Танцевальный турнир третьего этапа "Гран-при" Cup of China завершился победой двукратных чемпионов Европы Натали Пешала и Фабьена Бурза. Действующие обладатели титула сильнейшего дуэта Европы Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев уступили соперникам в произвольном танце 4,36 балла, а запас, который имелся у фигуристов после короткой программы, оказался недостаточно большим, чтобы сохранить за собой лидерство.
Поражение россиян получилось чисто техническим: в этом аспекте Катя с Дмитрием уступили французам почти три с половиной балла, хотя на последнем чемпионате мира превзошли соперников как раз в технике.
Понятно, что новый произвольный танец, музыку к которому тренерский штаб Бобровой и Соловьева поменял совсем недавно, оказался недостаточно вкатанным – это было очевидно на предыдущем турнире в Минске, на котором Катя с Дмитрием выступали всего за десять дней до отъезда в Китай. Избежать ошибок в нем не удалось. Кроме этого общее впечатление получилось достаточно странным: костюмы в перьях и лохмотьях, сшитые для программы, выглядели слишком мрачно и громоздко. И вместо того, чтобы подчеркнуть идею танца, в значительной степени уничтожили ее, напомнив по ходу старую истину: если идея постановщика требует такого количества атрибутов, чтобы стать понятным, то эта идея оставляет желать лучшего.
На самом деле ничего страшного не произошло. В конце концов, даже для того, чтобы понять, удачны костюмы или нет, в них следует хотя бы однажды выйти на лед. Что до исполнения – поставленный Александром Жулиным танец действительно обещает стать очень впечатляющим, когда будет выкатан и вычищен до блеска. Ну а успеют это танцоры или нет, зависит уже только от них самих.
Первое место французов и третье – американцев Мэдисон Чок и Эвана Бейтса стали своеобразным тренерским триумфом Игоря Шпильбанда. Он же вместе с известной в прошлом итальянской танцовщицей Барбарой Фузар-Поли выводил в Пекине еще одну французскую пару – Пернель Каррон/Ллойд Джонс.
В свое время Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, появившись со своими спортсменами на высшем уровне, сломали многие танцевальные стереотипы. Например, доказали, что в одной группе могут прекрасно уживаться две пары, имеющие равноценный уровень притязаний, хотя в те времена, когда Марина и Игорь были спортсменами, а основными авторитетами в их виде фигурного катания считались Елена Чайковская и Татьяна Тарасова, считалось, что не должен уважающий себя тренер допускать подобной ситуации.
Почему – понятно: при старой системе оценок и существовании в танцах совершенно реальной "очереди" на пьедестал сама ситуация вынуждала тренеров расставлять спортсменов по ранжиру и четко следить, чтобы эта расстановка не была нарушена. Иначе немедленно возникал конфликт. Так было с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, которые ушли от своего наставника Натальи Дубовой, почувствовав, что основная ее поддержка направлена уже не на них, а на более молодую пару. Такая же история произошла с Оксаной Грищук и Евгением Платовым – они ушли от Линичук, как только тренер неосмотрительно проговорилась, что считает более перспективным дуэтом Анжелику Крылову и Олега Овсянникова. Да и других, менее ярких примеров было множество.
В тех старых танцах времен Тарасовой и Чайковской было очень мало случайного. Невозможно было даже представить себе ситуацию, когда бы соперничающих друг с другом пар обшивала одна и та же портниха. Исключения, конечно, случались, но мастера в этом случае держали все в строжайшей тайне, понимая, что, если информация просочится, работу можно потерять сразу у всех вовлеченных в процесс сторон. Точно так же до последнего держались в секрете программы в целом и всевозможные технические находки в отдельности.
Вспомнить об этом как раз и заставил китайский турнир. А конкретно – выступление с произвольным танцем Каррон/Джонса, выбравших в качестве музыкального сопровождения классическое "Лебединое озеро". Точно такую музыку взяли в этом сезоне для своей произвольной программы серебряные призеры последнего чемпионата Европы Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Причем взяли, замечу, по рекомендации Шпильбанда, который вряд ли не знал о том, что эта музыка уже задействована другим дуэтом.
Я далека от того, чтобы сравнивать юных российских танцоров, уже имеющих достаточно высокие титулы и еще более высокие амбиции, с соперниками, претендующими всего лишь на то, чтобы попасть на европейском первенстве в первую десятку. В то же самое время не могу избавиться от ощущения (возможно – стереотипного), что в фигурном катании, а в танцах особенно, эксклюзивность образа до сих пор ценится достаточно высоко. И что стремиться к этому однозначно имеет смысл. Тем более – в олимпийском сезоне.
По той же самой причине, кстати, на меня не произвел большого впечатления произвольный танец победителей. Исполнение получилось превосходным. Но сама постановка изобиловала уже неоднократно виденными поддержками, образами, стилем.
Не скажу, что это было плохо: Натали и Фабьену композиция оказалась очень к лицу. Но не думаю, что этого окажется достаточно, чтобы всерьез сражаться за третью ступень пьедестала в Сочи, на что французы, безусловно, рассчитывают. Все-таки "секонд хэндом" олимпийские медали не завоевывают – тем более при нынешней конкуренции. Перспективы Бобровой и Соловьева представляются мне в этом плане куда более основательными.
Впрочем, на данный момент эти перспективы выглядят достаточно призрачно: китайский танцевальный турнир заметно уступил своим уровнем двум первым этапам. В США более высокую, нежели у французов, сумму баллов набрали ставшие вторыми итальянцы Анна Капеллини/Лука Ланотте (168,49), а в Канаде еще более высокий результат имел, помимо победителей, второй канадский дуэт – Кейтлин Уивер/Андре Поже (175,23). Выводы, как говорится, делайте сами.