Instagram

Неофициальный форум Татьяны Навки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неофициальный форум Татьяны Навки » Фигурное катание » Игорь Шпильбанд и Марина Зуева= Марина Зуева


Игорь Шпильбанд и Марина Зуева= Марина Зуева

Сообщений 61 страница 69 из 69

61

Марина Зуева: Сомневаюсь, поздороваюсь ли я со Шпильбандом

Опубликовано 04 Декабря 2012 г. Номер 48 (929)

Сергей ДАДЫГИН

Уход Андреева поставил крест и на карьере Хохловой

Когда неподражаемые канадцы Тесса ВИРТУ и Скотт МОИР уже скрылись в раздевалке, к их тренеру Марине ЗУЕВОЙ вдруг подошла Татьяна ТАРАСОВА и заключила ее в объятия. - Ты умница, Марина. Это было блестяще! - сказала Татьяна Анатольевна. - Наконец-то я увидела, что в танцах на льду катаются не просто два фигуриста - сами по себе, а настоящий дуэт.

Свернутый текст

Произвольная программа на музыку из оперы Бизе «Кармен», которую показали на этапе «Гран-при» в Москве олимпийские чемпионы из Канады, вызвала бурю аплодисментов.
- Марина, какой была первая реакция Тессы и Скотта, когда вы предложили им исполнить «Кармен»? - обращаюсь я к Зуевой.
- Мы еще лет пять назад говорили об этом танце. Но тогда Тесса и Скотт были слишком молоды, а «Кармен» - это драма зрелых людей. Вот теперь они готовы показать на льду то, чего я от них хочу. Этот танец в свое время блестяще исполняли Бестемьянова и Букин. Мы не боялись сравнения с выдающимися фигуристами прошлого. У нас получилась своя трактовка, есть много находок. Ни на что не похоже.

Марина ЗУЕВА с ХОХЛОВОЙ и АНДРЕЕВЫМ. На чемпионате мира это пара выступала один-единственный раз, в декабре 2010-го

- Застолбив за собой первое место в мире, ребята не зазвездились?
- Нет. У Скотта глубоко верующие родители, они его правильно воспитали. Скотт, приезжая к ним домой, тоже ходит в церковь. Он обожает хоккей, бейсбол и вообще очень спортивный. А Тесса увлекается дизайном моды, перечитала гору литературы, и наши вкусы в одежде с ней часто совпадают. Когда она перенесла операцию на одной ноге, я ей сочувствовала. А когда потребовалась вторая операция - уже на другой - и Тесса это выдержала, она меня восхитила. Нет, не будет у них звездной болезни. Да и откуда ей взяться, когда рядом катаются Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Тоже великолепная пара, которая уже выигрывала чемпионат мира.
- Раньше в вашем тренерском штабе работал Игорь Шпильбанд. Тяжело было решиться на разрыв с человеком, с которым вы были вместе на протяжении 11 лет и одержали немало побед?
- Никто ни на что не решался. Это Игорь захотел иметь своих учеников и тренировать их отдельно. Он был причиной того, что мы расстались. Конечно, первое время было непросто. Но ничего, я справилась.
- Но все ведущие фигуристы остались у вас. Вряд ли Шпильбанд, затевая конфликт, на это рассчитывал.
- Меня сейчас не волнуют расчеты Шпильбанда. Есть корпоративная этика, он ее нарушил. Теперь мне помогают в работе Олег Эпштейн и Маурицио Маргальо.

Игорь ШПИЛЬБАНД

- Почему вы остановили свой выбор именно на них?
- Эпштейн периодически помогал нам и раньше. Когда я предложила ему работать на постоянной основе, он сразу согласился. У Маргальо большой опыт в постановке обязательных танцев. В прошлом сезоне у моих фигуристов были некоторые проблемы технического плана. Например, Тесса и Скотт исполняют румбу, и им, олимпийским чемпионам, судьи дают второй уровень сложности. А их соперникам - четвертый! При том, что соперники на порядок ниже классом. Вот я и решила с помощью Маурицио ликвидировать эту проблему.
- Ваши контакты со Шпильбандом окончательно обрублены? При встрече вы хотя бы поздороваетесь?
- Не знаю, посмотрим. И вообще я балетмейстер-постановщик, а не психолог.
- Вы могли представить, что Анжелика Крылова, прекрасная в прошлом фигуристка, так быстро заявит о себе в роли тренера? Ее танцевальные пары уже составляют конкуренцию вашим.
- Ну, пока впереди два моих дуэта. А за Анжелу я рада, конкуренция всегда подстегивает.

Тесса ВИРТУ и Скотт МОЙЕР знают, как покорить публику

Разбитая мечта

Чуть больше года назад сын Марины Зуевой Федор Андреев принял решение бросить фигурное катание. По официальной версии - из-за травмы. В результате его партнерша Яна Хохлова осталась без пары. По сути, она тоже завершила карьеру.
- Марина, чем сейчас занят ваш сын?
- Учится в Мичиганском университете по специальности «Экономика и бизнес». Федор серьезно взялся за учебу.
- А со своими любимыми автогонками он завязал?
- Конечно нет! Продолжает гоняться летом. Это для него как допинг. Раньше я боялась, переживала, а потом махнула рукой.
- Так получилось, что из-за травмы вашего сына невольно пострадала Яна Хохлова. Что бы вы ей посоветовали в такой ситуации?
- Яна замечательная спортсменка. И добрый, ласковый человечек - в нашей группе ее все любили. Надеюсь, она отнесется ко всему философски и найдет хорошую работу.
- Не жалеете, что поставили к ней в партнеры своего сына? Насколько я знаю, там был еще один кандидат - Дейвидас Стагнюнас.
- Уж не хотите ли вы сказать, что я разрушила карьеру Хохловой?! Не выйдет! Начнем с того, что Яна долго каталась с Сергеем Новицким, стала чемпионкой Европы. Но когда встал вопрос о новом партнере и Хохлова приехала ко мне в США, я с радостью согласилась ей помочь. Предложила Яне двух кандидатов в партнеры - литовца Стагнюнаса и Федора Андреева. Поставила для двух пар совершенно одинаковые программы. Выбор делала не я, а руководство федерации. Если бы их выбор пал на Стагнюнаса, Яна выступала бы с ним под флагом России.
- Но сын расстроился, что он, гражданин Канады, так и не выступит на Олимпиаде в Сочи за Россию?
- Он жил этой мечтой. И я тоже.

Кстати
Мама Скотта Моира тоже является тренером по фигурному катанию. Но в работу Зуевой - это оговаривалось заранее - не вмешивается.

http://www.eg.ru/daily/sports/35385/

62

Марина Зуева: Мерил Дэвис может прокусить горло? Ну она же Шехерезада

http://img.rsport.ru/images/74236/34/742363433.jpg

Марина Зуева, тренер олимпийских чемпионов в танцах на льду Тессы Вирчу/Скотта Мойра и Мерил Дэвис/Чарли Уайта, рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о своей жизни в Северной Америке и о том, как из непропорциональной девочки сделать олимпийскую чемпионку, а из веселого хоккеиста – спринтера-фигуриста, выигравшего золото в Сочи.

Свернутый текст

Ученики хорошие

- Мне перестало хватать широты в своей узкой профессии, - начала Зуева рассказ о переезде в Америку. - Канады я видела много на соревнованиях. Ванкувер, Монктон, Оттава – я там выступала, даже выигрывала, и понимала, чего мне не хватает. Музыка Голливуда, мюзиклы и джаз. В СССР это было недоступно, а мне хотелось это изучить. Я приехала туда, но мне совершенно не была интересна их местная жизнь. Я ее не познавала, мой фокус видения был очень прямой и узкий - моя работа. Мне был любопытен мой крохотный профиль, и резон мой был – исключительно фигурное катание, а не политические или социальные вещи. Весь бизнес нашего вида спорта в 90-е годы был в Северной Америке. Советский Союз прожил выдающиеся 70-е и начало 80-х и пошел на спад в 90-е. Почему? Даже не нужно меня об этом спрашивать, не задумывалась о таких глобальных делах, это просто не мое направление мыслей. Возник спад: мое дело – поднять. На своем локальном участке. За счет чего? За счет нового и опять-таки своего, локального. Голливуд, мюзиклы и джаз. Ну и модерн-балет с акробатическим цирком. В этом я видела прогресс свой и своих учеников.
- А я-то думал, что такие, как вы, Марина Олеговна, смотрят на ученика и выводят смысл жизни.
- Если смотрю вширь, то на другие виды спорта. Собираю такие "коннекшнсы", продолжаю изучать музыку, книги читаю, и, естественно, продолжаю собирать информацию для своей профессии.

- Вы 23 года в Северной Америке и продолжаете считаться представителем русской школы.
- Да, конечно. И воспринимают меня как русского тренера. Все равно и до сих пор.
- Североамериканское влияние не переформировало фундамент?
- Трудно сказать. Мне ведь и в России говорили, что я работаю по-другому, не как все русские тренеры. Легко и просто. Я все время слышала: "Как тебе легко дается". Правда, приговаривали: "Потому что у тебя ученики хорошие". С 1982 года как начали говорить и приговаривать, так по сей день и продолжают. Я с ними соглашаюсь: действительно хорошие.
- Гордеева/Гриньков – 13 лет сотрудничества, Дэвис/Уайт – 13, Вирчу/Мойр – 10. Как за столько лет друг другу не надоесть?
- Развиваться. Я у них учусь, они – у меня…
- Связки тренер - фигуристы, получается, покрепче, чем тренер - тренер. Вы как хореограф…
- …я как профессиональный тренер. Это прежде всего! Я уже тренировала и только потом появилась ставка "тренер-хореограф", которую впервые присвоили как раз мне. Лесгафт закончила, потом балетмейстерское отделение ГИТИСа. Меня нельзя воспринимать тренером без "хореографа", как и хореографом без "тренера".
- Но за "коньки" отвечал у вас кто-то другой.
- Разделение труда на узкие специализации.
- И вы в этой узости…
- …подбираю музыку в нужный момент нужному исполнителю. Получается всегда.
- И к вам опять подходят с фразой "ученики у вас хорошие".
- Спрашивают: "Как так получается, Марин, что программа так подходит твоим хорошим ученикам?"
- И как так?
- Интуиция. Читаю много, слушаю много, смотрю много, а потом смотрю на хороших учеников и… Все вижу.
- У Гарри Каспарова спрашивали, почему он такой умный за доской. Он тоже сказал про интуицию, а не про "изучал-изучал-изучал".
- Но все равно он "изучал-изучал-изучал", oк? Интуиция замечательно работает, только когда есть опыт.
- Тяжкий?
- Нет, легкий и радостный, как у меня. Это правда.
- Олег Романцев, футбольный тренер, тоже опиравшийся на единый командный стиль, говорил, что подбирал игроков не столько после анализа, сколько после интуитивных посылов.

- А у меня не так. Я не могу выбирать в отличие от него.
- Как это?
- Ко мне просто приходят.
- Но вы можете отказать.
- Пока не отказывала.
- Ни разу?
- Нет, тренирую всех, кто попросит.
- И "хороших учеников" у вас должно быть несколько тысяч.
- На протяжении всей карьеры их и вправду было очень много, и я этому очень рада, потому что со всеми у меня очень хорошая связь. Здесь внизу (на тренировочном катке в Олимпийском парке Сочи) сидит Черноусов. Очень взрослый мужчина уже. Подходит и с неподдельной радостью спрашивает: "Марина Олеговна, а вы меня помните? Вы же мне программу делали". Ему я ставила программы еще в ЦСКА. Представляете, сколько лет прошло? Тридцать? Тридцать два.
- И что, вспомнили?
- Естественно. А канадцев сколько так подходит! Мой первый experience – Карен Кадэви. За три сезона я ей поставила множество самых разнообразных программ. На столетие чемпионатов США пригласили всех чемпионов. Карен с радостью всем рассказывала о нашей совместной работе и дружбе. Пиар был отменным.
- Вы в таких кругах еще нуждаетесь в представлении?
- Не нуждаюсь, но далеко не всем было известно, что я работала с Кадэви.
- И много таких случаев, о которых мир еще не знает?
- Наверное, да. Когда приехала в Канаду, то по контракту должна была работать со всеми, начиная с пятилетних. В одной группе у меня была девочка Шивон, в другой – мальчик Джош. Мама Шивон – ирландская канадка, а папа – ливанец. Тренировала я их в одиночном катании, прыжочки были слабенькие у обоих. Попробовала поставить их в пару, где Джош опять меня не впечатлил, а Шивон по-прежнему боялась прыгать. Но у нее были такие огромные глаза – это такая красота, которая придавала мне уверенности в ней, и в 13 лет Шивон Карам/Джошуа Макграт стали чемпионами Канады среди юниоров в танце. Добились результата на своем уровне, принеся мне первый успех после того, когда я действительно взяла мальчика и девочку и довела их до дуэта чемпионов.
- А потом?
- Выступали на этапах Гран-При и пошли учиться.

"А знаете, какая Мерил была?"

- Большое количество пар не сбивало концентрацию?
- Огромного количества и не было, было 200 поставленных программ в год. Ехали дети и взрослые, танцоры и пары, из Монреаля и Торонто. Это помогло мне развиться.
- Но как развиться без приоритета?
- Я как будто качала мышцы и становилась сильнее. Потом я давала своим спортсменам все большие нагрузки, и они тоже всегда оказывались сильнее. Чем больше времени я концентрировалась на катке, тем выше было качество.
- Вы говорили, что паре двукратных олимпийских чемпионов Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков вы придумали стиль.
- Я увидела, в чем лучше они будут выглядеть, и все.
- Это обсуждается с фигуристами, или тренер все видит?
- Знаете, работаю я с Такахико Кодзукой, девять лет уже, с тех пор, когда он был 12-летним мальчиком, и каждый год он ко мне продолжает приезжать. Потому что мы в фигурном катании не используем красоту – мы ее показываем. Увидеть, развить, иногда – вытащить. Мама Чарли Уайта как-то сказала, что я раскопала в ее сыне душу. Он же был маленьким хоккеистом, а стал выразительным фигуристом. И это случилось недавно. Он совсем недавно понял, что на самом деле он не просто спортивный веселый мальчик, а фигура с особой индивидуальной душой.
- И он это принял?
- Он раскрыл это. Этот процесс ведь как выглядит? Прихожу я и говорю сделать то и то? Нет, это процесс совместного роста и творчества. Каждый день, каждый час мы узнаем друг друга. Знаете, какая Мерил была? О них с Чарли писали, дескать, роста небольшого для танцев. Небольшого - я согласна, конечно. Но с самого начала я видела, что она уникальна, и прежде всего своим видом. Она глубоко элегантна и эстетична внутри. Обратите внимание, она не делает ни единого фальшивого движения, в ней вы не увидите фальшивых чувств. Она очень…
- Неманерная?
- Да.
- Из сказки?
- Да, еще она очень редкая. Редкого вида. Я всегда ей говорю: "Мерил, ты у меня маленький цветочек".
- У нее и голос такой же – высокий, но убаюкивающий.
- Но на нее все время давил ее рост. Считала себя очень маленькой, причем усугубляли проблему сами судьи, объясняли ей, что не может она занять желаемого места из-за роста. И это ей внушали с детства. А я всегда смотрела на нее с другого ракурса.
- При этом вы говорили, что у нее с Чарли нет супергармонии как у Тессы со Скоттом.

- Да, это так, и оно так и есть. У них разный путь к победам. Тесса и Скотт, Катя и Сережа (Гордеева/Гриньков) – это путь гармонии или, как скажут американцы, chemistry. Взгляните, они выходили на лед, музыку еще не включили, они еще не сделали ни шага, а картина уже есть. А дальше мы просто показываем эту картину в том ключе, чтобы все наслаждались.
- А для меня как для дилетанта картина – это в первую очередь Мерил и Чарли. Вирчу/Мойр – это обычные канадские ребята из колледжа, которым к лицу тинейджерские балахоны, а Мерил совершенно из художественного романа, и ее кудрявый кавалер оттуда же.
- Приятно слышать. Очень. Я не зря как специалист работала над взаимоотношениями между Мерил и Чарли на льду, над их драматическими качествами. Когда я впервые увидела Мерил, ей было 13 лет, она была блондинкой с короткой стрижкой, внешне непропорциональной. Чарлику было 12, парень с короткими волосами, цвет их даже не помню. Помню, когда сказала о том, что нужно ему отрастить волосы, очень обрадовалась его мама. Сам Чарли до сих пор не любит отращивать свою гриву, но глаз ведь оторвать от нее невозможно, настолько все гармонично. А тогда у них был тренер в детройтском "скейтинг-клабе", который просто попросил мне ставить им программы: помимо танцев я делала постановки для Чарли и в одиночном катании. Почему тренер выбрал меня, я до сих пор не знаю. Может, он увидел, что они мне понравились? В общем, затем мы сделали аккуратную прическу Мерил, и она стала нестандартной, загадочной и того самого редкого вида.
- Очень нестандартной. Вроде смотришь на нее как на сказку, но не знаешь, чем сказка закончится – то ли она останется такой же прекрасной, то ли перекусит принцу горло.
- Ну, да. Шехерезада. Это ее.

Крис и Кристи тренировал брат Криса

- Стиль Дэвис/Уайт вы создавали, а ломать его у кого-то приходилось?
- Ко мне никогда не приходили готовые чемпионы. Моя практика – это взять детей и смотреть, как они растут. Такахико, Шивон, Мерил, Чарли, Тесса, Скотт…
- Все у вас с детства. Тотальная фундаментальность.
- Зрелые приходят за постановками. Очень много ставлю для китайских пар. Были у меня Крис и Кристи Вирц. И Крис, и Кристи тренировал брат Криса.
- Скороговорка прямо.
- А сам Крис сейчас тренирует дуэт Кирстен Мур-Тауэрс/Дилан Москович, которые заняли на Олимпийских играх в Сочи пятое место. И я такая гордая, что мой ученик стал тренером и добился успеха. И он всем рассказывает, что у меня многое взял. Счастье, когда такой контакт. Так вот тренировал Вирц тот самый брат Пол, я была постановщиком, но в какой-то момент Пол попросил меня полностью забрать пару себе, сказав, что сложно, когда брат тренирует брата. Вот и получилось, что брат передал мне брата с женой, и я на три года оказалась их главным тренером.
- Тренером зрелой пары. Радикально не меняли их?
- Менять? Нет. Я просто нашла для них наиболее гармоничный стиль, но который содержал те движения, которые они любили. В этом ключ к любви спортсменов к тренеру. Еще я никогда не настаиваю с музыкой, предлагаю и предлагаю. Не нравится – беру предложения. Музыку ведь опасно навязывать потому как если исполнитель не чувствует движения, ему неинтересно работать. А мне неинтересно ставить программу в таком случае.
- И когда такое было?
- Никогда.
- Дэвиc/Уайт и Вирчу/Мойр отказывались от ваших музыкальных предложений?

