В этом году легендарному тренеру по фигурному катанию Алексею Мишину исполнится 73 года. На следующий день после его дня рождения на льду ДС «Юбилейный» в турнире на призы Мишина будут бороться юные фигуристы со всех уголков европейской части России. А вечером 10 марта на большой арене выступят уже звездные ученики Алексея Николаевича, а также герои прошедших в Сочи Олимпийских игр.
Среди них не будет главного ньюсмейкера последнего времени – Евгения Плющенко. За неделю до дня рождения своего тренера двукратный олимпийский чемпион перенесет очередную операцию на позвоночнике. Очевидно, что за столь короткий срок фигурист не оправится. Да и серьезного повода, чтобы форсировать процесс восстановления, у Плющенко нет. И все же собравшихся в пресс-центре «БалтИнфо» журналистов в большей степени интересовала судьба Евгения, нежели предстоящее ледовое шоу, пусть и с участием таких блестящих фигуристов, как Каролина Костнер и Брайан Жубер.
Впрочем, зная характер Мишина, «акулы пера» не спешили удовлетворять свое любопытство. Для начала Алексею Николаевичу предложили нейтральную тему дальнейших перспектив командного турнира фигуристов в рамках Олимпийских игр. Напомним, что первое в истории олимпийское золото в этом виде программы завоевала сборная России. По мнению представителей СМИ, интрига состязаний умерла уже после исполнения участниками коротких программ. Мишин вопрос оценил, назвав его дельным.
«Командный турнир показал, что российское фигурное катание вновь обретает крылья. Не исключено, что в ближайшие годы наше отечественное фигурное катание вновь станет гегемоном на мировой арене и добьется если не тех высот, которые когда-то были, то тех, которые соответствуют традициям нашего фигурного катания», - заявил Профессор.
Кроме того, продолжил мысль Алексей Николаевич, фигурное катание в его современной интерпретации достойно большего количества олимпийских медалей, нежели разыгрывалось до недавнего времени. У спортсменов появляется реальная возможность, выступив на одних Олимпийских играх, стать двукратным олимпийским чемпионом. Впрочем, в Сочи такая возможность была, по сути, только у трех фигуристов. Татьяна Волосожар и Максим Траньков ею воспользовались, а вот Юлии Липницкой в личном турнире подняться на пьедестал почета не удалось.
«Не кажется ли вам, что России стоит на политическом уровне лоббировать розыгрыш олимпийских медалей в короткой и произвольной программах отдельно? Так, как это происходит, например, в конькобежном спорте, - поинтересовались журналисты. – Тогда у вас с Евгением Плющенко был бы шанс выступить в Пхёнчхане в 2018 году».
Последнее замечание Мишин предложил проигнорировать. Но в целом опыт конькобежного спорта ему кажется интересным. Его можно было бы перенести и на фигурное катание. Но для этого нужно поработать над аспектами представляемых спортсменами программ. Сейчас, по его мнению, и в короткой, и в произвольной программе фигурист демонстрирует одни и те же грани своего таланта.
«Спринтеры бегут коротко и быстро, стайеры – длинно и неторопливо. Выдавать медали за короткую и произвольную программы в нынешней ситуации, на мой взгляд, не убедительно. Надо окрасить программы разными красками», - добавил легендарный тренер.
Постепенно, окольными путями, присутствующие подбирались к наболевшим темам. Еще в 2007 году, когда в Сочи приехала оценочная комиссия МОК, ученик Мишина Артур Гачинский демонстрировал на единственном в городе катке возможности отечественного фигурного катания. Тогда же Мишин обмолвился, что хотел бы завершить свою тренерскую работу победами в Сочи своих учеников. Даже называл конкретные имена - Артура Гачинского и Елизаветы Туктамышевой. Но в итоге ни тот, ни другая в олимпийскую сборную России не попали. Более того, Артур, по некоторым данным, ушел от титулованного тренера и в данный момент самостоятельно готовится в столичном ЦСКА. Но Алексей Николаевич говорить о своих учениках не захотел.
«Давайте говорить обо мне. Я с большей уверенностью могу сказать о себе. Я не чувствую, что физически или интеллектуально не смогу продолжать тренерскую карьеру. Поэтому я ее собираюсь продолжать», - заверил присутствующих тренер. Отказался Мишин и от разговора о событии, которое всколыхнуло весь мир, а именно об отказе Плющенко от борьбы в личном турнире Олимпийских игр. Он предложил сконцентрировать внимание общественности на более важных, с его точки зрения, вещах.
«Я бы хотел писать картину широкими мазками, не классицизмом. Мы не будем виноградинки Брюллова расписывать. Давайте широкими мазками Мане поговорим о спорте и фигурном катании», - предложил Мишин.
После этого он набросал акварелью перспективы Максима Ковтуна - «самые лучшие ответы нам дает жизнь, в данном случае предстоящий чемпионат мира»; ограничился карандашным наброском в вопросе включения фигурного катания в программу Паралимпийских игр - «западным журналистам та моя шутка понравилась, а вот в России только два-три человека смогли ее оценить»; и в стиле экспрессионистов обозначил тему противостояния школ фигурного катания Москвы и Петербурга.
«Говорить о том, что наше петербургское катание на подъеме, было бы ошибкой. Петербургу соревноваться с Москвой - как кошке с тигром. Там такое большое количество катков, тренеров, такие задействованы материальные ресурсы! Когда на Олимпийские игры отправили Плющенко, все говорили о подключении административного ресурса. Но я могу вам сказать, что этот ресурс неизмеримо сильнее для московского фигуриста».
Тренер, воспитавший не одно поколение великих фигуристов, посетовал: в городе давно пора создать школу Алексея Мишина и Тамары Москвиной. Об этом, к слову, говорят не первый год все сведущие в данном вопросе специалисты. Пока же в городе на Неве с его пятью миллионами жителей действует только одна – Академия фигурного катания. И эта гегемония, по мнению Мишина, не служит позитивному развитию фигурного катания в городе на Неве.
«Когда-то ленинградское фигурное катание было бодрым и веселым, были спортивные общества. А сейчас нет никаких соревнований. Надо что-то развивать, что–то делать. Надо больше катков, больше школ. У нас спортсмены в «Юбилейном» раздеваются в коридоре, разминку проводят на полу. Когда приезжаем в Москву, в Новогорске катается филиппинец под руководством Виктора Кудрявцева и Артур Дмитриев-младший, которого тренирует его мама. Конечно, когда поступают заманчивые предложения из Москвы, они найдут свой отклик у питерских фигуристов», - разгорячился Мишин.
Не удивительно, что на вопрос о лучшем подарке на предстоящий день рождения тренер ответил: открытие такой школы, куда можно будет пригласить молодых тренеров и передать им свои знания. «Я хочу научить людей, чтобы они потом меня обыгрывали. Это был бы самый лучший подарок», - признался Алексей Николаевич.
Пока же он приглашает всех ценителей высокого искусства под названием фигурное катание, на праздник, настоящим украшением которого, по его мнению, станут выступления Каролины Костнер и обладающего харизмой настоящего француза Брайна Жубера.
Ирина Васильева