- Максим, позади шесть этапов Гран-при. Какие впечатления от выступлений российских танцевальных дуэтов?
- По итогам этапов Гран-при наши пары разбились на два блока. В первом – Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев и Елена Ильиных/Никита Кацалапов, которые будут бороться за первое место в сборной. А за третье место будет борьба между парами Ксения Монько/Кирилл Халявин и Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко. Рязанова и Ткаченко в Канаде прокатали не лучшим образом, я слышал много нелестных комментариев в их адрес. Сам не видел их выступления, поэтому мне было интересно посмотреть на то, что будет в Москве. Не могу сказать, что они неважно выглядят. Как всегда, неплохо катаются, но, честно говоря, немножко безынтересные у них постановки. И нет в ребятах какого-то былого размаха, активности в движениях. Хотя все элементы делают и получают достаточно заслуженные места.
[
Что касается Халявина с Монько, то меня могут обвинить в том, что я необъективен, так как принимаю участие в их подготовке. Но скажу так: я относился критически к своему катанию, когда был спортсменом, и еще более критически отношусь к катанию тех пар, в работе с которыми принимаю участие. Поэтому ни о какой необъективности не может быть и речи. Так вот, я считаю, что Монько с Халявиным очень хорошо прибавили в этом году. Ксюша похудела, они очень здорово работают. И те сбои в соревнованиях, в которых они участвовали, для меня просто необъяснимы. Люди настолько качественно и чисто катаются на тренировках, что глупые недочеты на стартах просто обескураживают. Но последний турнир в России они провели очень неплохо, катались мощно и почти безошибочно. Есть еще некий психологический момент, над которым мы поработаем. Но показали они себя очень неплохо. И я считаю, что Монько с Халявиным составят очень интересную и серьезную конкуренцию Рязановой с Ткаченко, поборются с ними за третье место в сборной. Не факт, конечно, что они его займут, потому что, я думаю, будет включаться политика Федерации. Но посмотрим.
- Викторию Синицину и Руслана Жиганшина в нынешнем сезоне вы рассматриваете в качестве кандидатов на третью вакансию в сборной?
- Считаю, что это очень молодая и хорошая пара с большим будущим. Но для меня они пока еще немножко юниоры, они еще не набрали мастерской маститости. Вот следующий сезон уже будет их сезоном, я думаю, что они будут в тройке и поборются даже за более высокие места. Если же говорить о сочинской Олимпиаде, то они на этом празднике жизни все-таки, думаю, будут лишними. Да и Монько с Халявиным, как мне кажется, к сожалению, могут не пустить. Есть сборная, которая уже сформировалась и ездит на все турниры в неизменном составе. И не могу сказать, в принципе, что кто-то не достоин своего места.
- Каков видится расклад в борьбе за звание первой российской пары?
- Что касается Бобровой с Соловьевым, то они тоже очень ответственно подходят к своей работе, Саша Жулин с ними неотлучно занимается. Работает целая тренерская группа, в которой все направлено на подготовку Бобровой и Соловьева. Работают хорошо, катаются хорошо, элементы делают. Есть определенные недочеты, с которыми они борются, но пока все успешно. И в начале сезона, если бы меня спросили, кто предпочтительнее в борьбе Кати с Димой и Никиты с Аленой, то я был бы всецело на стороне Бобровой и Соловьева. Они были сильнее, и даже не в плане катания, потому что у Ильиных и Кацалапова в этом плане огромный потенциал, им не нужно чему-то учиться в катании, у них все идет от природы. У них были минусы в другом: они плохо делали поддержки, у Никиты постоянно болела спина… Но в этом году они показали, что поддержки делать научились. Катаются широко, сильно, мощно. Не могу сказать, что уступают Бобровой и Соловьеву.
Другой разговор, что в начале сезона не все элементы у них технически были правильно поставлены. Это скорее был недочет их тренера Николая Морозова в плане невнимательного отношения к правилам. Но по ходу соревнований им это говорят, и они все исправляют – что и произошло на этапе Гран-при во Франции. Ильиных и Кацалапов произвели там очень хорошее впечатление, все очень хорошо выкатано, элементы неплохие. Постановка программы – я уже говорил не раз, там есть преобладание катания рука в руке и параллельно, но, видимо, судей это особо не беспокоит, и они оценивают всю программу целиком. Так что Ильиных и Кацалапов – молодцы, и я считаю, что борьба на чемпионате России будет очень интересная. И в ней я не могу кого-то поставить железобетонно на первое место. Все будет зависеть от уровня подготовки к турниру, от психологического настроя. И просто от качества проката.
