Комментарий был точен. Собственно, и главная сенсация по итогам первого выхода танцоров заключалась в том, что одни из наиболее вероятных претендентов на место в сборной Виктория Синицина и Никита Кацалапов оказались на четвертом месте, проиграв почти 10 баллов своим бывшим партнерам – Руслану Жиганшину и Елене Ильиных.
Десять баллов – расстояние слишком серьезное, чтобы думать о реванше. По факту расстановка означала, что все мысли о чемпионате Европы-2015 Синициной и Кацалапову можно отбросить уже окончательно, причем даже в том случае, если восстановиться к началу континентального первенства не сумеют чемпионы России-2014 Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев.
В каком-то смысле неудачный старт можно было посчитать несчастным случаем: партнерша оказалась слишком сильно не “в ногах”, а поскольку уровень сложности совместных дорожек и обязательных секций танца оценивают по наиболее слабому из исполнителей, общая итоговая оценка получилась удручающе низкой.
В тренерских кругах допускали даже то, что Никита с Викторией могут вообще отказаться от дальнейших выступлений. Но танцоры не отказались. Более того, прекрасно провели утреннюю тренировку в пятницу.
Впрочем, рассчитывать, что в произвольном танце серьезно ошибется кто-либо из впереди стоящих дуэтов, не приходилось: все три пары приехали в Сочи в превосходной форме.
***
Вынужденная пауза Бобровой и Соловьева в тренировках и выступлениях хоть и лишила ежедневного тренировочного спарринга Ксению Монько и Кирилла Халявина, но одновременнно с этим пошла танцорам в плюс. Образно говоря, сняла с них клеймо вечных “дублеров” и сопутствующей этому статусу внутренней обреченности. Формально Монько и Халявин добрались до произвольного проката третьими, но с достаточно мизерным отставанием от Александры Степановой и Ивана Букина и серьезным намерением оставить произвольный танец за собой.
Степанова и Букин катались первыми и справились с программой прекрасно. Пожалуй, впервые их танец со всеми наворотами и “фишечками” заиграл в полную силу.
От чемпионов Иван с Сашей отстали в произвольном танце совсем немного. На самом деле в ходе проката Ильиных и Жиганшина стало понятно, до какой степени они устали, вытянув всю первую половину сезона и блестяще завершив ее главной для себя победой.
Чемпионский танец не получился безукоризненным. Да и наверное не мог стать таким: слишком сильно проявлялась усталость в каждом отдельно взятом движении и в том, с каким внутренним надрывом танцоры словно балансировали на той грани, за которой могло случиться все, что угодно. Об этом говорил и тот факт, что результат дуэта оказался в произвольном танце вторым, с пусть крошечным, но отставанием от Монько и Халявина.
Наверное, это было объяснимым. На протяжении нескольких месяцев подряд Лена и Руслан словно старались опровергнуть старинную китайскую поговорку о том, что невозможно слишком долго стоять на цыпочках. Они стояли, тянулись что есть сил наверх, делали невозможное. Собственно, основную для себя задачу они выполнили и в Сочи.
***
Перед тем как в "Айсберге" началась гораздо более жестокая битва за места в сборной – женская, – мы разговорились на трибуне с чемпионкой Игр в Сочи Аделиной Сотниковой. Вспоминая свое олимпийское выступление, она призналась, что всегда хотела понять: что именно заставляет совсем молодых девушек уходить из спорта, выиграв Олимпиаду? Почему бывает так тяжело продолжать?
И сама же ответила:
– Это очень большой груз ответственности – кататься и выступать, когда на тебя не просто смотрят миллионы людей, но обсуждают каждый твой поступок, твою спортивную форму, твой внешний вид, твои результаты. Я все-таки постарше, чем была Тара Липински, в 15 лет выигравшая Олимпиаду в Нагано. Возьмите ту же Юлю Липницкую – ей сейчас всего 16. Чуть что-то пошло не так, со всех сторон посыпались упреки. Что Юля уже не та, что была год назад, не такая уж "железная"... А люди никогда не бывают железными. Они – просто люди. И всем нужна поддержка.
