Юниорский финал: 4 золотые, 1 серебряная и 2 бронзовые медали
-- Выступление юниоров меня очень порадовало и принесло большое удовлетворение. По сравнению с прошлогодним финалом результаты значительно улучшились. Я даже не говорю, что были завоеваны 4 золотые медали во всех видах, и то, что финальным аккордом стал полный пьедестал в нашем парном катании. Самое главное, что есть определенные сдвиги по видам.
-- В прошлом году наши молодые танцоры завоевали все медали, но и сейчас мы сохранили за собой первое место. Ведь в юниорах все меняется. Спортсмены переходят во взрослое катание, должна прийти какая-то смена, чтобы заменить их. Но необходимо, чтобы ситуация оставалась стабильной.
В парном катании на прошлом финале у нас вообще не было призеров, сегодня мы завоевали все награды. Можно говорить, что какие-то сильные соперники перешли во взрослое катание, но уровень выступления наших спортивных пар значительно вырос, а это объективный показатель.
Безусловно, хочется отметить, что в мужском одиночном катании «забрезжил свет». Максим Ковтун в прошлом сезоне на финале Гран-при был только четвертым, в этом – первым. По сути, за исключением китайца, остальные сильные соперники остались в юниорах. Я имею в виду, двух американцев – Брауна и Фарриса. И Максим Ковтун их опередил. Но дело даже не в этом: места не всегда определяют уровень выступления того или иного спортсмена. Здесь нужно отметить то, что катание Ковтуна, равно, как и остальных наших победителей, было очень достойным. Соперники были сильные, но наши молодые спортсмены не стушевались.
В женском катании в прошлом году у нас был весь пьедестал, но все три спортсменки перешли во взрослое катание. Те, которые появились в этом финале, на этапах Гран-при, и Лена Радионова, и Аня Погорилая – новая плеяда. Первое и третье место, завоеванные ими, отличный результат.
Взрослый финал: 1 золотая и 1 серебряная медали.
-- Наши спортсмены выступали в трех видах. В мужском одиночном катании россияне не смогли пробиться в финал Гран-при. Итоги выступления мужчин на сочинском льду мы обсуждать не будем. Хотя, как видите, в мировом мужском катании все меняется, и говорить о стабильности результатов пока сложно.
Что касается женского катания, то мы очень рассчитывали, что у нас будут выступать две девочки, которые отобрались в финал. Это было очень непросто. Первой это сделала Юлия Липницкая, Лиза Туктамышева попала в последний момент. Но, к несчастью, Юля травмировалась за несколько дней до отъезда сюда, поэтому наш женский состав стал менее сильным.
Если говорить о Лизе, выступи она удачнее в короткой программе, то итоговое место было бы другим. Лиза заняла второе место в произвольной программе, а по технике первое. У Лизы была очень непростая вторая половина прошлого сезона и первая половина этого. В основном все связано с определенными травмами и возрастными проблемами. Но сейчас уже появилась не только надежда, но и уверенность, что Лиза с проблемами роста справляется. Необходимо только время. Ее хорошее катание в произвольной программе тому подтверждение.
В парном катании в Сочи, за исключением Савченко – Шолковы и американского дуэта, выступали все сильнейшие пары мира, включая китайских фигуристов серебряных призеров Игр-2010.
Наименее удачно выступили Кавагути – Смирнов. Это началось с короткой программы. И хотя вчера спортсмены собрались и прокатались гораздо лучше, была только одна заметная ошибка – второй тройной тулуп не был исполнен, но пробиться наверх было тяжело. Их конкуренты показали очень хорошее катание.
Вера Базарова – Юрий Ларионов в финале Гран-при откатались здорово. Их выступление было лучшим за последнее время. Фигуристы никогда не получали такой суммы за прокат двух программ – больше 200 баллов.
Что касается наших лидеров Тани Волосожар и Максима Транькова, то тут, понимаете, такая история. Блестящее выступление в короткой программе и абсолютно досадное невезение в произвольной, которая была начата здорово. Первая половина произвольной программы была исполнена великолепно и вдруг -- падение на тулупе и странное, неожиданное для всех, и прежде всего, для самого Максима, падение при заходе на выброс.
Но из этого не надо делать трагедии. Спортсмены остались первыми, потому что уровень их мастерства соответствует первому месту. Думаю, что и тренер, и ребята что-то пересмотрят, подкорректируют.
С каждым годом они хотят усложнять свои программы, чтобы не просто бороться с соперниками, а уверенно побеждать. А это требует определенного риска. Не могу сказать, что они решат что-то упростить. Но, возможно, будут сделаны более удобные подходы к элементам или элементы будут перераспределены. Я, во всяком случае, могу так предположить, потому что пока не разговаривал с ребятами и тренером.
Не надо забывать, что это только начало сезона. Впереди главные старты – чемпионаты России, Европы и мира.
Отанцорах: я очень надеялся, что результаты будут выше. И для этого есть основания. Если в прошлом году наши пары занимали пятые-шестые места в финале Гран-при, то в этом, по подготовке к сезону, по выступлению на этапах, создалось впечатление, что российские дуэты приближаются к тому, чтобы бороться за призовые места. К сожалению, в Сочи этого не случилось. В силу ряда обстоятельств.
