Повезло полюбоваться цветением сакуры
– Какие впечатления оставил прошедший в Японии чемпионат мира по фигурному катанию? Каково было присутствовать на нем в качестве зрителя?
– На самом деле в качестве зрителя понравилось больше! Потому что не волнуешься, а просто получаешь удовольствие от происходящего, болеешь за свою команду, за друзей. Как говорится, отдыхать – не работать, так что эмоции только положительные.
К тому же в Японии очень любят фигурное катание, всегда очень много народу приходит посмотреть на состязания. 18 тысяч зрителей – это практически футбольный матч! Конечно, присутствовать там было интересно и приятно.
– Сами рвались поехать туда или просто получили приглашение?
– Международный союз конькобежцев часто приглашает чемпионов мира и олимпийских чемпионов на организуемые им соревнования. Нас спросили, хотим ли мы поехать, – с радостью ответили согласием.
– Как оцените выступление россиян в Саитаме? Все результаты вполне ожидаемы или что-то удивило?
– Неудачей можно назвать четвертое место в танцах на льду. У России должна была быть золотая медаль, но она, к сожалению, была потеряна. А приятным сюрпризом стало выступление Анны Погорилой, которая на своем дебютном чемпионате мира показала чистый прокат и смогла попасть в пятерку, тоже заняв четвертое место.
– Чем занимались в свободное время, помимо того что заводили новых приятелей в лице спящих местных бездомных? (Максим Траньков и Федор Климов устроили целую фотосессию на фоне одного из представителей маргинального населения Страны восходящего солнца. – Прим. ред.)
– (Улыбается.) В Японии всегда очень приятно находиться. У нас много друзей и поклонников в этой стране. Они помогают нам проводить время с интересом. Мы много гуляли по Токио, ходили в сад сакуры. Очень редко можно застать ее цветущей, эта пора длится всего две недели. А нам как раз повезло – было тепло именно во время чемпионата мира. Конечно, кушали очень вкусную местную еду. Могли это делать в настоящих японских ресторанах, где едят сами жители Токио, а не туристы.
Аналогов шоу Art on Ice в России просто нет
– Вы ведь уже приняли решение кататься до следующей Олимпиады в корейском Пхенчхане?
– Да.
– С распадом немецкой пары Алена Савченко/Робин Шолковы главными конкурентами в следующем сезоне станут друзья-соотечественники Ксения Столбова/Федор Климов?
– Ребятам известны наши слабые стороны, нам – их. Мы знаем, как друг с другом бороться, нам интересно вместе тренироваться. Всегда желаем друг другу только успехов. Кто выиграет, тот и выиграет. Это спорт, а за его пределами можно оставаться друзьями.
– Насколько вообще расширились горизонты после побед в Сочи? Можно говорить о том, что золото Олимпиады – универсальный пропуск куда угодно?
– Сложно говорить, я думаю, что нет. По крайней мере мы с Таней еще не пользовались своим статусом олимпийских чемпионов. Надеюсь, что можно (улыбается), но пока не знаю.
– Сразу после Олимпиады вы отправились в европейское турне с шоу Art on Ice. Прошедшие выступления можно назвать своего рода отдыхом или это тоже тяжелый труд?
– Вы знаете, это очень профессиональное шоу. Россия не видела ничего подобного, хотя фигурное катание здесь очень популярно. К сожалению, у нас аналогов швейцарского Art on Ice просто нет. Всегда приятно там выступать, потому что катаешься с фигуристами очень высокого уровня. Для нас это и серьезная работа, требующая большого напряжения, и в то же время удовольствие.
– Но параллельно вы успевали получать положительные эмоции не только на льду…
– Конечно, когда есть выходной день, всегда можешь поехать куда-то. Швейцария – прекрасная страна. У нас, например, никогда не было возможности покататься на горных лыжах, потому что это травматично очень. А после Олимпиады не было никаких проблем с тем, чтобы наконец попробовать, потому что главное уже сделано и самое сложное осталось позади. У меня с первого раза все получилось, ни разу не упал. Носился по склонам, понял, что ничего сложного в этом нет, эмоции действительно остались только положительные.
– Как раз хотела спросить, не приходилось ли все-таки беречь себя, выбирая самые простые трассы?
– Я по всем ездил! Спускался с самого верха до самого низа. Очень быстро освоил горные лыжи.
Виллаш-Боаш едва ли знает, что такое фигурное катание
– Вы с Федором Климовым заняли хоть и не первое (что теперь уже странно), но третье место в зенитовском фотоконкурсе «Зима в сине-бело-голубом». Связывались ли уже с вами по этому поводу организаторы, вручали ли какие-то призы?
– Конечно, «Зенит» с нами связывался, и мы с Федей планируем приехать на игру с «Рубином». У нас будет буквально два дня выходных, и мы решили, что надо поддержать команду на этом очень важном матче. И, может быть, нам что-то вручат. (Пока верстался номер, Максим и Федор не просто заглянули на «Петровский», но и символически разыграли мяч в центральном круге, перед тем как его коснулись футболисты. Конечно же, не забыв перед этим сделать селфи у бровки поля. – Прим. ред.) Третьи – ну что ж поделаешь, не все же первые места занимать. Думаю, что из Олимпийской деревни никто другой бы не прислал фотографию на этот конкурс. Там Спаллетти же выбирал?
– Насколько мне известно, уже Андре Виллаш-Боаш…
– Виллаш-Боаш ведь португалец, я думаю, он даже не знает, что такое фигурное катание и Олимпиада зимняя. (Смеется.)
– Если верить написанному на официальном сайте футбольного клуба, Андре без подсказки определил, кто запечатлен на фотографии…
– Если узнал – здорово. Вот видите, не смогли воспользоваться преимуществом олимпийских чемпионов! (Улыбается.)
– Вы довольно агрессивно болеете за петербургскую команду…
– Не агрессивно! Я кузьмич, который категорически против фанатского ультрас-движения. Нисколько не поддерживаю файеры, мат с трибун в адрес других команд. Я просто люблю этот город, этот клуб, болею за «Зенит». Сочувствую также и «Амкару», с которым сине-бело-голубые недавно встречались. Меня радует, что пермская команда так рубится с сильнейшими соперниками в российском чемпионате. В том матче игра шла на равных, «Амкар» забил первым, но очки были важнее «Зениту», который и поздравляю с победой.
– Говоря об агрессивности, я имела в виду не поведение на трибунах, а всего лишь вашу строчку под фото в Instagram о том, что все, кто против «Зенита», отправятся в бан…
– Потому что начинают писать в комментариях: «бомжи» и все в этом духе. Конечно, я отвечаю, что «Зенит» – это мой клуб, будете его как-то обзывать – отправитесь в бан. Если вам не нравится, просто не ставьте лайк и крутите дальше свою ленту, не надо никого оскорблять.
Звездным игрокам «Зенита» нужен жесткий тренер
– Как вы отнеслись к недавней смене тренера любимой команды? Не было жаль Лучано Спаллетти?
– Конечно, Спаллетти проделал огромную работу в свое время. Но когда произошла смена поколений, он не смог продолжить в том же духе. Этот этап Лучано просто не преодолел. В «Зенит» пришли хорошие звездные игроки, а им нужен жесткий тренер. По себе могу сказать, что наставник должен быть жестким, потому что ты не всегда можешь справиться с какими-то эмоциями, со своим эго и так далее. И тогда нужно иметь четкий авторитет. Понятно, что Виллаш-Боаша пригласили под Халка, потому что у них есть общий язык. Бразилец наконец-то начнет больше тренироваться и лучше играть, хотя он и так лидер команды. За ним будут расти молодые игроки – и те, которые сейчас на поле выходят, и те которые играют за дубль.
– Уж коли затронули тему молодости. То, что Андре Виллаш-Боаш, по сути, ровесник Константина Зырянова и Анатолия Тимощука, не может и как-то негативно повлиять на команду? Станет ли он для них авторитетом?
– Вы знаете, когда Сергей Семак вышел тренером в двух матчах, команда играла вообще по-другому. Я всегда за молодых. Не возрастные специалисты могут в нужный момент посмотреть на ситуацию свежим взглядом. Потому что у наставников, которые работают много лет без перерыва, просто глаз замыливается, как мы это называем. Да, они следуют какой-то определенной системе, но она, может быть, уже не работает с этой командой, а перестраиваться они не хотят. Другое дело, что я немножко удивлен выбором Боаша, потому что в последних клубах у него не очень удачные сезоны были. Думал, что «Зенит» пригласит Бердыева, после того как его уволили из «Рубина». Но руководство клуба выбрало португальского тренера, и я желаю ему удачи. Чтобы он нашу команду наконец в Лиге чемпионов хотя бы на пару стадий дальше провел.
– Когда мы разговаривали с Федором Климовым, он хоть и без полной уверенности, но обмолвился о том, что вы вроде как лично знакомы с Романом Широковым. Так ли это?
– Нет, мы буквально два-три раза общались через Twitter. Из игроков «Зенита» лично не знаю вообще никого – ни Кержакова, ни Аршавина, ни Зырянова даже.
– Тем не менее как восприняли то, что Роман покинул «Зенит»?
– Я считаю, что это потеря, прежде всего. Вокруг ситуации было очень много слухов, у меня нет точной информации о том, почему Роман ушел. Конечно, если у тебя нет контакта с тренером или командой, то нужно что-то менять. Я его могу понять как спортсмен. Тоже когда-то менял свою команду – партнершу и тренера. Если нет согласия, то у тебя и у самого ничего не получается, какой бы ты талантливый ни был, и команде уже не можешь помочь. Вероятно, поэтому Широков и покинул «Зенит». Сейчас играет в «Краснодаре», в боеспособном сильном коллективе.
В городе, где есть две команды и очень многое делается для футбола. Тем более он же в аренду ушел? То есть вернуть его всегда можно…
– А хотелось бы, чтобы Виллаш-Боаш вернул Широкова?
– Да, я бы очень этого хотел. Симпатизирую ему и как игроку, и как личности. Но не всегда! Как-то Роман произнес то, что мне очень не понравилось. Когда «Зенит» встречался с «Амкаром» на «Петровском» и сине-бело-голубые играли очень плохо, он сказал, что все пермяки симулируют, деревня и так далее.
– Насколько я помню, про деревню речь не шла, слово «колхоз» как-то произносилось применительно к сборной Словакии, а после того матча в адрес пермяков звучали только обвинения в «валянии на поле»…
– Все равно я считаю, что неправильно так говорить. Костя Зырянов, его тогдашний одноклубник, тоже родился в Перми…
Теперь мы – «Красная машина»
– Шоу олимпийских чемпионов проходит на домашней арене СКА. Ожидали ли, что, когда приедете из Японии, на хоккей в Санкт-Петербурге сходить уже не получится?
– Я, и находясь в Японии, следил за происходящим в плей-офф. Перед тем раундом сказал, что если СКА одолеет «Локомотив», то возьмет в этом сезоне Кубок Гагарина. Прошедшая серия была достойна финала, жаль, что таковым не являлась. СКА и «Локомотив» шли ноздря в ноздрю, было только пару провальных матчей – по одному с той и с другой стороны, но вообще играли на равных. Очень жаль, что все закончилось не в пользу питерской команды. Мы каждый год следим за СКА, ждем чего-то (смеется), действительно обещали приехать на хоккей. Я даже писал то ли в комментариях под фото в Instagram, то ли в клубном микроблоге: «Вот сейчас из Японии возвращаемся с Федей –
и сразу к вам!» Не получилось! Я и в прошлом году ходил в Москве на серию с «Динамо». Но, видимо, мне лучше не болеть. Может быть, я какую-то неудачу приношу. (Смеется.)
– В Петербурге действительно все в печали: ни от сборной, ни от клуба не дождались положительных результатов. Фигуристы в этом сезоне радуют болельщиков куда больше…
– А я уже говорил как-то, что мы переняли звание «Красной машины» и своя «Легенда № 17» у нас теперь есть – Аделина Сотникова, которая в семнадцатилетнем возрасте выиграла Олимпийские игры.