Впрочем, уровень организации любого турнира, как известно, определяют не здания или плакаты, а люди. И с этим на юниорском чемпионате мира было тоже все в порядке. Совершенно корректная и знающая свое дело охрана, у которой стоило бы поучиться сотрудникам одного похожего на "Минск-арену" московского мегадворца спорта, не будем показывать пальцем, какого. В котором, например, через 20 минут после окончания пресс-конференции накануне этапа Гран-при вашего покорного слугу просто выгнали на улицу под предлогом "необходимости подготовить помещение", не дав дописать заметку. В Минске же не было ни малейшего признака прямолинейного стремления следовать принципам "не пущать" и "нет журналиста - нет проблемы". А было исходившее от каждого желание обеспечить прессе максимально комфортные условия для работы. Прибавьте к этому остроумнейшего и интеллигентнейшего пресс-атташе чемпионата Дмитрия Герчикова, проводившего для каждого журналиста экскурсию по арене и (по желанию) по городу, а также доброжелательных, обаятельных и всегда готовых помочь симпатичных девушек-волонтеров - и поймете, что пребывание на турнире автору этих строк более чем понравилось.
Для минской публики, не избалованной спортивными мероприятиями такого масштаба, юниорский чемпионат мира по фигурному катанию стал событием. На трибуны, конечно, приводили и роты военнослужащих, и детей целыми классами, но даже без учета специальных мер по обеспечению посещаемости зрителей было много. На дневных соревнованиях аудитория собиралась даже более солидная, чем на московском или парижском этапе взрослого Гран-при в аналогичное время суток. Да и вечером 15-тысячный зал заполнялся как минимум на треть, а то и наполовину. Публика принимала происходящие события с невероятно живым интересом. Не верите - спросите об этом испанских танцоров Селию Робледо и Луиса Фенеро. Именно эти спортсмены стали для минских зрителей героями среды - дня, когда проходил короткий танец. Когда Робледо и Фенеро, откатав программу, присели на трибуну, чтобы посмотреть на остальных танцоров, к ним началось паломничество собирателей автографов. Людей не волновало, что испанцы заняли предпоследнее место и не квалифицировались для исполнения произвольной программы, а буквально рядом сидят такие люди, как двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов или первый олимпийский чемпион в танцах на льду Александр Горшков. Народ шел и шел к юным обладателям ярких желто-красных курток и загорелых лиц, подсовывая им для подписей буклеты, блокноты, билеты и просто клочки бумаги. В какой-то момент вокруг Робледо и Фенеро возникла давка, но тренер фигуристов даже не подумал ее пресечь - он начал снимать на телефон происходящее, поняв, что такого звездного часа у его спортсменов больше никогда в жизни не будет. Только когда охранники увидели, что юниоров сейчас просто расплющат, были приняты меры - почитателей таланта испанских фигуристов выстроили в аккуратную очередь.
Честно говоря, я попытался понять для себя причину такой любви к безвестным спортсменам, откровенно поговорив ради этого с минчанами. Думаю, мотивы здесь те же самые, что были у москвичей 80-х годов, болевших на спортивных состязаниях за иностранцев зачастую сильнее, чем за своих. Белоруссия все-таки остается закрытой страной. Туризм, что въездной, что выездной, здесь находится далеко не на том уровне, что в России, и многое то, к чему мы давно привыкли, здесь в диковинку. В частности, это гости из-за рубежа. Вот и отношение к ним у некоторых примерно такое же, как у нас было бы к марсианам.
Но справедливости ради надо отметить, что некоторые российские легенды спорта в Минске тоже пользовались большой популярностью. Например, Татьяна Анатольевна Тарасова, вокруг которой временами собирались не меньшие толпы, чем рядом с испанцами. Не буду цинично гадать, что тому причиной - многочисленные олимпийские чемпионы, которых воспитала знаменитый тренер, или ее участие в не менее многочисленных телевизионных "Ледниковых периодах" последнего времени. Просто констатирую, что осаждали Татьяну Анатольевну минские поклонники тоже неслабо. Временами, причем, приходилось наблюдать просто душераздирающие сцены. "Вы просто невероятная, вы потрясающая, я вас боготворю!" - с надрывом кричала женщина преклонного возраста в один из дней, жадно трогая кумира за плечи, руки, волосы... Когда народная любовь переросла разумные пределы, рядом с Тарасовой выставили нескольких охранников, которые принялись регулировать доступ. При этом любопытно было слышать переговоры по рации в подтрибунном помещении: "Ну что, мы совсем ее закрываем или по одному все-таки пропускать к ней можно, я не понял?!"
