Кстати, хочу ответить на вопрос, который часто мне задают: почему давно ничего не писал в блог? Дело не в том, что сказать нечего. По прямо противоположной причине. В последнее время просто распирает от желания выговориться на актуальные темы сезона в фигурном катании. Но останавливает понимание двух вещей. Во-первых, поверхностные впечатления часто бывают обманчивыми. А во-вторых, иногда лучше молчать, чем говорить. Чтобы не навредить тем, о ком говоришь. Ну и себе, заодно, хотя тут речь, скорее, о нежелании выглядеть умнее всех. Ну или, наоборот, глупее всех. Это часто совпадает.
На парижском этапе Гран-при, ставшим информационным поводом к тому, чтобы снова взяться за виртуальное перо, я никогда не был. Более того, даже дворец спорта "Берси" посещать не доводилось. Что странно, учитывая значимость этой арены не только для фигурного катания, но и для тенниса, еще одного профильного для меня спорта. Именно в "Берси" мужская сборная России впервые в своей истории выиграла Кубок Дэвиса, если кто не помнит, да и парижский "Мастерс" считается одним из самых престижных теннисных турниров. Но так уж получилось, что только в нынешнем году выдался шанс наконец-то ступить ногой на ту же трибуну, где Борис Ельцин прыгал от счастья после великой победы Михаила Южного.
Честно говоря, к "Берси" подходил с неким скептицизмом - уж после посещенной три недели назад стамбульской арены "Синан Эрдем", казалось, удивить ничто не в состоянии. И все же рот открылся сам собой, когда на выходе из одноименного метро глазу предстала следующая картина. Представьте себе бункер, по виду напоминающий воткнувшуюся в землю летающую тарелку, только не покатых форм, а в виде срезанного многогранника. Тарелка эта приземлилась черт знает когда, поэтому ее "грани" заросли мхом и травой. Ни в жизнь не угадать, что под крышей этого бункера. Если не знать, конечно, что там один из самых знаменитых крытых стадионов мира. Да, если турки особое внимание уделили интерьеру своего самого современного дворца спорта, то "Берси" - это, в первую очередь, экстерьер. Спорный, как минимум, но уж точно запоминающийся. И это, кстати, по-парижски: здесь не боятся искать новые формы. Взять тот же Центр Помпиду или стеклянную пирамиду у входа в Лувр.
На этом прелюдию, пожалуй, можно считать завершенной. Сам же турнир начался для меня с оглушительного массового визга, который я услышал, когда вошел в кулуары "Берси" где-то в половине одиннадцатого пятницы. Совершенно было непонятно, кто и, главное, по какому поводу может так орать - ведь до соревнований оставались еще часа четыре с лишним. Так вот, повод звали Патриком Чаном - а источник звука находился в глотках тысяч трех-четырех подростков, которые с самого утра собрались на трибунах. Чан дольше остальных из сильнейшей группы остался тренироваться на льду, а толпа неистовым криком встречала его каждое движение.
При такой посещаемости самых обычных тренировок не могу сказать, что парижане очень уж сильно поразили любовью к фигурному катанию. Эта сконцентрированная группа болельщиков наверняка попала на трибуны не просто так. То есть, думаю, конечно, не по разнарядке, как роты солдат у нас на женском баскетболе. Но это были либо дети из спортшкол, либо из интернатов. А в остальном в "Берси" в первый день Trophee Eric Bompard пришло примерно столько же людей, сколько через неделю появится в московском дворце спорта "Мегаспорт". То есть максимум тысячи две человек. Одну из трибун организаторы даже затянули абсолютно черной тканью, из-за чего могло сложиться ощущение, что во дворце спорта "Берси" объявлен траур.
