохо относится к прессе. Уверена, Плющенко уже концентрируется. Тем более что соперники помоложе дышат в затылок, да и зрители ждут сюрпризов и обычно поддерживают темных лошадок. Я всегда говорила себе, выходя на лед: «Или ты будешь выступать предельно агрессивно, или забудь про фигурное катание! Осторожных спортсменов не бывает». Я любила кататься последней, когда напряжение достигало максимума. Воздух на катке становился таким плотным, что, казалось, его можно было резать. Но я никогда не показывала эмоции, хотя, конечно, очень волновалась. Мой тренер фрау Мюллер говорила: «Твоих слез никто не должен видеть. Как бы ни было трудно, улыбайся!» Она и сама следовала этому правилу. Перед выступлением у нас был ритуал — я подъезжала к бортику, брала фрау Мюллер за руку, чтобы она передала мне свою уверенность.

— Такие тренеры, как Юта Мюллер, — национальное богатство.

— Она воспитала нескольких чемпионов мира и Европы и слыла «звездным тренером». В России выдающихся тренеров тоже хватает. На чемпионатах мира и Олимпийских играх мы постоянно общались с Тамарой Москвиной и Алексеем Мишиным — хочу через ваше издание передать им привет. Сколько поколений звезд они воспитали! Я всегда немного завидовала ученикам Тамары Москвиной: как же она заботится о своих спортсменах, оставаясь при этом жестким, очень требовательным тренером.

Я попала к фрау Мюллер в 9 лет и никогда не меняла тренера. Когда она взяла меня в свою группу, это означало, что она видит во мне будущую чемпионку. В моей жизни бывали сложные моменты, но в целом мы с фрау Мюллер учились друг у друга и сумели сохранить хорошие отношения до сих пор.

— Ради чемпионства вам приходилось идти на большие жертвы?

— С детства я, например, боролась с весом, постоянно сидела на диете. Утро на катке начиналось со взвешивания. Если фрау Мюллер замечала лишние граммы, возмущению ее не было предела. Она смеривала меня уничтожающим взглядом, под которым я ежилась и становилась как будто меньше ростом. Когда тренер заметила, что я поправляюсь обычно во время выходных, она стала брать меня на уик-энды к себе домой. Мы худели вместе: ели крошечные порции, чтобы никому не было обидно. Зимой меня отсылали в лес на несколько часов кататься на лыжах, а летом — на велосипеде. Возвращалась я со зверским аппетитом, но обедала небольшой порцией отварного риса с несколькими кусочками яблока, запивая все это простой, слегка подслащенной водой. Ужин не полагался. На завтрак фрау Мюллер порекомендовала родителям готовить для меня небольшой стейк с овощами — это была единственная порция протеинов в день. Как-то папа возмутился и высказал тренеру все, что он думает про мою диету. Но что было делать? Я понимала: вес — мое слабое место, и перестала жаловаться дома. С тех пор на все вопросы родителей, как дела, я неизменно отвечала: отлично. Даже когда после тренировки перед глазами шли темные круги. Но я верила своему тренеру, да и худой было проще прыгать.

Демократия, конечно, хорошая вещь, но иногда тренер должен быть диктатором. Подчас по-другому просто нельзя. Чтобы выиграть Олимпиаду, надо всегда прыгнуть выше головы, выйти за границы возможного. И надо, чтобы кто-то постоянно тебя подгонял.

— Например, соперницы…

— Моей основной соперницей в Сараево-84 считалась американка Розалин Саммерс, с которой мы были на ножах: смеривали друг друга презрительными взглядами, сталкиваясь в раздевалке, не здоровались. Чтобы одолеть Саммерс, надо было копить злость. Как и в каждом индивидуальном виде спорта, в фигурном катании друзей быть не может. Сейчас, конечно, мы обе смеемся, вспоминая ту холодную войну, но тогда я настраивала себя перед выходом на лед примерно так: «Я тебе покажу!»

В Калгари-88 моей соперницей была американка Деби Томас, и мы обе представили на суд публики произвольную программу на музыку Бизе из «Кармен». Я легко выиграла у Деби, и на пьедестале почета она мне даже руки не подала. «Ладно, — подумала я. — Не очень-то это спортивно, но я тебя понимаю».

