"Ничто не обходится так дорого, как неудачная программа", – сказал мне в конце сентября на турнире в Оберстдорфе известный танцевальный тренер Игорь Шпильбанд, и я даже не подозревала тогда, насколько прочно фраза застрянет в голове. Всплыла и сейчас – в ходе первого этапа "Гран-при" в Детройте, где Анна Каппеллини/Лука Ланотте итальянский дуэт Шпильбанда и итальянки Полы Меццадри кромсали зал на куски посредством "Севильского цирюльника".
Конечно же, реакция зала была куда круче, когда завершили выступление двукратные чемпионы мира Мэрил Дэвис/Чарли Уайт. Но то было объяснимо: во-первых, не просто свои – американцы, но американцы из Детройта. Во-вторых, очень тяжело удержаться от восторга, когда фавориты побеждают с суммарным отрывом в добрых двадцать баллов.
Если честно, без протокола с детализацией оценок было достаточно тяжело понять, откуда взялись те почти 14 баллов, на которые Дэвис/Уайт опередили итальянцев в произвольном танце. Протокол прояснил: половина этой суммы была добыта победителями за счет абсолютно безупречного исполнения технических элементов. При заявленной базовой сложности в 39,70 американцы получили за технику наиболее солидные надбавки за качество, в результате чего их общая техническая сумма составила 53,93. У Каппеллини/Ланотте эта "вилка" получилась менее впечатляющей – 37,70 – 47,00.
Примерно такая же разница сложилась между двумя дуэтами и во второй оценке – за компоненты.
Можно, конечно же, сказать, что нет ничего удивительного в том, что вице-чемпионы Олимпийских игр и двукратные чемпионы мира, выступающие в родных стенах, получили такие баллы. А можно задуматься о том, что самой сильной стороной наставника чемпионского дуэта Марины Зуевой является вовсе не хореографическая гениальность и не способность организовать тренировочный процесс в комплексе (хотя в этих аспектах я бы мало кого из тренеров поставила рядом). А умение интерпретировать правила.
Пары Зуевой могут нравиться или, напротив, вызывать раздражение, но нельзя отрицать очевидное: всем им удается извлекать из своих программ максимально возможное количество бонусов. А если и есть недостатки, они, как правило, спрятаны так, что разглядеть их становится проблематично не только с трибун, но порой и из-за судейских пультов. Прекрасный пример в этом отношении – еще один зуевский дуэт в составе брата и сестры Шибутани. При не самой выигрышной фактуре и родственных отношениях (что в танцах, безусловно, является "отягчающим" обстоятельством) пара постоянно на виду и постоянно заставляет о себе говорить.
Параллельно с тем, как в Детройте шли танцевальные баталии, на совершенно непримечательном турнире в Минске выступали чемпионы Европы и бронзовые призеры мартовского мирового первенства Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев. Уже на первых прокатах, которые проходили на подмосковной Рублевке в начале сентября, было понятно, что с коротким танцем фигуристам нужно что-то делать. Возможно, менять музыку, возможно, пересматривать порядок элементов, поскольку танец не "играет" и вряд ли заиграет в будущем. Об этом тренеру сильнейшей российской пары Александру Жулину говорили все приглашенные специалисты, и сам он признавал, что танец получился слишком обычным, чтобы пытаться с ним отстаивать уже завоеванные на мировом уровне позиции.
В итоге Жулин выбрал максимально сложный вариант: поменял дуэту и музыку, и сам танец.
Если судить по баллам, свой квикстеп Боброва и Соловьев исполнили в Минске ничуть не хуже, чем танцевальные лидеры в Детройте, – набрали 74,17, в то время как сумма Дэвис/Уайт составила 75,70, а Каппеллини/Ланотте – 69,88. Но сравнивать баллы разных турниров – занятие достаточно бессмысленное. А вот визуальное восприятие складывалось не в пользу россиян, и прежде всего потому, что была видна совершенно естественная при смене программы невкатанность.
Другими словами, те две недели, что остались до первого старта Кати и Дмитрия в серии "Гран-при", им придется в очередной раз совершать невозможное, чтобы не проиграть в сравнении тем, у кого постановки сложились значительно раньше.
Если же рассуждать о том, как в танцах на льду сложится олимпийский сезон в целом, можно с уверенностью сказать, что скучно в нем не будет никому. Ни лидерам, поскольку уже понятно, что чемпионов Ванкувера Тессу Вирчу/Скотта Моира и действующих чемпионов мира Дэвис/Уайт ждет совершенно непримиримая битва за сферы влияния, ни тем, кому предстоит биться за право подняться на пьедестал.
ДЕТРОЙТ. "Гран-при". 1-й этап. Skate America. Мужчины. Произвольная программа. 1. Мачида (Япония) – 174,20. 2. Аарон – 162,45. 3. Риппон (оба – США) – 160,98. 4. Такахаши – 159,12. 5. Кодзука (оба – Япония) – 153,20. 6. Браун (США) – 147,25. 7. ГАЧИНСКИЙ (Россия) – 138,35. 8. Майоров (Швеция) – 133,75. Итог. 1. Мачида – 265,38. 2. Риппон – 241,24. 3. Аарон – 238,36. 4. Такахаши – 236,21. 5. Браун – 231,03. 6. Кодзука– 230,95. 7. Майоров – 208,72. 8. ГАЧИНСКИЙ – 208,16.
Танцы. Произвольный танец. 1. Дэвис/Уайт (США) – 112,53. 2. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 98,61. 3. М.Шибутани/А.Шибутани– 93,21. 4. Хаббелл/Донохью (все – США) – 92,27. 5. Кэти Рид/Крис Рид (Япония) – 81,85. 6. Каррон/Джонс (Франция) – 81,60. 7. Тобиас/Стагнюнас (Литва) – 81,50. 8. Злобина/Ситников (Азербайджан) – 79,23. Итог. 1. Дэвис/Уайт – 188,23. 2. Каппеллини/Ланотте – 168,49. 3. М. Шибутани/А. Шибутани – 154,47. 4. Хаббелл/Донохью – 152,98. 5. Кэти Рид/Крис Рид – 136,13. 6. Каррон/Джонс – 135,70. 7. Тобиас/Стагнюнас – 134,67. 8. Злобина/Ситников – 133,76