Мечты сбываются
Серия контрольных прокатов стартовала на УОР-4 имени А.Я. Гомельского (Ледовый дворец "Мечта"). Любой, кто уже соскучился по зиме, мог за символическую плату совместить приятное с полезным: окунуться в зимнюю атмосферу и посмотреть на российских фигуристов. С прошлого года в зале не потеплело ни на градус.
Первый блин, к сожалению, вышел комом у многих представителей сборной России. Одиночниц активно тянуло ко льду всем телом. Хотя бы один раз, но "прилечь" на лёд умудрились все фигуристки, катавшие произвольные программы.
Женская разминка всегда преподносит сюрпризы – в этот раз самым впечатляющим моментом стало появление брюнетки Ксении Макаровой. Постоянные зрители фигурного катания привыкли видеть представительницу школы Санкт-Петербурга в образе милой блондинки.
"Я изменила цвет волос, чтобы они отдохнули и перестали выпадать. И с этим цветом волос я стала психологически более устойчивой", – прокомментировала Ксения радикальную перемену.
Произвольная программа Ксении удивила не только поклонников фигурного катания, но и журналистов и судей. От прошлого образа – самой знаменитой блондинки XX века Мэрилин Монро – не осталось и следа. Стремительная, глубокая, местами жесткая, но захватывающая с первых звуков программа.
"Это программа о моей жизни. Мы хотели отразить в этой программе всё, что произошло со мной за прошлый год. Конечно, мы постоянно продолжаем работать над программой, но ещё совсем недавно я четыре дня лежала с температурой +39. Подцепила какой-то вирус. Сейчас стараюсь вернуться к нормальному графику тренировок", - поделилась Ксения.
Ещё одна представительница сборной, "понюхавшая пороха" чемпионата мира и Европы – Алёна Леонова поддержала драматичный образ коллеги по сборной, представив публике свою новую программу под музыку Poeta en el mar ("Поэт в море"), - именно эту музыку в свое время использовал двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель.
В мужской разминке самым опытным участником можно без преувеличения назвать чемпиона России 2011 г. Константина Меньшова. Константин представил свою интерпретацию спектакля о великой немецкой танцовщице Пине Бауш: "Короткая посвящена Пине Бауш. В программе я хочу показать человеческие эмоции: страх, злость, радость".
Во время выступлений за фигуристов болели не только зрители, но и именитые тренера России. Максима Ковтуна пришла поддержать Татьяна Анатольевна Тарасова. Как и во времена участия в соревнованиях олимпийского чемпиона Алексея Ягудина, Татьяна Анатольевна ни секунды не сидела на месте, поддерживала своего нового ученика эмоциональными замечаниями из-за бортика. Надеемся, что Максим Ковтун станет не менее сильным одиночником в будущем, чем Евгений Плющенко – в настоящем.
Еще одним сюрпризом вечера стала короткая программа спортивной пары Ксении Столбовой и Федора Климова, поставленная на музыку из двух голливудских фильмов "Адвокат дьявола" и "Интервью с вампиром". Не изменив своему фирменному стилю, Ксения и Федор показали не только интересное и мощное катание, но и необычные стилизованные костюмы. "Я думаю, всё-таки дьявол – Ксюша, – отметил Фёдор Климов после исполнения короткой программы. – Мне ближе более человечный образ".
После летних сборов Ксения и Фёдор решили усложнить техническую составляющую тройной подкруткой: "Сборы в этом году прошли отлично. Мы почти не были в Питере этим летом. Смена обстановки хорошо повлияла на нас, мы стали лучше выполнять тройную подкрутку. Ещё мало её делаем, на приземлениях допускаем ошибки, но мы работает над этим".
В конце вечера зрителем предстояло увидеть две совершенно разные разминки. Каждый мог выбрать произвольный танец на свой вкус. От элегантного парижского шарма танцевальной пары Ксении Монько и Кирилла Халявина до цыганочки Валерии Старыгиной и Ивана Волобуева в первой разминке, и конечно, классические постановки от чемпионов мира среди юниоров 2012 г. Виктории Синицыной и Руслана Жиганшина во второй разминке.
Старт контрольных прокатов удался. Новый сезон для любителей фигурного катания можно официально считать открытым!
Строго по приглашениям
Второй день контрольных прокатов, по традиции прошлого года, проходили в комплексе "Каток.ру". Попасть на них могли лишь счастливчики и представители СМИ. Вход строго по приглашениям – с чем связано такое ограничение так и осталось неизвестным.
Те фигуристы, что днём ранее показывали свои короткие программы, сегодня демонстрировали произвольные, и наоборот. Состав участников кардинально не изменился после первого дня, за исключением появления среди девушек чемпионки мира среди юниоров 2011 г. Аделины Сотниковой.
Появление Аделины внесло свежую струю в разминку женщин. После неудачного сезона 2011-2012 гг., многие ждали её программы с опаской – и не зря. Выступление Сотниковой было мощным, раскатистым, по-настоящему взрослым. Аскетичная, точная и без лишних деталей короткая программа. Если Аделина продолжит в том же режиме, то на главном соревновании сезона – чемпионате мира в Канаде – фигуристка может претендовать на самые высокие оценки судей.
Полной противоположностью можно назвать программы подопечной Николая Морозова – Алёны Леоновой. Алёна представила программы под ритмы индийского хип-хопа с вкраплениями саундтрека оскароносного фильма "Миллионер из трущоб": "В этом году мы решили попробовать что-то новое. Позже усложним техническую часть программы, добавим каскад из двух тройных тулупов".
Осталось дождаться первого этапа серии гран-при "Hilton Honors Skate America" (19-21 октября), чтобы в полной мере оценить перевоплощение Алёны в индийскую красавицу. Время, как известно, бежит быстро.
Для пары Юко Кавагути и Александра Смирнова разминка получилась индивидуальной. Анастасия Мартюшева и Алексей Рогонов по неизвестным причинам не вышли на лёд. Произвольная программа Юко и Александра на музыку российского композитора Леонида Левашкевича "Февраль": мягкое, лиричное катание с приятным послевкусием наполнило зал нежностью.
В следующей разминке катались бронзовые призёры чемпионата Европы 2012 г. Ксения Столбова и Фёдор Климов. Удивительное преображение в героев американского комедийного сериала "Семейка Адамс": Гомес и Мортиша в интерпретации Ксении и Фёдора получились очень аутентичные.
"Позже добавим ещё одну поддержку, пока она не совсем готова. На сборах я получил травму, долго мучился. Сейчас боли начинают проходить, но я продолжаю делать процедуры. Постепенно увеличиваем, до сегодняшнего дня врачи не рекомендовали слишком усердствовать. До соревнований ещё почти месяц, я к ним восстановлюсь", – сообщил Фёдор Климов.
Константин Меньшов продолжил удивлять публику. После короткой о Пине Бауш последовала произвольная программа, в которой ему "не дают высказаться"! Константин обрисовал концепт программы: "Всю произвольную программу я хочу сказать, а мне не дают! Эмоции вырываются изнутри, но что-то меня сдерживает. Я закрываю рот, но это крик! Политический, неполитический – всё вместе. В конце я даю себе возможность высказаться и кричу последние финальные аккорды. Сил пока не хватает показать программу в полную мощь, но я стараюсь".
В танцах царила полька. Пять дуэтов показали своё виденье короткого танца. От энергичной ковбойской смеси жанров в танце Синицыной и Жиганшина зал пошёл в пляс. Голосовой аккомпанемент в кантри-стиле запомнится зрителям надолго. Остальные дуэты не стали рисковать и пошли проверенным путем, совместив паттерн (Прим. – Обязательная часть короткого танца) с более привычными мелодиями польки.
Эти странные танцы
В субботу наша сборная оккупировала Муниципальный детский центр хоккея и фигурного катания в г. Одинцово. Если в Ледовом дворце "Мечта" было просто холодно, то здесь была настоящая зима. Воздух было видно в прямом смысле слова. Если соберётесь посетить прокаты в Одинцово, прихватите валенки и плед!
Если не в зале, то хотя бы в душе зрителей огонь разожгли танцоры своими произвольным танцами. Если в коротком танце фантазия ограничена общими требованиями, то здесь выбор музыки и образа не имеет чётких границ.
Работа с тренерским дуэтом Александра Жулина и Олега Волкова ознаменовала сумасшедшее преображение российского танцевального дуэта – Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Абстракционизм и нереальная энергетика. Непонятный и на первый взгляд странный танец завораживает. Ничто не отвлекает от главных героев. Простое черное платье, серый свитер – этому танцу не нужна яркая оправа.
"В этой паре произошла трагедия: мужчина впадает в депрессию, а девушка пытается вернуть его к жизни. В бессмысленных попытках разбудить любимого она не замечает, как сама застревает в его мире. А "странные" поддержки мы вернули из эпохи Навки и Костомарова", – рассказал Александр Жулин в перерыве.
После звенящей меланхолии Екатерины и Дмитрия все затаили дыхание в ожидании сюрприза от чемпионов Европы 2012 г. Татьяны Волосожар и Максима Транькова. Всё межсезонье они интриговали публику обещаниями удивить. Удивили – не на шутку. Музыка из "Крестного отца", харизматичный мачо Максим и женственная Татьяна – три составляющих бомбы замедленного действия. Запоминающийся, необычный, непредсказуемый и притягивающий танец, совершенно не похожий на соревновательную программу со сложной технической базой. Возможно, именно эта короткая программа станет первой в мире?