Запомнился забавный эпизод с тех Игр. Американский тренер Карло Фасси привел на стадион поздравить меня знаменитого итальянского горнолыжника Альберто Томба, слывшего известным сердцеедом. Тот тогда выиграл два олимпийских «золота», о чем я и не догадывалась и со всей непосредственностью спросила сияющего от гордости итальянца: «И где это вы умудрились отхватить эти медали?» Альберто аж задохнулся от возмущения — как я могла ничего не знать о нем, великом! Я многого не знала. Как это ни удивительно, я, например, не побывала ни на одной церемонии открытия Олимпиады. Соревнования фигуристок начинались в последние выходные Игр: до этого я и носа не высовывала — тренировалась. Я не могла даже просто пойти и посмотреть другие соревнования, чтобы не «расплескать» себя.

— В автобиографии вы написали, что «Штази» постоянно шпионила за вами. Ходили слухи, что во времена ГДР вы и сами сотрудничали с секретной полицией.

— Именно поэтому я и написала в 27 лет автобиографию — необходимо было развеять все эти нелепые домыслы. Наверное, сейчас я бы кое-что добавила, и книга получилась бы интереснее. Сразу после падения Берлинской стены мне удалось получить доступ к архивам «Штази». Выяснилось много интересного. Оказывается, за мной следили с восьмилетнего возраста. Каждый скажет, что шпионить за ребенком — полный абсурд, но это правда. Архив на меня собрали огромный — около 3000 страниц в 27 коробках! Когда я читала все это, была просто в шоке. Вначале возмущалась, долго не могла поверить своим глазам, а потом просто расхохоталась — какая же все это чушь! Секретная полиция оставляла в моей квартире «жучки», сотрудники «Штази» собирали выписки о моем здоровье из медицинской карты в поликлинике, следили за моей машиной и всеми теми, с кем я общалась.

— Говорили, что вы были любимицей Эриха Хонеккера.
http://www.itogi.ru/7-days/img/901/I-37-EXCLUS-vitt-f38_640.jpg
1987 год. Катарина поздравляет с 75-летием главу ГДР Эриха Хонеккера
Фото: ADN AP

— Об этом много писала желтая пресса после объединения Германии. Понятно, почему возникли подобные слухи. Если кому-то сопутствует успех, всегда найдутся любители посудачить: дескать, ей все выкладывали на блюдечке с голубой каемочкой. С многолетним руководителем ГДР я виделась всего несколько раз на торжественных собраниях — чествованиях олимпийцев. Нас награждали почетными медалями, произносили торжественные речи, но неформального общения не было. Конечно, мне очень повезло, что в ГДР к спорту тогда существовало особое отношение. Мои родители — мама, физиотерапевт в больнице, и папа, работавший в сельском хозяйстве, хоть и поддерживали меня во всем, никогда не смогли бы потянуть занятия фигурным катанием, живи мы в США или Великобритании. Оплатить хореографа и зал для занятий, лед, костюмы, коньки, сборы, поездки на турниры из родительской зарплаты было нереально. Но, с другой стороны, мама и папа не могли даже поехать со мной на соревнования: выезжать из стран Восточного блока им запрещалось.

— Помните свой первый крупный заработок?

— За победу в Сараево мне выплатили 15 тысяч долларов премиальных, часть из которых я потратила на свою первую машину — «Ладу». А вообще в то время надо было спрашивать разрешения у властей, чтобы купить квартиру, а в очереди на машину обычные граждане стояли лет десять. Мне повезло. В 19 лет я стала снимать крошечную квартирку размером с нынешнюю мою кухню, оплачивая самостоятельное жилье из олимпийских премиальных. Выступать в профессиональном туре запрещалось, но я не жалуюсь: зато я продлила спортивную карьеру. Только после Игр в Калгари мне разрешили участвовать в европейских показательных выступлениях Holiday on Ice вместе с другими звездами. 80 процентов от заработанного поступало в закрома родины. И так было до объединения Германии. Впрочем, я понимала, что государство таким образом компенсирует затраты на бесплатные спортивные школы, в которых готовились такие же чемпионы, как и я. Без спортивной системы я бы тоже не могла тренироваться и, уж конечно, никогда бы не стала олимпийской чемпионкой. После падения Берлинской стены мы смогли уже оставлять заработанное себе и планировать выступления в Америке. Там я, кстати, близко подружилась со многими советскими и российскими фигуристами.

