Играйте на рисковой карте
В мужском турнире было две серьезных интриги. Первая - сумел ли Артур Гачинский выкарабкаться из ямы, в которой продолжает находиться, несмотря на смену одного звездного тренера на другого (Алексея Мишина на Татьяну Тарасову). Ответ - нет, не сумел. Сидит в ней так же глубоко. Причем отчаяние от одного провального старта за другим у спортсмена, видимо, столь велико, что он готов искать положительные моменты хоть в чем-нибудь. Воинственные жесты фигуриста и выкрики YESSSS после короткой программы сильно удивили многих видевших прокат. А радость, меж тем, заключалась в том, что Гачинский, не сделав чисто ни одного прыжкового элемента, хотя бы не упал.
На логичный и извечный вопрос "что делать" ("кто виноват", в данном случае, уже не столь важно) дал ответ в микст-зоне сам спортсмен, рассказав о том, что приступил к работе с психологом. Что ж, в свое время, как известно, в похожей ситуации Рудольф Загайнов очень сильно помог Алексею Ягудину. Прыгать Гачинский не разучился, не доверять его словам, что на тренировках, в отличие от соревнований, все получается, оснований нет. Значит, надо подождать до чемпионата России - следующего серьезного старта. Возможно, там фигурист, занявший на Cup of Russia восьмое место с результатом 201 балл, напомнит, что всего-то два года назад он был вице-чемпионом Европы и набирал почти 250.
Зато аж 252 набрал на московском Гран-при Сергей Воронов. Всего 0,55 балла недотянул до личного рекорда, но зато превзошел его в короткой программе, впервые в карьере перевалив за "гроссмейстерскую" отметку в 90 очков. Уступил только двукратному чемпиону Европы Хавьеру Фернандесу, но заметно опередил всех остальных. Вроде бы, со всех сторон, "Сережа - молодец" (кстати, если кто-то не знает, как этот мем получил применение к фигурному катанию, - посмотрите - http://www.youtube.com/watch?v=r1syzigv2vA).
Но давайте попробуем порассуждать - а чего мы вообще ждем от Сергея Воронова? Мы вот ждем - прогресса. В прошлом году мы его видели. У Воронова после ухода от Николая Морозова к Этери Тутберидзе появились интересные программы. Появилась стабильность в исполнении четверного прыжка. В короткой программе он вообще не сорвал его ни разу, в произвольной - только на NHK Trophy, когда впервые в карьере попробовал сделать два четверных в одном прокате. Тогда в Японии Сергею удалось их исполнить - правда, он сорвал почти все остальные прыжки. Зато на чемпионате Европы ему удались и два четверных, и проблемный лутц, и все прочее.
В нынешнем сезоне у Воронова с программами также все в порядке - необычный конкретно для него стиль, здесь постарался Александр Жулин. С четверным прыжком вообще отлично - и в короткой, и в произвольной на Cup of Russia он его исполнил в каскаде с тройным на "+3" - те судьи, которые поставили меньше "плюсов", смотрели, видимо, мимо льда. Нет проблем и с большинством остальных элементов. Но…
Но все эти плюсы мы отметили примерно в это же время в прошлом сезоне - разве что каскад "4-3" не всегда видели в исполнении Воронова. Таким образом, если все пойдет по нарастающей, к чемпионату Европы Сергей поднимется на тот же уровень серебряной медали. Почему не золотой? А потому что Фернандес в Москве, катаясь далеко не чисто, спокойно обошел Воронова только за счет второй оценки, которая у него объективно выше, и благодаря трем четверным прыжкам в произвольной программе, которые он грязновато, но выкрутил. К Европе испанец программы подшлифует, четверные подправит - и окажется все таким же недосягаемым, пусть у Воронова к тому моменту и будут два четверных прыжка.
В общем, не зря тренер Сергея сказала в смешанной зоне, что хотела бы увидеть у своего ученика уже сейчас, в первой половине сезона, два четверных в произвольной программе. И лутц трех- , а не двухоборотный, показанный Сергеем в Москве. Тогда он все равно бы проиграл Фернандесу, но два-три балла, а не 13. И на следующем турнире в сознании судей находился бы примерно на таком же уровне, а не "этажом ниже". Чтобы зарабатывать висты, Воронову надо рисковать. Осторожной игрой "на классе" новых высот взять не получится.
Впрочем, у Воронова, в отличие от прошлого сезона, в котором он выступал только на одном Гран-при, будет еще одна возможность "рвануть". На NHK Trophy в Японии. Упустить ее будет совсем обидно.
Не "зверь-машина"
Вопрос, почему на домашнем этапе провалилась главный фаворит соревнований Анна Погорилая, пока остается без ответа. Да-да, давайте откровенно - серебро в данном случае можно назвать провалом, тем более с учетом показанного фигуристкой катания. Особенно сложно принять такой результат после, во-первых, убедительной победы на "Скейт Канада", во-вторых, в условиях борьбы с соперницами так называемого второго эшелона - канадка Ален Шартран и японка Рика Хонго только-только начинают свой путь во взрослом спортивном мире и неизвестно, сколько времени им понадобится, чтобы их имена и катание запомнились.
Несмотря на серебряную медаль и выход в финал Гран-при, выступление Погорилой в Москве выглядело весьма неубедительным, и главной причиной случившегося подавляющее большинство называет давление домашних трибун. Но давайте перенесемся назад во времени и посмотрим - а как вообще выступала Погорилая вне родных стен? И были ли основания так уж рьяно ожидать от нее безошибочного катания?
Погорилая после серьезной травмы вернулась на конкурентоспособный уровень к юниорскому чемпионату мира 2013 года в Милане. Там она выиграла бронзу, уступив Елене Радионовой и Юлии Липницкой. Именно тогда на Погорилую обратили внимание. Пока еще не как на одну из вероятных претенденток на олимпийскую путевку, но как минимум на фигуристку из обоймы "русского бума" во главе с Аделиной Сотниковой и Елизаветой Туктамышевой.
Но катание Погорилой на том турнире вряд ли можно назвать уверенным - фигуристка допустила ошибки на флипе в короткой программе, не блеснула стабильностью на прыжках в произвольной и в целом каталась суетливо и достаточно расхлябанно. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Погорилая после короткой программы опережала ставших четвертой и пятой Липницкую и Радионову. Но те во второй день соревнований смогли собраться - Радионова выиграла золото, Липницкая - серебро, тогда как Анна произвольную программу исполнила далеко не блестяще и осталась третьей.
Затем последовал первый взрослый, к тому же, олимпийский сезон, когда Погорилая впервые в карьере одержала победу на этапе Гран-при в Китае, опередив будущую олимпийскую чемпионку Аделину Сотникову и призера Олимпиады Каролину Костнер. После короткой программы, в которой Сотникова и Костнер ошибались, а Погорилая откаталась чисто, наша героиня шла третьей (компонентов она получила на порядок меньше). Но в самом начале произвольной Сотникова на флипе упала так неудачно, что едва не травмировалась – хорошо, что вообще докатала программу. Приехавшая на турнир с травмой Костнер "наколбасила" двойных и недокрученных тройных прыжков. А Погорилая обошлась без падений, но все-таки прыжки во второй половине программы были сделаны "на минусы", а одного из акселей не было вообще. Естественно, победу Анны никто не оспаривает - не зря футболисты говорят "игра забудется, а счет останется". Но чистого катания не было и в помине.
На своем втором Гран-при во Франции Погорилая остается третьей, уступив той же Сотниковой и американке Эшли Вагнер. В короткой программе Анна не впервые делает бабочку на двойном акселе - вообще в прошлом году сложностей с этим прыжком у нее было более чем достаточно. В произвольной фигуристка выдает лучший прокат сезона, но и в нем были ошибки. А третье место объясняется тем, что у Сотниковой и Вагнер этих ошибок не было.
Ситуация в целом повторилась и в финале Гран-при, где Погорилая осталась без "дупля" в короткой программе и заняла последнее шестое место, а в произвольной у нее были проблемы как с акселями, так и с флипом, что не позволило россиянке подняться в общем зачете выше. Чемпионат России и вовсе получился провальным - десятое место в короткой программе, пятое - в произвольной, восьмое - в тотале. На этом первая олимпийская история Погорилой закончилась, не начавшись.
Но все изменилось в тот момент, когда Анна в конце февраля, победив в финале Кубка России, завоевала право выступить на своем первом взрослом чемпионате мира - точнее, заменить в составе участниц ставшую олимпийской чемпионкой Сотникову. Уже после турнира, где россиянка стала четвертой и обновила все личные рекорды, где она проявила характер и не выглядела на льду "разобранной", Погорилая не раз отмечала, что ей всегда нужно готовиться так же, как к этому чемпионату мира. "Я тогда работала, как зверь-машина", - вспоминает спортсменка, добавляя, что даже в школу не ходила. И во всем, абсолютно во всем слушалась тренера. Завершив не самый убедительный сезон блестящим выступлением на своем самом серьезном турнире в карьере, Погорилая убедила всех в том, что прежних ошибок, нервов, трясущихся рук и коленок больше никто не увидит.
После показательного турнира Japan Open, которым Погорилая открыла нынешний сезон, фигуристка с явным отчаянием в голосе говорила: "Мы с тренером уже просто не знаем, в чем еще уступаем соперницам..." В Японии Анна проиграла Радионовой и местной спортсменке Сатоко Мияхара, набрав совсем небольшую сумму баллов за пусть и не совсем безошибочный прокат произвольной программы.
Но победа на Гран-при в Канаде вновь все перевернула с ног на голову - в первую очередь в сознании самой Погорилой. На домашний этап Гран-при она приехала уверенная в своих силах и, вероятно, в победе. Третье место после короткой программы, которая после первого же движения фигуристки на разминке перед выходом на лед (это было падение при попытке сделать лутц) была обречена на провал, казалось недоразумением. Но в произвольной напряжение возросло до таких масштабов, что справиться с ним Погорилая не смогла.
Вывод отсюда один - неумение справляться с нервами для Погорилой дело привычное. Только за победами и призовыми местами такие детали порой забываются. Как забываются и нестабильность, и сложности с акселем, и проблемы с вращениями, которые, как оказалось, до сих пор есть и периодически вываливаются "призраками из шкафа". Нельзя обойти стороной и еще один факт - на вопрос, каким образом настраивала спортсменку на произвольную программу ее тренер Анна Царева, Погорилая ответила, что от тренера она "просто убежала, и вряд ли что-нибудь бы изменилось, если бы Анна Владимировна попыталась меня как-то успокоить". Эти слова в корне отличаются от данной самой фигуристкой установки - работать, как "зверь-машина", и во всем слушаться тренера.
Что дальше? Вероятно, нужно попытаться сместить акцент с прыжков, основанных на ощущениях, на прыжки технические. Что мы имеем в виду? Примерно вот что: когда фигурист в ударе, он может выпрыгивать и лететь надо льдом под любым углом наклона, а на приземлении "спасать" прыжок за счет чувства равновесия и собственного тела. Когда волнение делает ноги ватными, а сознание - помутненным, на чувствах не то что ничего не спасешь, а только испортишь.
Обратный пример - Мария Ставицкая. Она вышла на дебютный для себя Гран-при после всего двух месяцев катания, которым предшествовал восьмимесячный перерыв, связанный с серьезной травмой паха. Безусловно, Ставицкая теряет баллы на дорожках, она явно уступает Погорилой в скольжении, но прыжки делает уверенно и стабильно. Ошибки, конечно, также случаются, но едва ли они продиктованы психологическим состоянием спортсменки. А техника даже в условиях стресса разваливаться не должна.
Только не надо воспринимать наши заметки так, как будто мы не видим вообще ничего положительного. Еще как видим! Погорилая для своего 16-летнего возраста показывает весьма серьезное катание, образы в программах нынешнего сезона уже далеко не детские, а полные смысла. Да и что говорить - если Анна демонстрирует уверенное и собранное, а не расхлябанное, катание, ее прыжки выглядят очень мощными и о срывах речи не идет. Плюс ко всему - порой спортсменам нужно упасть с определенной высоты и даже желательно побольнее удариться, чтобы вновь взлететь. Примеров этой теории наберется великое множество. И мы тут еще подумали… Раз у Погорилой так здорово получается гендерно преображаться в показательном номере под песню Кончиты Вурст, может быть, ей и во время соревнований мысленно вызывать себе на помощь условного Андерса Погорилого? Вдвоем-то справляться с волнением намного легче!