Интрига женского турнира в связи со случившейся на прошлой неделе травмой Аделины Сотниковой не просто сильно пострадала, но была убита на корню. В списке участниц олимпийскую чемпионку экстренно заменила 17-летняя подопечная Алексея Мишина Мария Ставицкая. Но если говорить о тех, кто хотя бы теоретически мог составить Погорилой конкуренцию, то назвать можно разве что американку Мирай Нагасу, и то условно: шесть лет назад 15-летняя тогда спортсменка сенсационно выиграла чемпионат США, два года спустя попала в национальную сборную и даже стала четвертой на Играх в Ванкувере. На этом все сенсации и завершились. Что касается остальных, их личные рекорды на момент заявки отстают от лучшего результата Погорилой на 30 баллов и более. Ну и к чему в этой ситуации о них говорить?
В четверг российской спортсменке предстояло выходить на лед во второй группе, однако ее тренер Анна Царева появилась на катке заблаговременно.
- Никаких чрезмерных целей мы в этом сезоне перед собой не ставим, - охотно откликнулась она на просьбу немного рассказать о своей спортсменке. - Главной задачей всей предсезонной работы было повысить уровень скольжения и усложнить программы в плане связующих шагов между прыжками и другими элементами. Чтобы в обеих постановках осталось как можно меньше простых беговых шагов. Сами прыжки при этом у нас остаются прежними.
- Еще год назад было понятно, что в плане сложности программы Погорилой поставлены с большим запасом.
- Так ведь при нынешней конкуренции в российском женском катании по-другому уже просто нельзя. К тому же в техническом плане нам есть куда расти. Просто сейчас немного не тот момент, чтобы добавлять в программу сложные элементы.
- Связками и "танцевальными" элементами в вашей команде по-прежнему занимается бывший украинский танцор Сергей Вербилло?
- Да. Мы работаем вместе уже третий год.
- Одиночники обычно относятся к танцам несколько скептически, искренне полагая, что танцевальные шаги в сравнении с прыжками - сущая ерунда.
- Это вы заметили абсолютно верно. В глубине души я всегда считала, что танцевать проще. Но знали бы вы, сколько эти шаги отнимают сил! Именно наша работа с Вербилло позволила мне понять, что ничто в спорте не дается легко, если профессионально этим заниматься.
- Ну так еще Леонардо да Винчи как-то изрек: "Если какая-то работа кажется тебе простой, это значит, что ты не знаешь ее".
- Это правда. В остальном у нас все шло достаточно легко. Быстро выбрали идею для программы, быстро ее поставили. К тому же Ане вообще идут постановки такого плана. Мы перешли в этом сезоне на новые коньки, так их даже не пришлось долго раскатывать: ботинки сразу сели по ноге.
- Прошлогоднее четвертое место на чемпионате мира и связанная с этим ответственность психологически не сделали вашу работу сложнее?
- А что такое четвертое место? Я понимаю - выиграть Олимпиаду. На примере той же Юлии Липницкой или Аделины Сотниковой все мы видим, как сильно Игры проехали по нашим девочкам. Причем, наверное, только они сами понимают, насколько это действительно тяжело. Мы-то все смотрим со стороны и рассуждаем, скорее, стереотипами: что Олимпиада - особенные соревнования, ни на что не похожие. Принято считать, что там несколько легче совсем маленьким девочкам. С другой стороны, на этих девочек ложатся совершенно взрослые задачи и взрослая ответственность. А они к этому совершенно не готовы.
Так что нам с Аней намного легче. Над четвертым местом еще целых три ступеньки есть. Это не давит, а наоборот, стимулирует к росту, дает возможность понять, что ты - можешь. А раз можешь, нужно только работать.
- Ваша спортсменка, несмотря на свой юный возраст, производит впечатление очень взрослого человека.
- Так оно и есть. Аня вообще очень быстро повзрослела.
- Работать в связи с этим с ней стало проще или сложнее?
- Однозначно проще. Взрослому спортсмену не приходится объяснять, для чего он тренируется, терпит, преодолевает себя. У нас тоже год назад был период, когда Аня иногда позволяла себе капризы, всякие "хочу - не хочу" "буду - не буду", как это случается у маленьких детей. А потом вдруг все резко закончилось. На чемпионате России Аня плохо откаталась в короткой программе, в январе у нас случилась травма, а вот потом, когда тренировки возобновились, я вдруг поняла, что капризы все исчезли, и началась совершенно взрослая, безотказная работа.
* * *
Ажиотаж вокруг предстоящего турнира танцевальных пар, точнее - вокруг дуэта Синицина/Кацалапов, который привезла в Москву Марина Зуева, в значительной степени приглушил внимание к трем остальным видам программы. Хотя в каждом из них остается своя собственная интрига.
У мужчин в достаточно сложной для себя ситуации оказался Артур Гачинский. Попадание в финал “Гран-при” спортсмену не грозит - независимо от того, как он выступит в Москве. Но впереди - декабрьский чемпионат России в Сочи и отбор в национальную команду. То есть, хорошо бы не просто успешно выполнить обе программы, но и подойти к соревнованиям с мало-мальски пристойным имиджем. Пока же на фигуриста большей частью смотрят как на человека, который не выдерживает накала крупных соревнований, несмотря на то, что его подготовкой занимается лично Татьяна Тарасова.
В похожем состоянии год с небольшим назад находился и Сергей Воронов. Когда спортсмен в очередной раз сменил тренера, уйдя от Николая Морозова, его новая наставница Этери Тутберидзе осторожно заметила, что в таком возрасте и с таким прыжковым арсеналом крайне сложно рассчитывать на высокие места. Однако результат превзошел ожидания: Воронов не просто сумел отобраться в сборную, но и стал вторым на чемпионате Европы.
Другой вопрос, что в нынешнем сезоне прежние достижения Воронова начали многократно подогревать ожидания. Особенно это проявляется сейчас, когда из борьбы за место в финале “Гран-при” из-за полученных в Шанхае травм фактически выбыли сразу два очень сильных спортсмена - олимпийский чемпион Сочи японец Юдзуру Ханю и китаец Хань Янь. Бороться с оставшимися соперниками Сергею вполне по силам.
Что до парного катания, в этой категории московский турнир имеет одного-единственного фаворита - пару Столбова/Климов. Единственное выступление ребят на этапе Кубка России в Сочи сопровождалось достаточно сдержанными оценками в отношении новых постановок. Но парадокс в том, что как раз эти подопечные Нины Мозер, завершившие прошедший сезон с серебром чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр, а заодно - командным олимпийским золотом, в отсутствие Татьяны Волосожар и Максима Транькова автоматически заняли место лидеров мирового парного катания. А значит, именно они сейчас в каком-то смысле определяют модные тенденции и вполне могут позволить себе любые эксперименты. Над собственными программами в том числе.