- Были такие случаи. А были и такие, когда я готовлю музыку, формирую идею, ставлю ее на льду, вижу Вирчу/Мойр, но… не вижу программы. И сама все отвергала. Сколько раз! На своих же идеях ставила крест.
- И какие критерии были?
- Критерий один: взгляд на лед. Видно. Сразу видно – получится или нет. Надевает девушка платье, видно, подходит оно ей или нет?
- Не всегда видно.
- Ну, конечно, всегда! Вы надеваете пиджак, вам же видно, подходит он вам или нет. Или вам все подходит?
- Нууу… Смотря, с чем надеть.
- Oк, с чем надеть – правильно. Но вы видите, что что-то нужно еще вставить, чтобы "сидело". Или размер поменять. У женщин с этим по-другому немножко, а в танцах на льду видение требуется немного потоньше. Согласитесь, когда Чарли ускоряется в конце программы, он как стометровку бежит? И зрители в этот момент не сидят, а бегут с ним. Ярко, эмоционально! Это захватывает. Вот вам тот самый критерий: я видела, что Чарли это сделает лучше всех.
- Да, кому-то бежать не нужно.
- Кому-то лучше вообще не бегать.
- Лучше взмахнуть рукой.
- Или посмотреть на партнера.

Нужны не солдаты, а соратники

- Чем отличаются детишки от взрослых фигуристов? Балансом. Ты стоишь на одной ноге на остром коньке, а центр выразительности – голова. Которая зависит от техники владения коньком. Такой вот маятник. Поэтому передача смысла в органике, она возможна при классной технике и классных драматических навыках.
- Вы как-то говорили, что без коньков нельзя чего-то выразить.
- На сцене или на полу не создать программу, которая бы летела. Там где лед – воздух.
- Классический балет не самодостаточен?
- Самодостаточен, но это совершенно другое и совершенно не такое, как в фигурном катании. У нас, например, статические вещи не смотрятся, но настоящего полета вы не увидите нигде, кроме как у нас.
- До какой степени разнообразны ваши фигуристы?
- Дэвис/Уайт – это очень разнообразный стиль. Вальс, индийский танец, классическая "Жизель", драматический Нотр-Дам. Вирчу/Мойр, наверное, могут более глубоко передать классический дуэт адажио. Смотрите, сначала у Тессы была "Забавная мордашка" (Funny face, программа по мотивам мюзикла 1957 года режиссера Стенли Донена). В главной роли Одри Хэпберн – любимая актриса Тессы. И моя тоже. А потом - "Кармен", которая шокировала резкой сменой имиджа Тессы в женщину-вамп.
- Сами ребята не боялись такого поворота?
- Так интересно же, чего бояться?
- А волнение? Как получится, как примут?
- Как исполнишь, так и примут. Мы ведь не на пустом месте работу выстраиваем, приглашали специалистов по модерн-танцу, по фламенко, где своеобразные движения. Я сама профессиональный хореограф, но при смене стилей необходима еще большая специализация, ведь детали, которые создают качество, должны вносить компетентные люди.
- Были проблемы?

- Были. Даже в программе на тему балета Глазунова "Сезоны", которая так подходит Тессе и Скотту. Смешно представить, а что же им может здесь не подходить, ведь это тема взаимоотношения мужчины и женщины? Их тема. Но работа была огромная, делали много изменений.
- Судя по вашим интервью, ваши любимые слова - последовательность и дисциплина.
- Самодисциплина. Если я прихожу на работу вовремя и не пропускаю ни одного тренировочного дня, если я не болею, а в отпуск хожу раз в год вместо шести, то в этом есть смысл.
- Но танцы на льду – это творческая штука, не подразумевает ли она некоего разгильдяйства? Для освежения мозгов.
- Может, кому-то оно и нужно, а мне – наоборот. И мозг у меня свежий всегда. Я рано встаю, бегаю, вегетарианка.
- Сочетание творчества и дисциплины у вас с детства?
- По-моему, каждый человек становится таким, каким он хочет быть, и живет той жизнью, которую сам себе выбирает. Я видела примеры не столь дисциплинированных тренеров, и мне всегда хотелось быть для своих учеников дисциплинированным тренером, который бы их любил и уважал.
- Сами спортсмены имеют возможность быть недисциплинированными?
- Имеют, но чемпионами становятся другие. Поэтому важно объяснить это спортсмену, а не требовать от него дисциплины.
- Александр Жулин, вспоминая самого себя, говорил, что был творческим, но не признавал, когда на него давит тренер. Затем он сам стал тренером и говорил уже о том, что ему нужны солдаты.
- Мне не нужны солдаты, мне нужны соратники.
- Друзья в работе на протяжении десятилетий?