И правда, с прокатами коротких программ получилось в пятницу довольно грустновато. Понятно, что начало сезона для многих фигуристов - это такая "зона турбулентности", но здесь можно было составить целый хит-парад "эпик фэйлов". Начали "падеж" мужчины, причем ладно бы валяли только участники из слабейшей разминки. Нет, там как раз в некоторых местах оказалось пристойно - китаец Сон Нань взлетел вообще на второе место ("шикарный" - таким словом охарактеризовала китайца Елена Анатольевна Чайковская). А вот все остальные, включая лидеров Флорана Амодио, Нобунари Оду, да даже самого Патрика Чана, что-то да сорвали. К Чану в последнее время вообще можно применить известную поговорку спартаковских фанатов в слегка переиначенном, конечно, виде: "Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Патрик Чан на первом месте". В данном случае, впрочем, особого душевного протеста такой результат не вызвал. Ну упал Чан на четверном прыжке, не ставить же его из-за этого ниже Сон Наня?
Спортивные пары продолжили парад ошибок. Чистый прокат удалось увидеть только один. Причем в исполнении пары, от которой такого подвига ожидать было трудно. Некогда призер чемпионата мира Джессика Дюбе, поступив не по-товарищески со своим бывшим партнером Брайсом Дэвисоном и не став дожидаться, пока он залечит травму, встала в пару с Себастьяном Волфом. Поначалу казалось, что проект это совершенно безнадежный. Однако в Париже стало видно обратное: канадцы потихоньку скатываются, и из дуэта может выйти очень даже неплохой толк. По крайней мере, у Джессики, которая раньше, как правило, энергетически выглядела на льду свежезамороженной рыбой, появился даже огонь в глазах.
Остальные же пары отваляли прилично. Татьяна Волосожар и Максим Траньков допустили крайне нехарактерную ошибку для дуэта любого уровня - партнерша упала, выезжая с подкрутки. За что фигуристам был начислен первый штрафной балл в их совместной карьере на основных турнирах. Это, впрочем, не могло лишить серебряных призеров московского чемпионата мира закономерного лидерства в не слишком представительной парижской компании. Базарова и Ларионов свой минус получили за выброс: Юрий перестарался и метнул Веру слишком уж резко. Как будто в последний момент решил устроить ей не три, а четыре оборота. Вышло в итоге три с четвертью - и падение. Ну а Ксения Столбова и Федор Климов, сделав идеальный параллельный тройной прыжок и выброс, затем вдруг сорвали тодес и смазали поддержку. Хотя, конечно, если учесть долгие проблемы Ксении со здоровьем, совсем не вдруг. За две недели тренировок боевую форму набрать невозможно - что-то где-то да вылезет. Вот так оно и получилось.
У женщин в короткой программе произошло то, что многие, не сомневаюсь, назвали сенсацией. Лиза Туктамышева обыграла Каролину Костнер и Алиссу Чизни, да не на какие-нибудь десятые доли балла, а с вполне осязаемым преимуществом. Но по мне это вовсе не сюрприз. Технический контент Туктамышевой как минимум не хуже, чем у вышеупомянутых звезд. Волнения - ноль, терять Лизе совершенно нечего, потому что она, собственно, еще ничего и не нашла. Так чего ж ей ошибаться? А вот Костнер с Чизни задрожали, такое впечатление, увидев в Лизе достойную соперницу. Уж Каролина-то на дорожке шагов, своем коронном элементе, никогда в жизни, кажется, не падала.
Ну а в пятницу вечером в латине ребята-танцоры, извините за жаргон, отожгли не по-деццки. То есть у многих, конечно, были какие-нибудь нечеткие скрещения и несинхронные твиззлы. Но широкий зритель, будем уж откровенны, на танцы приходит не с целью на твиззлы смотреть. С тем же, на что он приходит смотреть, у топ-участников было все в порядке. Лед от жарких телодвижений Тессы Вирчу/Скотта Мойра, Натали Пешала/Фабьена Бурза, Анны Каппеллини/Луки Ланотте и Елены Ильиных/Никиты Кацалапова просто расплавился, и было даже удивительно, что из-под него не проступили очертания лежавшего в "Берси" еще на прошлой неделе теннисного корта. Что касается результатов короткого танца, то судьи пронумеровали дуэты в вышеуказанном порядке. В номинации же "самое красивое платье" верхнюю ступень пьедестала почета, по скромному мнению автора этих строк, разделили Каппеллини и Ильиных. Смутило, правда, что в попытках отдекольтировать фигуристок дизайнеры этих двух нарядов слишком уж заставили своих клиенток вылезти, что называется, из кожи вон. Как бы Международный союз конькобежцев в очередной раз не вспомнил, что танцы на льду - это спорт, а не варьете.