В Сочи Липницкой действительно пришлось непросто. Неизбежный и заметный внешне процесс взросления в какой-то момент начал достаточно сильно диссонировать с выбранным для короткой программы стилем маленькой девочки – словно спортсменка “вырастала” из него на глазах. А кроме этого “маленьких девочек”, гораздо более легко справляющихся со своими ничуть не менее сложными постановками, среди участников российского чемпионата оказалось хоть отбавляй.
Показывать результат, когда все обстоятельства против, а окружающие жаждут чуда, – занятие невероятно тяжелое. Юля билась с этой задачей, как могла. Отчаянно сражалась за каждый прыжок и сама сказала об этом после проката. Но все равно осталась шестой.
***
Карпоносов, рассуждая о танцах, на самом деле исчерпывающе сформулировал суть любого отбора: для любого руководителя важно не кто именно из спортсменов борется за места в команде, а на что эти спортсмены могут рассчитывать, оказавшись на главных чемпионатах. Взять того же Константина Меньшова: можно сколько угодно рассуждать о его музыкальности и уникальной пластике, но все это бьется единственным аргументом, который подтверждался не один раз: в условиях жесткой конкурентной борьбы фигурист ненадежен – начинает ошибаться.
К сожалению, именно так случилось и на этот раз. Прекрасно справившись с короткой программой, Меньшов завалил произвольную, а после того, как по сумме двух прокатов его опередил Адьян Питкеев, можно было считать судьбу третьей путевки на чемпионат Европы решенной.
Две первые вакансии предстояло разыграть между собой Сергею Воронову и Максиму Ковтуну.
Российскому мужскому катанию на самом деле очень повезло, что в нем образовалась эта связка. Причем образовалась в тот момент, когда Воронова, по сути, уже списали за бесперспективностью, совершенно не ожидая, что он, перейдя в группу Этери Тутберидзе, бросит всего себя на ледовый алтарь и благодаря этому выцарапает у судьбы свой шанс. Если бы этого не произошло и Ковтун остался лидером-одиночкой, все мы, полагаю, куда сильнее страдали бы в ожидании, когда спортсмен наконец выйдет и откатает свои сложнейшие программы без “бабочек” вместо четверных и без последующих терзаний по этому поводу.
В произвольном прокате в Сочи все снова произошло по привычному сценарию – фактически по тому же самому, что случился две недели назад в финале “Гран-при” в Барселоне: Максим сорвал первый из четверных прыжков, которым открывалась программа, потерял на этом добрый десяток баллов, а главное – сильно испортил этим и настроение прекрасной по замыслу программы, и ее восприятие окружающими.
Воронов же в очередной раз дал понять: психологически он абсолютно готов к тому, чтобы занять в российской сборной место лидера. Прежде всего потому, что надежен. Пусть даже в каких-то компонентах уступает тем, кто моложе и потенциально сильнее. В произвольной программе Сергей опередил Максима почти на шесть баллов, и лишь не слишком высокий результат в короткой программе оставил его на втором месте.
Чемпионат России. Сочи. Ледовый дворец “Айсберг”. 26 декабря. Женщины. Короткая программа. 1. Радионова – 74,13. 2. Туктамышева – 73,62. 3. Медведева – 72,57. 4. Погорилая – 71,17. 5. Леонова – 67,99. 6. Липницкая – 66,90.
Мужчины. Финал. 1. Ковтун – 271,52. 2. Воронов – 270,53. 3. Питкеев – 240,96. 4. Меньшов – 237,27. 5. Горшков – 228,56. 6. Гачинский – 222,07.
Танцы. Финал. 1. Ильиных/Жиганшин – 171,41. 2. Монько/Халявин – 167,19. 3. Степанова/Букин – 166,19. 3. 4. Синицина/Кацалапов – 158,57. 5. Загорски/Гурейро – 145,13. 6. Косыгина/Морошкин – 132,84.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Сочи