Известные фигуристы приехали к нам по приглашению этого клуба и администрации УГО. Дали два показательных выступления. Уссурийцы не упустили возможность не по телевизору, а вживую посмотреть, как танцуют на льду мастера фигурного катания. Сожалели лишь о том, что они показали всего по три номера каждый. Зато увидели, каких успехов достигли наши юные фигуристы. Большую часть программы ледового шоу откатали они.
Великолепное катание гостей не описать - это просто надо видеть. Пластичный и артистичный Ягудин заводил публику. Откуда только силы взялись, ведь прямо с самолета, и через два часа - на лед. А после выступления Алексей безропотно раздавал автографы выстроившимся в очередь зрителям, фотографировался с ними. Казалось, им не будет конца. Устал, взгляд потух. Однако от пресс-конференции с журналистами не отказался.
Беседовали мы с именитыми фигуристами в кабинете директора ледовой арены В. Барышникова. Они с удовольствием отвечали на наши вопросы.
- Как настроение после выступления?
А. Ягудин:
- Настроение всегда замечательное после работы, особенно если выполнил ее хорошо. Хотя, сами понимаете, лететь девять часов, потом выступать, разница во времени… Но публика тепло принимала.
- Как оцениваете выступление наших юных фигуристов?
Е. Леонова:
- Они молодцы, очень стараются. Мы рады, что смогли приехать, показать работу фигуристов мирового класса. Думаю, им полезно, может, через какое-то время мы увидим этих ребят на экранах телевизоров.
- Мастер-класс проводили с нашими фигуристами?
А. Хвалько:
- Не успели. Сжатые сроки пребывания не позволили. Наверное, это будет в следующий раз. Если позовете и если приедем.
А. Ягудин:
- За час юным спортсменам советов не дашь. С другой стороны, по себе знаю, когда видишь перед собой живой пример удачливого спортсмена, достигшего чего-то в своей профессии, даже общение с ним дает больший толчок к работе, чем разбор ошибок.
- Понравился ли наш каток? Можно у нас проводить такие шоу, с которыми вы ездите по стране?
Е. Леонова:
- Замечательный каток, прекрасный лед. Шоу проводить можно, но нужно много времени, чтобы подготовить к нему публику, необходима рекламная кампания… Мы здесь первооткрыватели. Считаю, что шоу получилось.
- Посмотрели наш город?
А. Хвалько:
- Немного погуляли и успели приобрести уссурийские сувениры. Мы с Алексеем собираем настенные тарелки, привозим их из каждого города.
- Алексей, для вас фигурное катание - это спорт или искусство?
А. Ягудин:
- Если обобщать все фигурное катание - оно не просто спорт. Потому что это не легкая атлетика, не поднятие штанги. В нем есть и спортивная составляющая, и что-то от балета, артистическое направление. А для меня фигурное катание в прошлом - это спорт, основная работа. Сейчас, благодаря Илье Авербуху и многим проектам, таким как «Лед и пламень», «Огни большого города» и другим, в которых особое внимание уделяется сюжетной линии, человеческим взаимоотношениям, катание - больше искусство.
- Алексей, помимо фигурного катания, чем еще занимаетесь? Слышали, что в театре играете, в кино хотите сняться.
А. Ягудин:
- Фигурное катание - это основное. Но мы все понимаем, что рано или поздно спорт заканчивается. Нужно развиваться, пока есть возможность и желание. Делаю первые шаги в новой профессии. Только что был в Благовещенске вместе с Лешкой Тихоновым на фестивале театра и кино. Играем в двух разных спектаклях, побывали с ними в трех городах. На следующий год будет еще одна постановка, комедия. Сейчас начинаются репетиции. Может быть, со спектаклем приеду к вам даже быстрее, чем с фигурным шоу.
- Елена и Андрей, вы долгое время жили в Америке. Почему там оказались? Как сложилась ваша судьба? Когда и почему вернулись в Россию?
