Алексей Мишин: «Фигуристка уровня Туктамышевой не должна тренироваться в толкучке» | Источник: http://fsrussia.ru
Прославленный тренер Алексей Мишин на днях отпраздновал двойной успех. Фигуристка группы Мишина призер чемпионата Европы Елизавета Туктамышева победила на международном турнире «Небельхор Трофи» в Германии, а другой ученик Александр Петров выиграл юниорский этап в Эстонии и отобрался в финал Гран-при. О победах подопечных, о проблемах взросления спортсменов и как с ними справляться, в интервью Алексея Мишина сайту ФФККР.
Алексей Николаевич, начнем по порядку. Ваш ученик Александр Петров второй год подряд выходит в финал юниорского Гран-при. На ваш взгляд, чего недостает фигуристу, чтобы претендовать на медали важных стартов?
Главная задача, которая стоит перед Сашей, это совершенствование уровня катания и доводки технического «контента» программ до уровня сильнейших фигуристов мира. Проще говоря, Саше нужно разучить и стабильно прыгать четверные прыжки. Со временем это придет. У парня очень хорошо выражены морально-волевые качества. Но без стабильных четверных ему непросто будет двигаться вперед. Тем более, что в следующем сезоне Петров будет выступать уже на взрослом уровне.
Вы являетесь тренером Лизы Туктамышевой, и, наверное, как никто другой знаете эту фигуристку. После всего пережитого, когда спортсменка не попала в число участников Игр в Сочи, насколько ей важна была эта победа в Германии?
Победа, безусловно, важна и хочется верить, что она послужит трамплином для дальнейших высоких результатов. Но этот успех отнюдь не гарантия того, что результаты обязательно последуют. Очень многое будет зависеть от настроя самой спортсменки, от работы специалистов, которые окружают Лизу, от условий подготовки.
Чтобы добиваться высоких спортивных результатов в наше время, необходимо, чтобы со спортсменом работали не только тренер и хореограф, а целая команда специалистов, куда бы входили и врач, и массажист, которых в нашей группе нет. Нужны хорошие условия для тренировок. Спортсмен такого уровня, как Елизавета Туктамышева, должен иметь достаточно льда, а не тренироваться в «каше», в толкучке вместе с начинающими фигуристами.
Мне кажется, что следует создать приемлемые условия для подготовки тем немногочисленным спортсменам высшего уровня, которые еще остаются в Санкт-Петербурге.
Возвращаясь к началу нашего разговора, скажу, что Саша и Лиза – молодцы. Но мне бы хотелось посмотреть на эти два события в несколько иной плоскости. Лиза и Саша достаточно молоды. Сейчас они пребывают в стадии перехода из юных фигуристов на взрослый уровень. Не надо объяснять, насколько непростой это период для самих ребят и насколько проблемный и ответственный для тренеров, которые работают с ними. Естественно, девочки и мальчики меняются, что зачастую негативно сказываться на их катании. И тут есть два пути. Первый – держать спортсмена в ежовых рукавицах и заставлять худеть, чтобы как можно дольше сохранять юношеский облик. Можно фармакологически тормозить физическое развитие спортсменов. Закрывать глаза, куда через несколько минут после того, как спортсменка встала из-за стола, подевалось съеденное.
Но есть второй вариант – когда наступает период взросления, отойти в сторону, дать организму пройти свой путь, сформироваться и начать работу заново. По времени это будет дольше, рискованнее. Можно ожидать шквала критики: мол, куда смотрит тренер, фигуристка располнела, вес не держит и не следит за собой. Все это сложно морально пережить, вкупе со снижением или отсутствием результатов, которые, естественно, последуют. Ведь с изменениями веса, роста будет ломаться и техника исполнения элементов.
На самом деле, это очень сложная проблема.
Поэтому, мне кажется, что, учитывая недавний инцидент с фигуристкой Юлией Антиповой, надо всерьез озадачиться и внимательно изучить вопрос о, так называемом, «переходном возрасте». Привлечь для всестороннего обсуждения всех заинтересованных специалистов, включая врачей команд и отдельных групп, чтобы высказали свое мнение. Это нельзя оставлять просто так: поговорили и забыли.
Даже единичный случай – свидетельство того, насколько эта тема важна. Тем более, когда сейчас в российском фигурном катании происходит смена тренеров, приходит все больше молодых специалистов, которые рано или поздно столкнуться с проблемами взросления спортсменов. В нашем фигурном катании сейчас появилось много талантливых девочек, и нам нужно сейчас разобраться с вопросом о том, как им взрослеть. Ведь именно от этого решения, в первую очередь, будет зависеть судьба олимпийских медалей на Играх в Корее.
Тренеры должны понимать, что нужно делать и не делать в такой ситуации, и чего категорически нельзя делать. Тренеры должны знать, что со стороны Федерации, медицинской службы ФМБА ведется жесткий контроль. И родители спортсменов должны прислушиваться и четко следовать за рекомендациям врачей, чтобы исключить любую «самодеятельность», а затем не искать виновных в случившемся.
В разные годы через мои тренерские руки прошло много учеников. Это и Леша Урманов, Леша Ягудин, Олег Татауров, Женя Плющенко, Артур Гачинский, Артур Дмитриев, Лиза Туктамышева… Еще раньше Жанна Ильина, Наташа Стрелкова, Таня Оленева, Аня Антонова, Марина Серова… Могу честно сказать, что я никогда не торопил события. Никогда не действовал по принципу: выиграть сейчас, а там хоть потоп. У меня никогда не было паники, потому что спортсменов было много, и когда один из них входил в переходный возраст, то другой из него выходил.
Я всегда очень спокойно относился к критике каких-то вещей. А сколько мне говорили про Лизу! «Да брось ты ее. Это отработанный материал. Посмотри, как она выглядит. Ничего не выйдет». Но мудрость тренера как раз и заключается в том, что опытный наставник должен знать важные вещи наперед. Он должен знать спортсмена, верить и всегда поддерживать. Ведь слова о том, что тренер – это как второй отец являются не пустым звуком. Тренер не должен никогда предавать, даже если ученики по отношению к нему не всегда вели себя достойно.