- Тот факт, что Боброва и Соловьев в начале сезона поменяли короткий танец, а потом и произвольный, причем коррективы в него вносятся до сих пор, как-то повлияет на их шансы в борьбе за звание первой пары страны?
- А как это может повлиять? Во-первых, люди творят, пытаются сделать что-то новое. Во-вторых, это было решение Саши Жулина. Когда он сказал, что хочет поменять им музыку к произвольному танцу, я сначала ответил: не надо, музыка красивая, все в программе хорошо. Решили, что на тренировке посмотрим. Включили, ребята поехали под Вивальди – и нам всем сразу стало ясно, что и музыка мощнее, и ребята мощнее катаются под нее, с первой же секунды программы. Так что я считаю, что это ни в коем случае не минус, а очередной шаг вперед. Новая музыка помогает им еще сильнее кататься, и я не думаю, что эта смена сыграет какую-то негативную роль в их расположении в тройке.
- Можно ли делать выводы по оценкам на разных этапах? Ильиных и Кацалапов в Париже получили больше баллов, чем Боброва и Соловьев в Москве. Да еще и обыграли французов Натали Пешала/Фабьяна Бурза, которым Катя и Дима в Китае уступили.
- Конечно, все делают выводы и сравнивают оценки на этапах Гран-при, это все понятно. Но я считаю, что можно сравнивать техническую оценку, потому что элементы одни и те же и оцениваться они должны одинаково - в случае их одинакового исполнения, конечно. Если никто ничего не срывает. Но судейская оценка за компоненты всегда очень сильно зависит от других факторов. Мы культурно говорим "родные стены помогают", как, например, молодым французам Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону они помогли обыграть Монько и Халявина в Париже. А на Кубке Ростелекома Пападакис и Сизерон нашей паре проиграли, хотя проиграли сами, один раз упали в коротком танце и два раза еще чуть не упали. Были сорваны элементы, и поэтому здесь все объективно и не обсуждается. А что касается Пешала/Бурза – разные соревнования, разный состав участников, разный состав судей, поэтому я бы на самом деле не сравнивал. То есть сравнивал бы, но не опирался на это сравнение. Вот когда все хором соберутся на одном старте, там и будем делать выводы.
- Раз уж заговорили о Пешала и Бурза, то предлагаю начать с них анализ выступлений конкурентов российских пар в нынешнем сезоне.
- В прошлом году французы тренировались у Анжелики Крыловой, к которой я прекрасно отношусь и как к человеку, и как к тренеру. Но у Пешала и Бурза с ней не получилось, и прошлый сезон в целом у них был не совсем удачный. Не очень была, на мой взгляд, интересная программа. Я привык, что они всегда удивляют, всегда у них есть интересные элементы, новые поддержки, претензия на креатив. В прошлом году ничего нового я у них не увидел. В этом году они вернулись к своему стилю катания – я бы него назвал немножко цирковым. Он является достаточно артистичным, хореографичным, и я считаю, что в нынешнем сезоне постановки программ у них со знаком плюс. Не могу сказать, что французы сделали что-то новое. Но стали лучше по сравнению с прошлым годом. Правда, мне все равно кажется, что в них что-то потерялось.
- Обыгрывать их россиянам, в общем, можно?
- Я считаю, что не можно, а нужно. Мне очень нравятся Натали с Фабьяном, они прекрасно работают, но я, конечно, болею за Катю с Димой и Лену с Никитой. Нельзя этой конкуренции бояться, надо стараться чаще встречаться с ними лицом к лицу и побеждать их. Соревнования показывают, что при чистых прокатах это спокойно можно делать.
- По выступлениям на этапах Гран-при, как вам кажется, итальянцы Анна Каппеллини и Лука Ланотте будут в той же компании, которая поборется за третье место на Олимпиаде?
