С французами было в этот момент уже все понятно. Липницкая для них - олицетворение российского фигурного катания. Спрашивали нас о том, насколько популярна фигуристка Липницкая в России, является ли она на родине звездой, правда ли она такая закрытая и необщительная, как твердит молва - в общем ждали подтверждения стандартному набору стереотипов, которые витают вокруг Юлии. Мы, как могли, ложные стереотипы развеяли, правдивые подтвердили. Вроде бы телевизионная бригада осталась довольна.
А днем ранее мы сами развеивали - или, наоборот, подтверждали стереотипы относительного того, что такое Бордо. Для начала, конечно, каждому при слове "Бордо" придет ассоциация с вином. Это все так и есть - ощущение, что ты попал в винный край, приходит еще в аэропорту, где рядом с пассажирским терминалом высажен довольно-таки приличный по размеру виноградник. Вообще же Бордо оказался похожим сразу на все европейские города и, в то же время, не походил ни на один из них. Правда, рассказать о достопримечательностях у нас толком не получится. К моменту, когда мы пришли в себя после бессонной ночи, вылета из Москвы в 5.40 утра и перелета со стыковкой, в Бордо потемнело. Музеи и соборы были уже закрыты, а надписи на памятниках - попросту не видны.
Но кое-что любопытное с нами все же произошло. Только мы завершили прогулку по набережной реки Гаронна и уже хотели было направиться прямиком на ужин, как проходя мимо довольно темной площади, сплошь заставленной фургонами (вероятно, это была местная барахолка), Андрей вдруг остановился. Повернув голову и увидев, на что он указывает, я едва не споткнулась, поскольку не смогла устоять на месте, и с воплем "Это же женщина, с крыльями!" побежала в сторону огромного монумента.
По какой-то неведомой причине, подобные памятники вызывают во мне трепет и восхищение, а еще непременно являются добрым знаком. Пока мы шли по абсолютно неосвещенной дорожке между фургончиками, Андрей не переставал повторять, что это никакая вовсе не женщина с крыльями, а конь. По-моему, существо женского пола на вершине колонны мой коллега так и не смог разглядеть, но композицией, как и я, впечатлился. На самом деле на вершине монумента действительно оказалась женщина с крыльями, а вся композиция была памятником жирондистам, как известно, сыгравшим большую роль в Великой Французской революции.
Но на том приятности вечера не закончились, поскольку пройдя небольшое расстояние от этого монумента, мы оказались возле местной оперы и едва не обнаружили себя сидящими в партере в ожидании начала спектакля. Удержало нас лишь незнание того, какую постановку играли в тот день, да желание что-нибудь съесть. А о соблазнах, которые скрывает в себе французская кухня, известно всем. Мой коллега за эти два дня успел порадовать себя устрицами, тартаром и антрекотом, я же ограничилась не столь изысканными, но не менее вкусными блюдами.
В целом же пребывание в Бордо можно охарактеризовать словами "хожу и жмурюсь", которые говорил один из героев "Покровских ворот" Савва Игнатьевич, рассказывая о своем новом доме. Здесь каким-то чудодейственным образом отходят на второй план все мысли о недописанных интервью, о горящих дедлайнах, о планировании будущих материалов. Здесь хочется дышать неожиданно теплым (+20) ноябрьским воздухом, порадоваться установленной к Рождеству елке (пусть еще и не наряженной), послушать прохожих, которые словно мурлыкают, а не просто говорят на французском языке. В такой атмосфере Андрею, работавшему на чемпионате мира по фигурному катанию в Ницце в 2012 году, вспомнились слова президента российской федерации Александра Георгиевича Горшкова: проведение соревнований в таких местах - ну, просто вопиющая несправедливость по отношению к работающим людям! Вот поэтому (вероятно, чтобы эту несправедливость он прочувствовал как следует) я передаю Андрею перо. Вторую часть этого материала пусть пишет сам...
Полоса препятствий
Да, работу, конечно же, никто не отменял, поэтому утром в пятницу мы уже наблюдали на льду тренировки участников соревнований. Там-то нас и поймала французская телевизионная бригада, о чем мы уже рассказали в самом начале. До этого мы на деле убедились в том, что турнир обещает быть необычным, так сказать, с изюминкой. Только изюминки могут быть разными, и то, что приготовили организаторы этапа в Бордо, вряд ли сильно обрадовало фигуристов. Начать хотя бы с того, что уголок "Kiss and cry", где объявляют оценки, расположен на третьем этаже и добраться до него можно только на лифте в сопровождении организаторов. Затем участникам турнира и их тренерам приходится возвращаться на первый этаж, где расположена микст-зона. Благо, что раздевалки у них находятся там же на первом этаже.
Но если такую непривычную полосу препятствий еще можно как-то объяснить инфраструктурой стадиона, то куда смотрели организаторы, заливая лед, просто непонятно. По словам одного из тренеров, от травм в первый день официальных тренировок спортсменов уберегло только чудо. Фигуристы падали на ровном месте, как новички на массовом катании. Оказалось, что на поверхность льда каким-то образом всплыла краска. Коньки у спортсменов при попадании в пятна этой краски резко тормозили, а сам фигурист по инерции летел либо носом в борт, либо позвоночником. Во второй день ситуация немного улучшилась, спортсмены перестали "обниматься" с бортами, хотя тренировки во всех четырех дисциплинах едва ли можно было назвать удачными.
Особенно неважно из всех одиночников смотрелся на утренней пятничной тренировке Максим Ковтун. На прокате короткой программы под музыку он сделал сальхов в четыре оборота, а затем упал с тройного прыжка - после чего сделал две бабочки, вместо четверного тулупа и тройного акселя. Чемпион России выглядел явно расстроенным, и снять расстройство после тренировки он решил посредством прогулки по городу вместе с одним из тренеров.
Прогулка не помогла. Ковтун в "боевых условиях" испытал все те же проблемы. Единственное, он не сдался, а решил побороться за каждый элемент. Сначала справился с четверным сальховом, прицепив, правда, к нему только двойной тулуп, а затем упал на четверном тулупе и акселе в три с половиной оборота. С таким техническим набором Ковтун мог оказаться далеко в хвосте турнирной таблицы и попрощаться с надеждами отобраться на финал Гран-при. Но судьи фантастически высокой второй оценкой за компоненты ему эти надежды оставили. Максим идет шестым и от четвертого места, которое может подарить ему билет в Барселону, его отделяет всего три балла.
Героем же короткой программы мужчин стал Константин Меньшов. Он наконец-то и на международном турнире чисто исполнил все свои элементы - два прыжка в четыре оборота (тулуп и сальхов), а затем справился и с тройным акселем, а не сдвоил его, как на "Скейт Канада". Стало понятно, что это личный рекорд. Но вот какого масштаба? И вот оценки...
Бронзовый призер чемпионата Европы-2014 должен был получить за такой прокат больше 90 баллов, а получил 87. И это форменное безобразие. Точнее, безобразие - это необоснованно заниженные баллы за компоненты программы. Особенно по сравнению с остальными. Сравните сами: Ковтун, в срывной программе которого никаких компонентов не могло быть по определению, получает во второй оценке 39,15 балла, занявший предпоследнее десятое место китаец Хань Янь, появление на льду которого еще долго будет сопровождаться картинками жуткого столкновения с олимпийским чемпионом Юдзуру Ханю - 38,17. Я уж не говорю о космических баллах за компоненты лидеров - казахстанца Дениса Тена и японца Тацуки Матиды. В этой ситуации, похоже, уже ничего не остается, как наподобие жены Гуськова из фильма "Гараж" причитать "Как Меньшов? Почему Меньшов? Опять Меньшов?" И, увы, складывается грустное впечатление, что подобные вещи исчезнут из фигурного катания, когда движением сверху или снизу будет распущено правление гаражного кооператива…
Второй наиболее интригующий вид программы на Trophee Eric Bompard - это женское одиночное катание. Липницкая здесь борется за победу с Еленой Радионовой и пока уступает в этой борьбе. Хотя и совсем немного. Юля проигрывает Лене полбалла, что в произвольной программе можно отыграть, допустим, чистым выездом с какого-нибудь прыжка. Но вот с прыжками-то у Липницкой могут быть проблемы - точнее, с их исполнением во второй части программы в связи с невысокой функциональной готовностью. Липницкая не зря исполняет короткую программу с простейшим каскадом "3-3" из двух тулупов. Силы в ее нынешнем состоянии нужно беречь все время.
Радионова же короткую программу исполнила на отлично. Каскад сложнее, чем у Липницкой - "лутц-тулуп". Компонентов программы судьи дали меньше, чем Юле, и с этим, в принципе, можно поспорить. По крайней мере в категории "интерпретация музыки". Такой музыкальной фигуристки, как Радионова, в России, наверное, нет. Но у Липницкой этот компонент оценен выше. Впрочем, в любом случае все решит прокат произвольной программы.
А вот соперникам Ксении Столбовой и Федора Климова даже произвольная программа не поможет. Наши вице-чемпионы Олимпиады смотрятся настолько мощно, что невозможно представить их уступающих кому-нибудь первое место. Поэтому мы, совсем не боясь сглазить, начнем потихоньку праздновать их золото. И готовиться ко второму и решающему дню Trophee Eric Bompard.