Skate America. Эксперименты Штойера привели экс-украинку к победе
Ольга Николаенко, «СПОРТглавред», 24.10.11 11:05
Первый этап Гран-при по фигурному катанию запомнился попыткой немецкой пары Алёны Савченко и Робина Шолковы исполнить сложнейший выброс и перенести на лёд танцы Пины Бауш, борьбой Каролины Костнер и Алиссы Сизны, уверенной победой Мерил Дэвис и Чарли Уайта и совсем неуверенным катанием мужчин-одиночников.
Первый этап Гран-при, как и первый блин, для многих оказался комом. И если примерки программ на судей вроде бы удались, то справиться с элементами в начале сезона для большинства фигуристов оказалось гораздо сложнее.
Преисполненными уверенности в своей победе на лёд выходили разве что хозяева турнира американские танцоры Мерил Дэвис и Чарли Уайт. Их главными соперниками считались французы Натали Пешала и Фабьян Бурза, но поверить в то, что им удастся обойти подопечных Марины Зуевой, ещё и в США, могли лишь неисправимые оптимисты.
Откататься совсем чисто и безошибочно Дэвис и Уайту не удалось. Но мелкие погрешности часто остаются незамеченными судьями, да и придираться особо было незачем, ведь на Skate America они и вправду были вне конкуренции. А произвольная программа под музыку Иоганна Штрауса из оперетты "Летучая мышь" заставила взорваться аплодисментами весь зал. Как и обещала Зуева, эта программа стала как минимум одной из лучших у действующих чемпионов мира.
Натали и Фабьяну пришлось бороться не только с волнением, связанным с началом сезона, но и болезнью партнёра. После проката произвольного танца Бурза едва переводил дыхание и безустанно кашлял, ожидая оценки. И всё же избежать грубых ошибок, в отличие от короткого танца, им удалось. Несмотря на все трудности, своё "серебро" французы отвоевали. А третьими стали литовцы Дейвидас Стагниунас и Изабелла Тобиас. И это можно назвать едва ли не главной сенсацией танцевального турнира.
Одиночники с совсем незавидной стабильностью срывали элемент за элементом. Касалось это и фаворита соревнований японца Такахико Козуки, и его победителя чеха Михала Бржезины. И если последний в короткой был безукоризнен, то в произвольной программе от той уверенности остались лишь следы - вторую её половину он сорвал практически под чистую.
В отличие от своих коллег, во второй день соревнований почти не ошибался лишь бельгиец Кевин ван дер Перрен. Он и выиграл произвольную программу, но по сумме двух пропустил вперёд молодого чеха.
Не отличались чистотой программ и девушки, за исключением победительницы произвольной программы итальянки Каролины Костнер. Однако как ни старалась подопечная Михаэля Хута доказать судьям, что именно она достойна победы на Гран-при, от американки Алиссы Сизны её отделили 13 сотых балла. Фигуристка из США блестяще выступила в короткой программе, продемонстрировала великолепное катание в произвольной и, даже несмотря на падение и шероховатости, осталась первой.
Как и в соревнованиях танцоров, у девушек не обошлось без сюрпризов. Неожиданно для многих и, может, даже для самой себя "бронзу" выиграла шведка Виктория Хельгессон.
Состав в соревнованиях спортивных пар обещал интересную борьбу. Ещё в мае Джон Кафлин на чемпионате мира в Москве стал шестым в паре с Кэйтлин Янковскас. В новый сезон он вошёл уже с другой блондинкой - Кэйди Денни. Не зная, что фигуристы лишь несколько месяцев катаются вместе, никогда этого не скажешь. Ещё на турнире в Оберстдорфе они продемонстрировали завидное единство и катание. Хотя тогда избежать ошибок не удалось и они пропустили вперёд россиян Татьяну Волосожар/Максима Транькова и Веру Базарову/Юрия Ларионова. На домашнем Гран-при им и вовсе не удалось подняться на пьедестал. Американская пара после короткой программы шла второй, но по сумме двух остановилась в шаге от тройки призёров. Впереди у них японский этап, где конкуренция будет не менее серьёзной.
Дрогнули и железные китайцы Дан Жань и Хао Жань. В нынешнем сезоне фигуристы преобразились, поработали над хореографией и не потеряли в технике. Хотя в произвольной программе откататься без ошибок и удержать своё лидерство им не удалось.
"Ангелы и демоны", такое музыкальное сопровождение для своей короткой программы выбрали чемпионы мира немцы Алёна Савченко и Робин Шолковы. Уже в начале проката фигуристы пошли на один из наиболее сложных выбросов - тройной аксель. На этот раз риск не оправдал себя. Это падение и не безошибочный подкрут откинули их на пятую позицию. Хотя отставание от лидеров составляло лишь три балла, а с идущими вторыми Денни и Кафлином они и вовсе уместились в пределах одного. И если в короткой программе им и мешали демоны, то в произвольной за дело взялись ангелы.
"Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет". Эта цитата Пины Бауш повлекла в кинотеатры тысячи, миллионы людей по всему миру. Многие шли на слова, на 3D, на фильм о великом немецком хореографе, чьё имя им ни о чём не говорило, гораздо меньше сознательно приходили видеть, слышать и внимать Пине и её труппе. Многие уходили ещё до начала финальных титров, многие с усмешкой либо непониманием следили за происходящим на экране, многие называли это чем угодно, только не танцем, но многие погружались, проникались страстью, страхами, болью, слабостями и борьбой с ними танцоров. Повторить это, казалось, не возьмётся ни один человек. Однако такой нашёлся.
Они оба гениальны, но каждый в своей области. Отношение к Пине всегда было противоречивым. Сравнивать с ней в полной мере Инго Штойера, возможно, и незачем, но определённые параллели напрашиваются сами собой. Каждый из них новатор - один в танцах, другой - в фигурном катании. Штойера, как и его спортивную пару Алёну Савченко и Робина Шолковы любят во всём мире. Но находятся и те, кто понимает их не всегда и не до конца, те, которым чужды их программы, костюмы, образы... Взяв музыку из кинофильма Вима Вендерса и движения из постановок Пины Бауш, в определённой степени они рисковали остаться непонятыми судьями или зрителями и сейчас. Но именно в этом сезоне Алёна и Робин поставили едва ли не самые яркие, наполненные смыслом программы.
Заставлял ли их Инго, как в своё время Пина своих танцоров, быть откровенными на тренировках, телом отвечать на вопросы, передавая и изображая свои чувства, страхи, определения, небесные светила, времена года либо просто перенёс их движения на лёд? Вкладывали ли в них фигуристы то, что вкладывали артисты Пины? Как бы ни было, а эта программа вряд ли оставит кого-то равнодушным, будь то связано с Пиной Бауш, с кинофильмом Вима Вендерса или с неповторимым немецким трио Инго Штойер - Алёна Савченко - Робин Шолковы. Перефразировав слова маленькой девочки, ставшие жизненным девизом Бауш, хочется лишь сказать фигуристам: "Танцуйте, танцуйте, иначе мы пропали".