В эти выходные фигуристы закрыли сезон командным чемпионатом, где соревновались сборные Азии, Европы и Северной Америки. Пока Международный союз конькобежцев устраивает странные эксперименты ради привлечения новой аудитории, «Матч ТВ» предлагает 5 простых реформ, которые повысят популярность фигурного катания.
Евгения Медведева
Реформа №1. Продлить серию Гран-при и перенести финал во вторую часть сезона
Международный сезон в фигурном катании начинается в октябре и заканчивается в конце апреля. Самыми насыщенными получаются осенние месяцы – каждую неделю новый этап Гран-при. Правда, стартовать получится не на всех. Лидеры мирового рейтига имеют право заявиться на два этапа (при этом в каждом не больше 12 участников), удачное выступление на которых позволяет отобраться в финал. Таким образом, у самых успешных фигуристов в начале сезона получается три международных старта за два месяца. А дальше – почти двухмесячный перерыв перед чемпионатом Европы и еще столько же перед чемпионатом мира.
Такие паузы мешают всем. Спортсменам без соревнований сложно поддерживать форму, Международному союзу конькобежцев (ИСУ) – интерес к фигурному катанию. Хотя решить проблему, кажется, несложно: добавить несколько этапов Гран-при, а финал перенести во вторую половину сезона.
Ритмичный календарь поможет сохранить внимание лояльной публики и расширить аудиторию. Новые этапы в качестве эксперимента можно привезти даже в Южную Америку. Там уже есть своя чемпионка – Айседора Уильямс из Бразилии. В 2014-м она смогла квалифицироваться на Олимпийские игры, а в этом сезоне завоевала два серебра на турнирах ИСУ в Филадельфии и Будапеште.
Реформа №2. Внести изменения в судейскую систему
В этом сезоне вновь заговорили о несовершенствах судейской системы. Формальным поводом стал рекорд японца Юдзуру Ханю. В финале Гран-при он набрал 330,43 балла по сумме двух программ, при этом качество исполнения элементов, которое позволяет уменьшить или увеличить оценку, было максимальным. Получается, что при нынешней системе рекорд Ханю побить практически невозможно.
Сейчас оценка за элемент складывается из его базовой стоимости (заранее известной) и коэффициента GOE (Grade of Execution) – за качество исполнения арбитры могут добавить/отнять до трех баллов, самая высокая и низкая оценки отбрасываются, а из остальных выводят среднее. Этот коэффициент и планируют подкорректировать.
«В шкале семь градаций, – объясняет представитель технического комитета ИСУ Александр Лакерник. – Есть ощущение, что она маловата. Чтобы судьям было проще отличать спортсменов по уровню катания, ее можно увеличить до десяти градаций. А, может, и больше. Появится оценка «+4» или даже «+5».
Такие поправки помогут решить еще одну проблему: судьи оценивают ультрасложные элементы мягче, чем более простые. И, например, в четверном прыжке прощают то, что не прощают в тройном. Так, на чемпионате мира в Бостоне Юдзуру Ханю исполнил четверной сальхов с ошибкой (касание льда рукой при приземлении) и получил за него 9,64 балла. А китаец Боян Цзинь за идеальный и не менее сложный тройной аксель заработал чуть больше 10 баллов.
У спортивных пар Юко Кавагути и Александр Смирнов набирают за свой четверной выброс с ошибкой почти столько же баллов, сколько Ксения и Столбова и Федор Климов за свой безупречный тройной. На этапе Гран-при в Москве в итоговом протоколе их разделили примерно 0,69 балла. И это неправильно. Если элемент сложный, он, естественно, должен стоить дороже, но качество его исполнения при этом должно оцениваться по тем же параметрам, что и у более простых элементов.
В ИСУ этот вопрос обсуждается очень активно, но вряд ли решение примут раньше 2018 года – слишком мало времени до Олимпиады.
Реформа №3. Повысить возрастной ценз в соревнованиях женщин
Евгении Медведевой, абсолютному лидеру женского одиночного катания на старте этого сезона не было и 16-ти. 19-летняя олимпийская чемпионка Аделина Сотникова после выступления на этапе Гран-при в Москве сокрушалась: «Я уже такая старая!». На чемпионате России самая опытная участница Алена Леонова оказалась старше самой юной Алисы Федичкиной почти в два раза – 25 лет против 13.
На чемпионатах Европы, мира и Олимпиадах такое невозможно. Там действуют возрастные ограничения – и стартовать могут только те спортсмены, которым по состоянию на 1-е число предыдущего июля исполнилось 15 лет.
Правда, в ИСУ подумывают о том, чтобы вернуться к правилам, актуальным до 2000 года. Тогда совсем юным фигуристкам позволяли выступать на взрослых турнирах, только если они становились призерами чемпионата мира среди юниоров. Благодаря этому американка Сара Хьюз дебютировала на чемпионате мира-1999 в возрасте 14 лет. Сторонники таких перемен утверждают, что сегодня 14-летние девочки легко справляются со взрослыми программами, а, значит, нет никакого смысла держать их среди юниоров. Но это не совсем так. Во-первых, далеко не все способны в таком возрасте показать содержательное катание. И дело не столько в технике – с этим справляются многие, сколько в пластике и способности вжиться в образ. А, во-вторых, на первый взрослый сезон обычно приходится переходный возраст. Пережить его в таких условиях тяжело вдвойне.
Примеров – масса. Чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева не смогла отобраться на Олимпиаду в Сочи и признавалась позже, что просто не справилась с давлением и проблемами переходного возраста. Юлия Липницкая продержалась в олимпийском сезоне, но практически полностью пропустила следующий. И до сих пор не может набрать форму. А бронзовый призер чемпионата мира-2016 Анна Погорилая три года подряд не могла показать стабильный результат.
Учитывая это, ИСУ мог бы увеличить возрастные ограничения для международных турниров до 17-18 лет. Так переход от юниорского катания к взрослому стал бы более гармоничным. А зрителям и судьям было бы намного проще объективно оценивать участниц соревнований, не сравнивая детей со взрослыми спортсменками.
Реформа №4. Обязать фигуристов в каждом сезоне показывать новые программы
В ИСУ так увлеклись технической сложностью программ, что пропустили один важный момент – многие фигуристы, особенно спортивные пары, стали показывать одни и те же программы несколько сезонов. Понять это можно. Правила меняются быстро и в сторону усложнения, поэтому выучить что-то новое за три с небольшим месяца межсезонья непросто. В результате первая половина сезона уходит на то, чтобы доработать программы и исправить ошибки. А эту часть работы ни зрители, ни судьи видеть не должны.
Отчасти именно поэтому Юко Кавагути и Александр Смирнов повторили в этом сезоне прошлогоднюю произвольную программу на музыку из симфонии Чайковского «Манфред», дополнив ее несколькими элементами ультра-си. Программа хоть и стала свежее, все равно была слишком хорошо знакома публике. Смотреть одно и то же два года подряд скучно. Да и катать, как выясняется, тоже. «Честно говоря, я не хотела оставлять произвольную программу, – призналась Юко Кавагути. – Я этого «Манфреда» слышать даже не могла – меня чуть ли не выворачивало».
К тому же повторяться не слишком справедливо по отношению к соперникам, которые готовят новые программы и тратят часть сезона на то, чтобы их обкатать.
Чтобы борьба была равной, все без исключения должны начинать сезон с новыми программами. Любые повторы – под запретом.
Реформа №5. Систематизировать выбор музыки
Во время показательных выступлений на чемпионате России песня I Put A Spell On You прозвучала три раза подряд. И это еще не предел. Из композиций, которые фигуристы выбирают для своих программ, уже давно можно составить hate-лист – так часто они повторяются и так сильно надоели болельщикам. Взять хотя бы этот сезон: Крэйга Армстронга и Фредерика Шопена можно было услышать больше 10 раз, чуть реже звучали Эннио Марриконе и Джакомо Пуччини.
К счастью, были и те, кто пытался внести разнообразие. Произвольная программа Ксении Столбовой и Федора Климова на музыку из документального фильма «Неизвестный известный» о бывшем министре обороны США Дональде Рамсфелде помогла победить в финале Гран-при с личным рекордом – 154,60 балла. Это всего на шесть сотых меньше мирового рекорда, который Татьяна Волосожар и Максим Траньков установили в 2013 году.
Сизерон и Пападакис
Тяжелее всего танцорам – им музыкальные ритмы ИСУ задает заранее. В этом сезоне обязательным был вальс. Уйти в такой ситуации от танцевальной классики – Штрауса и Чайковского – сложно, но многие попытались. Так, чемпионы мира и Европы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон вальсировали под саундтрек из фильма Мадонны (мелодрама «МЫ. Верим в любовь» о романе короля Великобритании Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон – «Матч ТВ»), а россияне Елена Ильиных и Руслан Жиганшин решились на еще более смелый эксперимент и выбрали для своего танца Somebody To Love и We Will Rock You группы Queen.
В ИСУ давно обратили внимание на музыку. Чтобы выбор стал богаче, начиная с сезона-2014/15, фигуристам разрешили выбирать для своих программ композиции со словами. Но этого оказалось недостаточно. Музыка все равно повторяется от сезона к сезону. Все может измениться, если ИСУ введет более четкие правила выбора. Можно ввести систему, привязанную к рейтингу. Первыми выбирают фигуристы из первой десятки, через неделю – следующие десять – и так далее. При этом в случае совпадения преимущество получают спортсмены с более высоким рейтингом.
Кроме того, в конце каждого сезона можно выбирать 3-5 композиций, которые в следующем году звучать не должны. Начать можно с «Болеро», «Кармен» и «Половецких плясок».
Текст: Марина Крылова