— Марат, вы же известный футбольный болельщик. Почему сейчас в Одессе, а не в Донецке или Киеве?
— Работа превыше всего. А футбол можно посмотреть и по телевизору после съемок или во время, если есть такая возможность. Даже ставки с ребятами делаем.
— На деньги или так, на интерес?
— Без денег нет интереса. По 500 руб. ставим. А давайте сегодня поставим? 20 грн. на победу Украины, скажем, 2:1 (разговор состоялся 15 июня, в день группового матча Украина — Франция, где наша сборная проиграла со счетом 0:2. — Ред.).
— Вы увлекаетесь футболом серьезно. А сами футболистом стать не хотели? Они, как правило, хорошо зарабатывают.
— Ой, да я много чем занимался, больше, кстати, хоккеем, чем футболом. Но у меня и так хорошая работа. Зачем сейчас бегать по полю, по такой-то жаре, если можно сидеть в Одессе, на берегу моря, с вами общаться? Вокруг красивые девушки, приятные люди, съемки. И, к слову, я тоже нормально зарабатываю, мне и моим близким хватает.
— Какой образ жизни позволяют вести ваши гонорары?
— Раз в году я могу себе позволить поехать с друзьями покататься на горных лыжах в Европу или под Киров. Раз в году могу свозить ребенка и свою маму на море. Сейчас как раз они вернулись из Коктебеля. Но яхт, самолетов, пароходов не имею.
— А хотели бы?
— Конечно, хотел бы — я же мальчик! Любой пацан мечтает о яхте. Ну, чтобы девчонки туда прыгали.
— Раз уж речь зашла о деньгах, от чего зависит стоимость артиста и спрос на него?
— От его работы. Это как в спорте: чем лучше ты бегаешь, тем больше зарабатываешь. Если ты хорошо играешь в футбол в своей команде, есть большая вероятность, что возьмут в сборную. Ну, наверное, еще, скандалы повышают спрос. И журналистский интерес к актеру. “Желтая” пресса пишет всякую небывальщину, придумывает разные истории — многие интервью пишутся без моего участия.
Так журналисты хотят задеть, но на самом деле делают очень полезную вещь: подогревают интерес к актеру и продвигают его на рынке. Хотя если ты хреновый актер, то хоть обскандалься — гонорары твои не вырастут. А вообще, если честно, я не умею говорить о деньгах. У меня для таких бесед есть агент. Я же со своей стороны могу идти на уступки и компромиссы.
Вот предложил мне Атанесян сняться у него в новом фильме. Конечно, я соглашусь, потому что он мой хороший друг, талантливый режиссер, к тому же собралась хорошая актерская компания. Какой дурак откажется прилететь летом в Одессу и без криков, споров и мата сняться в хорошем фильме?
— А бесплатно можете сняться?
— За очень символический гонорар могу. Бывают разные ситуации. Вот недавно вышла картина “Самоубийца”. Продюсером был Александр Стриженов (актер, режиссер, сценарист. — Ред.), мой хороший товарищ. И у него в один из съемочных дней актер не пришел. А он был задействован буквально полдня. Саша мне позвонил ночью и попросил поработать. Я бросил все, приехал и снялся за символические копеечки. Хотя съемки оказались непростые: была зима, холодно очень, замерзли, как цуцики. Но если друг просит — почему нет? Я — актер, и моя работа — играть.
— Это вы сейчас так тепло отзываетесь о своей профессии, но ведь собирались-то юристом стать и даже поступили в МГУ на юрфак…
— Было дело. Поступил, чтобы в армию не идти. Такое время было дурное: Союз развалился, много открылось возможностей. Уже кто-то начал свободно зарабатывать деньги, кто-то купил машину. А мне надо в армию идти. Зачем? Тратить два года, тогда как Вася из соседнего подъезда не служил и уже вовсю “бабло рубит”.
А я молодой, хочется все урвать, да побыстрее. К тому же о каком долге перед родиной могла идти речь, если родины уже не было? Тогда, в начале 1990-х годов, все шли либо в юристы, либо в кооператоры. И чтобы я не занялся коммерцией, родители сказали: иди-ка, сынок, в юристы.
Подзаработали денег мне на репетиторов по русскому и английскому языкам. Сколько же лет назад это было? (Считает.) 22 года назад. Боже, какой я старый! Я же еще и в “Бауманку” (Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана. — Ред.) поступал. Просто за компанию с друзьями-однокашниками. Не поступил, конечно. Друзья, кстати, тоже.
— Не жалеете, что с юриспруденцией не сложилось?
— Абсолютно. Есть у меня знакомые актрисы, которые поработали в профессии, потом еще окончили юрфак, пошли в международные корпорации, а через какое-то время вернулись к актерской деятельности. Ведь юристом работать нужно, а в актеры идут те, кто ничего не умеет делать в жизни.
— Так уж и ничего?
— Да просто учишь текст — и все. Вот я играл главную роль в фильме Павла Лунгина “Свадьба” — Мишку Крапивина, а на самом деле хотел сыграть Гаркушу, героя Андрея Панина. Я уговаривал Павла Семеновича, чтобы он хотя бы попробовал меня на эту роль, но он наотрез оказался, сказал, что я буду играть именно Мишку. Ему виднее. Хотя мне этот образ не был близок. Гаркуша — это моя роль. Вот таких вот добрых придурков я бы играл, но видите, не дают.
— Несмотря на внутреннее противоречие, роль Крапивина вам явно удалась. Признаюсь, я влюбилась в вашего героя, он невероятно трогательный и добрый вышел. Наверняка нужно много работать, чтобы вот так гармонично получилось перевоплощение?
— Да ладно, ничего я не перевоплощался. Выучил текст. Тем более что у меня были такие хорошие партнеры (в фильме сыграли еще Мария Миронова, Мария Голубкина, Галина Петрова и др. — Ред.).
{{cut}}
— У вас есть какая-то своя система запоминания массива текста?
— Какие массивы? Кино сейчас, к сожалению, не снимается большими кусками. У тебя три фразы типа “Привет, батя, я получил зарплату”. Выучил предложение — сняли эпизод.
— А как же импровизация, я слышала, что вы очень любите это делать?
— Да. Но она получается, только когда позволяют ситуация и история, которую мы снимаем. Когда режиссер позволяет актеру существовать в своем образе свободно, а не точно по тексту. Кроме того, это зависит еще и от обстановки на площадке. Которая, в свою очередь, зависит и от того, как себя ведет съемочная группа не только в рабочее время.
Если мы с режиссером и остальными ребятами прекрасно общаемся за съемочной площадкой, то я и в ходе работы чувствую себя свободным и не зажатым и могу себе позволить импровизировать. Вот, например, в картине “Сибирский цирюльник” есть эпизод, когда я прыгаю на героя Олега Меньшикова перед тем, как он ударил смычком генерала Радлова. Это была чистая импровизация.
Мы просто подурачились, пошутили, но все так естественно получилось, что Никита Михалков включил сцену в фильм. Я думаю, что импровизация получается, когда актер может посмотреть на себя, своего героя и ситуацию иронично и со стороны. Многое зависит и от фантазии актера. Хороший актер — это актер, который фантазирует и придумывает, даже в своих интервью, какие-то небывалые вещи.
— Надеюсь, вы сейчас не придумываете?
— Кто знает…
— Есть герой, в образ которого хотелось бы вжиться и сыграть?
— У меня нет идеи фикс сыграть какого-то конкретного героя. Хочется, чтобы сценарии были такими, когда не понятно, чем все закончится, чтобы можно было обмануть зрителя. Он ждет одного финала, а ты ему — другой. Он ждет от твоего героя одного поступка, а ты поступаешь совершенно иначе. Вот такого хочется, чтобы постоянно обманывать зрителя.
— Я читала, что вы снимались в Голливуде. Что это была за история?
— (Недоумевающе.) Где вы это нашли?
— В ваших же интервью. Нафантазировали?
— В Голливуде я никогда не снимался. Я вообще ни разу за границы Европы не вылетал. Кому мы там нужны?! Я никогда не хотел сниматься в американском кино. Во-первых, мне это не близко, я знаю, как у нас все происходит на съемочной площадке, а что там — не знаю. И поэтому, наверное, страшно. Во-вторых, чтобы там сниматься, нужно хорошо знать язык. К тому же нас и здесь неплохо кормят.
— А разве вы не говорите по-английски? Или снова байки из интернета?
— Я знаю татарский, матерный и русский.
— Кстати, вы же получили звание народного артиста Республики Татарстан…
— Еще официально не получил, они хотят приурочить вручение к какому-то празднику. Пока только попросили для оформления документы им переслать.
— Какие?
— Паспорт, размер ноги, обрезанный или нет, видимо, чтобы убедиться, настоящий ли я татарин. (Смеется.)
— Вы скрупулезно выбираете сценарии. Что должно быть в истории такого, чтобы вы сразу согласились играть?