— Вы как-то сказали, что по-хорошему завидуете россиянам. Что вы имели в виду?

— У вас столько красавиц на улицах: ваши мужчины должны быть просто счастливы! Посмотрите на русских девушек — они прекрасны, умны, образованны, умеют себя подать. История России, как мне кажется, была противоборством страстей. Видимо, это наложило отпечаток на русский характер — эмоциональный, открытый, легко загорающийся, способный сопереживать. Русские люди удивительно гостеприимны. У меня есть знакомая в Хемнице — зубной врач Ольга, родившаяся еще в Советском Союзе. Когда я была маленькая, то всегда любила заходить к ней в гости. Ольга угощала чем-то вкусным, расспрашивала о моих делах и не хотела отпускать… У ваших соотечественников есть еще одна потрясающая черта. Если друзья тебя любят, они поделятся последней рубашкой. В этом я убедилась в начале 90-х, когда мы выступали в туре по Америке с олимпийскими чемпионами Катей Гордеевой и Сергеем Гриньковым, Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, чемпионом мира Александром Фадеевым и многими другими. Помню, после чемпионата мира в Будапеште все мы собрались в маленьком уютном кафе-кондитерской и чуть не плакали: назавтра все разъезжались по домам. За годы выступлений мы научились понимать друг друга с полуслова: не припомню, чтобы потом в моей жизни было такое братство по духу. Пусть не прозвучит это уж очень пафосно, но у всех у нас в жизни была одна страсть — фигурное катание. Мы боялись, что судьба разлучит нас, поскольку никто не знал, удастся ли попасть в следующем сезоне в сборную, увидимся ли на чемпионатах мира и Европы. Именно тогда, в начале 90-х, многие известные российские фигуристы и тренеры уехали работать в Штаты. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но олимпийским чемпионам Калгари — молодой, красивой, необыкновенно обаятельной паре Гордеева — Гриньков удалось покорить американскую публику. Контракты Кати и Сергея постоянно возобновлялись, российские фигуристы были любимы и востребованны, и казалось, полосе удачи не будет конца. Но произошла трагедия с Сергеем — на льду во время тренировки в Лейк-Плэсиде он внезапно потерял сознание и скончался на месте от сердечного приступа. Мы все находились рядом с Катей, когда ей было так трудно. Но следовало предпринимать что-то конкретное. Я, Виктор Петренко, Скотт Хамильтон, Оксана Баюл, Брайан Бойтано, Кристи Ямагучи и другие собрались вместе, когда Катя еще находилась в Москве на похоронах, и решили организовать вечер памяти Сергея в Хартфорде, в штате Коннектикут. Катя осталась одна с трехлетней Дашей, и вырученное от проведения вечера могла отложить на воспитание дочери. Тогда мы еще не знали, что Гордеева захочет кататься на вечере памяти Сергея — это был ее первый сольный выход после 13 лет выступлений в паре. «Я обязательно выйду на лед и буду кататься, потому что не знаю, как еще выразить свои чувства и потому что я больше ничего не умею», — сказала тогда Катя. Она готовила свой номер с хореографом Мариной Зуевой, причем они взяли музыку Пятой симфонии Малера — красивая и энергичная мелодия, напоминающая, что жизнь продолжается. На Кате было предельно строгое фигурное платье, вместо украшений талисман — обручальное кольцо Сергея на цепочке. Многотысячный зал в Хартфорде был заполнен до предела, и выступление Кати зрители смотрели стоя. Когда она закончила кататься и вернулась в раздевалку, я расслышала сказанное шепотом: «Надо найти в себе силы и не сломаться». Времени на горе не оставалось. Чтобы спокойно тренироваться, Катя приводила дочку на стадион, и все, кто мог, по очереди с ней играли. И все же Кате приходилось очень трудно. Я видела в раздевалке, как иногда она с трудом сдерживала рыдания после очередного номера: на публике надо было показывать, что все о`кей. И откуда в этой маленькой, хрупкой женщине взялось столько мужества…

— Когда вы решили уйти из спорта?

