Двадцать лет назад на чемпионате Европы-95, который проходил в Дортмунде, Марина Ельцова, выступавшая на тех соревнованиях в парном катании и занявшая со своим партнером Андреем Бушковым четвертое место, сказала мне: "На любом, даже самом крупном турнире, проиграв, теряешь лишь деньги. На чемпионатах Европы и мира поражение лишает уверенности".
Марина прекрасно знала, о чем говорит. Двумя годами ранее, выступая на своем первом европейском первенстве, они с Бушковым с наскока стали чемпионами. Точно так же, как в Дортмунде золото в мужском одиночном катании "с наскока" досталось 17-летнему Илье Кулику, а через год на чемпионате Европы в Софии победу забрала 16-летняя Ирина Слуцкая – дебютантка сборной и третий номер российской команды.
Таких примеров в истории спорта всегда было немало. Они же зачастую выводят некую закономерность: успех сопутствует прежде всего тем, кто с самого начала понимает: второго шанса произвести "первое впечатление" в спортивной жизни может не оказаться".
Повод поразмышлять о шансах и готовности спортсменов их использовать неизменно выдается на каждых крупных соревнованиях. Первый день турнира в Стокгольме не стал в этом смысле исключением – слишком уж неожиданным получился итог короткого танца.
Не думаю, что кто-то заранее был готов предположить, что третья (по российскому ранжиру) пара в составе Александры Степановой и Ивана Букина приедет к финишу четвертой, а вице-чемпионы России Ксения Монько и Кирилл Халявин не просто останутся позади, но не сумеют попасть в десятку. И те, и другие – дебютанты, то есть, рассуждая с общепринятых позиций, – имели право на ошибку. Просто сейчас, когда одни сумели выстоять в первом бою, а другие – нет, вряд ли кого удивит, если третью пару спустя какое-то время просто принесут в жертву. Такое ведь тоже случалось в фигурном катании великое множество раз. И дело отнюдь не в сторонних кознях и происках.
Выход тут один: вцепляться руками, ногами, зубами в свой пока еще существующий шанс и биться. Так, год назад на чемпионате России в Сочи Татьяна Тарасова сказала Максиму Ковтуну перед выходом на прокат: "Вот на этом льду – твоя собственная жизнь. А теперь иди и бейся за нее что есть сил".
Тогда, кстати, у фигуриста это получилось. А на дебютном чемпионате Европы – нет. А теперь просто на секундочку представьте: могла бы пойти спортивная жизнь Максима по иному руслу, если бы он тот предолимпийский чемпионат выиграл?
Скажете, не было шансов? А насколько велики в начале этого сезона были шансы на успех у Ильиных и Жиганшина? Это сейчас мы наперебой говорим о том, что в лице Лены и Руслана российские танцы получили дуэт с выдающимся потенциалом. Но ведь несколько месяцев назад все было совсем иначе.
Или взять Степанову и Букина. Не берусь даже предположить, какое количество сил и нервов понадобилось Александру Свинину и Ирине Жук, чтобы сначала пойти на риск, заложив в программы своих подопечных малореальную для того, чтобы выкатать, сложность, а потом все-таки суметь довести пару до пика формы и настроить ее на битву в самый нужный момент их непродолжительной пока карьеры. А те сумели выстоять, попутно разрушив стереотип, что в танцах все всегда заранее просчитано и расставлено в судейских головах.
Расхожая поговорка о том, что ты сначала работаешь на свое имя, а потом имя начинает работать на тебя, в спорте, безусловно, тоже актуальна. Просто работать на имя приходится изо дня в день – ведь парадокс большого спорта заключается еще и в том, что "первое впечатление" спортсмены фактически вынуждены производить каждый год. Новыми элементами, новой программой, новыми личными рекордами. Позволить предстать перед публикой не в лучшем виде, списав отсутствие прогресса на травмы, болезни или накопившуюся усталость, не могут порой даже состоявшиеся лидеры – слишком непостоянна в спорте чемпионская категория.
Хорошим примером в этом отношении стали, опять же, танцы. Сокрушительная неудача на этапе "Гран-при" в Шанхае Анны Каппеллини и Луки Ланотте, когда чемпионы мира и Европы позволили себе появиться на публике в весьма странном в плане готовности и костюмов состоянии, безусловно стала одной из составляющей их стокгольмских отнюдь не чемпионских баллов. Хотя в рамках новой системы судейства подобные вещи куда менее критичны, чем при прежних правилах, когда один-единственный неверный шаг мог обернуться потерей позиций, которые завоевывались годами. Примерно так это произошло с чемпионами мира Майей Усовой и Александром Жулиным в 1994-м, когда достаточно нелепое поражение на чемпионате Европы стоило им олимпийского золота в Лиллехаммере. Золота, к которому они шли два десятка лет.