И конечно, одиночное катание. Две программы, которым рукоплескал зал – произвольная Аделины Сотниковой и короткая Ивана Бариева.
Сотникова заставила зал проснуться и посмотреть на неё другими глазами. Это совершенно другая Аделина – не то, что в прошлом году, и даже не в новой короткой программе. Бурлеск и блюз – выигрышная смесь для мощного катания Сотниковой, претендующее на самые высокие оценки судей на мировой арене. Программа, переполненная энергетикой.
Если Аделине зал рукоплескал после фееричного проката, то Ивану Бариеву – в качестве поддержки. Ивану повезло, пожалуй, меньше всех: в середине программы музыка начала издавать предсмертные вздохи и, не дожив до конца, умерла. Бариев не растерялся и продолжил программу. Зал среагировал немедленно и поддержал его бурными аплодисментами.
В отдельный вид фигурного катания следует выделить каждое появление Евгения Плющенко. Все ожидали "Ромео и Джульетту" от японского хореографа Кендзи Миямото, не дождались. Получили "лебединую" программу.
Однозначных оценок со стороны зрителей не было. Кто-то рукоплескал в восторге, а кто-то пытался понять, что это было?! Может быть, поэтому Плющенко и интересен столь многим поклонникам фигурного катания? Не количеством регалий и званий, а именно культурным шоком? После прокатов только ленивый не говорил о "лебединой" программе. Эффект достигнут, всем спасибо.
Большая спортивная семья
Около двух часов по полудню любители фигурного катания потянулись на заключительные прокаты в "Москвич". К сожалению, к такому потоку небольшой зал был не готов. Желающих вживую увидеть прекрасное было значительно больше теоретически возможного места в зале. Даже фигуристы, которые после своих прокатов пытались попасть на трибуны в надежде посмотреть на своих коллег по оружию, часто стояли в проходах (кроме отчаявшихся найти свободное место и сидевших прямо на спортивных матах). Именно это невообразимым образом объединяло в единый организм три главных компонента: зрителей, спортсменов и тренеров. Беззаботно, без особо страха быть разобранными на сувениры, спортсмены передвигались по всему периметру катка.
Кому-то внезапно довелось обнаружить бабушку Джоната Гурейро, сидящую на ряд выше, кто-то в проходе столкнулся с Александром Смирновом или с Екатериной Бобровой, "вышедшей в народ". Дети же усердно продолжали собирать автографы, бегая из одного конца зала в другой.
Но на фоне этого домашнего спокойствия и теплоты разгорались нешуточные страсти ледовых баталий.
Депрессивный произвольный танец Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева сменился легкой, ничем не обязывающей полькой. Смотрите: мы счастливы! Соловьев светился от счастья, а это поистине редкое явление на льду, не наигранное, а искренние. Гусар Денисов и прекрасная Наташа Ростова – и их вечная тема, бередящая сердца романтикам из век в век.
После медленной, лёгкой для восприятия короткой программы Татьяна Волосожар и Максим Траньков представили публике драму, глубокую и суровую, но в тоже время понятную всем и каждому. Цунами, землетрясение, ценность человеческой жизни и скоротечность человеческих чувств. Многие без подсказок вспомнят трагедию в Японии. Да, программа ещё сырая, но она продуманная, со своими акцентами, болевыми точками. Программа, слишком запоминающаяся, непроходящая. Год назад, отвечая на вопрос о выборе музыки, Максим сказал: "Мы хотим меняться". И это действительно произошло.
Начало сезона – всегда волнительное и захватывающее зрелище. Одни программы при первом же просмотре начинают играть, как бриллиант на солнце. Например, как программы Аделины Сотниковой. Такие не похожие, но в тоже время, точно отражающие внутреннее состояние фигуристки. Или странный произвольный танец Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева: затягивающий, непонятный, депрессивный, – после которого многие изменили своё отношение к этому дуэту.
Контрольные прокаты в очередной раз показали, насколько разносторонние фигуристы в российской сборной. От джаза до классики, от депрессии до самоиронии.
Возможно, у спортсменов не всё получилось с первого раза, но ведь это ещё даже не первые соревнования. Спортсмены услышали комментарии технических судей, получили первую "дозу" зрительской поддержки. Поклонники фигурного катания смогли увидеть своих фаворитов перед официальными стартами сезона, до которых осталось совсем немного времени.
Анастасия Рощина, @Sport.ru