- Да.
- В футболе есть поверье: на построение команды нужно три года.
- На моих глазах одну выдающуюся канадскую пару создали еще за меньший срок. Это Жами Сале/Давид Пеллетье. В других своих парах они получали травмы, регрессировали, а потом сошлись вместе. Как я понимаю, у них был одинаковый ритм движений, потому что они моментально стали исполнять все трюки парного катания очень быстро, очень чисто и очень четко. По этой причине у них пропали травмы, и они за считанное время стали большими фигуристами.
- За меньший срок создали не просто пару, а олимпийских чемпионов.
- На их примере я полностью поменяла свое представление о подготовке и нагрузках. Тем более я в то время тренировала пару спортивного долголетия – Вирц/Вирц.
- Спортивного долголетия? А у вас в лексиконе есть понятие "отработанный материал"?
- Нет.
- Вы едва не поперхнулись, отрицая это.
- Потому что это ну совершенно не про меня.
- Джейн Торвилл и Кристофер Дин, видимо, и во второй раз в профессиональный спорт вернулись бы, если бы пришли к вам.
- Не знаю, пришли бы, не пришли бы. Легендарная пара, которая с самого начала работала со своим тренером Бетти Каллауэй.
- Взглядом из сегодняшнего дня они по-прежнему гениальны?
- Да. Для меня – да. Каждый чемпион вносит что-то интересное, драматизм с колоссальной энергией, как Наталья Бестемьянова/Андрей Букин, инновацию в поддержках и идейность программы, как Марина Климова/Сергей Пономаренко, или идеальную технику, быстроту конька, оригинальность движений, как Оксана Грищук/Евгений Платов. А Людмила Пахомова/Александр Горшков и вовсе доказали, что танцы на льду – это спорт, и благодаря им наш вид стал олимпийским. Но вы можете посмотреть на чемпионов Олимпийских игр, предшествовавших Сараево-1984, где Торвилл и Дин явились со своим "Болеро", и вы увидите разницу. Торвилл и Дин – это совершенно обособленное видение композиции программ в танцах на льду, переплетение и, я бы сказала, переливание движений, ни одного бегового шага… Таких постановок просто не было. Я видела, как они работают, потому что работала с ними на одном льду. Я начинаю подготовку программы со своими учениками, Торвилл/Дин начинают тренировать один элемент, я уже поставила программу – Торвилл/Дин работают над тем же элементом, мы пошли отдохнули, вернулись, а Торвилл/Дин оттачивают тот самый элемент. Часов шесть. Что это? Это желание быть идеальным. Они – пример для меня.
- Вернемся к эксплуатации мыслей и наблюдений Жулина. Он уверен, что "параллельнее" Торвилл/Дин не будет кататься никто и никогда.

- А вот тот самый элемент, о котором я вам рассказала, касался как раз параллельности. Если в мире попадется еще такая пара, которая будет часами-часами-часами добиваться совершенства-совершенства-совершенства исполнения, тогда она может приблизиться к ним.
- Жулин говорит, что среди нынешнего поколения пар таких пахарей, как он сам, нет, а таких, как Торвилл и Дин, и не было. Ваши олимпийские чемпионы…
- …работают очень много. Очень и очень. Отвечаю за это. Мерил и Чарли не удавались латинские танцы, очень трудно им было схватить и ритм, и движения. Нужно было все это выучить. Пригласили специалистов. Мерил и Чарли приходили и работали по шесть, по восемь часов подряд. Учили движения – закрепляли, учили новые – закрепляли. А потом они выходили тренироваться на лед.
- Наши, говорят, то, что тренер дает, выполняют, а вот сами инициативу не проявляют.
- Мои после тренировки всегда подходят со словами: "Марина, что мы еще должны сделать? Вот только скажи, и мы сделаем". Я говорю, если увижу, что недостает вам быстроты движения или мягкости, то скажу вам, и тогда сделаете.
- Прогоняли их с тренировки?
- Не прогоняла, а рекомендовала. Лучше, говорю, послушайте меня и сегодня отдохните. А на следующий день говорила: лучше меня послушайте и еще разочек повторите. И так каждый день, а потом одна Олимпиада, и две пары – чемпионы и серебряные призеры, затем следующая, и опять две пары… Я очень рада, что смогла их подготовить психологически и физически. Физически это очень трудно… Нет, вот зря я сказала, что трудно. Не трудно, а творчески объемно. Все-таки трудно – это когда ты по две недели делаешь одно и то же, по схеме, а у нас всякие варианты и всякие детали, которые меняются. Физическая подготовка, она на самом деле похожа на подготовку программы. Схема-то есть, но детали играют куда более важную роль.

Выиграть Олимпийские игры – не самоцель

- Две ваши пары чемпионов высокопрофессиональны. В Ванкувере одни - первые, другие - вторые, потом первые стали вторыми, а вторые – первыми. При этом они демонстрируют дружбу между собой, и вы – тренер между ними. Ведь есть некая грань, которая может взорваться.
- Безусловно. Но даже если эта грань в какой-то момент взорвется… Понимаете, те, кто выиграл, им взрываться не с чего, а вот Тессе со Скоттом трудно.
- Трудно что?
- Уступить. Но мое отношение к этому тренерское, я сделала все, что смогла. Если бы у меня была одна пара – Тесса/Скотт, то программа выглядела бы точно так же. И подготовка была бы такой же, потому что их подготовка никак не зависит от подготовки Мерил и Чарли. Они работают на одном катке, в одно время, но я не работаю с ними совместно. И вот здесь важна та самая дисциплина, которую мы с вами обсудили. У них совершенно разные физиологические и физические особенности. Сейчас единственное, чего бы мне хотелось, это, чтобы у Тессы со Скоттом осталось чувство гордости за их карьеру и чувство радости за то, что вторые Олимпийские игры они показывают высший уровень фигурного катания.
- Они могут продолжить?

- Кататься они могут. Да, у Тессы были травмы… Им нужно почувствовать, что бы они еще хотели сделать в спорте. Если они не почувствуют этого, значит, наверное, закончат. Но у меня не было разговора ни с одной, ни с другой парой по поводу следующего олимпийского цикла.
- Но для Дэвис/Уайт все только начинается.
- Сейчас им надо осознать, что они сделали в Сочи, ощутить, что им дальше хочется сделать, что они могли бы сделать. Если есть силы в себе, они продолжат кататься.
- Пара бронзовых призеров Игр-2014 Елена Ильиных/Никита Кацалапов сильно уступает вашим?
- Не знаю, и дело тут совсем не в корректности моих высказываний, а в том, что я видела их лишь на соревнованиях. А там мы видим только то, что получилось. На тренировках все бывает гораздо лучше. У некоторых - наоборот.
- Наши олимпийцы порой в результате на Олимпийских играх видят смысл жизни.
- Это ведь от тренера зависит. Для меня выиграть – не самоцель. Самоцель – самосовершенствование. И это я стараюсь донести до спортсменов.
- Все большие тренеры так считают.