— В 2008 году окончательно простилась с фигурным катанием и на лед с тех пор вообще не выходила. Обзавестись семьей я так и не смогла, поскольку пришла к выводу, что не создана для семейной жизни. С тех пор занимаюсь различными проектами и по привычке все делаю на сто процентов. Об этом я как раз написала в своей книге Only with Passion («Только со страстью»). К тому же в моей жизни появляются очень интересные проекты. В прошлом сезоне, например, я работала рефери в британском телешоу «Танцы на льду» — получила приглашение от Кристофера Дина, с которым мы давно дружим. Судить такие шоу всегда непросто, тем более там, где эта дисциплина возникла в 30-е годы прошлого века, — публика великолепно разбирается во всех тонкостях. Но надо еще чувствовать, когда слегка подыграть любимцам зала. Тут я не всегда оказывалась в теме. Назвала, например, популярного спортивного комментатора, бывшую горнолыжницу Чемми Олкотт, долговязой, за что меня страшно критиковали в британской прессе.

— Пресса к вам всегда была неравнодушна. Именно журналисты приклеили к вам в свое время ярлык «секс на коньках»…

— Намекали на мои откровенные костюмы. Я первой в 1983 году стала кататься в шортах. Мне так было удобнее и проще выразить себя. После этого правила скорректировали: дескать, фигуристки должны кататься в юбках или платьях, шорты запрещены — так женственнее. Но потом, когда это правило стало тормозить развитие фигурного катания как шоу, его отменили. В 1994 году на Олимпиаде в Лиллехаммере у меня была короткая программа, в которой я изображала Робин Гуда. Было бы смешно, если бы я надела платье. Каждый использует свои «ингредиенты», чтобы создать маленькое шоу во время произвольной программы. Вообще считаю, вводить слишком много правил там, где креатив ценится превыше всего, не очень разумно. Бывают, конечно, и забавные случаи, как со мной в Париже на показательных в 1987-м. Я надела новое платье с очень открытым лифом. Однако не проверила толком, удобно ли прыгать в платье такого фасона. Во время выполнения прыжка платье съехало, и я на мгновение оказалась топлес. Фотографы приберегали эти кадры до Олимпийских игр в Калгари, когда снимки с моими прелестями оказались во всех газетах. Меня стали обвинять в том, что побеждаю не за счет мастерства, а благодаря сексуальным костюмам.

— Что вас сегодня вдохновляет по жизни?
http://www.itogi.ru/7-days/img/901/I-37-EXCLUS-vitt-f39_640.jpg
Сегодня знаменитая фигуристка с удовольствием участвует в театральных постановках. С актером Рюдигером Йосвигом
Фото: Michael Sohn (AP)

— Я стараюсь много работать, ни на минуту не останавливаться. В прошлом году снялась в кино, сыграла главную роль в телефильме «Враг в моей жизни». По сценарию известная фигуристка готовится к шоу, а ее в это время преследует аноним, которого никак не может вычислить полиция. Когда я выступала в США, сама попала в аналогичную ситуацию, так что характер героини был написан с меня. Оставалось только вернуться к былой форме, чтобы без дублера кататься в кадре. Тренировалась по несколько часов в день. Премьера «Врага» прошла в начале этого года, и многим фильм понравился. Для меня актерская профессия — это увлекательное приключение, напоминающее чем-то выступления на льду. Тот же адреналин, когда сердце замирает перед выходом на сцену. Я много работаю и телекомментатором на телевидении. Чтобы оставаться в форме, продолжаю бороться с весом, поскольку очень люблю шоколад и готовку моего папы. По-прежнему сижу на салатах после выходных в семье. Стараюсь есть здоровую пищу и крутить педали на домашнем велоэргометре как можно чаще. Самодисциплина, конечно, полезная вещь, но сейчас я отношусь к себе более бережно. Например, если мне не нравится фитнес-программа, насиловать себя не буду. Если у меня бывают стрессы, то позитивные — например, на съемочной площадке или в театре. А это не отнимает здоровье, наоборот, помогает держаться в тонусе. Я так много путешествовала по миру, что последние два года, когда появилась возможность проводить больше времени в Берлине с друзьями и семьей, живу с ощущением праздника. Я открыла что-то очень важное: цель необходима в жизни, но гораздо важнее кайфовать от самой возможности взбираться в гору. Это путешествие никогда не кончается.

Берлин
   

Елена Зигмунд


Вы здесь » Неофициальный форум Татьяны Навки » Фигурное катание » "Ностальжи" (история ФК)