-- Алексей Николаевич, Евгений Плющенко начал ставить новые программы, Лиза Туктамышева и Артур Гачинский на сборе в Италии. Все верно?
-- Начну с того, что в этом году впервые за всю историю моей жизни в спорте я и мои ученики ощутили внимательнейшее отношение наших докторов, Федерации фигурного катания, специалистов Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) к реальному изучению состояния спортсменов. Я получил очень подробные рекомендации относительно каждого из своих учеников, за что благодарю специалистов ФМБА, всех, кто участвовал в обследовании спортсменов, наших докторов сборной Виктора Аниканова и Ярослава Бугаева, потому что на основании этой ценной информации мы составили планы работы по общефизической подготовке. Женя проводил свой сбор по ОФП в Кисловодске. Лиза и Артур в настоящее время на юге Италии, в городе Бари.
-- Почему именно в Бари?
-- Потому что это место соответствует всем требованиям подготовки спортсменов высокого класса. Там есть все необходимое для подготовки, разные площадки. Плюс море, отличные климатические условия. На этом сборе в Италии с Лизой и Артуром будут заниматься два специалиста по ОФП. И я рассчитываю, что за счет этой поездки мы получим хорошую прибавку к их функциональному состоянию в этом сезоне. Не надо объяснять, что такое олимпийский сезон. Сезон очень важный.
Но что еще интересно, на этот раз мы сосредоточили всю подготовку фактически в одном месте. До этого наши сборы по ОФП и ледовые проводились в разных странах Италии, Испании, Эстонии… Сейчас же мы все объединили. И первый, и второй ледовый сбор (по две недели), и сбор ОФП будут в Италии. Это сэкономит финансовую составляющую, время на перелеты, акклиматизацию, энергию спортсменов и так далее.
-- Лиза и Артур немного рассказывали о новых программах, новых специалистах, которых вы привлекли.
-- Если говорить о технической составляющей, то в этом году мы решили воспользоваться широким кругом специалистов. В качестве хореографа с Лизой и Артуром продолжает работать Татьяна Прокофьева. Ей помогают другие известные танцоры. Например, произвольную программу Артуру ставил один из выдающихся хореографов, танцовщик Мариинского театра Юрий Смекалов. Коллега Юрия Смекалова танцовщик Кировского театра Антон Пименов делал короткую программу для Лизы Туктамышевой. Почему мы привлекли его? В чем был замысел? В том, чтобы поднять искусство самовыражения Лизы на тот уровень, который соответствует Кировскому театру. А Мариинский, Кировский театры, школа Вагановой – это высочайший класс, ведь и сама Агриппина Яковлевна была выдающейся балериной, педагогом, балетмейстером, родоначальницей системы, которая впоследствии была названа ее именем.
Хореографы, которых я привлек к работе с Лизой и Артуром, несут в себе хореографическую культуру, точность жанра и высокий интеллектуальный уровень хореографии. Но в идеале для современного фигурного катания необходимо сочетание профессиональных хореографических ресурсов и «катательного» мастерства. И с этой целью мы привлекли к работе канадского фигуриста Джеффри Баттла.
-- Почему именно его?
-- Потому что Баттл (призер Олимпийских игр в Турине-2006) является одним из ярких представителей высокой культуры катания. Канадец не отличался виртуозным мастерством исполнение прыжков, однако при этом всегда считался одним из лучших по уровню катания. С этой точки зрения, с этих позиций я привлек Джеффри в качестве помощника для занятий с Женей, Лизой и Артуром.
Баттл приедет к нам в Италию. Правда, в силу востребованности и занятости пробудет недолго. Он планирует заниматься с ребятами в течение нескольких дней, пяти-шести. Думаю, что сочетание театральной хореографической культуры и мастерства владения коньком Джеффри Баттла даст тот результат, который мы должны показать в олимпийском сезоне.
-- Интересное сочетание.
-- Понимаете, ни один хореограф Кировского или Мариинского театра не обладает таким тонким чутьем конька, как Джеффри Баттл. В свою очередь, Джеффри Баттл не обладает такой высокой хореографической культурой, такой чистотой линий и единства разных составляющих, как профессиональные танцоры классического и современного балета. Заокеанские хореографы не являются профессиональными хореографами в нашем понимании этого слова. Подчеркиваю, именно в нашем понимании. Они слышат музыку громко, сильно, тихо, слабо, тонко, грубо… Они придерживаются «хореографии чувств». Хореографии, основанной на коньке, технике, громкости, ритме. А классические театральные хореографы ставят программы, исходя из произведения, эпохи, личности композитора, темы, идеи, духа… Но обе эти стороны, обе составляющие необходимы в фигурном катании. К сожалению, я выдаю свои профессиональные секреты, потому что, наверное, являюсь одним из старейшин нашего цеха фигурного катания. Но называться старейшиной – неплохо, потому что с одной стороны, накоплен опыт, а с другой, сохраняется ощущение молодости, новизны, постоянного поиска.
-- Это здорово. Вы затронули очень интересную тему, но позвольте вернуться к более прозаическим вещам. Как долго продлится сбор в Италии?
-- Месяц. С 17 июня по 17 июля.
-- С целью обкатки новых программ планируют ли ваши фигуристы летом участвовать в шоу?
-- Если говорить о Жене, то ему поступило море предложений. Но мы посовещались и в этом году согласились только на одно. Во второй половине июля тогда, когда надо будет что-то проверить, Женя отправится на шоу в Японию. И если все сложится, как мы планируем, то там впервые выступит на публике.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА