Намек был вполне прозрачен. Катаясь с Родниной у Станислава Жука, Уланов не скрывал, что далеко не всегда разделяет взгляды тренера и партнерши на фигурное катание. И даже двадцать лет спустя, когда в интервью мы с ним затронули события тех времен, он сказал: "Я прекрасно понимал, что, несмотря на все наши успехи, Ирина никогда не сможет стать моим идеалом фигуристки. У нее был один очень серьезный недостаток. Она не слышала музыку - только ритм. И когда мы сделали "Калинку", это было в каком-то смысле ее творческим пределом".
О том же cамом мне позже доводилось разговаривать и с Родниной.
"Мне вообще редко делали комплименты, - усмехнулась она. - Покопайтесь в любой газетной подшивке и увидите, что, как только я начала выступать и выигрывать, меня сразу же окрестили боевым товарищем, ледовым кем-то там еще. На всех обследованиях, когда нужно было велосипед крутить, в мешок дышать и в уме 18 на 13 умножать, у меня всегда были самые плохие показатели. И везде внизу приписывали: "Выигрывает только за счет силы воли и характера". При этом никому не приходило в голову, что у меня просто талант такой - соревноваться. Что в экстремальной ситуации я - как рыба в воде".
На профессиональном спортивном языке талант соревноваться называется коротко: "плюс-старт". Это не имеет ничего общего с музыкальностью, растяжкой, прыгучестью или пластикой. И означает лишь то, что в ситуации, когда нервное напряжение зашкаливает за все допустимые пределы, а самого спортсмена накрывает эпидемия, акклиматизация, обострившиеся травмы или просто банальный страх, он выходит – и делает все. Даже то, что по всем сторонним прогнозам и статистическим раскладам вообще не имеет шансов выполнить.
После исполнения танцорами короткой программы, где Ильиных с Жиганшиным стали вторыми, а Синицина с Кацалаповым – четвертыми, было много дискуссий о том, чей танец выглядел более убедительно в плане постановки. На мой взгляд, обсуждать это вообще не имело смысла – о какой убедительности образов можно говорить, когда спортсмены катаются вместе считанные месяцы? А вот характеры оказались налицо. Именно характером Ильиных и Жиганшин оставили первую схватку за собой, продемонстрировав такой "плюс-старт", какой не всегда увидишь в исполнении грандов.
В субботу танцоры сделали то же самое в произвольном танце, поднявшись на второе место по сумме двух выступлений. В то время как два других российских дуэта остались за пределами пьедестала.
Глядя на решимость Ильиных/Кацалапова и Синициной/Жиганшина биться друг с другом за место под танцевальным "солнцем" я, честно говоря, даже пожалела о том, что у двух других российских танцевальных пар, выступающих в этом сезоне в "Гран-при" (Александры Степановой/Ивана Букина и Ксении Монько/Кирилла Халявина), не было столь острой необходимости "грызть землю". Ведь если вспомнить, именно эта необходимость всего лишь за один сезон подняла на совершенно иной уровень Екатерину Боброву/Дмитрия Соловьева в 2013-м, когда после смены тренеров им реально пришлось сражаться за свою жизнь на большом льду.
На протяжении нескольких последних лет совместных выступлений не спешили "грызть землю" и Ильиных с Кацалаповым. Сначала их берегли от взрослого соперничества, опасаясь, что юниоры могут попросту психологически сломаться под грузом ответственности, затем сами спортсмены слишком сильно вошли в образ наиболее талантливой и перспективной молодой пары танцевального мира. И не столько тренировались, сколько ждали, когда титулы и медали сами начнут сыпаться им в руки.
Именно таким образом в руки дуэту упало золото командного олимпийского турнира в Сочи.
Подозреваю, что после расставания с Никитой в первых числах апреля Лена просто быстрее поняла, на сколь тонком волоске подвешена ее дальнейшая спортивная карьера. И принялась пахать. Когда же дело дошло до соревнований, на первый план вышел тот самый “плюс-старт” – талант соревноваться, который, собственно, на протяжении последних лет гораздо сильнее отличал Ильиных, нежели ее прежнего партнера.
Другой вопрос, что “плюс-старт” - качество непостоянное. Я бы даже сказала, что в полной мере он проявляется зачастую лишь в тех ситуациях, когда все вокруг складывается для спортсмена самым неблагоприятным образом. Как говорится, чем хуже – тем лучше.
Олимпийские победы Оксаны Баюл – в Лиллехаммере, Ильи Кулика в Нагано, Алексея Ягудина – в Солт-Лейк-Сити, Аделины Сотниковой – в Сочи были как раз из этой серии, когда мало кто ждал и почти никто не верил. А вот в ситуациях, когда все само шло в руки, всем перечисленным доводилось проигрывать, причем иногда – сокрушительно.
Есть и другая категория – “старт-минус”. Когда спортсмены не то, чтобы сдаются без боя, но в значительной степени пускают ситуацию на самотек: мол, как сложится – так и сложится. Это не мешает им показывать интересные программы, попадать на крупные турниры и даже иногда выигрывать там медали. Но куда чаще все заканчивается тем, что человек получает титул “короля тренировок”, но на соревнованиях расклеивается уже из-за одной мысли о том, что нужно с кем-то бороться. И через какое-то время вообще уходит из спорта, так и не реализовав собственные возможности.
* * *
Субботние соревнования принесли множество размышлений на эту тему. Победа оказалась одна, зато, можно сказать, тройная: в парном катании российские дуэты заняли весь пьедестал. У борта за спортсменов уже в качестве одного из тренеров бригады болел пятикратный чемпион мира Робин Шелковы, а роскошнейшее катание Ксении Столбовой и Федора Климова в произвольном танце наводило на мысль, что при таких соперниках бывшей партнерше немца Алене Савченко совершенно ни к чему пытаться заново – ради еще одной Олимпиады – пытаться начать свой спортивный путь. Положа руку на сердце, даже чемпионам сочинских Игр Татьяне Волосожар и Максиму Транькову стоило бы всерьез подумать, прежде чем рваться в ту же воду, где уже вовсю плещутся Ксения с Федором.
Женский и мужской турниры с точки зрения катания российских фаворитов скорее слегка разочаровали, поскольку избежать ошибок не получилось ни у Анны Погорилой, ни у Сергея Воронова. С другой стороны, задачу-минимум выполнили оба спортсмена – стали вторыми, в результате чего Анна гарантированно отобралась в финал с результатом 28 очков, ну а Воронова ждет старт в Японии, где его шансы повторно завоевать серебряную медаль и пройти в финал достаточно реальны.
Удивительно, но шансы на место в финале чемпионской серии, пусть и небольшие, появились после выступления в Москве и у Ильиных с Жиганшиным. Правда непонятно, что лучше: рассчитывать на чудесное стечение обстоятельств и поездку в Барселону, или же целенаправленно готовиться к чемпионату России, до которого остался месяц с небольшим. Пока спортсмены разумеется настроены на работу.
Синицину и Кацалапова ждет еще один этап “Гран-при” – в Японии. Где вполне можно предпринять попытку обойти Пенни Кумс/Никласа Баклэнда - подопечных Евгения Платова, занявших в Москве третье место. В конце концов, сумели же сделать это на своем втором совместном старте Ильиных и Жиганшин!
Четвертый этап "Гран-при". Москва. Лужники. 14 ноября. Женщины. 1. Хонго (Япония) – 178,00. 2. ПОГОРИЛАЯ – 174,43…3. Шартран (Канада) – 172,00. 7. СТАВИЦКАЯ – 153,49… 10. АРТЕМЬЕВА – 144,72.
Пары. 1. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 211,97. 2. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ – 173,78. 3. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 164,86.
Мужчины. Короткая программа. 1. Фернандес (Испания) – 265,01. 2. ВОРОНОВ – 252,00. 3. Бжезина (Чехия) – 241,23… 8. ГАЧИНСКИЙ – 201,26… 12. КВИТЕЛАШВИЛИ – 174,25.
Танцы. 1. Чок/Бэйтс (США) – 174,28. 2. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН - 160,43. 3. Кумс/Баклэнд (Великобритания) – 158,02. 4. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ – 147,55. 5. СТЕПАНОВА/БУКИН – 143,51.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ15.11.2014 22:10