- Итальянцы, может быть, прибавили, но я считаю, что у Каппеллини и Ланотте программы в прошлом году были интереснее. Они всегда качественно и неплохо катаются, без каких-либо сбоев, никто их со счетов не списывает и не снимает с карты. Но должного впечатления в этом году они на меня не произвели. Надо, наверное, еще посмотреть, когда они выйдут на один лед с другими фаворитами, чтобы точно стало видно, кто лучше, а кто хуже. Но на данный момент я не вижу в итальянцах пары, которая способна выиграть бронзу на Олимпийских играх. За третье место в Сочи будет бороться первая российская пара, кто бы это ни был. Конечно, вмешаются французы. И, конечно, канадцы Кэйтлин Уивер/Эндрю Поже. Мне очень нравится их произвольный танец этого сезона, понравилось, как они откатали короткий танец. Они тоже вмешаться могут. Другой вопрос, пустят ли две канадские пары на олимпийский пьедестал. За первое место будет борьба между американцами Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом и канадцами Тессой Вирчу/Скоттом Мойром. Не забудет ли канадская федерация побороться в этой ситуации за Уивер/Поже, не получится ли так, что эта пара станет, скажем так, разменной монетой? Эта вся подковерная борьба, внутренняя кухня всегда присутствует, это надо учитывать.
- Что ж, переходя к борьбе за первое место в мире – кто больше нравится в этом сезоне, Дэвис/Уайт или Вирчу/Мойр?
- Я считаю, что при переходе к Марине Зуевой обе пары достаточно много потеряли в техническом отношении. Но они остаются классными фигуристами и продолжают делать все элементы. У меня сердце всегда больше лежало к Вирчу/Мойру. Но в этом году у канадцев произвольная программа, на мой взгляд, совсем не олимпийская. Я смотрел их катание на соревнованиях. Откатали чисто, заняли первое место – но не было никакого восторга. Не хотелось кричать ни "браво", ни "молодцы". В то время как Дэвис и Уайт выглядят на данный момент поинтереснее. Ничего нового в этом году не показали канадские фигуристы. А американцы, как мне кажется, обгоняют их. Вирчу/Мойру, на мой взгляд, что-то надо делать перед Олимпиадой – возможно, пересмотреть произвольную программу. В очной встрече сейчас Дэвис/Уайт, я считаю, их безапелляционно обыграют. Это мое личное мнение.
- Можно попросить чуть-чуть расшифровать понятие "олимпийская программа"? Четыре года назад канадцы катались под Малера, сейчас под Глазунова и Скрябина – почему тогда был фурор, а сейчас нет? Похожий же был стиль. Может быть, не сразу придет понимание этой программы – или зритель сразу должен чувствовать удар?
- Понимание, действительно, может быть, придет. Но у фигуристов нет времени много раз показывать одну и ту же программу. Им надо сразу завладеть умами и сердцами зрителей. Удар должен быть. Но его пока не получается. Вот смотрю я катание Мэдисон Чок и Эвана Бэйтса, они мне чисто даже внешне не нравятся, но откатали они своих "Отверженных" чисто, и даже похлопать хочется. Откатали Уивер/Поже произвольную программу – встать на ноги хочется, такая была экспрессия, так все было сделано артистично. Прокатали Ильиных и Кацалапов в Париже – хочется похлопать и сказать: "Молодцы, ребята, здорово проехали". Прокатали Боброва и Соловьев программу, которая, может быть, и не очень на мажорной ноте заканчивается, но мурашки по спине бегут. А здесь проехали люди чисто, безошибочно, со всеми элементами, и никаких эмоций не вызвали.
- Хоть какие-нибудь шансы побороться за медаль более высокого достоинства, чем бронза, у российских танцоров на Олимпиаде есть, с вашей точки зрения? Ильиных и Кацалапов проиграли Вирчу/Мойру в Париже в произвольном танце совсем немного, меньше трех баллов.
- Это звоночек, безусловно. Единственное, я думаю, что Вирчу и Мойр не дураки и не слепые, что-то до Олимпиады они будут делать. Не будут сидеть и ждать, пока их обгонят, а примут меры. Поэтому я думаю, что в Финале Гран-при мы увидим все то же самое, а вот к Олимпиаде канадцы подготовят другую программу, есть у меня такое ощущение. На данный момент теоретически бороться с ними можно, надо только чисто выполнять программу. Но практически, конечно, с трудом, потому что рейтинг у Вирчу и Мойра очень высокий.