А. Хвалько:
- Помните лихие 90-е годы? Тогда все в нашей стране разваливалось, в том числе и школа фигурного катания. Катки закрывались. Многие уехали за границу.
Е. Леонова:
- Нас пригласили в Америку работать на катке и выступать в крупном ледовом шоу солистами. Мы не могли отказаться, так как в России были не нужны. Поехали временно поработать, но остались надолго. В это время в США был такой всплеск интереса к фигурному катанию! Мы стали очень известными, нас приглашали в мировые ледовые шоу, показывали по телевизору. Но уже в начале 2000-х годов в Америке привлекательность фигурного катания начала падать.
В 2005 году Илья Авербух вернул нас на Родину. Он пригласил принять участие в телевизионном ледовом шоу «Возрождение». Затем мы отправились в профессиональный тур, объехали 10 городов. После чего Илья позвал нас в телевизионный проект. Мы собрали вещи, взяли детей и приехали в Москву. В Америке больше не нужны российские фигуристы. Мы научили американских тренеров, как нужно работать, и теперь там любят только своих фигуристов. А в России нас ждали, тепло встретили.
- Вы участвуете только в шоу?
А. Хвалько:
- Не только. Мы пробуем себя и в тренерской работе.
Е. Леонова:
- Мы считаем себя начинающими, хотя несколько лет тренировали фигуристов в Америке. Но нам повезло, так как нас зовут известные российские тренеры помочь им. И мы одновременно успеваем учиться у них, чтобы стать настоящими педагогами, психологами. Работаем и с детьми, и со взрослыми. Очень интересно с теми, кому уже за 50, а они приходят на каток и пытаются научиться кататься на коньках.
- Вы все в проекте «Ледниковый период» катались с людьми, которые никогда не стояли на коньках. Тяжело это?
А. Ягудин:
- Для парников это, может, и не так сложно. Я-то вообще катался все время один. А тут надо было кого-то держать, подсказывать (к тому же в первом проекте моей партнершей была Оксана Пушкина, своеобразная девушка). Но было интересно. Казалось, что мы все знаем в фигурном катании, однако для нас это было новое.
А. Хвалько:
- Наши партнеры работали на льду по четыре часа и более. Мы там ночевали. Они отыграют спектакль, еще, к примеру, на радио отработают, приезжают на каток заполночь, и мы до утра катаемся.
- Чем приходилось жертвовать ради фигурного катания?
А. Ягудин:
- Всем. Например, любимым сериалом «Санта-Барбара» (фигуристы рассмеялись - в шутку сказал или всерьез?). У каждого из нас детства не было. Мы не гоняли во дворе мяч, не играли в хоккей. Учеба - каток, учеба - каток…
- Как родилась семья Леоновой-Хвалько?
Е. Леонова:
- Мы друг друга с детства знали. Все время соревновались между собой. Танцевали с разными партнерами. На сборы вместе ездили. Сначала мы стали танцевать в паре, были рабочие отношения. Потом они переросли в романтические. Мы женаты 14 лет. У нас растут две замечательные дочки.
- Ваши дети занимаются фигурным катанием? Алексей, а вы свою малышку еще не поставили на коньки?
А. Ягудин:
- Я этого не хочу. А у нас в семье - как я сказал, так и будет. Таня (жена Ягудина - фигуристка Тотьмянина, - авт.) хотела бы отдать ее в спорт, но только для того, чтобы выработать характер. Я сделаю все, чтобы дочь училась - вуз, иностранные языки, но только не спорт!
Е. Леонова:
- Наши девочки не занимаются фигурным катанием. Ни к чему это. В семье, где уже есть два состоявшихся спортсмена, редко бывает хорошее повторение. К тому же дети знают, через что мы все прошли. Считаю очень важным, чтобы они получили хорошую профессию. После пресс-конференции, несмотря на позднее время, в фойе ледовой арены наших гостей поджидали зрители. Ну как не взять автограф у мировых звезд фигурного катания?..