– Я очень внимательно смотрел выступления танцоров на двух первых этапах "Гран-при" в США и Канаде, – начал свой комментарий Дурнев. – Уже сейчас понятно, что нас в этом сезоне ждет очень высокая конкуренция и жесткая борьба.
– Роль лидеров в которой уже захвачена канадцами Кейтлин Уивер и Андре Поже?
– Я бы не стал делать выводов на основании одного выступления, которое к тому же проходило в Канаде. Уивер и Поже катались очень хорошо, но не безупречно.
– Что именно вы имеете в виду?
– Дело в том, что короткий танец этого сезона достаточно каверзный. В первом из трех ки-пойнтов фигуристы должны выполнить так называемую "перетяжку", причем сделать это на один счет. Пока это не удалось ни одному из дуэтов, которые я видел. Раньше правила не предусматривали ки-пойнтов, соответственно, на такие вещи никто не обращал внимания. Но сейчас это оценивается. Хотя по опыту могу сказать, что эта оценка сильно зависит от того, насколько внимательной окажется техническая бригада.
Александра СТЕПАНОВА и Иван БУКИН. Фото - REUTERS
Другой вопрос, что у канадцев очень грамотно поставлена программа. Пассодобль у них не сильно ритмичный в плане музыки, причем в том месте, где исполняется перетяжка, музыка чуть замедлена. Мне, по крайней мере, показалось именно так. Поэтому исполнение элемента на первый взгляд не воспринимается как неправильное. Но если внимательно просмотреть эту часть программы при замедленном повторе, становится очевидно, что Уивер и Поже испытывают те же самые проблемы с первым ки-пойнтом, что и все остальные танцоры – выполнить перетяжку в точности с предписаниями правил не удается и им.
– Обе российские пары, выступавшие в США и Канаде, тоже не обошлись без ошибок.
– Я бы не сказал, что допущенные ими ошибки слишком критичны: Александра Степанова и Иван Букин, получившие первые уровни сложности на твиззлах, просто неправильно в них вошли. Точнее, дважды сделали одинаковый вход в элемент. Понятно, что причину нужно спрашивать у них самих, но это не та ошибка, которую трудно исправить.
Что касается Ксении Монько и Кирилла Халявина, на мой взгляд, в произвольном танце их просто захлестнули эмоции, и по этой причине они немного не додержали поддержку – сделали 2,5 оборота на льду вместо трех. Плюс – Ксения допустила техническую ошибку в твиззлах – сделала "тройку". Опять же, я склонен списать это на эмоции: ребята понимали, что хорошо готовы, и хотели, видимо, прыгнуть выше головы.
– Если говорить о танцах в целом, чья программа произвела на вас наиболее сильное впечатление?
– Видите ли, в чем дело: сама должность технического специалиста подразумевает не восторженное наблюдение, а поиск ошибок. Когда занят только этим, очень трудно составить общее впечатление о программе. Что же до ошибок – они пока есть у всех.
***
Комментарий Александра Жулина касался прежде всего канадского этапа, где выступали его подопечные.
– Мне очень понравилось, как катались Уивер и Поже, – отметил тренер. – Причем понравились не только программами, но и степенью готовности: катались очень музыкально, гармонично, на хорошей скорости.
– Ваш коллега Геннадий Карпоносов в недавнем интервью заметил, что бороться с этой парой будет особенно тяжело.
– С ними, безусловно, было невозможно бороться в Канаде. Но это отличительная черта всех канадских этапов – еще с тех времен, когда катался я сам. Своих фигуристов публика встречает и провожает ревом и овациями, ты же уходишь со льда в гробовой тишине. Что называется, "под стук собственных копыт". Помню, у меня выступали в Канаде Натали Пешала и Фабьен Бурза, катались, правда, не идеально, но когда я увидел, что впереди них оказалась совершенно непримечательная на тот момент канадская пара Ванесса Крон и Поль Порье, честно скажу, обалдел.
Ксения МОНЬКО и Кирилл ХАЛЯВИН. Фото - REUTERS
– Знаю, что вы довольны выступлением в Канаде своих подопечных Монько и Халявина.
– Да, несмотря на то, что ребята стали четвертыми. Дело в том, что мы очень много работали над эмоциональной стороной произвольного танца. Успешно сочетать это с техникой и сложностью в начале сезона не всегда удается, а в этом сезоне судьи стали уделять гораздо больше внимания правильности и четкости выполнения шагов. Достаточно немного не так поставить ногу – и ты получил более низкий уровень сложности. В пересчете на баллы – это пропасть.
– Произвольный танец ваших подопечных я бы назвала винтажным – с возвратом к постановкам еще тех времен, когда катались вы сами. Хотя в интернете многие поспешили назвать постановку откровенно старомодной. Прокомментируете?
– Сейчас, на мой взгляд, в танцах складывается тенденция взять странную музыку и кататься под нее, не слишком вовлекаясь в эмоции. Иногда, скажу честно, я и сам начинаю задумываться о том, чтобы уйти в это же направление. Поставить легкий, ненавязчивый танец и прокатать его на сумасшедшей скорости, а не заморачиваться обилием хореографических находок и сложных связок между элементами. То, что делают Монько и Халявин в "Сарабанде", – это реально сложно. Говорю вам это со всей ответственностью, как танцор. Но как танцор я прекрасно понимаю: до тех пор, пока постановка не будет полностью выкатана, по-настоящему она не зазвучит.
Я вообще спокойно отношусь к фанатским комментариям. Например, что пора прекратить ставить на льду "Кармен" и "Тоску". Что все это уже заезжено до предела. Дело ведь вовсе не в музыке. Те же Уивер и Поже прекрасно катаются под "Времена года" Вивальди. А я бы не сказал, что эту музыку фигуристы берут реже, чем "Кармен".
То же самое касается стиля катания. Дело не в старомодности. А в том, справляешься ты с постановкой или нет. Что до критики в интернете, это ведь как в среде футбольных болельщиков: выиграл, допустим, ЦСКА у "Манчестер Сити", наверняка найдутся такие, кто скажет, что нашим футболистам просто откровенно повезло. А выиграл бы "Манчестер", написали бы, что это совершенно ожидаемый результат для столь выдающегося клуба.