Блог Нескончаемый след коньков
Предолимпийский бал на льду Хельсинки. Субъективные заметки о ЧМ 2017 года
Свернутый текстЗавершившийся в Хельсинки чемпионат мира останется в моей памяти событием совершенно особого рода, поскольку впервые в жизни мне довелось наблюдать соревнования подобного ранга воочию. Неделя в Финляндии пролетела, как одно мгновение... Впечатлений столько, что просто голова идет кругом!
Мы с мужем приехали в Хельсинки в воскресенье днем. Оказалось, что наш маленький отель расположен очень удачно - всего минутах в десяти ходьбы от вокзала, а вокзал нам был нужен каждый день, поскольку добираться до Хартвалл-арены, где проходил чемпионат, было удобнее всего на электричке. Она шла до первой от Хельсинки станции всего 4 минуты, а дальше нужно было еще минут 10-15 пройти уже до самой арены. Мы съездили туда в первый же день нашего пребывания, чтобы разведать обстановку и прикинуть, сколько нам понадобиться времени, чтобы добраться до места. В полчаса вполне можно было уложиться.
С утра понедельника на главной арене начинались тренировки, расписанные с 6 утра до 11 вечера. Билеты на тренировки тоже входили в наш комплект: мы приобрели именно его, поскольку он стоил дешевле, чем при покупке билетов отдельно на каждый день соревнований. Так что в первые два дня мы поприсутствовали на тренировках. Конечно, были мы далеко не на всех из них, но то, что видели, было тоже довольно интересно.
Совершенно великолепны были все ребята-японцы и наши девочки, в особенности Женя Медведева. Женя и Юзуру Ханью невольно заставляли вспомнить пословицу "Против лома нет приема": видимо, нечто, схожее по эмоциям, должны были испытывать их соперники, глядя на то, как они безошибочно "печатают" каскад за каскадом. Женя неоднократно делала каскады из трех, а однажды и из четырех прыжков, да при этом еще и с поднятой над головой одной или обеими руками.
Прекрасно выглядели и китайские пары, но и наши очень старались. Надо сказать, что интерес к тренировкам был немалый: уже с утра на трибунах было достаточно зрителей, и с каждым часом они заполнялись все больше и больше. Особенно много было японцев, которые бурно приветствовали каждый удачно исполненный своими любимцами элемент. И они же дружными рядами стали покидать Хартвалл-арену, когда тренировки японской сборной закончились.
На тренировках можно было сидеть, где хочешь, и мы устроились совсем близко ото льда, прямо над тем местом, где фигуристы выходят на лед и где уже к середине первого дня появились постеры с пожеланиями любимым фигуристам от поклонников. Едва войдя в зал, мы наткнулись на Анну Леванди, которую я хорошо помню как Анну Кондрашову, серебряного призера ЧМ 1984 г. Мне она нравилась в то время, пожалуй, больше всех из наших одиночниц. Она давно живет в Эстонии, замужем за эстонцем, выучила эстонский язык и тренирует фигуристов в Таллине. Я перекинулась с ней несколькими словами (видно, что ей было приятно, что ее помнят как спортсменку) и взяла автограф у ее ученицы Хелери Хяльвин - симпатичной фигуристки, которая, правда, не прошла в произвольную программу, хотя и каталась в короткой очень хорошо для себя. Но, конечно, все это было только предвкушением праздника.Соревнования в парном катании вызвали у меня достаточно нареканий необъективным судейством. Да, я снова о них – об Алене Савченко и Брюно Массо. Я уже не раз писала о том, что не являлась поклонницей Алены в ее дуэте с Робином Шолковы (вот к Робину я, наоборот, всегда относилась с симпатией), не перешла в ряды ее почитателей и тогда, когда она встала в пару с Брюно Массо. Правда, я всерьез рассматривала такую вероятность, что вживую катание Савченко может произвести впечатление совсем иное и изменит мое представление о мастерстве дуэта.
Не изменило: сумасшествие трибун при выступлении Савченко и Массо по-прежнему за гранью моего понимания. Наверно, слишком далеко отстоят мои критерии того, что является хорошим вкусом в парном фигурном катании, от того, что демонстрируют эти фигуристы. Их короткую программу иначе, чем китчем, не назову – эта расхлябанность, вероятно подразумевающая раскованность, и вихляние бедрами и пятой точкой вызывают у меня эстетическое отторжение. Судьи как-то закрыли глаза на две грубые ошибки – приземление на две ноги в параллельном 3С у партнерши и опять-таки приземление на две ноги и касание рукой на выбросе 3А: 79.84 балла за этот «спектакль» удивили бы кого угодно, если бы это была не Савченко. Уверена, что любой нашей паре за равноценное выступление таких баллов бы в жизни не выставили.
Произвольная программа Алены и Брюно поставлена в ином ключе – лирическом, но если говорить о ее эстетическом восприятии, то позволю себе процитировать слова моей подруги Ольги Алтуховой, лучше которых, пожалуй, не найти и под которыми стопроцентно могу подписаться: «Очень красивая произвольная Савченко-Массо совсем не трогает, потому что это история не про них и не для них. А актерские способности у фигуристов не на такой высоте (особенно у Бруно), чтобы настроение, заложенное в хореографии, сыграть. Все кажется несколько формальным, и красивый значимый жест Алены в финале совсем не «исполнен душой»»…
Да, было у них несколько эффектно исполненных элементов – например, «тяжеловес» Брюно поймал Алену при приземлении с подкрутки и жимом поднял одной рукой в поддержку. Технически же фигуристы, как и в короткой программе, не избежали ошибок: у партнерши вновь было приземление на две ноги с касанием льда рукой в выбросе 3А и приземление на две ноги с недокрученного выброса 3С. И опять судьи расщедрились на оценки – 150.46 балла! Явно было видно их желание вытянуть этот дуэт на первое место.
И тем почетнее в этой ситуации победа китайцев Венцзинь Суи и Кон Хана! Если учесть, после каких травм пришлось восстанавливаться партнерше, то выражение «снимаю перед ними шляпу» не в силах передать всех моих эмоций. Короткая программа этого дуэта была, не побоюсь этого слова, поистине фантастической! КАК могли парники – не танцоры! – до такой степени передать дух и характер блюза в программе, где каждый элемент находился точно на своем месте и был исполнен на высочайшем уровне! Одна их подкрутка с рукой партнерши над головой чего стоит! И такая параллельность в прыжке, в шагах, изумительной красоты дорожка – единение партнеров на каком-то клеточном уровне! Разница меньше, чем в два балла с Савченко и Массо, где партнеры по-прежнему смотрятся отдельно друг от друга, выглядела, по-моему, как насмешка над здравым смыслом.При исполнении Венцзинь и Коном произвольной программы у меня буквально дыхание сводило от переживаний за фигуристов и погруженности в то, что они творили на льду! Это было настоящее Искусство! Феерически смотрелась их четверная подкрутка, их каскад 3-2 с поднятыми над головой руками во втором из прыжков, их поддержки и выбросы… Да, было падение партнерши на параллельном 3С, но оно совершенно не нарушило художественной цельности программы и не помешало фигуристам исполнить все остальное на высочайшем уровне! Яркая, заслуженная победа китайской пары!
Великолепно выглядел и второй китайский дуэт – Сяою Ю – Хао Чжан. В их гармоничной короткой программе каждый элемент был исполнен просто образцово, и при этом партнеры все время были «в одной связке»! Даже не верилось, что такое единство демонстрирует дуэт, начавший совместные выступления только в этом сезоне. В произвольной программе Ю и Чжана после блестяще исполненной четверной подкрутки партнерша сорвала каскад, но это была единственная к ним претензия – все остальные элементы они исполнили очень хорошо, и их программа не затерялась на фоне других интересных программ.
Сенсацией, правда, в некотором роде ожидаемой, учитывая их провалы в нынешнем сезоне, можно счесть результат, показанный двукратными на тот момент чемпионами мира канадцами Меган Дюамель и Эриком Редфордом. Словно бы у судей спала с глаз пелена, и они, наконец, увидели, что «король-то голый»!
Короткая программа, которая и сама по себе никогда не представала шедевром хореографической мысли, в беспощадном свете выявила все недостатки пары – небрежность, неряшливость жестов, суетливость и полное отсутствие взаимопонимания между партнерами. Без своего единственного козыря – параллельного 3Л – Меган и Эрик сразу же перешли в разряд аутсайдеров, тем более что и в отсутствии элемента ультра-си они не обошлись без ошибок – корявого выезда партнера с параллельного 3Т, столь же грязного выезда партнерши с выброса, да и их подкрутка, получившая, тем не менее, третий уровень, выглядела на фоне подкруток других пар какой-то раскорякой. Поэтому победный жест Меган по окончании программы остался мне непонятен – чему там было радоваться?
Никогда мне не нравилась и произвольная программа канадцев, поставленная под кошмарную – не побоюсь этого слова! – интерпретацию знаменитой песни Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien» Патрисией Каас. Она, похоже, просто из кожи вон лезла, чтобы не быть похожей на свою легендарную предшественницу, но явно переусердствовала в этом. Не знаю, чем уж именно эта интерпретация оказалась близка сердцу канадских фигуристов, но программу, поставленную под нее, вряд ли можно назвать удачной. Но, даже не вдаваясь в критику недостатков ее хореографической интерпретации, скажу, что катались фигуристы откровенно плохо: сделали вразнобой каскад, затем Меган уселась на лед после попытки исполнения четверного выброса (там, похоже, и трех оборотов не набралось), чиркнула ногой лед после второго выброса… Одним словом, «кошмар на улице вязов» - и итоговое 7-е место.
Зато у их соотечественников Любови Илюшечкиной и Дилана Московича программы в этом сезоне на редкость удачные. Особенно хороши они были в короткой, на музыку танго «Жалюзи», выверенной хореографически до малейшего акцента: очень логично ложатся на музыку подкрутка и выброс, подобные четко расставленным восклицательным знакам, и даже выезд с тодеса был связан с музыкой.
Да, есть у Любаши застарелая «болезнь» - у нее плохо получаются прыжки. Вот и на этот раз эта «болячка» дала о себе знать в произвольной программе: Люба споткнулась на 3С, упала на 3Т, сорвав тем самым каскад, но зато выстояла на всех выбросах. Но возможно, как ни странно, что обратной стороной того, что Люба знает за собой эту слабость, является тот факт, что ошибки и даже падения после прыжков не выбивают ее из колеи – она продолжает кататься, как ни в чем не бывало и заставляет и зрителей забыть об инциденте.
Так было и на этот раз. Сама же программа ладно скроена и крепко сшита: она вся полна оригинальных находок, будь то заход на тодес или поддержки, которые ни у кого более не встречаются и в которых Люба выглядит такой изысканно-нежной, вроде бы беззащитной и при этом защищенной своим мужественным партнером. Удивительная гармония царит в этом дуэте, и я очень рада, что они стали на этом чемпионате первой парой Канады.
Очень жаль, что смогли проявить себя на сей раз в полной мере французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Ванесса, как мне кажется, с каждым стартом становится все неотразимей – ну просто одна из основных претенденток на звание «мисс чемпионата», если таковые ныне устраиваются. Их программы тоже очень интересны, индивидуальны и полны остроумных технических находок. Но, уже приземлившись в короткой программе с первого же элемента – подкрутки, Ванесса неожиданно не удержала равновесия и упала, да еще так сильно ударившись спиной, что меня буквально током пронзило. К ее чести, дальше она продолжала кататься, словно ничего не произошло, и их программа, в которой буквально каждый элемент выполнен с необычного захода и потрясающе смотрится, ничуть не потеряла в зрелищности.
В произвольной программе Ванесса в комбинезоне напоминала своей кошачьей пластикой и гибкостью черную пантеру и, несмотря на то, что упала с выброса 4С и сорвала параллельный 3С, заставила меня смотреть на них с Морганом с замиранием сердца. Это едва ли не самая любимая моя программа этого сезона, окрашенная столь яркой индивидуальностью исполнителей.
По-настоящему зажигали публику в оба дня соревнований итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек. Особенно они понравились мне в произвольной программе. Исключительно удачно подобранное музыкальное сопровождение позволило им в полной мере проявить свой природный темперамент и эротичность, нигде не переходящую грань пошлости. После соревнований, в холле Хартвалл-арены, Валентина и Ондрей раздавали зрителям свои фото с автографами и фотографировались со всеми желающими. В жизни они показались мне столь же яркими и обаятельными, как и на льду.
Но, конечно, самые большие волнения были связаны у меня с нашими дуэтами, за каждый из которых я болела особенно сильно. Особое беспокойство вызывали Ксения Столбова и Федор Климов: в этом сезоне они выступали мало, да и вряд ли эти старты можно отнести к числу удачных. Что касается постановок их программ, то при безошибочном исполнении обе бы предстали истинными шедеврами. Однако чтобы шедевр, подобно бриллианту, заиграл всеми гранями, следует откатать его, как он задуман, в нужное время и в нужном месте.
И как раз с этим, к большому сожалению, Столбова и Климов не справились. В особенности это касается короткой программы. В самом ее начале, после далеко не самой удачной подкрутки Федор, поймав партнершу, упал, как подрубленный; ошибку тут же подхватила Ксения, упав после выброса, а потом еще и споткнулась на выезде из прыжка. Хрупкая, нежная ткань программы на музыку Дебюсси «Лунный свет» была разодрана в клочья, а оценки заставляли схватиться за голову: 13-е место и предстоящий старт в произвольной в первой разминке.
Однако Ксюша с Федей смогли доказать, что их рано сбрасывать со счетов и в день произвольного катания показали почти все, что умеют. «Почти» - поскольку они все же допустили ошибки в каскаде 3-3-2 и в параллельном 3С, но все остальное было сделано ими просто превосходно! Главное, что программа, наконец, прозвучала и еще раз показала, что эти фигуристы являются самым стильным дуэтом не только в нашем, но и в мировом фигурном катании. Результат в 141.03 балла еще долго оставался недосягаемым для других пар и итоговое 5-е место Столбовой и Климова можно, как мне кажется, считать не самым плохим плацдармом для олимпийского сезона.
Прекрасно проявили себя в первый день соревнований наши дебютанты Наталья Забияко и Александр Энберт. Им очень идет эта короткая программа на музыку Свиридова из фильма «Метель». И придраться там было, по большому счету, не к чему – характер музыки очень точно отражен в хореографии, и технически все было исполнено на высоком уровне. 5-е место после короткой программы внушало осторожный оптимизм.
Однако произвольная программа удалась ребятам значительно меньше: сначала партнер напортачил в каскаде, следующий прыжок сорвала партнерша, но главной ошибкой стала, конечно, неудачная поддержка, в которой Саша едва не свалил Наташу с самого верха. Они докатались, что называется, «на автопилоте», и были наказаны, к сожалению, слишком сурово – лишь 12-е место.
Основные надежды мы связывали, конечно, с Евгенией Тарасовой и Владимиром Морозовым, которые на ЧЕ доказали, что являются достойными представителями нашей школы фигурного катания. Короткую программу они исполнили просто на «ура» - весело и задорно, и придраться можно было разве лишь к тому, что Женя слегка чиркнула ногой на выезде. Но ведь тогда я даже не знала, смотря с трибуны эти соревнования, что она катается после того, как на тренировке после столкновения с партнером получила серьезную травму ноги, и ей было наложено больше десятка швов! Вот это самообладание! Однако судьи, считаю, были заведомо предвзяты, поставив наших ребят за Савченко и Массо.
Правда, было видно, что Тарасова и Морозов сдаваться не намерены: они ринулись в свою произвольную программу, словно прыгнули с обрыва реки, начав ее высоченной четверной подкруткой, правда, с небольшой ошибкой партнера на выезде, далее были уверенно исполненные прыжки – и каскад 3Т- 2Т – 2Т, и 3С, в одном из выбросов Женя чуть задела лед ногой на выезде, но основной ошибкой стала сорванная поддержка. Но какие же ребята молодцы, что боролись, не опустили руки! Пусть на сей раз Савченко и Массо оказались впереди, но все-таки разницу между вторым и третьим местами в 11 (!) баллов считаю полным беспределом.
После соревнований я встретила в холле дворца спорта Робина Шолковы и задала ему вопрос, который всегда интересовал меня: кому он во время соревнований больше желает победы – своей бывшей партнерше или русским парам, с которыми работает. «Конечно, русским парам», - ответил Робин. – Они все замечательные, очень талантливые, у них прекрасное будущее». А на вопрос, как ему живется и работается в России, он ответил, что ему здесь очень нравится, но по-русски он говорить пока не научился – только понимает немного. Робин произвел на меня самое благоприятное впечатление – очень симпатичный молодой человек.
А уже в последний день соревнований в толпе прогуливающихся в перерыве между заливкой льда людей я увидела Женю Тарасову и Володю Морозова, поздравила их с «бронзой» и взяла автографы. Они вели себя очень скромно, казалось, даже немного смущались – такие милые «рыжики»! Пусть все у них в новом сезоне сложится самым благоприятным образом!
Лариса Маринечева