— Главное — это режиссер, за которым идут не только актеры, но и вся съемочная группа, вплоть до рабочих. Режиссер должен уметь рассказать историю и знать точно, зачем он это делает. Если я с режиссером незнаком, то нужно познакомиться с ним заранее, чтобы понять, что он хочет донести до зрителя.
— Что должен сказать режиссер, чтобы вы согласились, не раздумывая?
— (После паузы.) Простите, вы замужем?
— Нет.
— Вот если вы сейчас встретите мужчину, что он такого вам должен сказать, чтобы вы прямо в одежде, с диктофоном и блокнотом пошли с ним без раздумий в море?
— Наверное, что-то оригинальное…
— Наверняка он должен вас убедить, околдовать. Так же и меня. Атанесян вот сумел. Настоящий мужик. Талантливый режиссер. Мне вообще везло с хорошими режиссерами, у меня на них чутье. Я работал и с Михалковым, и с Эльдаром Рязановым, и со Станиславом Говорухиным, и с Александром Миттой, и со Стриженовым.
Например, фильм, в котором я сейчас снимаюсь, это продолжение киноистории “Близкий враг” (фильм Александра Атанесяна 2010 г. — Ред.). Когда я был на ее премьере, кусал локти от зависти к ребятам, что они снялись в такой потрясающей истории. Поэтому когда меня пригласили сняться в продолжении, не раздумывая, согласился.
— А есть истории, играть в которых, не раздумывая, отказались бы?
— Уильям Шекспир, “Гамлет” — сразу откажусь. Мне неинтересна эта история. Проблемы Гамлета мне не близки.
— Недавно один музыкант мне признался, что не хотел бы быть знаменитым, потому что слава будет мешать ему кушать в “Макдональдсе”. Помните, когда вы почувствовали, что стали известным?
— Странно. Он что, боится, что его разорвут в “Макдональдсе”? Я вот обожаю там поесть. А еще нет ничего вкуснее, чем купить на улице какой-нибудь колбаски или шаурмы. Но мы об известности. Вот когда гаишники стали меня отпускать, понял, что стал популярным. Все случилось после “Границы”. Сериал показали по телевидению, его смотрели и женщины, и мужчины. Душевная такая история, многие плакали.
— Что дало вам участие в телевизионных шоу?
— Если говорить о “Ледниковом периоде”, то я с детства люблю лед. Почему бы не воспользоваться возможностью и не покататься в эфире “Первого канала”, да еще и за деньги.
— Всем участникам платили?
— Конечно! Что ж мы — дураки, ломать руки, ноги, зарабатывать синяки на заднице за бесплатно, ради рейтингов “Первого канала”? А стать ведущим “Ледникового периода” меня попросил хороший друг Илья Авербух (фигурист, чемпион Европы и мира, сейчас — хореограф и продюсер. — Ред.). Вести “Битву экстрасенсов” меня тоже пригласили. Я согласился из-за необычных людей, которые в этом проекте участвуют. Ведь интересно пообщаться с теми, кто знает больше тебя.
— Экстрасенсы вам что-то предсказывали?
— Говорили в прошлом году, что я женюсь на блондинке с серыми глазами.
— Сбылось?
— Пока нет.
Досье БИЗНЕСа
Марат Башаров, актер, телеведущий
Родился: 22 августа 1974 г. в г.Москве.
Образование: Высшее театральное училище им.М.С.Щепкина (1996 г.).
Карьера: дебютировал на сцене в 1991 г. (театр “Современник”, спектакль “Кентервильское привидение”); дебютировал на экране в 1994 г. (фильм “Утомленные солнцем”); участник и ведущий телевизионных шоу “Звезды на льду”, “Ледниковый период”, “Битва экстрасенсов”, “Лед и пламень”.
Избранная фильмография: “Утомленные солнцем” (1994 г.), “Сибирский цирюльник” (1998 г.), “Свадьба” (2000 г.), “Граница. Таежный роман” (2001 г.), “Олигарх” (2002 г.), “72 метра”, “Гибель империи” (оба — 2004 г.), “Турецкий гамбит”, сериал “Утесов” (оба — 2005 г.), “Изображая жертву” (2006 г.), “Дикари” (2007 г.), “Господа офицеры: Спасти императора” (2008 г.), “Деревенская комедия” (2009 г.), “Служебный роман. Наше время”, “Красавчик” (оба — 2011 г.).
Награды: лауреат Государственной премии России (за фильм “Граница. Таежный роман”, 2001 г.); лауреат молодежной премии “Триумф” (2003 г.).
Семейное положение: есть дочь.
Увлечения: хоккей, горные лыжи, футбол.