Второй соревновательный день турнира Trophee Eric Bompard начался с несправедливости. Нет, конечно, хоть ты лопни, хоть ты тресни, Патрик Чан на первом месте, но не таким же иезуитским, граждане судьи, способом! Оценить исполнение программы, пусть и с двумя четверными прыжками, но в которой, на секундочку, не было тройного акселя, не было тройного лутца, зато был сочный набор срывов на любой вкус в прыжках и в дорожке шагов "девятками" - надо уже совсем потерять всякие остатки совести. Причем некоторые судьи вместе с совестью явно потеряли еще и зрение. Конкретный такой "спотыкач" на дорожке шагов, за который большинство арбитров все-таки поставили, слава Фемиде, "-2" и "-3", один судья вдруг оценивает "нулем". То есть, согласно этому человеку у пульта, именно так, падая и поднимаясь, чемпион мира и должен исполнять свои элементы, для него это нормально, в порядке вещей. Ну а если Чан уж как-нибудь выполнит то, что задумал, то автоматом ему "+3" гарантированы.
Конечно, Сон Нань пока с артистической точки зрения Чану уступает. Кто бы спорил. И по сумме двух программ, где китаец не допустил ни единого сбоя, а у Чана даже лень считать, сколько их было, канадец должен был остаться первым. Но должна же присутствовать хоть какая-то объективность! Сон Нань тоже умеет кататься, а заявить, что разница в произвольной программе по "артистическим" компонентам между канадцем и китайцем составляет 17,5 балла (именно такое число фигурирует в протоколах), значит, оскорбить не только китайца, а еще и самого Чана. Это значит, сказать ему - парень, ты чемпион мира, можешь кататься хоть в хлам, свои оценки ты получишь. Не знаю как Чану, но по мне, любому человеку должно быть обидно, когда его премируют за плохую работу. И почему-то думаю, что Чану это действительно где-то в глубине души обидно, несмотря на красивые слова на пресс-конференциях.
То, что в произвольной программе Волосожар и Траньков снова не сделали подкрутку, причем на сей раз партнерша просто не взлетела, вызвало почему-то легкую улыбку. В катании этой пары все равно столько уверенности, столько мощи, столько напора - и досадные срывы на этом фоне смотрятся как чистая случайность. На основных турнирах такого, конечно, с ними не произойдет. "Хайлайт" турнира здесь - это выступление Базаровой и Ларионова. Какими красками заиграли эти фигуристы в нынешнем сезоне! Раньше в глазах многих катание Веры и Юры смотрелось каким-то наивно-провинциальным. Мало кто вообще верил, что эта пара сможет хоть чего-нибудь добиться. Однако ж наработали бывшие пермяки, нынешние жители Саранска сначала технику, а затем и выражать музыкальные образы на льду научились. И сразу другое впечатление - у них в катании появились глубина и тонкость. Не думаю, что в этом сезоне на чемпионате России будет стоять вопрос о том, какая пара станет третьей в сборной после Волосожар/Транькова и Кавагути/Смирнова.
