-- Нина Михайловна, вы ожидали, что журналисты проявят такой интерес к вашим парам, тем более что в Москве идет чемпионат мира по легкой атлетике?
-- Нет, конечно, не ожидала, тем более что это был своего рода пробный шаг. Мы провели День Открытых дверей одними из первых в Москве. Я слышала, как проводились подобные встречи в других видах спорта, ориентировалась на них, полагала, что летом зимние виды спорта немногих заинтересуют. Была уверена, что посещаемость нашего мероприятия будет минимальной – несколько телевизионных компаний, потому что в Москве, как вы заметили, проходит чемпионат мира по легкой атлетике. Но когда вошла в зал на пресс-конференцию, то, честно говоря, была поражена. Лес камер. На чемпионате мира не было такого ажиотажа, какой вызвала наша открытая тренировка. Было приятно.
-- Вы только что вернулись со сбора в Италии. Как оцениваете готовность спортсменов на данный момент?
-- Готовность пока пятидесятипроцентная. Сбор был очень сложный. Он всегда очень сложный в Италии, потому что это среднегорье. Основная работа на сборе проводилась по восстановлению всех элементов на полной амплитуде в полном объеме. Плюс накатка новых программ, где могут оказаться неудобные соединения, всплывать некие детали, которые вызывают дискомфорт. Повторю, это был очень сложный сбор. Тем более для новичков.
Татьяна и Максим ездят в Италию третий год. Вера с Юрой и Ксения с Федором впервые тренировались в условиях среднегорья. И реакция их организмов для меня оказалась неожиданной. Спортсмены были просто не готовы в течение первой недели выполнять какие-то вещи. К концу сбора все нормализовалось. Ребята постепенно приспособились к новым условиям, ко всем тем моментам, которые нужны для работы на такой высоте.
Основную задачу, которая касалась функциональной подготовки, я считаю, мы на этом сборе выполнили. Единственное, с небольшим отставанием идут Ксения и Федор из-за травмы партнера. Танюша с Максом и Вера с Юрой всю запланированную работу сделали. Сейчас остаются соединения, доводки, надо будет «чистить» какие-то переходы. С Верой и Юрой работы еще много. С Таней и Максом не так сложно (хотя работа всегда сложная, фигурное катание – сложный вид спорта). Но в отношении Татьяны и Максима понятно, что делать дальше. С Верой и Юрой какие-то вещи мы еще пробуем, экспериментируем, ищем.
-- Несколько слов о новых программах Татьяны Волосожар – Максима Транькова.
-- У Тани с Максом кроткая программа – это вальс «Маскарад» Хачатуряна. Мы долго шли к этому решению, так как было много вариантов. Но получилось так, что когда Максим включил эту музыку, и ребята поехали, стали двигаться, то я внутренне почувствовала, что это именно их. Их объем, широта, катание, скорость, умение вальсировать, которые мы приобретали на сборах вместе с танцорами. Плюс «русский дух». Очень хотелось, чтобы в Сочи на домашней Олимпиаде прозвучала наша узнаваемая музыка. И мы одновременно сошлись во мнении, что это будет «Маскарад».
Что касается произвольной программы, то идея взять музыку Уэббера «Иисус Христос -- суперзвезда» возникла давно. С того момента, как мы все вместе сходили на бродвейское шоу. Новая постановка нас заворожила настолько! Понимаете, не так часто бывает, что когда выходишь из театра и взахлеб, перебивая друг друга, начинаешь вспоминать отдельные эпизоды спектакля: «А вот это помнишь? А это? А то? Как здорово!» Максим еще тогда сказал: «Я мечтаю катать эту программу». Если бы в тот момент кто-то увидел глаза Тани и Макса, то сразу понял, что эта та самая мечта, которая, я надеюсь, в этом году принесет нам хорошее фигурное катание.
-- Как шла работа над программами Веры Базаровой – Юрия Ларионова?
-- У Верочки с Юрой одна из программ тоже русская тема «Половецкие пляски» -- «Князь Игорь» Бородина. Вера -- прекрасная наложница, стройная, женственная. А Юра – кочевник. Это сила, мощь, агрессия. Я увидела их в этой программе. Причем, когда-то я уже работала с этой музыкой -- и «Иисус Христос – суперзвезда», и «Половецкие пляски». Эта музыка дает потрясающую энергетику! И я с удовольствием еще раз столкнулась с этими произведениями, тем более в исполнении хороших катальщиков.
