Но все это, конечно же, ничего не значащие размышления. Куда важнее, что по-настоящему надежного резерва за спинами чемпионов мира Татьяны Волосожар и Максима Транькова пока нет – первый выход на публику Базаровой и Ларионова оказался в этом отношении проваленным по всем статьям. По итогам произвольной программы они стали пятыми – проиграли даже французам Ванессе Джеймс/Моргану Сипре.
Так случилось, что моим соседом по трибуне оба дня соревнований в Париже был олимпийский чемпион 1984 года в парном катании Олег Васильев. Он привез на турнир свою итальянскую пару Николь Делла-Моника/Маттео Гуаризе, но поскольку фигуристы выступали в более слабой из двух групп, тренер имел возможность наблюдать за наиболее интересной частью выступлений с трибуны. Наблюдая за тем, как Базарова и Ларионов не лучшим для себя образом исполняют короткую программу в первый день турнира, Васильев неожиданно сказал:
– А ведь Юко Кавагути и Саша Смирнов вполне способны вернуться в строй и выступить на Олимпийских играх.
В ответ на мое изумление, тренер пояснил:
– Я рассуждаю просто: Саша уже катается, хотя и с неполной нагрузкой на оперированную ногу. В первых числах декабря ему разрешат снять ортез. По моему глубокому убеждению спортсменам такого класса достаточно месяца, чтобы набрать форму. Сужу по собственному опыту: в 1988 году я забрал из больницы свою партнершу Лену Валову ровно за месяц до начала Олимпийских игр. Накануне чемпионата Европы у нее тогда заболела нога, врачи вкололи не то лекарство, и оно вызвало некроз тканей. Заметили это не сразу – спохватились, когда выяснилось, что процесс уже достаточно запущен – перед самым чемпионатом России. Лену немедленно положили в больницу, сделали операцию, и целый месяц она лежала с 7-сантиметровой дырой в правой ноге. Сама нога тогда сильно уменьшилась в объеме, нужно было заново восстанавливать все мышцы, но факт остается фактом: 14 января Лену выписали из больницы, а 14 февраля мы с ней катали в Калгари короткую программу и заняли в итоге второе место.
На вопрос о шансах, которые могут быть у Кавагути и Смирнова в случае их возвращения, Васильев заметил:
– Все будет зависеть только от Саши. От того, поверит ли он сам в реальность задачи и насколько самоотверженно станет ради этого работать.
Вопрос возвращения в строй чемпионов Европы-2010 на самом деле гораздо глубже, чем просто личные амбиции Кавагути, Смирнова и их тренера Тамары Москвиной. Как бы ни были хороши Волосожар и Траньков, каким бы запасом прочности не обладали, всегда спокойнее идти в бой не в одиночку. Именно поэтому провал Базаровой и Ларионова в Париже оказался до такой степени огорчительным.
Разумеется, я спросила Васильева, насколько велики, на его взгляд, шансы действующих чемпионов мира на золото в Сочи. Олег ответил шутливо. Мол, даже если Волосожар и Траньков упадут, это скорее всего не станет препятствием для победы. Но тут же добавил, что не хотел бы делать никаких прогнозов. Потому что речь идет об Играх.
– Но вы ведь и сами были в ситуации, когда все заведомо отдавали вам с Валовой золото Сараево, которое вы в итоге и выиграли, – продолжила я разговор. Тренер лишь покачал головой:
– Мы действительно ехали в Сараево единственными фаворитами. Но видите ли, в чем дело: когда каждый встречный, начиная от совсем юных спортсменов из команды и заканчивая руководителями всех рангов, хлопает тебя по плечу и говорит, что медаль у тебя в кармане, это сначала доставляет исключительно приятные ощущения, потом начинает забавлять, потом – раздражать, а заканчивается все тем, что в один прекрасный день ты просыпаешься с ощущением, что на тебе лежит чугунная плита, которая мешает дышать, двигаться, прыгать, чувствовать свои руки, ноги, да и вообще думать о чем-то другом, кроме этих ужасных ощущений. Нам с Леной просто очень повезло: несмотря на все эти сложности мы сумели собраться и сделать все то, что были должны. С этим же, подозреваю, столкнутся в Сочи и Таня с Максимом.
Разговор с Васильевым заставил задуматься и о том, что колоссальное преимущество, которое уже создали себе чемпионы мира, – тоже в каком-то смысле палка о двух концах. Потому что всегда гораздо проще выступать, вообще не думая о золоте. А именно так, похоже, будут кататься в Сочи все соперники россиян.
Что до итогов парижского турнира и положения в "Гран-при" в целом, на второе место в общем зачете вслед за Волосожар и Траньковым вышли, имея 28 очков, двукратные чемпионы мира и вице-чемпионы ванкуверских Игр Цинь Пан/Цзян Тун. 24 очка у канадцев Меган Дюамель/Эрика Рэдфорда. Такой же результат имеют Чэн Пэнь/Хао Чжан и Венцзинь Сюй/Цун Хань, а это означает, что в финале "Гран-при" могут оказаться сразу три китайских дуэта. Но это уже будет зависеть от того, насколько хорошо выступят на этапе в Москве канадцы Кирстен Мур-Тауэрс/Дилан Москович, имеющие на данный момент 13 очков и прекрасный шанс повторить этот результат на заключительном этапе серии.
5-й этап. Trophee Eric Bompard. Пары. Произвольная программа. 1. Пан Цин/Тун Цзянь (Китай) – 126,17. 2. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 124,82. 3. К. Денни/Кафлин (США) – 120,49… 5. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ (Россия) – 114,40. Итог. 1. Пан Цин/Тун Цзянь (Китай) – 193,86. 2. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 190,89. 3. К. Денни/Кафлин (США) – 184,01. 4. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ (Россия) – 180,07.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ16.11.2013 20:20