- Дело не в том, что они мне не подошли. Эта работа с зарубежными специалистами все равно где-то осталась, пусть и в отдельных движениях. Знаете, мы хотели скорее впитать от них какие-то новые веяния, а основную работу я все равно делаю со своим постоянным хореографом и другом Давидом Авдышем. При этом я и дальше намерен привлекать к работе новых людей. Например, в следующем сезоне буду специально приглашать специалиста по связующим шагам...
Сомнений в том, что Плющенко уже сейчас точно знает, в каком направлении нужно двигаться к Сочи-2014, лично у меня нет. Не случайно его программы получают все больше позитивных отзывов от специалистов и журналистов - в том числе те моменты, которые раньше считались не самыми сильными его сторонами. Единственное, что тревожит сейчас, - хватит ли у Плющенко здоровья, чтобы исполнить все задуманное. Сам спортсмен, впрочем, настроен оптимистично, поскольку "привык выступать с травмами", а себя и возможности своего организма знает лучше, чем кто бы то ни было. Нам же остается лишь сожалеть, что Плющенко не на всех этапах карьеры мог следить за собой и своим восстановлением так же, как теперь, - когда у него есть личный физиотерапевт и возможность обращаться к любым нужным специалистам. И желать, чтобы здоровья ему все-таки хватило. От Сочи до Сочи, от декабря-2012 до февраля-2014.
- В прошлом году Евгению уже приходилось фактически начинать сезон на чемпионате страны. И все же показалось, что на этот раз ему было сложнее - в первую очередь из-за недавних осложнений со спиной. Это так? - спросила я вчера у Мишина
- Женя на самом деле был в прекрасной форме еще перед своим днем рождения (то есть, в начале ноября. - Прим. Е.К.). Но после операции на спине общий наркоз, который ей сопутствовал, фактически "отнял" у него ноги. Он на время утратил мелкую мышечную чувствительность и координацию. Но, на мой взгляд, сейчас наблюдается позитивная тенденция.
- Кто принимал окончательное решение все-таки выступить в Сочи - вы или он?
- Когда у Жени возникла мысль, а может, не стоит участвовать в чемпионате России, то я ответил: "Это невозможно! Выступать надо обязательно". Этот турнир нельзя было пропускать по многим причинам.
- Можете выделить главные из них?
- Нельзя дебютировать в сезоне сразу на чемпионате Европы. Это первое. А во-вторых, нельзя было подвести болельщиков, министерство спорта, федерацию, город. Ну и, конечно, тренера.
- У вас не было опасений, что это выступление в Сочи, да еще с четверными прыжками в обеих программах, может усугубить ситуацию со здоровьем?
- Нет, никаких рисков не было.
- Евгений накануне рассказывал, что после операции начал тренироваться слишком рано и именно это стало причиной появления осложнений.
- Я так не думаю. Это было правильное решение. Иначе он не смог бы подготовиться к чемпионату России. У Плющенко все впереди. Сейчас все, может быть, и сложно, но мы находимся в начале длинного пути к Олимпиаде. И старт здесь, в Сочи, который я назвал бы безусловно успешным, и чемпионат Европы, каким бы он в итоге ни получился - это только отдельные вехи. Но я уверен, что к Играм Плющенко будет гораздо сильнее.
- Также Евгений высказал мнение, что обострение давних проблем со спиной изначально было спровоцировано большим количеством четверных, которые он выполнял, разучивая сальхов и лутц с максимальным количеством оборотов. Это означает, что вопрос с включением этих четверных прыжков в соревновательные программы на будущее для него закрыт?
- Нет. С четверным сальховом вопрос не закрыт.
ВОЛОСОЖАР И СМИРНОВ ПОХВАЛИЛИ ПАРТНЕРОВ
В турнире спортивных пар, пожалуй, не было такой интриги, как у танцоров. Хотя интересующаяся публика и пыталась прикидывать: есть ли, к примеру, у Ксении Столбовой и Федора Климова шансы побороться за второе место (после короткой программы разрыв был меньше трех баллов), но это скорее из спортивного интереса.
Впрочем, если такая вероятность теоретически и существовала, то четкий прокат Юко Кавагути и Александра Смирнова (из заметных помарок было лишь касание льда руками у партнерши после приземления с выброса) снял все вопросы относительно судьбы одной из двух разыгрываемых в Сочи путевок на чемпионат Европы. Довольны были и тренер Тамара Москвина, и сами фигуристы. Хотя Смирнов, не скупившийся вчера на комплименты в адрес партнерши ("Юко удалось абсолютно все"), с улыбкой все же посетовал, что кажется, был чересчур сосредоточен на элементах и технической стороне катания.
Выступавшие следом Столбова и Климов ошиблись гораздо существеннее - показалось, что партнер не слишком удачно отправил Ксению на выброс и в результате та не устояла на ногах. В остальном же прокат получился удачным. Хотя и не столь размашистым и мощным, как их исполнение произвольной программы на прошлогоднем чемпионате страны, запомнившееся тогда всем без исключения.
Возможно, именно поэтому на пресс-конференции Столбова с Климовым сидели мрачнее тучи. Они вообще известны своим максимализмом. Достаточно вспомнить, как партнерша чуть не плакала на бронзовом для них чемпионате Европы в Шеффилде - из-за того, что в произвольной программе у них тогда "не пошли" прыжки.
Эмоции крайне немногословных вчера бронзовых призеров ЧР-2013 взялся объяснить сидевший рядом Максим Траньков: "Когда падаешь с элемента, в котором ты уверен на сто процентов, это вдвойне обидно. Ведь выбросы - это то, что Федя и Ксюша делают лучше всех. То же самое было, когда я в финале "Гран-при" упал при исполнении тулупа".
Траньков завоевал вчера с Татьяной Волосожар свой второй в совместной карьере с этой партнершей титул чемпионов России. По ходу турнира оба не раз подчеркивали: здесь они сконцентрированы на максимально качественном исполнении произвольной программы.
И они справились - пусть прокат и вышел довольно напряженным. Но по-другому и быть не могло. Когда перед началом сезона мы беседовали с тренером этой пары Ниной Мозер, она рассказывала, что работу над произвольной на тот момент сильно осложняла возникшая необходимость переделать один из элементов - это сразу же потянуло за собой изменения и в других составляющих программы. И что над этой проблемой они бьются уже довольно долго. Перед чемпионатом России фигуристы, по сути, оказались в похожей ситуации. Новый вариант - с перенесенным в первую часть программы тулупом, который не получился у Транькова в финале "Гран-при", надо было накатать меньше чем за две недели. И в нужный момент исполнить его если не абсолютно безупречно, то как минимум очень хорошо.
"До этого программа в новом варианте получилась у нас на тренировке всего один раз, - рассказал Траньков. - Мы еще не совсем ее чувствуем, не знаем точно, как нужно разложить силы. Ты будто катаешь новую произвольную и нужного автоматизма в движениях еще нет".
Тем не менее сочинский эксперимент и тренер, и спортсмены признали удачным - за произвольную Волосожар и Траньков получили 150,23 балла. "Сегодня я очень довольна Максимом", - заметила Волосожар на пресс-конференции. На самом деле Татьяна имела в виду, что вчера просто заметила у себя некоторые огрехи, но ее партнер невольную "шутку" охотно подхватил, со смехом выдохнув: "Наконец-то!"
- Для нас было принципиально важно "собрать" вместе обе программы, - заметила вчера Мозер. Ведь до этого получалось как: на одном турнире получалась короткая, на другом - произвольная. А здесь - обе.
- Перед произвольной были также спокойны, как перед короткой?
- Нет. Поскольку для нас эта программа была как будто новая. Словно мы вернулись на старт сезона, а не находимся в его середине. Работе над этой произвольной мы уделили много времени и потому достаточно сильно нервничали.
- Такое большое значение имеет перестановка двух элементов?
- Конечно. Скажу так: из-за этого нам пришлось непросто. У спортсменов к середине сезона уже нарабатываются определенные вещи даже в плане физиологии. Например, привычный ритм сердца по ходу катания. С одной стороны, нам нужно было просто вернуть старые воспоминания, поскольку вариант с нынешним расположением элементов более привычен по прошлым сезонам. С другой - сделать это было непросто, поскольку ребята все-таки полгода работали в совершенно другом режиме. Но Таня и Максим - молодцы, профессионалы. Сработали как надо, и все получилось.
- Казалось, что для ребят это было делом принципа?
- Так и есть. Не только для них, но и для меня, и для Стаса (Станислав Морозов, второй тренер пары. - Прим. Е.К.).
- На чемпионате Европы остается этот вариант произвольной?
- Да. Решение принято. Да и зачем рисковать? Нет смысла. Подтверждение - на табло, где горит оценка в 150 баллов. А в голове - мысль, что мы можем все.
ПОБЕДА НА АВТОПИЛОТЕ
С подачи Мишина по сочинскому дворцу и его окрестностям разлетелась новость, что победительница короткой программы Елизавета Туктамышева на произвольную выйти не сможет. И на дневной тренировке ее действительно не было. В пресс-центре обменивались свежими "новостями", словно в какой-нибудь комедии. "Говорят, Лиза пообедала. Значит - точно не отравилась... Ее видели садящейся в автобус... Официально Туктамышева по-прежнему не снималась," - и тому подобное.
Однако на разминке Елизавета появилась у бортика и пошла раскатываться. Пусть и выглядела не столь уверенно, как обычно. Фигуристка действительно начала заболевать еще накануне вечером, плохо спала из-за неважного самочувствия, утром у нее обнаружилась слабость, тремор в ногах и пониженная температура. Поэтому днем ее поберегли.
С учетом всех этих обстоятельств прокат Туктамышевой, даже с бабочкой вместо флипа и помаркой на приземлении на сальхофе можно смело назвать геройским. Поскольку все остальные прыжковые элементы она впечатала в лед ничуть не менее уверенно, чем на парижском этапе "Гран-при", где никакая болезнь ей не мешала. Не зря эта девочка любит повторять : "Свое нельзя отдавать никогда и несмотря ни на что".
- Почему же вы все-таки решили выйти на произвольную? - спросила я у тренера фигуристки Светланы Веретенниковой.
- Не выйти было нельзя. Нам ведь нужно было отбираться на чемпионат Европы. И потом, представьте: а если б это была Олимпиада? Лиза сама и слышать не хотела о том, чтобы сниматься.
Завершавшая соревнования Аделина Сотникова упала с первого каскада, а потом с помарками сделала еще один каскад и аксель во второй части программы. Но с учетом всех ее преследующих проблем в нынешнем сезоне, со своим прокатом ученица Елены Буяновой скорее справилась. Ведь легко представить, какой психологический груз свалился на традиционно ставящую перед собой максимальные цели фигуристку после непопадания в финал "Гран-при".
Сотникова осталась третьей, уступив юной Елене Радионовой, на попадание во взрослую сборную пока не претендующей. "Я довольна своим прокатом, хотя и не до конца, - заметила Аделина. - Это лучшее мое выступление из всех последних соревновательных прокатов. Так что с собой, считаю, справилась".
Нелегкую задачку президиуму федерации и тренерскому совету подкинула Алена Леонова. Ученица Николая Морозова, выступавшая с сильно обновленной произвольной программой, не справилась с большинством прыжковых элементов и в итоге осталась лишь седьмой. Что происходит с фигуристкой, в прошлом сезоне завоевавшей серебро чемпионата мира, по-прежнему непонятно.
Чемпионат России. Сочи. Дворец спорта "Айсберг". Пары. Произвольная программа. 1. Волосожар/Траньков - 150,23. 2. Кавагути/Смирнов - 137,18. 3. Столбова/Климов - 127,68. Итоги. 1. Волосожар/Траньков - 228,92. 2. Кавагути/Смирнов - 207,37. 3. Столбова/Климов - 195,46. Женщины. Произвольная программа. 1. Туктамышева - 12,07. 2. Радионова - 126,68. 3. Сотникова - 123,76. Итоги. 1. Туктамышева - 196,57. 2. Радионова - 191,26. 3. Сотникова - 190,75.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА28.12.2012 00:10