- Если к своему делу относиться серьезно и с любовью, то такой настрой обретет такие формы, что все, и ты в том числе, воскликнут: "Wow!" А завершится все само собой - первым местом.
- Когда Валерий Лобановский объяснял нечто подобное киевским динамовцам, они ему отвечали: "Валерий Васильевич, а если не выиграем?" С тем смыслом, что не поймет никто новых идей без места в турнирной таблице.
- Да не бывает такого. Правда.
- Ну да, у вас и сфера другая, и страна другая.
- Да все другое. У нас ведь после соревнований тоже не все понятно бывает: почему у этой пары такой результат, а у той – другой? Прокатались чисто все, но кто-то первый, кто-то второй.
- Вы любуетесь другими парами?
- Любуюсь очень многими, если у меня есть возможность на них посмотреть. Но, слава богу, в последнее время у меня такой возможности нет. Мы ведь всегда выступаем в конце и всегда побеждаем. Надеюсь, все это продолжится спустя четыре года в Пхенчхане.

http://rsport.ru/interview/20140410/742362417.html

63

«Химия Синициной и Кацалапова завораживает»

Знаменитый тренер Марина Зуева о новом российском танцевальном дуэте Виктория Синицина/Никита Кацалапов и других своих учениках

http://img.gazeta.ru/files3/369/6198369/TASS_7269982-pic510-510x340-84268.jpg

Знаменитый тренер Марина Зуева в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» рассказала о работе с новым российским дуэтом Викторией Синициной/Никитой Кацалаповым, а также поделилась мыслями о вероятности возвращения в спорт олимпийских чемпионов Ванкувера и Сочи Тессы Вирту/Скотта Моира и Мэрил Дэвис/Чарли Уайта.

Свернутый текст

— Судя по некоторым сообщениям, количество спортсменов, с которыми вы работали нынешним летом, было как никогда многочисленным.
— На самом деле, если брать количество постоянных учеников, оно не изменилось. Просто постоянно приезжал кто-то ставить программы. В этом году, например, было больше, чем обычно, танцевальных пар. Три недели здесь провел итальянский дуэт Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Могу сказать, что эта совместная работа меня впечатлила.

У этой пары на льду всегда были очень ярко выраженные взаимоотношения, они давно катаются вместе, и там есть то, что называется химией, свой стиль. Мне было очень интересно искать для них какие-то новые идеи, выявить новые драматические дарования. Мы работали совместно с Массимо Скали и, конечно, с Олегом Эпштейном.

— Какими же предстанут в новом сезоне действующие чемпионы мира в танцах на льду?
— Они приехали с уже выбранной музыкой, которую нашла их тренер Паола Меццадри, и готовыми идеями. Нам оставалось только собрать цельную композицию. Но поскольку это не моя идея, мне бы не хотелось первой про это говорить.

— Вам, как постановщику, проще или сложнее работать с чужой задумкой для программы?
— По-разному. Бывает, что музыка не соответствует ни исполнителям, ни моменту, ни правилам. Тогда я просто ее меняю. Но в этом случае было просто исключительное попадание.

Согласитесь, что, выиграв чемпионат Европы и чемпионат мира, Анна и Лука могли закончить любительскую карьеру. И раз они решили продолжить кататься в новом олимпийском цикле, то только с мыслью открыть в себе что-то новое. И я надеюсь, что мы сможем это новое показать.

— Среди ваших постоянных учеников теперь российская пара Виктория Синицина и Никита Кацалапов, один из самых ожидаемых новых дуэтов в танцах на льду. Знаю, что вы долго думали над темой их произвольного танца и даже меняли замысел. Окончательный вариант уже понятен?
— Тема выбрана, да. Но мне сейчас вообще не хотелось бы про это говорить. К тому же я всегда даю своим ученикам возможность самим решать, когда они готовы объявить темы своих программ.

Это новый дуэт. И мне прежде всего хочется не просто иметь российских учеников, а создать настоящую прекрасную пару в танцах на льду. Но на это требуется время.

Работаем мы дружно и как-то очень радостно, помногу, подолгу. Но, как я сказала, процесс этот займет время, трудно сказать столько. Виктории всего 19 лет, ей еще многом предстоит научиться. Впрочем, не только ей. И мне, всем нам. (Улыбается.)

Если сравнить то, что было вначале, и что есть сейчас, картина уже совершенно другая. Но все равно это еще не финальный результат. Пока могу сказать только, что, когда Виктория и Никита на льду, глаз от них не может оторвать никто. Кто бы ни находился на катке, все останавливаются и смотрят.

Это поразительно красивая пара. Но дело не только в том, что они хорошо выглядят. В них есть какая-то сила духа, которая очень помогает в работе всем тренерам. И удивительные скоростные возможности.

Сейчас мы учимся тому, как на такой скорости исполнять все элементы технически правильно. Это сложно, зато необыкновенно впечатляет.

Плюс ребятам нужно найти собственный, только им присущий стиль диалога между мужчиной и женщиной.

— Вы всегда старались перед началом сезона в серии Гран-при вывезти своих учеников, в том числе олимпийских чемпионов Тессу Вирту и Скотта Моира, а также Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, на какой-то из небольших турниров, чтобы проверить программы в боевых условиях. С Синициной и Кацалаповым поступите так же?
— Мне бы очень хотелось, и такие планы есть. Но еще больше хочется, чтобы даже на своих первых соревнованиях Виктория и Никита чувствовали себя совершенно комфортно. Чтобы им не нужно было перенапрягаться.

Чтобы каждая проведенная вместе в работе минута приносила им счастье. И пока это происходит. Также должно быть и на соревнованиях. Но для этого нужно быть хорошо готовым, в правильных кондициях. А пока они только нарабатывают профессиональные навыки и набирают материал для всех элементов.

Они учатся взаимоотношениям друг с другом. Этот процесс искусственно ускорять нельзя.

— Какие-то неожиданные проблемы в работе были?
— Да нет. Все-таки это не первая моя пара. Никаких неожиданностей, слава богу, не было.

— Кацалапов рассказывал, что удивился, когда, позвонив вам и рассказав об идее кататься с Викторией у вас, сразу услышал согласие.
— Ну во-первых, я не сразу сказала «да». Я взяла день на то, чтобы подумать. Просто я всегда думаю и принимаю решение очень быстро.

