За сутки до того, как фигуристы приступили к очередной серии розыгрыша мест в финале "Гран-при", в Риге случилось событие, безусловно, заслуживающее упоминания: после девятимесячного перерыва в выступлениях на лед вышел олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко. Он без проблем выиграл короткую программу, выполнив предельно облегченный набор прыжков и набрав необходимый технический минимум.
13 лет назад – всего за несколько месяцев до Игр в Сиднее - трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин выиграл в Москве 12-е золото чемпионата Европы. За весь турнир Карелин ни разу не сумел продемонстрировать публике свой коронный и очень зрелищный бросок "обратный пояс", да и вообще провел все схватки в несвойственном себе крайне осторожном стиле. А в интервью по этому поводу сказал:
– Прекрасно понимаю, что всем хотелось ажиотажа, интриги. Более того, готов предположить, какая интрига была бы наиболее захватывающей. Чтобы я полез в захват, а меня навернули бы через спину. Так вот в данном случае я за то, чтобы интриги не было. Это не боязнь проиграть. Скорее трезвый расчет…
Именно такой расчет был продемонстрирован в Риге Евгением Плющенко. Алексей Мишин, давая интервью до начала соревнований, сказал в адрес ученика, что его программы не будут слишком сложны. Эконом, так сказать, класса.
"Эконом" получился жестким: тройной тулуп в начале программы, тройной аксель и сразу же – каскад 3+2 с лутцем. И общая сумма 82,34.
Можно, конечно, рассуждать так: когда Евгений заменит тройной прыжок на четверной и сделает его в каскаде, а заодно получше вкатает программу и доведет качество вращений до приемлемого уровня, он будет вполне способен набирать более девяноста баллов, а значит, окажется вполне конкурентоспособен.
А можно сказать иначе: все, на что способен выдающийся фигурист на данный момент, он показал в Риге. Есть другие аргументы? У меня – нет.
Внимание к рижскому турниру было, разумеется, зашкаливающим. Во всяком случае выступление Плющенко подверглось достаточно серьезному анализу со стороны японских комментаторов (одним из которых была олимпийская чемпионка Турина Шизука Аракава), и там, в частности, прозвучало, что конкуренция в мужском одиночном катании так высока, что даже столь опытный и регулярно выступающий боец, как Такахаши, не справился с психологическим давлением молодых, перспективных фигуристов. И было бы большой ошибкой считать, что все они – Патрик Чан, Хавьер Фернандес, Такахаши, Юдзуру Ханю, Такеши Мачида, Такахико Кодзука, китайцы Нан Сон и Хань Янь и другие - добровольно откажутся от своих амбиций.
Выиграв короткую программу в Токио, Такахаши наглядно продемонстрировал, насколько серьезно относится к поставленным перед собой задачам. Первый старт в "Гран-при" сильно разочаровал болельщиков чемпиона мира. Да и самого Такахаши. А главное – окончательно поставил ему на место голову. Вплоть до начала нынешнего сезона Дайсуке довольно регулярно наведывался к Николаю Морозову и, как говорили знающие спортсмена люди, был свято уверен, что Морозов – тот самый тренер-талисман, который способен помочь реализовать самую заветную мечту японца – сделать его олимпийским чемпионом. Вот только на льду у Такахаши получалось все хуже и хуже. Прежде всего, начались серьезные сбои в технике прыжков, а когда не получается прыгать – тут уж не до жиру. В смысле – не до интерпретации.
Все это в комплексе и привело к тому, что о Дайсуке стали все чаще говорить с состраданием. Мол, спортсмен-то он, конечно, выдающийся. Вот только сложно ему будет – при столь звериной конкуренции со стороны более молодых.
Решение фигуриста полностью сосредоточиться на подготовке к японскому этапу после провала в Америке оправдало себя: тренерская бригада в составе бессменного наставника Такахаши Утако Нагамицу, дважды бронзового призера чемпионатов мира и шестикратного чемпиона Японии Такэши Хонды (он отвечает за работу над прыжками), хореографа Кэндзи Миямото и консультанта по акробатической подготовке Юичи Такады работала, что называется, день и ночь, и результат получился ошеломляющим. Честно говоря, я была почти уверена в том, что оценка японца за программу станет не просто рекордной, но перевалит за немыслимую пока еще черту в сто баллов. Но оценка за компоненты, несмотря на родные стены, оказалась сдержанной. Что, к слову, заставило задуматься о том, что не следует чрезмерно рассчитывать на то, что в Сочи, если Плющенко, дай бог, туда отберется, судейская поддержка ему будет гарантирована: с одной стороны, некоторые руководители Международного союза конькобежцев не скрывают, что участие олимпийского чемпиона сильно украсило бы турнир, но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: победа спортсмена, явно тяготеющего последние четыре года к катанию "экономкласса", с точки зрения интриги соревнований никому не будет интересна. Большой спорт в этом отношении крайне жесток.