Никита Кацалапов допустил ошибку в дорожке шагов. Дмитрий Соловьев упал, причем не на предписанном элементе, а затем настрой сбился. А в танцах очень многое решают мало заметные для неспециалистов нюансы. Казалось бы, вся дорожка -- ничего, но на одном твиззле Никита сделал вместо двух оборотов полтора, и это сразу понизило уровень дорожки с третьего на второй…
Безусловно, необходим опыт. Соперники обладают большим опытом. Не хочу комментировать наших ближайших конкурентов -- итальянскую пару. Судьям решать. Но на предыдущих турнирах наш другой дуэт Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьев их обыгрывали. В этот раз итальянцы обошли россиян только технической оценкой, а техническая оценка определяется технической бригадой. По компонентам обе наши пары были выше. Во всяком случае, в коротком танце.
Я, естественно, не могу и не буду никого критиковать. Я не имею на это права. Это было бы некорректно. Спорт есть спорт. Решение судей не обсуждается. А техническая бригада – это тоже судьи. Что бы ни происходило, никогда результаты не меняются. Поэтому будем с уважением относиться к судейской бригаде. Значит, для того, чтобы побеждать, не надо кивать ни на судейскую бригаду, ни на кого. Они делали свою работу. Каждый, как может. Старались. Следовательно, надо использовать принцип такой: чтобы побеждать, особенно в танцах, надо быть не на голову, на две выше соперников. В других видах иначе – там более четкие критерии, прыгнул – не прыгнул, сделал выброс или каскад четыре – три или не сделал, поэтому преимущество в танцах должно быть более заметным, и тогда проблем не будет.
Организация турнира
Наша Федерация фигурного катания России принимала самое непосредственное участие не только в организации турнира, но и строительство дворца, разве что гвозди мы не забивали. Держали под пристальным контролем сроки строительства «Айсберга», потому что привыкли, что в России все мероприятия проводится на самом высоком уровне. Да, было сложно, все старались. И тот, кто строил дворец, и тот, кто устранял те недостатки, которые были выявлены после «Кубка федерации» -- тестового турнира. Мы порой резко выступали в каких-то случаях, но это было необходимо. Но все успели. Все сделали совместными усилиями: и «Олимпстроя», других организаций, федерации.
Конечно, городу, который никогда не проводил соревнований по фигурному катанию, было сложно. Здесь нет специалистов, потому работала большая команда представителей нашей федерации, которая владеет всеми вопросами. Команда во главе с Александром Лакерником, Александром Коганом, Сергеем Кононыхиным...
Во время финала каких-то серьезных накладок не было. В самом начале возникали транспортные проблемы, но и они потом были решены. Вчера об этом шла речь на встрече с президентом страны Владимиром Путиным. Он заверил, что к нужному моменту будет все, как надо. Думаю, так и будет, потому что по-другому быть не может.
Концепция зимних Олимпийских игр в Сочи такова, что практически все объекты будут в олимпийском парке, поэтому транспортных проблем не возникнет. Во всяком случае, при организации и проведении соревнований.
Сейчас, пока олимпийская деревня не готова, мы выбрали местом размещения всех участников санаторий «Южное взморье». Я разговаривал со спортсменами, тренерами, с руководителями, представителями международной федерации. Все остались довольны. Говорили: «Да, очень необычно, очень хорошо. Здорово организовано – и размещение, и питание».
Наша благодарность генеральному директору санатория и главное – сотрудникам. Санаторий принимал в основном российских граждан, а здесь надо было работать с иностранцами, как 4-5-звездочный отель. Им, конечно, пришлось напрячься. Но опять же помогала ФФККР. Совместными усилиями все получилось.
Теперь осталось немного – отправить участников финала домой. Очень надеюсь, что сбоев не будет.
Зрители и билеты
-- Перед финалом Гран-при у нас были большие сомнения по поводу зрителей. Честно говоря, я не ожидал, что даже в рабочие дни зрители придут. В день открытия соревнований дворец был полный. Даже верхние ярусы -- заполнены.
В связи с темой зрителей в городе было несколько проблем. Никогда не проводились соревнования по фигурному катанию, и мы не знали отношение сочинцев, отдыхающих к этому виду спорта. Вторая большая проблема – доставка зрителей. Организовать это было очень сложно. Если бы доступность была большей, то и зрителей было бы больше. Хорошо, что город организовал бесплатную доставку зрителей к дворцу. Было бы очень неприятно, чтобы на финале Гран-при участники соревновались при пустых трибунах. Это серьезное мероприятие ИСУ, и нам не хотелось ударить в грязь лицом. Но трибуны не пустовали. Были заполнены зрителями, нашими объективными зрителями, которые поддерживали всех. Как они поддерживали наших спортсменов, мне очень понравилось. Но вы сами слышали.
Велотрек вместо ледового дворца
-- Конечно, я – не велосипедист, хотя, как мы все, в детстве катался на велосипеде. Безусловно, нам хотелось бы сохранить этот дворец для фигурного катания. Есть, конечно, объективные вопросы, в которые я не хочу сейчас вдаваться – эксплуатация объекта, кому он будет принадлежать, на чьем балансе состоять.
Но вчера на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным я затронул эту тему в достаточно мягкой форме. Я сказал президенту, что когда входишь в этот дворец, то ощущается особая аура этого сооружения, настолько он уютный и комфортный. Трибуны, которые вмещают 12 тысяч зрителей, выглядят очень компактными и домашними. Я знаю, что в истории есть разные примеры, как в дальнейшем используются спортивные объекты, какова их судьба после окончания Олимпийских игр. Так вот, дословно я сказал: «Мне хотелось бы эту сказку сохранить». На что Владимир Владимирович отреагировал и ответил, что будет рассматриваться план, как использовать этот объект после Олимпиады в Сочи.
Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА