Ошибки трехкратной чемпионки России, участившиеся в нынешнем сезоне, повелось всецело списывать на гипертрофированную ответственность и нервы. Однако в субботу, сидя на трибуне рядом с известным тренером и выдающимся специалистом по технике прыжков Виктором Кудрявцевым, я услышала иную версию.
- Понимаете, - говорил Кудрявцев. - Очень легко учить прыжкам маленьких детей. Они легкие, резкие, подвижные. Даже если в технике есть незначительные ошибки, они легко компенсируются на приземлении. Однако когда спортсменка начинает расти, становится тяжелее, увеличивается длина "рычагов", инерция, ошибки тоже начинают усугубляться. В этом случае основная масса тела при приземлении после сложных прыжков как бы переносится на заднюю часть конька. И устоять при неудачном исполнении становится просто невозможно. Спортсменка тут же падает, садится на лед.
Подобные вещи можно предвидеть. Например, если ребенок выполняет прыжки не столько за счет правильного отталкивания, сколько за счет резкости, как бы начиная вращаться еще до того, как ноги оторвались ото льда, это практически гарантия того, что в переходном возрасте с прыжками начнутся проблемы. А именно эту ошибку я сейчас вижу у многих российских юниорок. Если вовремя не исправить технику, дальнейшая работа "на результат" теряет всякий смысл. Взгляните на ту же Агнес Завадски: фигуристка она, мягко говоря, не маленькая. Я бы даже сказал, чересчур крупная. Но научена правильно. Поэтому ни прибавка в весе, ни прибавка в росте не мешают ей качественно прыгать.
Глядя на результаты женского турнира, не согласиться с тренером было трудно. Сотникова упала с прыжков трижды. А гарантированное место в финале "Гран-при" ушло к финке Кире Корпи, имевшей перед московским этапом столько же зачетных очков, сколько Сотникова и японка Канако Мураками - 11.
* * *
Нину Мозер - тренера Татьяны Волосожар и Максима Транькова - я встретила под трибунами "Мегаспорта" после финала в парном катании. Подобрать слова, чтобы поздравление с победой не выглядело издевкой, оказалось не так просто: столь беспомощными, как в этот вечер, вице-чемпионы мира не выглядели на льду еще никогда - за всю свою не слишком продолжительную совместную карьеру. Максим сорвал свою "партию" в параллельном тройном сальхове, очень неудачно отправил партнершу в выброс, из которого та выехала, лежа на льду, а потом упал и сам. Несмотря на это, Волосожар и Траньков не только сохранили первое место, но и набрали за произвольную программу рекордную для себя сумму баллов - 132,79.
- Поздравляю с 15 набранными очками и выходом в финал, - все-таки сформулировала я.
Мозер благодарно кивнула:
- Спасибо. Пожалуй, это самая правильная формулировка. Не обидная и не издевательская. Поздравлять с победой при таком катании...
- А что все-таки стряслось с Таней и Максимом?
- Сама не знаю. Сразу после проката ребята не сумели ответить на этот вопрос. У меня есть только одно объяснение: в пятницу нам впервые удалось без помарок откатать короткую программу. Этого было так трудно добиться, что все очень обрадовались. Было выплеснуто слишком много эмоций, и в субботу мы пришли на каток опустошенными. Я стояла у борта и никак не могла понять: что не так с моим внутренним состоянием? Не было никакого волнения - скорее апатия. Думаю, то же самое чувствовали и ребята. Максим сказал, что катался, как в тумане, совершенно не устал, и что с удовольствием выполнил бы всю программу еще раз. Только после выступления он почувствовал, что наконец "проснулся".
Наверное, это всем нам урок. После первого этапа "Гран-при" показалось, что с произвольной программой вообще нет никаких проблем. Поэтому и работали больше над короткой. И очень вовремя, считаю, получили столь болезненную "оплеуху".
* * *
В чем в субботу не было недостатка, так это в аплодисментах. Так уж сложилось в современном спорте: наиболее горячо аплодировать принято не тем, кто выиграл, а тем, кого постигла сокрушительная неудача. К началу четвертого вида программы в жанре неудачников как следует отметились мужчины во главе с двукратным чемпионом мира Патриком Чаном (5 падений плюс 13 двойных прыжков и одинарных "бабочек" на девятерых спортсменов). Танцы же, в которых, как принято считать, не падают, "достойно" завершили день в том же ключе.
Счет неудачам открыли брат и сестра Шибутани: откатав треть программы, они внезапно остановились. Постфактум появилась информация, что причиной стал сильный спазм бедра у партнера. До конца поверить в это мешал момент, который несколько раз прокрутили на табло: заходя на поддержку, Алекс кладет ладонь на спину Майе, потом спохватывается и тут же переводит руку ей под грудь - словно он просто забыл порядок своих действий. Правда, уже после объявления оценок в "зоне слез и поцелуев" появилась целая бригада медиков, которая несколько минут оказывала помощь Алексу и его многострадальному бедру.
Следом упали Виктория Синицына и Руслан Жиганшин. Падение случилось на последних секундах танца и вызвало скорее смех, чем расстройство. Тем более что уже было понятно: ниже третьего места российские дебютанты не окажутся, а это - несомненный успех.
Когда в следующем выступлении, не удержавшись на ногах, на лед уселась Елена Ильиных, хотелось и плакать, и смеяться одновременно. Как и в случае с Синицыной/Жиганшиным, это падение никак не могло сказаться на результате настолько, чтобы российский дуэт потерял свою вторую позицию. Ну а шансов дотянуться до первой, у Ильиных и Кацалапова с самого начала не было никаких.
Интересная деталь: если к итоговому результату россиян добавить балл, снятый судьями за падение, получится в точности та сумма, которую набрали на предыдущем этапе в Шанхае Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, - 159,46. Другими словами, серия "Гран-при" пока не внесла никакой ясности в вопрос: какому из российских дуэтов суждено считаться в этом сезоне первым?
Неудач не избежали даже олимпийские чемпионы Вирту и Моир, чуть не сорвавшие поддержку в конце программы. На этом день, оказавшийся столь коварным для большинства фигуристов, можно было считать завершенным.
"Гран-при". 4-й этап. Москва. "Мегаспорт". 9 ноября. Женщины. 1. Корпи (Финляндия) - 177,19. 2. Голд (США) - 175,03. 3. Завадски (США) - 166,61... 5. СОТНИКОВА - 157,98. 6. ЛЕОНОВА - 157,27. 7. КОРОБЕЙНИКОВА - 153,32.
Пары. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 207,53. 2. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 191,08. 3. Дэнни/Кафлин (США) - 179,21... 5. МАРТЮШЕВА/РОГОНОВ - 150,15.
Мужчины. 1. Чан (Канада) - 262, 35. 2. Кодзука (Япония) - 229,99. 3. Бжезина (Чехия) - 224,56. 4. МЕНЬШОВ - 223,72... 7. ГАЧИНСКИЙ - 209,84. 8. БУШ - 199,37.
Танцы. 1. Вирту/Моир (Канада) - 173,99. 2. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 158,46. 3. СИНИЦЫНА/ЖИГАНШИН - 145,08... 6. МОНЬКО/ХАЛЯВИН - 135,84.
Общий зачет (в скобках - количество зачетных этапов). Женщины. 1. Корпи - 26 (2). 2. Мураками (Япония) - 20 (2). 3. Сотникова - 18 (2). 4. Вагнер (США) - 15 (1). 5. Асада (Япония) - 15 (1). 6. ЛИПНИЦКАЯ - 13 (1).
Пары. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 30 (2). 2. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 28 (2). 3. Дэнни/Кафлин - 25 (2). 4. Савченко/Шелковы (Германия) - 15 (1). 5. Дюамель/Редфорд (Канада) - 13 (1). 6. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 13 (1). 7. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 13 (1)
Мужчины. 1. Кодзука - 30 (2). 2. Чан - 28 (2). 3. Мачида (Япония) - 26 (2). 4. Фернандес (Испания) - 15 (1). 5. Ханю (Япония) - 13 (1). 6. Такахаси (Япония) - 13 (1).
Танцы. 1. Вирту/Моир - 30 (2). 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 26 (2). 3. Уивер/Поже (Канада) - 22 (2). 4. Дэвис/Уайт - 15 (1). 5. Пешала/Бурза (Франция) - 15 (1). 6. Капеллини/Ланотте (Италия) - 13 (1). 7. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 13 (1).
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ12.11.2012 00:07