Что касается спортивных итогов чемпионата, то они для России оказались, так скажем, разными. Начать хочется с наболевшего - с мужского одиночного катания, которое, как говорится, остается в большом долгу. Если во всех других видах у нас есть перспективы, причем, в основном, радужные, то здесь, если судить по соревнованиям в Минске, их немного. Даже если бы Жан Буш откатался чисто, он в лучшем случае оказался бы на третьей строчке итогового протокола. С помарками в короткой программе и невыполненным четверным прыжком в произвольной пятое место - как раз его результат. О катании Артура Дмитриева говорить сложно по причине его низкого качества. Впрочем, сюрпризом его 14-е место не стало: на отборочном первенстве России в Новогорске Артур Артурович исполнил программы не лучше. Чудесного преображения за три недели произойти не могло.
Проблема здесь заключается не в том, что выступили неважно конкретные Буш и Дмитриев. Кто-то, кстати, может быть скажет: вот, если бы на чемпионат мира среди юниоров вместо Артура отправили, допустим, бронзового призера отборочного первенства Максима Ковтуна, то результат был бы лучше. Возможно. Но лучше ненамного. Нет у нас сейчас людей, способных конкурировать с сильнейшими юниорами мира. Когда на льду Янь Хань или Джошуа Фаррис, сразу видно - это совсем другой уровень. Это как пары Дэвис/Уайт и Вирчу/Мойр в танцах: все остальные пыхтят-пыхтят, но понимают, что уровень американцев и канадцев сейчас недостижим. Точно так же золотой и серебряный призеры минского первенства: они по юниорам в топ-лиге. Не затерялись бы и во взрослых соревнованиях. Ну а мы будем ждать дальше, потому что совсем маленькие таланты у нас есть. Но им расти еще довольно долго.
В юниорском парном катании у нас совсем еще недавно картина была столь же печальной, как и в мужском одиночном. Но нынешний сезон открыл нам две новые замечательные пары - Василиса Даванкова/Андрей Депутат и Камилла Гайнетдинова/Иван Бич, а также напомнил о третьей, хоть и не звездной, но довольно-таки качественной - Екатерина Петайкина/Максиме Курдюков. У каждой свои козыри. Даванкова и Депутат не блещут суперсложностью программ, но исполняют их раз от раза чисто и на высоченной скорости. Когда одна пара за другой еле ползает по льду, а потом выходят Василиса с Андреем и начинают летать - это впечатляет. У Гайнетдиновой и Бича "коронка" - это параллельный тройной лутц, который и во взрослом-то парном катании не делает фактически никто. Плюс изящные линии, которые уже просматриваются, несмотря на всего-то полгода с небольшим совместного катания. Школа Тамары Москвиной, что еще добавить. И Петайкина с Курдюковым, у которых уже есть опыт стартов на серьезных турнирах, включая Финал Гран-при среди юниоров нынешнего сезона. Поэтому на чемпионате мира шансы на медали российских спортивных пар выглядели довольно-таки весомыми.
Из трех пар в итоге "выстрелила" только одна. Гайнетдинова и Бич запороли произвольную программу, Петайкина с Курдюковым сделали то же самое. Первые по неопытности, вторые - не выдержав нервного напряжения. Шли на бронзу и "перегорели". А вот Даванкова и Депутат своим катанием прогремели на весь юниорский мир. Если бы ученикам Сергея Доброскокова, как дебютантам, не подрезали оценку за компоненты после короткой, да и произвольной тоже, программ - быть им с серебром. А так - бронза, тем более и китайцы вдобавок, видимо, решили поддержать не одну, а сразу две своих пары. Не только Суй Вэньцзин/Хань Цун, те самые "роботы" (© Андрей Депутат) с четверными подкруткой и выбросом, получили космические оценки, но и Ю Сяою/Цзинь Ян также, мягко говоря, обижены баллами не были. Чему многие специалисты несколько удивились.
Несмотря на серьезность китайского лидерства в юниорском парном катании, говорить, что Суй/Хань с той же легкостью будут побеждать через пару лет среди взрослых, пока рано. Партнерша, которую ее старший товарищ выбрасывает то вверх, то вперед словно камень из пращи, пока еще не повзрослела. Наберет неминуемые килограммы - тогда и посмотрим, сколько у них будет оборотов в подкрутках и выбросах. И денутся ли куда-либо их очевидные огрехи в самом катании. Честно говоря, есть сомнения, что у этой китайской пары большой простор для прогресса. А вот у Даванковой и Депутата - огромный. Тоже, как говорится, не будем загадывать, время покажет, но сейчас, на этой неделе, Даванкова имеет полное право с гордостью написать на какой-нибудь минской стене: "Здесь была Вася". Именно так называют 13-летнюю фигуристку и ее 19-летний партнер, и все остальные друзья-коллеги.
