В последние годы роль турниров второй категории по фигурному катанию – а именно таким был «Мордовский орнамент», прошедший в Саранске 16-18 октября, – сильно изменилась. Раньше в так называемых бэшках участвовали для того, чтобы показать программу судьям и техбригаде, отработать элементы в соревновательном режиме и получить рекомендации от специалистов. Сейчас же на этапы серии «челленджер» ездят ради установления личного рекорда и повышения рейтинга, который позволит на главных стартах попасть в разминку посильнее. Специальный корреспондент «Чемпионата» все эти три дня внимательно отслеживал прокаты, после чего пришёл к неутешительному выводу, подкреплённому фотодоказательствами: высокие баллы, набранные нашими победителями в Саранске, это по большей части липа. И липа очень опасная для самих же спортсменов, которые входят в новый сезон с ложной уверенностью в своей готовности.
Наглядное пособие: «Молодец среди овец»
Стоит сразу сказать, что личные рекорды на челленджерах постепенно превращаются в самоцель. Для середняков всё ими и обычно ограничивается. Классический пример – итальянская танцевальная пара Гиньяр/Фаббри, набравшая в прошлом году на одном из таких турниров сумму баллов, сопоставимую с показателями мировой элиты.
Ни в Гран-при, ни на чемпионатах мира и Европы итальянцы даже и близко не подходили к такому результату.
Почему так получается? Количество мелких турниров в сезоне всё увеличивается, в итоге сильнейшие фигуристы раньше чем на этапах Гран-при друг с другом не пересекаются. А на «бэшках» выступают в роли наглядного пособия к поговорке «молодец среди овец». Вероятность, что даже три спортсмена мирового класса сойдутся на одном льду, крайне низка. Естественно, на общем уровне прокат элитного фигуриста будет казаться ещё более мощным, чем он по факту является. Отсюда и баллы, щедро выписываемые судьями. Добавим сюда эффект домашнего старта, и пожалуйста – рекордная сумма, получите-распишитесь. Завершившийся турнир в Саранске, ставший первым соревнованием такого рода в нашей стране, наглядно это подтвердил.
Компоненты Ковтуна выросли за одну ночь
Соревнования мужчин выиграл Максим Ковтун. Выиграл за счёт победы в произвольной программе. Короткую Максим, как это нередко с ним бывает, запорол, упав с четверного тулупа и сделав «бабочку» на акселе. Не выиграл Ковтун техническую составляющую и в произвольной программе, откатавшись вровень с израильтянином Самохиным и ещё одним россиянином Квителашвили, получившими серебро и бронзу соответственно.
Зато его преимущество в компонентах программы было просто подавляющим. Но самое интересное не это – каждый из компонентов Ковтуна по отношению к его же короткой программе подрос минимум на полбалла! Хотя прокат выдающимся не назвать: падение на четверном сальхове, отсутствие одного каскада.
Возникает лишь один вопрос – зачем? Для чего нужно на каждом домашнем турнире ставить Максиму, мягко говоря, спорные баллы за компоненты, вселяя в него ложную уверенность в том, что прибавлять во второй оценке, в общем-то, незачем? А потом журналисты и болельщики становятся свидетелями удивления спортсмена, когда на нейтральном льду внезапно открывшаяся «компонентность» Ковтуна столь же быстро и резко закрывается.
«Широко закрытые глаза» для Сотниковой
Не обошлось без любопытных моментов и в женском турнире. Состязания в столице Мордовии стали первым по-настоящему серьёзным стартом после победы в Сочи-2014 олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой. Выступление вне конкурса на этапе Кубка России и произвольная программа на шоу-турнире в Японии полноценным возвращением было сложно назвать. Здесь же и старт был полноценным, и соперница из тех, на чьём фоне можно проверить свою нынешнюю форму. Поощрительным призом Аделине от технической бригады стали «широко закрытые глаза» на втором тулупе в короткой программе и лутце в произвольной. Техспецы даже не стали просматривать эти моменты на повторе.
Что же касается итоговых результатов, то временная слепота на них не сказалась. Анна Погорилая блистательно выполнила произвольную, что принесло ей общий успех. Из топ-листа российских фигуристок, представивших свои программы в соревновательном режиме (а выступили уже все, за исключением Елены Радионовой), Погорилая пока произвела самое сильное впечатление.
«Какие ваши доказательства?»
Но компоненты Ковтуна и докруты Сотниковой были детскими шалостями по сравнению с тем, что происходило во время танцевального турнира. Он должен был пройти под знаком соперничества дуэта Елены Ильиных и Руслана Жиганшина с вернувшимися на лёд после травмы партнёра Екатериной Бобровой и Дмитрием Соловьёвым. Увы, «Мордовский орнамент» потерял свою главную интригу ещё до старта. Екатерина вдруг почувствовала себя плохо, и паре пришлось сняться с соревнований. Диагноз – пищевое отравление.
В отсутствие главных конкурентов все баллы словно пошли в один котёл. Котёл имени Елены и Руслана. Их короткий танец был явно рассчитан на эффект зрительского восторга. В нём не слишком много собственно вальса, зато предостаточно обращений к трибунам а-ля «Я не вижу ваших рук!». И это сработало в полной мере – болельщики замечательно приняли фигуристов, сумма баллов за прокат стала лучшим результатом сезона в мире. Произвольный на музыку из фильма «Фрида» дался танцорам гораздо сложнее. Была грубая ошибка на твизлах, и не очень здорово выполнена дорожка шагов. После финального аккорда смотреть в сторону технической бригады было интереснее, чем на лёд.
Давайте посмотрим туда вместе – для этого есть фотографии. Итак, вопросы техспецов вызвало совместное вращение, за которое изначально был выставлен второй уровень сложности. Смотрим первую фотографию: в строчке с номером 4 синей колонки (где пишутся элементы и их уровни) написано CoSp2 — это значит комбинированное вращение, второй уровень.
Элемент просматривался судьями много раз. В итоге техбригада с помощью повторов углядела касание льда коньком партнера, и уровень был понижен до первого – CoSp1 (это хорошо видно на фотографии 2).
Казалось бы, все спорные моменты улажены. Но неожиданно многострадальное вращение уже после окончания анализа других спорных моментов вновь подверглось тщательному изучению, а его уровень вновь изменен. Думаете, на изначально поставленный второй? Чёрта с два – на максимально возможный четвёртый! При этом тип вращения с комбинированного поменялся на простой. Это вы и видите на третьей фотографии – Sp4, то есть уровень уже четвертый, а само вращение меняется с комбинированного на простое (пометка Co волшебным образом исчезает). На табло зажигается сумма баллов за произвольный танец и общий результат. Есть рекорд сезона – 176,70!
Зрители, не имевшие возможности заглянуть в судейские мониторы, разразились овациями. Что скрывалось за «гуляющими» уровнями от первого (2,6 балла) до четвёртого (5,6), и лёгким движением руки, превратившим вращение в элегантные шорты, для спецкора «Чемпионата» осталось тайной.
Не очаровываться, чтобы не разочароваться
На фоне развеселого судейства в других видах, парное катание осталось в тени. Юко Кавагути и Александр Смирнов соревновались в абсолютно иной лиге даже по сравнению с учениками Нины Мозер Забияко/Энбертом. Возможно, в другой стране их сумма была бы меньше баллов на 10-12, но всё равно победа действующих чемпионов Европы сомнений не вызвала, как и отрыв от серебряных призёров.
Если же дать краткое резюме, то в Саранске прошёл любопытный во всех отношениях турнир. Первый блин точно не стал комом в плане организации и антуража. Иностранным спортсменам «Мордовский орнамент» запомнится надолго. Практически для каждого фигуриста у зрителей нашлись тёплые слова, аплодисменты и подарок на память. А россиянам, особенно тем, кто стал победителем, можно дать совет не придавать полученным баллам слишком большое значение. Чтобы потом не быть разочарованными суровой действительностью.