Результаты Trophee Eric Bompard в танцах на льду - это самое грустное, что произошло в эти два дня. Во-первых, речь о седьмом месте Кристины Горшковой и Виталия Бутикова. Надеюсь, ученики Елены Чайковской не слышали оглушительного хохота, которым некоторые очень умные зрители сопровождали их прокат, особенно в коротком танце. А может, наоборот, им стоило бы его услышать. Чтобы осознать, что латина в 2011 году под музыку середины 80-х прошлого века - и с движениями той же эпохи - выглядит нелепо. И не только в глазах "продвинутых" фанатов, устроивших фигуристам ржачную обструкцию. "Back to the USSR", - сказал, вздохнув, один сидевший рядом со мной именитый тренер другому, грустно наблюдая за Горшковой и Бутиковым. Обидно, главное, что кататься Горшкова и Бутиков умеют, но их катание на фоне аляповатых костюмов и ретро-музыки просто теряется.
Ну и, наконец, четвертое место Ильиных и Кацалапова с отставанием от Каппеллини/Ланотте в 13 с лишних баллов. Тех самых Каппеллини/Ланотте, при чистом прокате которых Лена и Никита на чемпионате мира обошли, даже напоров ошибок в произвольном танце. Конечно, невооруженным глазом неспециалиста заметно, что итальянцы в нынешнем сезоне прибавили, а их произвольный танец "Ла Страда" вообще занял первое место в моем личном хит-параде танцевальных программ нынешнего сезона. Конечно, прокаты россиян на Trophee Eric Bompard были далеко не идеальными. Но такое отличие парижских оценок россиян не только по сравнению с итальянцами, но и со своими же показателями прошлого сезона, вызвало чувство внутреннего протеста. На том же московском чемпионате мира у Ильиных и Кацалапова в компонентах за хореографию, интерпретацию музыки были сплошные "восьмерки" и кое-где даже "девятки", а в нынешнем сезоне артистическая оценка вдруг резко снизилась. Хотя их "Аве Мария" в эмоциональном плане при живом просмотре впечатление, признаться, произвела.
Я все это знаю - то, что судейские и технические бригады везде разные, и то, что даже после введения новой системы судейства сравнивать оценки на разных турнирах некорректно (хотя изначально заявлялось, что именно возможность провести сравнительный анализ является одним из достоинств этой системы). Я слышу раздающиеся со всех сторон голоса: "зона турбулентности", в которую попали Ильиных и Кацалапов, очень серьезна, и им надо работать, работать и еще раз работать. И ничего против этого не имею. Но мне кажется, что даже в воспитательных целях откровенное "прихлопывание" этой пары низкими баллами - перебор.
Ну и в завершение о хорошем. То есть о хорошей. О Лизе. После двух довольно приличных произвольных прокатов в исполнении Чизни и Костнер простой предстартовый анализ говорил о том, что Туктамышевой надо делать все ее сложнейшие каскады - и не допускать ошибок. Ну разве что маленькую помарочку. Такая помарочка была - Лиза сдвоила флип. Но все остальное она сделала просто идеально и, чуть уступив Чизни в произвольной программе, обошла всех по сумме баллов. Вторая подряд победа на этапе Гран-при, третья значимая с учетом коммерческого старта в Японии - Туктамышева начала свою взрослую международную карьеру так же лихо, как Ким Ю-На и Мао Асада.
На закуску - любопытная мизансцена в кулуарах "Берси", которая прошла мимо глаз публики, но не ускользнула от вашего корреспондента. Костнер и Чизни стоят у входа в пресс-центр, ждут Туктамышеву, чтобы потом всем вместе войти в зал для пресс-конференций. Подходит Лиза и встает перед ними. И дальше - немая сцена, все замерли секунд на 20. Итальянка и американка смотрят на малышку Туктамышеву сверху вниз презрительными взглядами выпускниц на первоклашку. А Лиза, ни на секунду не опустив глаза, ни позволив смущению или улыбке промелькнуть на лице, гордо сверлит поверженных соперниц глазами в ответ. И Костнер не выдержала, засмеялась первой и изобразила легкий "бумц" бутылкой с водой Лизе по голове. Туктамышева не шелохнулась.