В качестве резюме соревнований девушек мне стоило бы, наверное, написать примерно такую фразу: у России появилась новая олимпийская надежда на Сочи-2014. Это Юлия Липницкая, которая выиграла все свои старты в нынешнем сезоне, кроме взрослого чемпионата России, где считанные баллы уступила Аделине Сотниковой. В Минске Липницкая с колоссальным отрывом обыграла и Сотникову, и резко взлетевшую на юниорский небосклон Грэйси Голд, которую американцы вправе считать будущей олимпийской звездой. Как и на недавнем юниорском первенстве России, Липницкая продемонстрировала превосходное мастерство и железный характер, не допустив ни единой помарки за две программы. Ни на одном элементе Юля даже не покачнулась.
Но я вспоминаю слова многих умудренных опытом экспертов: юниорское и взрослое фигурное катание - совершенно разные виды спорта. И Сотникова тому яркий пример. Аделина в прошлом сезоне практически с тем же убийственным хладнокровием, что и сейчас Липницкая, выигрывала один старт за другим. И не потерпела вообще ни одного поражения. Но в нынешнем сезоне начала взрослеть и меняться. И как результат - один, максимум два чистых проката за весь сезон. Минск для прошлогодней чемпионки мира среди юниоров стал продолжением не слишком удачной серии: в короткой программе - два сорванных вращения, в произвольной - падение с риттбергера и спотыкач в дорожке шагов. И в итоге - бронза.
Однако при всем при этом, как ни парадоксально это прозвучит, именно Сотникову мне хочется назвать одной из героинь чемпионата мира. За то, что она продолжает всем демонстрировать: да, я взрослею, я меняюсь, я расту - но я здесь, я никуда не исчезаю, я не снимаюсь с турниров, я могу исполнять все эти сложнейшие каскады. Аделине не хватает технической стабильности и иногда сил, но вряд ли кто-то сомневается, что это только переходный возраст. А по эмоциям ее катание уже совсем зрелое. Это уже фактически искусство.
В общем, прибавим к 13 годам Липницкой еще два до Сочи - получим нынешний возраст Сотниковой и Туктамышевой, которая в Минск не приехала вовсе. И поймем, что серьезных прогнозов на Олимпиаду-2014 строить нельзя. Ибо матушка-природа строит свои планы, которые нам неведомы. Впрочем, об этом уже говорилось очень много, и повторяться тут нет смысла.
Отдельная история - выступление в Минске Полины Шелепень, которую Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) незадолго до первенства мира объявила кандидатом на вхождение в сборную России для участия во взрослом чемпионате мира в Ницце. Если предположить, что тема отправки Шелепень на взрослый ЧМ была поднята специально в качестве проверки фигуристки на психологическую устойчивость, то приходится констатировать, что Полина тест не прошла. "Бабочка" в короткой программе лишила ее шансов не то что на призовое, но даже и на более-менее приличное место на юниорском первенстве мира. Шелепень, правда, в произвольном катании выступила практически наотмашь, исполнив все почти по максимуму, и поднялась с 12-го промежуточного места на шестое. Но устроят ли эти перепады Федерацию в плане замены в команде - вопрос, который получит ответ, как сказал президент ФФККР Александр Горшков, в течение следующей недели.
А вот в танцах на льду у нас все хорошо так, что аж страшно от привалившего счастья. И не хочется особенно ничего и говорить. Виктория Синицина и Руслан Жиганшин - новые чемпионы мира среди юниоров, Александра Степанова и Иван Букин - серебряные призеры, а Анна Яновская и Сергей Мозгов были бы бронзовыми, если бы у партнера во время проката произвольного танца не оторвалась бы штрипка на брюках. Остановка программы, смазанное впечатление, снижение баллов - и четвертое место, а не третье. Но это не беда, Яновская и Мозгов выступают вместе первый сезон, и четвертое место юниорского чемпионата мира для них все равно большой успех.
Все три наши суперпары очень перспективные, две уже по-настоящему сложившиеся, но особенно отметить надо, конечно, чемпионов. Дуэт Синицина/Жиганшин взлетает вверх как ракета. Примерно с той же скоростью, с которой взлетали два года назад Елена Ильиных и Никита Кацалапов, находившиеся тогда, кстати, аккурат в том же возрасте - что партнер (19 лет), что партнерша (16). Ильиных и Кацалапов, выиграв юниорское первенство мира-2010, перешли во взрослое катание - и через два года, пройдя сложнейший и полный испытаний путь, стали бронзовыми призерами чемпионата Европы. Вика и Руслан, не сомневаюсь, готовы пойти тем же путем. Даже, может быть, пройти его более осознанно и убедительно. И у них все качества для этого есть.