Знаете, когда Никита объяснил, чего хочет, мне это очень понравилось — как профессионалу и как тренеру. Приглянулся сам его поход к началу работы. Определенный период в карьере Никиты завершился, и очень успешно — бронзой Олимпиады в Сочи, на которую было много претендентов. И это накладывает на меня большие обязательства. Мы начинаем новый виток его карьеры, и я очень надеюсь, что это тоже будет путь наверх.

Сейчас я слышу от Никиты, что часть его мотивации — радовать зрителя. Это очень созвучно моему собственному отношению к работе. В жизни у людей столько сложностей. И если мои ученики на четыре с половиной минуты, которые длится программа, сделают кого-то счастливее, увлекут, можно считать свою основную задачу выполненной. Это очень созвучно тому, что я услышала тогда от Никиты, и потому приняла решение так быстро.

— Вы спрашивали, что случилось у них с предыдущей партнершей? Или вам это неинтересно?
— Безусловно, я спросила. Пара ведь была неординарная и с прекрасным результатом. Но Никита привел очень профессиональные аргументы. Мне было этого достаточно.

— Вас не пытались отговорить браться за этот дуэт?
— Нет. Сомнения выражали довольно многие. (После паузы.) Даже не сомнения. Скорее упирали на то, что будет трудно. Ну конечно будет! А где и кому бывает легко?

— Как дела у других ваших учеников — американского дуэта Майи и Алекса Шибутани?
— Программы уже готовы. Американские судьи приезжали на них посмотреть и выразили свое одобрение. Майя и Алекс в этом году как-то очень сильно повзрослели. Очень много предлагают, анализируют. У них такой научный, профессорский подход к фигурному катанию, по-другому не скажешь. (Смеется.) И это мне тоже помогает.

— Теперь, когда в группе нет Вирту/Моира и Дэвис/Уайт, они, получается, остались за старших.
— Да. Они и по возрасту чуть-чуть старше Никиты и Виктории. А когда приехали Анна и Лука, положение старших заняли они — и по возрасту, и по титулам, и по всему. Я на самом деле очень рада, что они приехали. Такой колоссальный пример выдержки, отношения к работе.

Знаете, это же на самом деле очень трудно — тренироваться среди молодых. Трудно тренироваться с такой парой, как Никита и Виктория, с их молодостью, силой, задором, энтузиазмом, красотой.

Но Каппеллини и Ланотте показали всем идеальный пример профессионального подхода, отдачи на тренировках. Меня потрясло, с каким вниманием они меня слушали. Совсем не было ощущения, что это новая для меня пара. Я тренирую довольно своеобразно. Но Анна и Лука понимали буквально все, что я говорю.

— Не зря, наверное, из всех претендентов на золото чемпионата мира — 2014 выиграли его именно итальянцы.
— Ничего не бывает просто так. Сейчас, поработав с ними, я точно могу сказать, что их победы на чемпионатах Европы и мира — это не случайность, а закономерность. У них было много тренеров, и от всех они брали самое лучшее.

— Ваши знаменитые ученики, канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир, олимпийские чемпионы Ванкувера, и Мэрил Дэвис и Чарли Уайт, победившие в Сочи, после Игр 2014 взяли перерыв в карьере. Вам их не хватает?
— Безусловно. Они мне как дети. Но у Тессы и Скотта дом в Канаде, это надо понимать. Это хоть и не очень далеко, три часа дороги, но все же. Я надеюсь, они приедут как-нибудь, но пока у них дела, они были в туре. А вот Мэрил и Чарли приходят к нам на лед, они тренируются, готовятся к шоу. Хотя сейчас работают, конечно, по-другому.

Знаю, что Тессе со Скоттом нужно время, потому что они сделали подвиг в спорте. Особенно Тесса.

— Вы имеете в виду две ее операции на ногах?
— Не две, четыре.

— И тот и другой дуэт формально еще не поставили точку в своей любительской карьере. Вы обсуждали с ними этот вопрос? Хотя бы чтобы понимать, как распоряжаться собственным временем в новом олимпийском цикле.
— Нет. Знаете, насчет времени я люблю говорить, что оно есть на все и всегда. Всегда можно сказать, что у человека, например, нет времени ходить в спортзал. Но на самом деле он просто использует его на что-то другое. Правильно? А если бы целью было каждый день ходить в зал, то человек просто перераспределил бы свое время.

Поэтому у меня всегда есть время на всех учеников. Лед у нас с шести утра до шести вечера, можно тренироваться нон-стоп. Было бы желание. Если оно есть, всегда найдется и время.

— То есть если через годик-другой они придут и скажут: Марина, мы соскучились на «гражданке»…
— Все может быть. Катя Гордеева и Сережа Гриньков когда-то так и приехали в Канаду, сказав: мы соскучились. Подготовились и выступили.

— Кстати, хотела спросить вас о Мэрил Дэвис, которая поразила всех в США в проекте «Танцы со звездами». А вы были удивлены ее преображением?
— Абсолютно нет. Когда их только пригласили в это шоу, я первая сказала: Мэрил выиграет! Так и случилось. Меня просто порадовало, что она смогла показать всем свои дарования.

И потом, вы же не думаете, что она выиграла Олимпийские игры без обаяния и тени сексуальности?

— Да, но их пара с Уайтом имела все-таки совсем другой образ. Они напоминали скорее брата и сестру.
— Другой партнер — это всегда другие отношения. То же самое у Никиты: новая партнерша — другой стиль. И все ждут, всем интересно на это посмотреть.

Тем более нужно иметь в виду, что Дэвис и Уайт всегда выступали на контрасте с Вирту и Моиром. А тех, в свою очередь, отличала совершенно исключительная химия между мужчиной и женщиной. Та, что сейчас есть у Никиты и Виктории. В новой паре это меня, скажу честно, восхищает и завораживает.

— Как тренер, вы бы хотели, чтобы ваши ученики — олимпийские чемпионы Ванкувера и Сочи все-таки попробовали вернуться?
— Я совсем про это не думаю, поскольку у меня сейчас совершенно новое направление в работе.

