- Максим, насколько тяжело далось выступление на дебютном этапе Гран-при?
- В целом, я остался доволен. На прокатах в Москве, которые мы сделали незадолго до старта в Китае, я испытывал волнение, но, к счастью, на тех же прокатах я научился от него избавляться. Это единственное, что мне мешало. На всех стартах и прокатах, предшествующих этапу Гран-при, я старался достичь такого состояния, когда волнение бы не помешало мне выдать достойные прокаты. И в Китае у меня получилось этого добиться в обеих программах. Перед короткой я, правда, немного волновался, потому что это все-таки мой дебют, а на произвольную уже выходил расслабленным и спокойным, получая удовольствие от катания. Я ни за что не цеплялся, мне было неважно, какое в итоге я займу место, решил - как будет, так будет. Вышел на лед, чтобы просто сделать все, что умею.
- Чего не хватило до пяти четверных в двух программах?
- Не знаю. На самом деле, я не устал, не волновался, но просто на старте вылезла очень глупая ошибка, которая иногда проскальзывает в тренировках на фоне расслабленности или еще чего-то. Просто мне вот так не повезло - ошибка вылезла в самый неподходящий момент, такое порой случается. Чтобы впредь этого не происходило, нужно больше себя заставлять на тренировках делать прыжки без «бабочек». Если я допускаю ситуации, когда делаю несколько «бабочек» на тренировках, значит, на старте они обязательно вылезут в самый неподходящий момент, как это произошло в Китае. Я ведь уже не раз говорил, что для исполнения четверного прыжка, мне не нужно особо напрягаться. Мне просто нужно попасть в прыжок, и все получится. Я сделал два сальхова в произвольной программе, хотя в тот день на тренировке мне он не поддался ни разу. Потом я поспал, отдохнул, хотя и на разминке перед прокатом дела не шли, но, к счастью, у меня так сложена голова, что мне все равно, как прошла тренировка или разминка (улыбается). На старт я выхожу с абсолютно свежими мыслями, не задумываясь обо всем, что получилось или не получилось раньше. К третьему четверному просто нужно было побольше контроля. Я сделал два четверных, про себя думал, что остался еще один, после чего можно было продолжать спокойно катать программу, в свое удовольствие. И, видимо, где-то произошел сбой, вылезла самая частая ошибка, которую я допускаю в тренировках - перетянул первую дугу и все.
- После проката короткой программы вы были явно недовольны оценками?
- Конечно, не доволен! Меня это нелепое падение на дорожке просто выбило из колеи - я даже забыл, что сделал два четверных. Просто мне нельзя допускать промахов – у меня каждая ошибка на счёту! Падение повлекло за собой приличную потерю баллов, а при чистом прокате 90 баллов можно было бы набирать. То есть только я дал повод, сразу же судьи меня наказали. Кстати, в произвольной программе компоненты были уже на порядок выше, и это радует.
- Сейчас обидно осознавать, насколько близки были к столь желаемой цели, но не смогли реализовать задуманного?
- Когда вернулся домой и посмотрел на видео своего проката, понял, что эта ошибка портит всю картину. С тремя четверными впечатление было бы совсем иным! Хочется смотреть прокат до тулупа, потом его как-то промотать, и смотреть дальше (улыбается). Не получается посмотреть весь прокат целиком с замиранием сердца, когда знаешь и видишь эту ошибку. Зато мне многие иностранные специалисты сказали много хороших слов! Так что я доволен тем, как провел первый старт. Было трудно, потому что это мой дебют. Дальше - проще.
- Откуда такая уверенность?
- В Китае я волновался перед короткой программой, а к произвольной успокоился. Первый старт, как короткая программа, а последующие сродни произвольной – теперь всё пойдёт легче, и, надеюсь, лучше. Сейчас нужно ещё больше катать программы. А ещё мы будем менять дорожку в короткой программе, не полностью, но там есть одно неудобное место, на котором я постоянно спотыкаюсь.
- На котором произошло падение в Китае?
- Именно. Там такие шаги, которые нужно выделывать очень чётко и точно. Если этого не делать, их никто не увидит и толку в них не будет, а если делать так, как положено, я опаздываю по музыке, а если опаздываю по музыке, начинаю торопиться, и происходят такие нелепые падения. Если делать дорожку на свежака, всё получается, но стоит только чуть-чуть устать, чуть-чуть опоздать, сразу же споткнёшься! Меня этот момент очень напрягал. Поначалу думали, что нужно просто больше накатывать программу. Накатывали, отрабатывали, но ведь в Китае я откатался хорошо? И всё равно упал. И вращения тоже смазал. Мы занимались очень много с прыжками, дорожками и чуть-чуть забыли про вращения. Делали по три раза каждое вращение в конце тренировки, и этого оказалось недостаточно. Теперь в них надо вложиться! Если над ними работать, то и в соревнованиях вращения будут хорошими, на которых зал тебе будет аплодировать. Кстати в Китае зрители аплодисментами фигуристов не балуют (улыбается). На показательных выступлениях француз Флоран Амодио тоже отметил, что со зрителями трудно общаться - они всё больше за своих болеют (улыбается). Но нас это не останавливало!