Начнем с того, что в женском Финале Гран-при произошел беспрецедентный случай – четыре участницы из шести представляли Россию. Причем все наши девочки из так называемого русского бэби-бума могли бы еще выступать по юниорам, но накануне Олимпийских игр, естественно, было важно обкатать наибольшее количество кандидатов на участие в них, которые подходят под возрастные требования Международного союза конькобежцев.
Не секрет, что российские фигуристки, в основном, врываются в мировую в элиту за счет сложного прыжкового контента. Поэтому очень важно было понаблюдать, каким образом судьи ранжируют наших девочек по компонентам. Для полной картины, конечно, среди финалисток Гран-при очень не хватало олимпийской чемпионки Ким Ю-На, экс-чемпионки мира итальянки Каролины Костнер и сильной японки Акико Судзуки. Но двух последних россиянки обыграли на этапах, поэтому будем сравнивать их с американкой Эшли Вагнер и японкой Мао Асадой. И, конечно, друг с другом.
Начать хочу с самой юной российской фигуристки – Елены Радионовой, которая по возрасту на Олимпийские игры не попадает. Она как раз является примером того, как надо от старта к старту демонстрировать стабильные прыжки. Но по сравнению со взрослыми фигуристками ее навыки скольжения пока выглядят совсем детскими. Компенсируется это артистизмом и раскрепощенностью. Но если с активным ростом организма вдруг возникнут проблемы с прыжковой техникой, то при отсутствии прогресса в катании Лене придется делать ставку только на яркую индивидуальность. Мне, например, при просмотре бросаются в глаза ее не совсем опрятные беговые шаги и перебежки, исполняемые как на ход вперед, так и на ход назад. В дорожках шагов, как в короткой, так и в произвольной программе, почти все шаги выполнены через так называемые перетяжки, чистых шагов и чистых поворотов мало. Я также, если честно, не увидел в короткой программе четвертого уровня сложности в дорожке шагов, там явно недостаточно корпуса. Возможно, судьи поощрили фигуристку за прыжковый набор, но тогда непонятна их позиция по отношению к другим участницам Финала, получившим третий уровень при сопоставимой сложности и дорожек, и прыжков. Что касается музыкального выбора программ, то Лене Радионовой с ее харизмой любой образ по плечу.
Теперь перейдем к Анне Погорилой. Не только для большинства зрителей, но и для многих специалистов она возникла практически ниоткуда. Тем не менее, Анна – бронзовая медалистка чемпионата мира среди юниоров нынешнего года, и в Финал Гран-при она отобралась, выиграв этап в Китае и став бронзовым призером турнира во Франции. В ее программах видна яркость и четкость шагов, идет работа ногами в хорошем ритме. Что касается самих программ Погорилой, то для того, чтобы обратить на себя внимание на взрослом уровне, это неплохой дебютный вариант. Но интерпретация программ пока юниорская. Танго в короткой программе исполняется с радостной детской улыбкой, хотя в пластике и мимике этого танца, я считаю, должны присутствовать страсть и напор, Но эти краски юной спортсменке, конечно, показать не по силам. Произвольная программа про холодную русалку из "Пиратов Карибского моря" самой Анне подходит, да и от прыжков не отвлекает, но с точки зрения переходов между элементами она пустовата. Есть частые перебежки, тройки с выпадами. То есть ничего такого, за что хотелось бы ухватиться.
Очень яркие в этом сезоне программы у Аделины Сотниковой. С необычными обработками "Кармен" Бизе в короткой программе и "Рондо каприччиозо" Сен-Санса в произвольной. Короткая программа лично мне симпатична тем, что Аделина всегда в ней находится в музыке. Даже не в образе, а в каждом музыкальном акценте. Это очень редкое качество, тем более когда оно присуще такой юной спортсменке. Хорошая стилизация движений рук и корпуса, но заходы на прыжки немножко простоваты. Но это только на мой взгляд. Зато в дорожке шагов все это уходит на второй план – там такое разнообразие… Очень хорошо обыграны руками все шаги, довольно много корпуса. Разве что я бы поставил под сомнение реберность шагов – и маловато, на мой взгляд, работы опорным коленом. Кроме того, захлестывающие эмоции иногда сбивают спортсменку с выполнения того или иного элемента.
Аделина Сотникова.
Очень сложная по стилю произвольная программа Сотниковой практически, к сожалению, не прозвучала в Финале Гран-при из-за срыва прыжков. Но если абстрагироваться от эмоций фигуристки, то постановка меня несколько озадачила слишком простыми переходами и отсутствием усложненного верха, которым обычно стараются компенсировать простоту в работе ног. Дорожка темпераментная, но по исполнению четко делится на две половины. В первой части шаги выполнены более качественно, а во второй дуг и самого катания меньше. Подобное бросание дорожки на полпути, кстати, характерно и для Максима Ковтуна, когда в начале он показывает очень качественный контент, а с середины докатывается, как получится.
Американская фигуристка Эшли Вагнер.
Американка Эшли Вагнер в последние сезоны демонстрирует очень зрелое женственное катание, и самое главное – качественное и очень музыкальное. У нее прекрасная короткая программа на музыку "Пинк Флойд". Обращает на себя внимание, что Эшли очень тонко слышит музыку – где надо, подождет, где надо, ее догонит. Интересная постановка, но немножко не хватает шаговых переходов в связках. Но здесь я бы сказал, что, возможно, это сделано сознательно, чтобы фигуристка могла выкатать с уверенностью и легкостью. Дорожка шагов поставлена на хороший третий уровень. Для четвертого там явно не хватает корпуса. Есть небольшие помарки на шаговых элементах, и еще хотелось бы видеть больше работы опорной ногой. Выражаясь слэнгом фигуристов, более "вкусные" дуги.
Произвольная программа Вагнер поставлена на очень сложный для восприятия фрагмент балета "Ромео и Джульетта". Здесь американка получила в дорожке второй уровень, что мне лично не очень понятно – шаги были выполнены хорошо и в достаточной мере подкреплены музыкальными акцентами и переходами. Я могу разве что предположить, что у судей возникли вопросы по ритмичности исполнения блоков внутри дорожки.
Юлия Липницкая.
У Юлии Липницкой в этом сезоне очень удачно подобрана музыка в программах. Находясь в переходном возрасте, фигуристка очень комфортно катается, показывая по-детски трогательные эмоции. Фактически Юля катает саму себя. Короткая программа на песню Пугачевой "Не отрекаются любя" почти полностью построена на природных данных фигуристки, особенно, конечно, используется ее фантастическая растяжка. Дорожка выкатана с хорошей работой ног и корпуса. Немножко мне непонятно, почему Юля получила только третий уровень в дорожке, мое мнение – можно было смело давать четвертый.
Произвольная программа на музыку из фильма "Список Шиндлера" вызывает у меня спорные чувства – в плане постановочной части. Мне кажется, она перенасыщена движениями и работой корпуса. Хочется, наоборот, разбавить невольную суету спокойной катучестью, придать больше раскатки с красивыми позировками. Юля в этом компоненте очень спрогрессировала. Она растет, но при этом справляется со своим организмом и с прыжками. И, конечно, она улучшила катание. Лично мне обидно, что в произвольной программе ее дорожку шагов оценили всего лишь вторым уровнем. Да, там были помарки на одном-двух шагах, но третий уровень вполне складывался. Поскольку после Юли выступали еще спортсменки, у меня сложилось впечатление, что уровень ей все же придержали.
Японская фигуристка Мао Асада во время исполнения короткой программы в Финале Гран-при.
Мао Асада уверенно лидировала в обеих программах Финала Гран-при. В олимпийский сезон японка вернулась к музыке Шопена и Рахманинова, которую она уже использовала в более ранние годы своей карьеры. Короткая программа, конечно, просто замечательная – с беспроигрышным "Ноктюрном" Шопена. И сама она ее вкатывает так, как может мечтать любой хореограф или тренер. В ее программе достаточное количество связок, переходов, как сочетание шаговых и хореографических. Много работы корпуса и рук, просто блестяще выполнена дорожка шагов. Очень качественная работа свободной ногой, и, конечно же, опорной ногой. Некоторые моменты работы ног Мао для меня вполне можно сравнить с работой балерины.
