-- Нина Михайловна, на этапе Гран-при в Париже будут выступать две ваши пары. Как вы оцениваете готовность своих спортсменов к старту?
-- Это непростой вопрос. По тренировкам ребята готовы на все сто процентов. Но надо учесть, что Женя с Володей (Тарасова – Морозов – прим.) еще молодые по меркам парного катания и не имеют богатого международного соревновательного опыта, не до конца знают, как справляться с различными нюансами, не до конца знают себя. Поэтому случаются казусы, как на этапе Гран-при «Скейт Америка», когда в произвольной программе, сорвав первый элемент, они не смогли отработать программу дальше. Посыпались ошибки, и в сумме получилось то, что получилось, хотя потенциально спортсмены были готовы прокатать эту программу так же, как короткую. Из пяти выходов на каток в Чикаго, четыре были безупречными. Думаю, что ребят подвел психологический настрой.
Я сравниваю эту пару с Таней и Максимом (Волосожар – Траньков – прим.), Ксюшей и Федором (Столбова – Климов – прим.), и вижу разницу. Разницу в том, что до того, как эти фигуристы стали у меня тренироваться, они уже прошли такое горнило соревнований, переболели победами и проигрышами, и все это сделало их бойцами. Чем отличаются опытные спортсмены от молодых? Опытные выходят на лед и как звери бросаются на амбразуру, потому что понимают: едут побеждать. Чтобы воспитать у спортсменов психологию победителя, нужны время, опыт. Хотя бывают и «чемпионы по тренировкам», которые выходят на старт и не катаются.
Мне кажется, что Наташе и Александру (Забияко – Энберт – прим.) в каком-то смысле будет проще. Они из той категории спортсменов, которые умеют собираться. До того, как встать в пару, они перепробовали много чего. Наташа каталась за Эстонию долгое время, Саша тренировался и выступал с другими партнершами.
Опыт снимает многие вопросы и проблемы, том числе психологические. Это касается не только наших фигуристов. На чемпионате Европы я наблюдала за Бруно Массо – партнером Алены Савченко, которого также можно причислить к молодым спортсменам. Я видела, как волновался фигурист перед выходом на лед. Красное лицо, испарина на лбу…
Нужен опыт. Кто будет увереннее, наглее, психологически устойчивее, тот быстрее придет к результату. Так что готовность тренировочная и то, что спортсмен может показать на старте, разные вещи. Содержание у этих понятий разное.
-- Вы частично ответили на следующий вопрос, и все-таки, что помешало Тарасовой – Морозову подняться выше третьего места на «Скейт Америка»?
-- Тут много нюансов. Женя и Володя, как Наташа с Сашей лидировали после короткой программы на своих Гран-при. Первые -- на «Скейт Америка», вторые -- на «Кубке Ростелеком». Это было в первый раз в их жизни – победа после первого дня на таких серьезных соревнованиях. После такого нужно уметь себя собрать. В свое время мы проходили это с Таней и Максимом, когда после успешной короткой программы журналисты наваливаются на тебя, интервью, разговоры, вопросы, ответы… Объясняешь, выплескиваешь эмоции, а ведь на утро надо встать и начать все заново, с холодной головой. Выйти на тренировку спокойным и уверенным, настроиться на старт.
Жене с Володей в Америке, когда они на 7 баллов опережали соперников после короткой, задавали вопросы, которые были несколько преждевременными, но ребята вынуждены были отвечать, задумываться. На Ходынке, проходя мимо Наташи с Сашей и видя, как они разошлись, общаясь с журналистами, я тихо сказала: «Ребята, завтра произвольная».
Но это опыт. Я не жалуюсь. Пусть учатся. Через это надо пройти. Просто так ничего не дается