Девичий турнир, которым открылась соревновательная программа четверга, точно так же, как накануне мужской, можно было условно разделить на две неравные категории: меньшую – тех, кто бьется за медали, и всех остальных. Первая из категорий почти полностью свелась к заключительной разминке, где помимо трех россиянок катались шведские сестры Хельгессон, опасность которых виделась лишь в наличии родных стен, и темнокожая француженка Мае-Беренис Мейте.
Намибийка, родители которой еще до рождения дочери перебрались в Париж, а затем в Витри-сюр-Сен, в 2011-м в возрасте 16 лет стала третьей на национальном первенстве и поехала на свой первый чемпионат Европы – в связи с тем, что первых двух спортсменок французская федерация фигурного катания решила отправить не на взрослый, а на юниорские турниры.
Свое место в будущей истории Мей в разговоре с журналистами, успевшими окрестить ее за цвет кожи второй Сюрией Бонали, определила тогда четко: "Я выиграю больше медалей, чем в свое время выиграла Бонали. Она – хорошая фигуристка, но кумиром ее не считаю. Буду кататься лучше!"
На льду юная француженка напоминала пятикратную чемпионку Европы тем, как отчаянно выцарапывала выезды после не самых идеальных приземлений. Добиться же серьезных наград у нее с тех пор так и не вышло – лучшим результатом было пятое место на прошлогоднем первенстве континента.
Положа руку на сердце, было трудно допустить, что в Стокгольме Беренис или кто-то другой сумеет спихнуть с пьедестала какую либо из трех россиянок. Все таки невероятная внутренняя конкуренция слишком высоко подняла уровень выступлений наших девушек. Некоторые сомнения были разве что в отношении Анны Погорилой, у которой на протяжении первой половины сезона еще ни разу не случалось безупречных прокатов.
В Стокгольм Аня приехала тем самым третьим номером, причем даже не с третьего, а с четвертого места на чемпионате России. Там же в Сочи обсуждался даже вариант, при котором Погорилая могла вообще не оказаться в команде – если бы к январю сумела восстановиться олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова. И только спустя некоторое время стало известно, что шанс на полноценный сезон у Ани все-таки есть.
Можно, конечно же, вспомнить банальное: “Какой с дебютантки спрос?” Но в то же самое время не получалось не думать о той условной очереди, которая пока что призрачно маячит за спиной третьего номера российской команды, но может стать реальной угрозой при первой же неудаче. Именно поэтому для Погорилой и ее тренера Анны Царевой первый выход на европейский лед не оставлял никакого права на ошибку.
К моменту выступления сильнейшей группы лучший результат имела вице-чемпионка Европы-2012 и одна из самых красивых одиночниц мира Кира Корпи. Она же стала первой, кто перешагнул уровень 60-ти баллов: не бог весть какой результат для борьбы за медаль, но то, что ближайшая из трех десятков уже отсоревновавшихся спортсменок была в семи баллах позади финки, исчерпывающе свидетельствовало о кризисе в женском европейском катании.
На этом фоне Погорилая и Радионова (единственные, кто включил в короткую программу сложнейший каскад с тройным лутцем), а так же Туктамышева, регулярно пробующая в тренировках тройной аксель, казались пришельцами из другой – недосягаемой – галактики.
Рассчитывать, что дебютное исполнение акселя случится на чемпионате Европы, правда, не приходилось – Елизавета пока еще не успела, по ее словам, набрать достаточной уверенности, чтобы риск стал оправданным. К тому же никто не отменял стратегию, согласно которой победительнице финала “Гран-при” стоило, конечно же, приложить максимум усилий, чтобы оставить золото европейского первенства за собой. А заодно и взять реванш у Радионовой, оставившей Туктамышеву лишь с серебряной медалью на декабрьском чемпионате России.
Первый шаг в этом направлении (сразу после прекрасного выступления Погорилой) получился у Лизы уверенным: результат 69,02 перекрыл прежний личный рекорд спортсменки на 1,03.
И кто бы мог подумать, что этого окажется недостаточно? Что интригу девичьего турнира до предела закрутит ребенок, готовность которого сражаться за каждый свой элемент – и “вытаскивать” его – даст фору любому из российских парней.
Чемпионат Европы. Стокгольм. "Глобен-Арена". 29 января. Женщины. Короткая программа. 1. РАДИОНОВА – 70,46. 2. ТУКТАМЫШЕВА – 69,02. 3. ПОГОРИЛАЯ – 66,10. 4. Корпи (Финляндия) – 60,60. 5. В. Хельгессон (Швеция) – 60,37. 6. Ю. Хельгессон (Швеция) – 59,55.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
29.01.2015 19:45