Положа руку на сердце, думаю, что даже поклонники Алены и Константина не питали больших иллюзий по поводу участия их любимцев в финале – слишком велика конкуренция. Но если начать вдаваться в детали, становится очевидно, что шансы обоих спортсменов как минимум на то, чтобы первый шаг получился успешным, были весьма высоки.
В короткой программе Меньшов проиграл лидеру (двукратному чемпионы Европы испанцу Хавьеру Фернандесу) порядка пяти баллов. Проиграл второй оценкой – как и японцу Такахито Муре. Но эти самые пять баллов Константин потерял на банальной прыжковой ошибке – двойном акселе вместо тройного. Ну а второе выступление Меньшова с точки зрения прыжков (наиболее сильной, замечу, стороны рукавицынских спортсменов) получилось откровенно провальным, оставив ощущение, что главным минусом прекрасного и очень "индивидуального" фигуриста по-прежнему является не самая высокая способность соревноваться.
"Старт-минус" подкосил и Леонову. При двух совершенно замечательных постановках произвольный прокат вышел у Алены скомканным и суетливым. Спортсменке, наверное, можно посочувствовать: ее постигла та же самая беда, что российскую танцоршу Александру Степанову на первом этапе "Гран-при" в Чикаго: кататься пришлось с очень болезненной травмой ноги. Но ведь на льду (если уж вышел соревноваться) подобные объяснения не волнуют никого: не существует, увы, в перечне компонентов катания графы "за преодоление".
Третья неудача свалилась на россиян в танцах, где произвольная "Сарабанда" отбросила Ксению Монько и Кирилла Халявина со второй позиции, добытой в коротком танце, на четвертую (результат второго танца стал у спортсменов только шестым).
Накануне канадского этапа новый старший тренер российской сборной по танцам, олимпийский чемпион Геннадий Карпоносов заметил: "Вместо того, чтобы сохранить то лучшее, что всегда было в российских танцах, постаравшись при этом довести до необходимого уровня техническую часть, мы, как мне кажется, решили в этой технической части всех перещеголять. А в результате стали, как все".
Под "лучшим" тренер имел в виду свойственные российской школе драматические, граничащие с театральными постановки. В этом отношении танец Монько и Халявина, поставленный им личным тренером Александром Жулиным, как раз был безупречен: непрерывной вязью движений он очень напоминал постановки тех времен, когда в танцах доминировали Оксана Грищук и Евгений Платов времен их работы с Татьяной Тарасовой. Если бы спорстсменам удалось "выкатать" постановку так, как задумывалось (то есть с максимально высокими уровнями сложности за твиззлы, шаги и вращения), не исключаю, что "Сарабанда" Монько и Халявина стала бы одним их хитов не только этапа, но и сезона. К сожалению у Ксении с Кириллом большинство элементов вышло достаточно невнятным. И красивый винтажный танец (не суть важно – от недостаточной готовности, или по причине пресловутого "минус-старта") просто-напросто не сыграл.
КАНАТОХОДЦЫ
С самого первого появления в серьезной фигурнокатательной компании Анны Погорилой и ее тренера Анны Царевой этот тандем сильно напоминал людей, которых поставили на проволоку над бездонной пропастью и махнули рукой вперед в направлении невидимой цели: идите, мол, с богом. Повезет – доберетесь.
За весь нынешний год Царева с Погорилой не совершили на этой проволоке ни одного неверного шага. Безусловной сенсацией стало четвертое место спортсменки на чемпионате мира в Саитаме, а вот нынешнюю победу – роскошную, с яркой и запоминающейся программой, попаданием в образ и отсутствием сколь бы то ни было значимых ошибок вроде как уже и сенсацией не назовешь: на этапе "Гран-при" Аня уже побеждала год назад, обыграв там, к слову, Аделину Сотникову, а в наступившем сезоне довольно уверенно откаталась на открытом чемпионате Японии.
Меня, если честно, в исполнении Погорилой поразило не катание, как таковое, а двойной аксель. Самый проблемный из прыжков, который, тем не менее, в произвольной программе фигуристка выполнила дважды – оба раза во второй половине катания. Подобный факт иногда способен сказать о характере спортсмена больше, чем десяток интервью. Когда с характером все в порядке, спортсмен автоматически становится для всех крайне неудобным. Потому что способен в любой момент до основания разрушить планы и намерения, любовно выстраиваемые другими соперниками и их тренерами.
Коротая время в ожидании ночной трансляции из Канады, я просматривала видеозапись, присланную мне в частном порядке одним из телевизионных коллег. Запись была сделана во время женского турнира Игр в Сочи, но не была предназначена для эфирного показа. Одна из двух камер держала в фокусе Татьяну Тарасову. Другая – Аделину Сотникову, исполнявшую на льду "Айсберга" произвольную программу.
Когда Аделина блистательно и словно без напряжения прыгнула сложнейший из своих каскадов – "лутц-тулуп", Тарасова охнула, схватилась за голову и выдохнула внезапно сорвавшимся в крик голосом: "Сделала! Первый раз – сделала!"
Включить в программу комбинацию или прыжок, имеющий не так много шансов быть выполненным без ошибки – это тоже характер. В этом отношении я бы уже сейчас отнесла Погорилую к особенной категории спортсменов: тех, кто готов до последнего цепляться за свои шансы. Если понадобится – зубами.
В общем ряду одержанных в Келоуне побед выступление Анны стало, собственно, наиболее ярким. Первое место канадцев Кейтлин Уивер и Андрэ Поже прогнозировалось специалистами заранее, равно как и преимущество их соотечественников Меган Дюамэль/Эрика Рэдфорда в парном катании. Что до мужской победы Такахито Муры, Фернандес отдал эту победу японцу своими руками, от души накосячив в произвольной программе.
И тем не менее следовало бы отметить еще одно выступление: дебютантов взрослого "Гран-при" Тарасову/Морозова. В произвольной программе у фигуристов получились далеко не все элементы, но даже это не помешало увидеть сколь технично и размашисто катаются вчерашние юниоры.
Стиль с подчеркнутой ставкой на качество элементов, свойственный прежде всего олимпийским чемпионам Сочи Татьяне Волосожар/Максиму Транькову, а с ними – практически всем подопечным Нины Мозер, на самом деле наиболее полно отражает суть нынешнего парного катания – недаром оно называется "спортивным". В этом плане безусловным плюсом стало уже многолетнее сотрудничество тренера с постоянным постановщиком – Николаем Морозовым: среди его работ с другими фигуристами встречались удачные и не очень, вплоть до откровенно провальных, но все работавшие с Морозовым спортсмены всегда отмечали: Николай блестяще умеет сделать программу удобной. То есть обеспечить исполнителю максимальный комфорт при исполнении сложных элементов.
Другой вопрос, что "удобные" постановки редко получаются выдающимися с точки зрения глубины хореографической интерпретации. Но тут все очень просто: отсутствие образа приводит спортсменов к краху гораздо реже, чем техническая несостоятельность.
Келоуна (Канада). "Гран-при". 2-й этап. Skate Canada .Женщины. Произвольная программа. 1. ПОГОРИЛАЯ (Россия) – 126,53. 2. Вагнер (США) – 122,14. 3. Мияхара (Япония) – 121,53. Итог. 1. ПОГОРИЛАЯ – 191,81. 2. Вагнер – 186,00. 3. Мияхара – 181, 75… 6. ЛЕОНОВА – 164,15.
Мужчины. Произвольная программа. 1. Мура (Япония) – 173,24 2. Фернандес (Испания) – 158,51 3. Аарон (США) – 155,27 4. Кэрриер (США) – 151.34. 5. Амодьо (Франция) – 143,57 6. МЕНЬШОВ (Россия) – 143.33. Итог. 1. Мура (Япония) – 255.81 2. Фернандес (Испания) – 244,87 3. Аарон (США) – 231,77 4. Кэрриер (США) – 231.67 5. МЕНЬШОВ (Россия) – 225.03
Танцы. Произвольная программа. 1. Уивер/Поже – 102,49. 2. Джиллс/Пурье (все – Канада) – 95,25. 3. Хуббелл/Донохью (США) – 88,94… 6. МОНЬКО/ХАЛЯВИН (Россия) – 81,24.. Итог. 1. Уивер/Поже – 171,10. 2. Джиллс/Поль Пурье – 152,60. 3. Хуббелл/Донохью – 148,23. 4. МОНЬКО/ХАЛЯВИН (Россия)
Пары. Произвольная проиграмма. 1. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 138,04. 2. Суй Вэнцзин/Хань Цун (Китай) – 119,42. 3. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) – 111,31. Итог. 1. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 210,74. 2. Вэнцзинь Сюй/Цун Хан – 184,64. 3. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ (Россия) – 175,45