Произвольная программа у Веры и Юры, с которой мы начали подготовку к сезону, получилась интересной. Ребята, конечно, с такой работой никогда не сталкивались. С такой интересной насыщенной программой.
А с короткой все получилось неожиданно и спонтанно. Сначала я не очень хотела менять стиль пары, по которому знают, принимают фигуристов. Хотелось искать в том же направлении. И у нас уже была готова короткая программа на музыку Шопена, сделанная с участием Игоря Шпильбанда. В ней были интересные находки, какие-то детали, нюансы, но... Мы уехали со сбора в США, немного не доделав программу. Игорь Шпильбанд и Морозов договорились, что Николай доведет начатое до конца. И когда после сборов в Сочи и Финляндии мы вернулись в Америку, то решили короткую программу завершить, подчистить дорожки, элементы, что-то добавить. Но на второй день Морозов вдруг заявил: «Знаете, я хочу предложить Вере с Юрой поменять программу». И озвучивает идею: Вера не сильно меняющийся образ, а у Юры совсем другое. Идея меня захватила. Говорю: «Давайте, это интересно». Коля показал номера такого же плана. Сказал, что вечером определится с музыкой, и начнем ставить. В этот же вечер мы с Таней и Максом уехали к нашему врачу Хорхе. А Вера и Юра остались с Николаем Морозовым на постановочную работу. Утром приходим. Начинается техническая тренировка. Вера и Юра подъезжают и говорят: «Вы знаете, что мы катаем?» Я в полной уверенности отвечаю, что, конечно, знаю, ведь с Колей обо всем договорились. А они: «Есть подозрение, что вы не знаете, что мы катаем. Коля не стал много делать из новой программы. Попросил, чтобы вы посмотрели и подумали над его новым предложением».
Когда я услышала музыку «По улице ходила…», то потеряла дар речи. Наступила 20-минутная пауза. Я молчала, а в голове в это время происходила революция. Я понимала, что эта шуточная программа нетрадиционная для фигуристов. Что такого ребята никогда не делали. Поймут ли это зрители и судьи, да еще в олимпийский год? Словом, за 20 минут мозговой атаки пронеслось много разных мыслей. Но я взглянула на Веру и Юру. Они с таким энтузиазмом катали программу, и она так им нравилась! В общем, решили рискнуть, оставили этот вариант.
Но это еще не все. Когда хореограф пары Людмила Иосифовна Власова приехала на сбор в Италию, я честно призналась: «Людмила Иосифовна, я молчала 20 минут, когда впервые увидела новую короткую программу Веры и Юры. Мне интересно, а сколько выдержите вы?» Людмила Иосифовна поначалу была в шоке, потому что для нее привычнее классика, балет, высокое, но сейчас смирилась. Пробуем.
-- Ксения Столбова и Федор Климов пока оставили старую произвольную программу «Семейка Адамс»?
-- Да. Это наше совместное решение. Новая программа у ребят короткая – фламенко. Я хотела сделать им фламенко, потому что поняла, эта программа для Ксюши. Я не видела их предыдущего фламенко. Мне только потом сказали, что ребята когда-то уже его катали. Но мне было это не важно. Я видела характер партнерши -- жгучий, отрывистый, темпераментный…
С Ксенией мы сходили на шоу. Необычное шоу – нетрадиционное осовремененное фламенко в исполнении нашей танцовщицы, которая сама и хореограф, и постановщик, и исполнитель. И Ксюша загорелась. Федора на тот момент не было в Москве. Мы вдвоем поехали к специалисту, сделали музыку, и Ксения сказала: «Я эту музыку не поменяю, буду катать именно ее». Мне это очень понравилось.
Короткую ставили Коля Морозов вместе с Оксаной Грищук. В постановочной работе программа была великолепна. Когда мы уезжали из Америки, и ребята были в форме, в эмоциях, то, глядя на то, что они делают, у меня дух захватывало… Надеюсь, скоро мы все это увидим на старте сезона.
Понятно, что в связи с травмой Федора мы не стали менять произвольную программу. В сентябре, когда встретимся с Николаем Морозовым на сборе, то сделаем еще одну программу для этой пары. Какую? Пока не буду говорить.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА