Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из "Айсберга"
Юлия Липницкая, успевшая в первые дни Игр влюбить в себя весь мир и стать фавориткой женского турнира, упала в конце программы. Упала на тройном флипе – достаточно уверенном прыжке, поставленном во вторую половину проката. И у зала, под завязку набитого российскими триколорами, барабанами, трещотками и болельщиками, оборвалось сердце.
За день до начала личных соревнований известнейший американский тренер Фрэнк Кэролл, под руководством которого чемпионами и медалистами Олимпийских игр становились Линда Фраттиани, Эван Лайсачек, Мишель Кван, Тимоти Гейбл и Денис Тен, достаточно резко сказал в одном из интервью, что считает крайне преждевременными все восторги, связанные с дебютанткой российской команды. "Эта маленькая девочка очень талантлива и великолепна, – заметил тренер. – Я восхищаюсь ее катанием. Считаю, что когда она повзрослеет, то будет выступать на фантастическом уровне. Но не думаю, что ее время уже пришло…"
Интересно, что свою наиболее легендарную ученицу – Кван – американец впервые привез на Олимпийские игры в 13-летнем возрасте. Мишель тогда стала второй на национальном чемпионате, проиграв скандально известной впоследствии Тоне Хардинг. Но в состав команды была включена, как запасная. На своих следующих Играх проиграла 15-летней Таре Липински. В 2002-м видела своей основной соперницей Ирину Слуцкую, но обе они уступили 16-летней Саре Хьюз. То есть причины для того, чтобы крайне неодобрительно относиться к "малолеткам", у Кэролла имелись более чем весомые.
Противопоставление женского начала – детскому в фигурном катании не новость. И у того, и у другого направления есть свои сторонники, способные вполне аргументированно подвести базу под то, что именно их точка зрения заслуживает большего внимания. Лично я охотно готова согласиться как с тем, что смотреть за выступлениями сложившихся спортсменок намного интереснее, так и с тем, что "дети" позарез нужны этому виду спорта хотя бы для того, чтобы толкать более старших вперед, заставляя последних выжимать из себя максимум сложности.
Просто Олимпийские игры – совершенно отдельная история. По большому счету здесь вообще не важно, насколько выразительно и чувственно способен кататься спортсмен и сколько ему при этом лет. Значение имеет лишь одно: выиграл он, или проиграл.
Та же Кван, которую на протяжении всех лет ее выступлений воспринимали в Америке как легенду льда и икону стиля, никогда не скрывала, что фигурное катание интересует ее прежде всего как возможность побеждать. Выступая во всевозможных шоу, Мишель не получала и десятой доли того удовольствия, что приносили ей соревнования. Поэтому до такой степени и цеплялась за спорт: понимала сознанием, что уже не способна соревноваться, но продолжала кататься, преодолевая чудовищную боль. Рафаэль Арутюнян, к которому спортсменка ушла в 2004-м, рассказывал, что поначалу не поверил словам Мишель о том, что на приземлениях с тройных прыжков у нее расходятся кости пояснично-крестцового отдела – самого прочного соединения в позвоночнике. Когда же тренер понял, что Кван говорит правду, то сумел лишь выдохнуть: "Это же дико больно!". И услышал в ответ: "Да..."
Таких историй в спорте можно услышать немало. Просто далеко не всегда терпение и страдание вознаграждаются олимпийским золотом.
* * *
Чемпионке Ванкувера Юне Ким Игры в Сочи должны были подарить уникальную возможность: стать третьей фигуристкой в истории, сумевшей одержать две олимпийские победы подряд. В этом сезоне кореянка уже выступала в соревнованиях – приехала в декабре на второстепенный турнир в Загреб. И лучше бы этого не делала: несмотря на лучший результат, выглядела Ким неуверенно, допускала ошибки на прыжках и дала тем самым понять, что больше не является в женском катании недостижимой в своем совершенстве "инопланетянкой".
Если что и делало фигуристку в короткой программе особенной, так это по-прежнему высокая сложность заявленных прыжков: в списке из 30 участниц Юна была одной из пяти спортсменок, исполняющих каскад тройной лутц – тройной тулуп.
С другой стороны, Ким никак не изменила свою программу четырехлетней давности и не прибавила ни в одном из компонентов – разве что стала заметно тяжелее. Сумеет ли кореянка на старом, неоднократно проверенном багаже, выступить столь же триумфально, как в Ванкувере, где ее преимущество над Мао Асадой уже после короткой программы составляло почти пять баллов, и предстояло увидеть в среду вечером.
Что касается двух российских спортсменок, Липницкая имела преимущество в базовой оценке: каскад 3+3 "лутц-тулуп" стоил 10,10, в то время как "тулуп-тулуп" Сотниковой оценивался в 8,20.
Впрочем, тут все было не настолько просто, чтобы пытаться определить будущую расстановку сил на основании цифр. В свое время Сотникова поразила всех тем, что стала первой спортсменкой, успешно исполнившей в соревнованиях самый сложный из существующих женских каскадов – "лутц-риттбергер". Уникальная комбинация, имеющая базовую ценность в 11.10, прекрасно вписалась в произвольную программу Аделины. А вот в короткой программе борьба спортсменки с этими прыжками шла с переменным успехом и в итоге от каскада было решено отказаться.
В чем именно заключается сложность подобной прыжковой связки, объяснил мне в Сочи Виктор Кудрявцев, один из лучших российских специалистов в области прыжков. Когда вторым элементом каскада та или иная фигуристка исполняет тулуп, в процессе смены опорной ноги на толчковую есть возможность исправить огрехи приземления. Риттбергер в каскаде – это приземление и мгновенное отталкивание с использованием одной и той же ноги. А это означает, что права на ошибку нет в принципе: остаться без каскада и лишиться в короткой программе столь большого количества баллов – значит, заведомо распрощаться с претензиями на пьедестал.
Зато два тройных тулупа давали Сотниковой возможность во всей красе продемонстрировать свои лучшие качества: мощь и высоту полета. Так что стратегически от некоторого облегчения своей короткой программы спортсменка скорее выиграла, чем проиграла.
Оставалось убедиться в этом на деле.
* * *
Отправная точка праведного негодования Кэролла в адрес Липницкой имела национальность, имя, симпатичную улыбчивую мордашку, длинные ноги и более чем насыщенную сложностью программу. 18-летняя Грейси Голд появилась в учениках выдающегося тренера в августе. А уже в ноябре – после того, как фигуристка выиграла этап "Гран-при", на нее начали смотреть, как на очередную "американскую мечту", призванную вернуть стране чемпионство в женском одиночном катании.
Именно американка должна была стать первой из тех, кого можно будет сравнивать с Ким. Та в связи с невысоким рейтингом сначала получила 17-й стартовый номер, позволивший ей кататься без особого напряжения, а следом – рекордную для женского сезона сумму баллов: 74,92. В Ванкувере, напомню, кореянке точно за такую же программу и схожий по качеству прокат дали 78,50.
Базовая сложность программы американки была более высокой, чем у Ким, но общая оценка оказалась заметно ниже – 68,63.
Личный рекорд Липницкой составлял на момент выхода на лед 72,90 – столько она набрала в командных соревнованиях. Ошибка на флипе – после того, как Юля прекрасно справилась с каскадом и двойным акселем – получилась нелепой и совершенно "детской": спортсменка слишком сильно разогналась и тем самым загнала прыжок прямо под борт. В командном турнире оценка за флип составила 6,53. Сейчас – 1,08...
* * *
Предположения, что Юна Ким не получит в Сочи официально оформленную арбитрами "зеленую улицу" подтвердились: с кореянкой сначала фактически сравнялась чемпионка мира-2012 итальянка Каролина Костнер, а затем – Сотникова, выдавшая лучший прокат своей 17-летней жизни. Свой личный рекорд Аделина превзошла на без малого четыре балла. Может быть, как раз это заставило дико занервничать Мао Асаду: она упала с тройного акселя и сдвоила трийной риттбергер, оставшись без каскада.