Но если уж говорить на эту тему, я вижу, что эра Тессы и Скотта и Мэрил и Чарли в танцах на льду завершена. Это все чувствуют и понимают. Эти две пары внесли колоссальный вклад в развитие своего вида. Например, танцы стали смотреть мужчины. Мне не раз говорили, что теперь мужья зовут жен к телевизору, когда начинают показывать танцы на льду. Считаю это своим самым большим достижением. (Смеется.)

Конечно, их возвращение возможно. Но оба дуэта для этого должны иметь в себе много энергии и силы. Потому что просто продолжать то, что они делали раньше, уже нельзя. Нужно будет делать что-то новое, придумывать все с самого начала. И если они захотят открыть в себе новые таланты и возможности, физические и психологические, конечно, это будет интересно. А если просто вернуться от нечего делать, ничего не получится.

http://www.gazeta.ru/sport/2014/08/31/a_6198345.shtml

64

Марина Зуева: Синицына и Кацалапов будут стремиться отобраться в сборную России на чемпионаты Европы и мира

Новый российский дуэт в танцах на льду, который в межсезонье составили чемпионка мира среди юниоров Виктория Синицына и олимпийский чемпион в команде Никита Кацалапов, не сумев отобраться в финал Гран-при, продолжает готовиться к чемпионату России. Некоторые подробности специальному корреспонденту Агентства спортивной информации "Весь спорт" Екатерине Борисенковой рассказала тренер дуэта - Марина Зуева.

Свернутый текст

- Результаты выступления Вики и Никиты на этапах Гран-при должны были быть намного лучше, чем оказались, - сказала Марина Зуева. - На тренировках ребята выглядят гораздо более впечатляюще. Думаю, сказался недостаток времени для подготовки моего нового дуэта. Тренировки у нас начались только в июне - это довольно поздно, особенно для нового дуэта. Чтобы подготовить элементы и связки высшего уровня, которые вошли в программы Виктории и Никиты, обычно требуется гораздо больше времени даже дуэтам высокого уровня, тренирующимся вместе много лет.

- Синицына и Кацалапов в Москве выступили лучше, чем в Японии. С чем это связано?

- Мне кажется, в Японии отразились результаты соревнований в Москве, от которых мы ожидали большего. Допущенная ошибка на этапе в Японии - это как раз следствие не скатанности и волнения.

- Как будете готовиться к чемпионату России?

- Мы внесли изменения в программы, с учетом замечаний специалистов - чтобы повысить техническую оценку. Также работаем над повышением выносливости и общего впечатления от программ.

- Когда планируете приехать в России перед национальным чемпионатом?

- Мы прилетим из США 22 декабря, будем готовиться на официальных тренировках в Сочи.

- Какие задачи будете решать на чемпионате России?

- Будем стремиться показать хорошее катание и отобраться в сборную России на чемпионаты Европы и мира.

http://www.allsportinfo.ru/index.php?id=88290

65

Марина Зуева: «Главное, чтобы был порядок в голове»

Российский танцевальный дуэт Виктория Синицина – Никита Кацалапов завоевал серебро на первом этапе серии Гран-при «Скейт Америка». О том, что позволило фигуристам добиться такого результата, рассказывает тренер пары Марина Зуева.

Читать здесь http://fsrussia.ru/intervyu/1344-marina … olove.html

66

«Секрет Липницкой — ее честность»
Марина Зуева о работе с российскими фигуристами

27.10.2015, 18:24 | Екатерина Кулиничева

Состоявшийся в минувшие выходные этап Гран-при Skate America стал первым крупным стартом сезона для Юлии Липницкой, Виктории Синициной и Никиты Кацалапова, а также Адьяна Питкеева. «Газета.Ru» поговорила с известным тренером и хореографом Мариной Зуевой, ставившей программы российским фигуристам, о совместной работе, смене имиджа олимпийской чемпионки Сочи, кулинарных талантах своих учеников и Чайковском.

Подробнее http://www.gazeta.ru/sport/2015/10/27/a_7848239.shtml

67

«Спросила - вы хотите кататься?» Марина Зуева о прогрессе Синициной и Кацалапова
Андрей Симоненко
24 ноября 2015, 11:17
Источник:  Sovsport.ru

«Спросила - вы хотите кататься?» Марина Зуева о прогрессе Синициной и Кацалапова
Андрей Симоненко
24 ноября 2015, 11:17
Источник:  Sovsport.ru
Виктория Синицина и Никита Кацалапов

Российские танцоры Виктория Синицина и Никита Кацалапов во втором сезоне совместного катания выступают намного успешнее, чем в первом. После серебра турнира «Скейт Америка» они в конце прошлой недели выиграли бронзу московского этапа Гран-при, на котором также впервые обошли своих бывших партнеров — Елену Ильиных и Руслана Жиганшина. Тренер пары Марина Зуева рассказала обозревателю Sovsport.ru Андрею Симоненко о причинах такого подъема.

Интервью -> http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/861085

68

Марина Зуева: целью сделать из Синициной чертенка я не задавалась

Марина Зуева, тренер российской танцевальной пары Виктория Синицина/Никита Кацалапов, поделилась в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым особым взглядом на современные танцы на льду, на вредящую им супероригинальность и на образ Синициной, которая на сегодня есть классическая русская красавица, а завтра все может вдруг поменяться.

Читать -> http://rsport.ru/interview/20151130/882747479.html

69

«Синицина и Кацалапов олицетворяют собой Россию»

Для российской танцевальной пары фигуристов Виктория Синицина/Никита Кацалапов текущий сезон уже оказался удачливее предыдущего. На двух этапах Гран-при ученики Марины ЗУЕВОЙ завоевали серебряную и бронзовую медали. Эти награды стали для созданного год назад дуэта первыми в совместной карьере. Впрочем, в финал престижной серии россияне не попали. О перспективах своих спортсменов «Новым Известиям» рассказала их наставница, прежде работавшая с олимпийскими чемпионами Ванкувера-2010 канадцами Тесса Вирчу/Скотт Мойр и победителями Игр в Сочи-2014 американцами Мерил Дэвис/Чарли Уайт.

Интервью -> http://www.newizv.ru/sport/2015-12-02/2 … zueva.html


Вы здесь » Неофициальный форум Татьяны Навки » Фигурное катание » Игорь Шпильбанд и Марина Зуева= Марина Зуева