Произвольную программу на Второй концерт Рахманинова с точки зрения второй оценки облегчили. Для меня это на контрасте заметно – это плацдарм для исполнения двух акселей в три с половиной оборота. Но все равно тройки и перебежки Асада делает на такой скорости, что компенсирует недостаток связующих шагов. Дорожка тоже облегчена, особенно по сравнению с короткой программой. Она по времени длится меньше, поставлена на крепкий третий уровень, но фигуристка за счет хорошей работы корпусом уверенно набирает четвертый. Здесь я полностью согласен с судейской бригадой.
Каролина Костнер (Италия) во время показательного выступления на Шестом этапе Гран-при по фигурному катанию в Москве.
Хочу еще сказать несколько слов про Каролину Костнер, которая не участвовала в Финале Гран-при. Есть неподтвержденная информация, что она меняет программу. Судя по тому, что до Олимпиады осталось мало времени, она собирается вернуться к одной из старых программ. Сугубо мое предположение – она вернет прошлогоднюю произвольную программу "Болеро". В этом году ее произвольная программа "Шехерезада" получилась несколько куцей, там мало "восточных" рук. Костнер обычно хорошо переносит на лед балетные постановки – как это было с "Болеро", которым я до сих пор восхищаюсь. В нынешней произвольной, мне кажется, есть некоторые движения в дорожке шагов из балета Михаила Фокина – и все. Очень слабый контент по шагам – все очень неоправданно минимизировано для олимпийского сезона.
В мужском Финале Гран-при по сложившейся традиции большинство спортсменов представляли Азию. Но зато впервые почти за 10 лет в турнире участвовал российский фигурист – Максим Ковтун.
Максим Ковтун
Примерно третий год я с интересом наблюдаю за китайским спортсменом Янь Ханем. В этом году он пытается демонстрировать актерскую игру в обеих программах, но пока это, к сожалению, выглядит мальчишескими ужимками. Которые без чисто выполненных прыжков будут рассыпаться. Скорость у парня, конечно, сумасшедшая, очень легкий конек. Если он будет на такой скорости выкатывать хотя бы половину связующих шагов и переходов Патрика Чана – а он это, я уверен, может – то ему не придется использовать ни актерскую игру, ни пресловутую харизму. Ему хватит второй оценки, чтобы побеждать.
Дорожка шагов в короткой программе интересная, поставлена в музыку. На некоторых шаговых элементах сказывается нехватка техники. В произвольной программе дорожка заметно проще, плюс китаец допускает некоторые ошибки при исполнении внутреннего и особенно наружного выкрюка. Мне кажется, судьи были благосклонны, засчитав ему дорожку на третий уровень, думаю, там было понижение.
Максим Ковтун, как и было обещано его тренерским штабом, серьезно усложнил техническое содержание своих программ. Видно, что спортсмен много работал над скольжением и шагами. В короткой программе у меня сложилось впечатление, что хореограф постарался перенести на лед оригинальную хореографию постановки легендарного танцовщика Ромеро. Считаю, что пока успешно решает подобную задачу по переносу танцев с паркета на лед только Каролина Костнер – и стиль при этом не меняется. У Ковтуна в короткой программе не совсем удобная, на мой взгляд, компоновка музыки. Ритм танца быстрый, и если его не разбавить достаточным количеством медленных фрагментов, он воспринимается немного назойливо. Шаги и переходы, конечно, в программе имеются – но из старта в старт Максим не выполняет заход на прыжок с шагов. Хотя правилами очень четко прописано, что нужно сделать.
В дорожке на быстрой скорости российскому фигуристу тяжело показывать качественные ребра на шагах, хотя ногами он работает очень активно. Мне кажется, стоило сделать синкопированную разбивку, чтобы шаговые элементы прочитывались и не было "каши".
В медленной дорожке шагов произвольной программы на музыку Первого концерта Чайковского бросается в глаза слабая проработка блоков и отсутствие достаточной ритмичности. В шагах не хватает реберности. Корпус работает, но его явно не хватает для четвертого уровня сложности. И в целом заметно, что фигурист как бы отдыхает, чтобы перейти ко второй половине программы, где коэффициент сложности прыжков повышается. Произвольная программа Ковтуна заметно уступает короткой по пластике, по связующим шагам и переходам. Чтобы она не смотрелась набором элементов, музыку надо, конечно, обыгрывать хотя бы актерской мимикой.
Тацуки Матида (Япония) выступает с короткой программой.
У Тацуки Матиды интересная короткая программа, даже чересчур "связочная" для мужской программы и того силового катания, которое он показывает. Произвольная программа на музыку Стравинского из балета "Жар-птица" поставлена как мини-спектакль. Но постановочная часть программы несколько проседает из-за необходимости держать контроль над прыжками. Целостности образа пока не хватает, как мне кажется. На дорожках спортсмен показывает очень четкую реберность. Без огромных, как мне кажется, усилий он набирает третий уровень. Судя по расстановке шагов на четвертый уровень Матида не замахивается, так как у него очень серьезный набор прыжков.
Нобунари Ода в нынешнем сезоне решил сделать ставку на эмоциональное катание. В короткой программе он на сто процентов отыгрывает лицом джазовую музыку. В дорожке шагов не хватает корпуса и пластичности. Возможно, поэтому ему ставят третий уровень. В произвольной программе я ожидал гораздо большего, зная, какое катание способен показывать этот фигурист. Дорожка шагов для такого катальщика, как Ода, слишком легкая. К тому же, минимизированы усилия в работе свободной ногой. Фигурист поднимает ногу не очень высоко ото льда, и это заметно. Шаговые связки и переходы, что удивительно, гораздо сложнее и выполнены четче, чем элементы в технической дорожке. Это меня, конечно, поразило. На музыку из оперы "Вильгельм Телль" уже были яркие программы у Евгения Плющенко, Стефана Ламбьеля, но, на мой взгляд, программа Оды из-за небольшого количества ярких моментов воспринималась довольно однообразной и затянутой.
Патрик Чан
Патрик Чан катает прошлогоднюю короткую программу, на мой взгляд, одну из лучших в истории мужского фигурного катания. Думаю, она была оставлена на олимпийский сезон намеренно, так как для него лучшего выбора, кроме как кататься в Сочи под Рахманинова, быть, наверное, не может. Саму программу в прошлых заметках я уже не раз разбирал, в Финале Гран-при канадцу удалось в ней не все. Патрик ее начал на какой-то отрешенной волне, а после каскада из четверного и тройного тулупа его завораживающий настрой сбился, и спортсмен начал допускать ошибки.
В произвольной программе "Времена года" Вивальди количества связующих шагов и переходов хватит, я считаю, даже не для одного, а для двух фигуристов. Дорожку шагов, честно говоря, даже разбирать не вижу смысла, Чан за нее получает максимальное количество баллов – шесть. В программе абсолютно нет пустых мест, даже редкие беговые шаги и перебежки Патрик превращает в шедевр.
Японский фигурист Юдзуру Ханью во время исполнения короткой программы в Финале Гран-при.
Юдзуру Ханью короткую программу под блюз Гэри Мура также исполняет второй год. У него очень легкое, скоростное катание, прекрасные элементы. Может показаться, что на протяжении всего проката "брошены" руки, но я думаю, это оправдано стилистикой блюза и очень хорошей работой ног. Дорожка шагов четвертого уровня, всего лишь третья такая дорожка среди всех. В шагах у Ханью довольно плоские ребра, особенно если их сравнивать с работой конька Патрика Чана, но это компенсируется высокой скоростью и интересными "фишками", очень ярким представлением программы.
Произвольная программа производит несколько иное впечатление. Здесь также есть "брошенное" катание, которое характерно для Ханью. Дорожка шагов реберная, для его возраста это очень хорошая работа, которая будет только расти. Я немного удивлен, что при такой активном корпусе и четких шагах в этой дорожке он не получает четвертый уровень.
Программа Ханью, на мой взгляд, проигрывает программе Чана, но японский фигурист совсем немного отстает от Чана по компонентам. И я, если честно, такой рост второй оценки Ханью объяснить не могу. Могу предположить, что это объясняется рейтингом и статусом японца. Но при этом подобный внезапный рост компонентов 18-летнего дебютанта Финалов Гран-при Максима Ковтуна для меня непонятен. Отставание Ковтуна от Оды и Матиды по компонентам всего два-три балла, но на деле российскому фигуристу еще предстоит провести очень много работы, чтобы кататься на одном уровне с японцами.