Максим Траньков и Татьяна Волосожар – это одна из самых красивых и успешных пар в российском фигурном катании. Они лучшие в России, Европе и мире, а также двукратные олимпийские чемпионы 2014 года. На Сочинской олимпиаде Татьяна и Максим выиграли золотые медали в командном и личном зачёте. В 2015-м состоялась их свадьба, а в 2017-м родилась дочь, после чего фигуристы решили уйти из большого спорта. Мы поинтересовались у Татьяны и Максима, как они живут сейчас.
– Максим, вы родились и выросли в Перми. Расскажите о ваших любимых местах в родном городе. Где посоветуете побывать гостям города?
Максим: Я вырос в центре Перми, в Свердловском районе, там, где сейчас находится новая дамба. Но когда был маленьким, её ещё не было, и даже когда уехал в Санкт-Петербург, ещё не построили. Моё любимое место в Перми – набережная реки Камы, которую сейчас красиво отреставрировали, так что там приятно пройтись, погулять. Многие знают наш знаменитый пермский художественный объект – надпись крупными буквами «Счастье не за горами». Она как раз там и находится.
– В душе вы продолжаете оставаться пермяком?
– Конечно, а как иначе. Родная земля не могла не отразиться на характере. Можно сказать, во многом меня воспитала улица, и это сыграло большую роль в моей жизни. Тем, кто смотрел сериал «Реальные пацаны», могу сказать: это всё правда.
– А Татьяна побывала у вас на малой родине? И показывала ли взамен свой родной Днепропетровск?
Татьяна: Я у Максима впервые побывала в 2010 году. Мы приехали в Пермь на этап Кубка России, это были наши первые соревнования в паре. Октябрь или ноябрь – не помню точно. Мне очень понравился город, и теперь с радостью возвращаюсь снова и снова. А вот Максим в Днепропетровске не был. Он всего один раз приезжал на Украину – в Киев к моей сестре.
Максим: После этого Таня регулярно приезжала в Пермь по разным поводам и знает город достаточно хорошо.
– Таня и Максим, расскажите о первых ярких событиях детства.
Татьяна: Для меня самое яркое событие – мои первые соревнования. Мне было лет семь, и я до сих пор помню те ощущения. Наверно, я так хорошо запомнила свою победу, потому что папа постарался превратить моё золото в крупное семейное событие. Он сделал мне вымпел, на котором написал моё имя.
Максим: Самое яркое событие детства – покупка двухколёсного велосипеда. Он был уже у всех во дворе, а у меня всё не было и не было, друзья катались на велосипедах, а я нет. Но однажды мама с папой куда-то отправились вместе и наказали мне не уходить со двора. Я прекрасно помню тот момент, когда мы с моим другом Андреем сидели у подъезда, а из-за угла дома вышел папа, который нёс на плече сложенную «Каму» – так называлась марка велосипеда. Наверно, для меня это один из самых счастливых моментов детства.
– У вас есть сёстры, братья?
– У меня есть старший брат, он не имеет отношения к спорту. Однако именно он впервые привёл меня на каток. Мне было четыре года, а брату десять, когда он увидел объявление о наборе детей в секцию фигурного катания во Дворце спорта «Орлёнок». И тогда родители меня определили в этот вид спорта. У Тани есть сестра, старше неё на четыре года.
– Ваши первые педагоги на льду видели в вас будущих чемпионов?
– Не знаю, видели ли они в нас чемпионов, но кое-что видели точно, раз не выгоняли меня, хотя я вообще-то не хотел заниматься. Таня же всегда была целеустремлённой, ей сразу очень понравилось фигурное катание.
– Кто вам помогал достичь первых успехов?
Татьяна: В моём случае это мама. Она меня привела в фигурное катание и поддерживала на протяжении всей карьеры. Как и вся семья, конечно.
– Ощущения от первой победы – каковы они?
– Детский восторг! (Смеётся.) Ты, конечно, не так осознаёшь масштаба своей победы. Это приходит во взрослом возрасте, когда начинаются чемпионаты Европы, мира или Олимпиада…
Максим: Первая победа у меня случилась поздно и совсем не в детстве, потому что в юном возрасте я был посредственным фигуристом, постоянно занимал третье место из трёх возможных. Если и случалось стать чемпионом, то лишь на незначительных соревнованиях. А вот первая яркая победа произошла на этапе юниорской серии Гран-при в Чехии, где я как раз и познакомился с Таней.
– Как вы впервые встретились?
– Во время соревнований нас представили друг другу, и мы просто сказали друг другу «привет». Потом снова регулярно встречались на различных чемпионатах. А в 2010 году решили кататься вместе и стали парой на льду.
– Любовь была как вспышка или разгоралась медленно?
Татьяна: Мы вместе катались, были и остаёмся партнёрами на льду и друзьями в жизни. Мы многое вместе прошли, во всём друг другу доверяли и всячески помогали. Из нашей дружбы и взаимного уважения и выросла любовь.
– Ваша первая общая победа – какой она вам запомнилась?
– Первая победа случилась как раз в Перми, но запомнилась больше другая – когда в декабре 2010 года мы выиграли чемпионат России. Доказали всем, что мы хорошая пара, способная бороться за самые высокие награды. Что мы не просто два случайных человека, которых болельщики хотят видеть вместе. Ответственный был старт, тем и запомнился.
– А ваше триумфальное золото на Олимпиаде в Сочи, две победы в течение одной недели – они дорого вам дались? Была усталость или наоборот – крылья выросли?
Максим: Наутро после произвольной программы в личном первенстве я впервые увидел седину у себя на висках… Пару волос, но всё-таки… И похудел на три килограмма за одну неделю. Думаю, это и есть ответ.
Татьяна: Эмоций было через край. Словами не выразить. Гордость, радость – всё вместе. Наутро, когда я осознала, что все четыре года, промороженных на льду, прошли не зря, – стало как-то легко. Всё-таки это была колоссальная ответственность: морально и физически на нас сильно давили. Но всё это ушло, и осталась только чистая радость.
– Где прошла ваша свадьба, кто из друзей помог в организации торжества?
– Свадьбой занимались специальное агентство и Петро Шекшеев, наш директор. Они взяли на себя почти все заботы, ведь мы постоянно готовились к соревнованиям. Свадьба прошла на крыше отеля «Ритц-Карлтон», с видом на Красную площадь. Это было очень красиво, по-настоящему волшебно. Присутствовали самые близкие наши друзья. Подружками на свадьбе были актриса Анастасия Задорожная и олимпийская чемпионка по фигурному катанию Аделина Сотникова. С Аделиной и Настей в то время мы общались очень плотно, и я пригласила их в качестве подружек невесты, мне это было приятно. Да мы и сейчас поддерживаем отношения.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах после рождения дочки.
Максим: Когда я впервые увидел свою дочь, то это было настоящее волшебство! Я только в тот момент осознал, почему говорят, что рождение ребёнка – чудо. Вот я вроде бы взрослый человек и про физиологию многое знаю. Таня мне подробно рассказывала во время беременности, что она чувствовала, как у неё всё там развивается внутри… И ты вроде слушаешь, силишься понять, но для тебя это – просто живот. Да, толкается там кто-то, вон пяточка вроде как ощущается. Но всё равно думаешь о том, чтобы этот живот скорее исчез и к тебе вернулась прежняя привычная жена. Таня не планировала совместные роды и не разрешила мне идти с ней в родильную палату. Мне, говорит, и так сложно будет, а тут ещё ты в обморок хлопнешься чего доброго. Я и не настаивал. Сидел под дверью палаты, ждал. И тут выносят настоящего человечка, он дышит, глазами хлопает!.. И вдруг понимаешь, что именно этот человечек и толкался в животе жены. Для меня это осознание и было чудом.
– Кто придумал для дочки имя Анжелика? Кстати, она ему соответствует? Похожа на ангела?
– Придумала Таня. Мы долго выбирали, и остановились именно на этом имени. А на кого дочка похожа? На папу и маму, и слава богу. (Смеётся.) Очень живой, общительный и дружелюбный ребёнок.
– Сегодня с дочкой уже постигаете азы спорта через игры?
Татьяна: Ей всего год. Так что пока только плавание, да и то лишь для здоровья. Мы ходим в бассейн, и она с удовольствием плещется в воде.
– Где сложнее – в спорте или в воспитании ребёнка? Кто помогает вам нянчиться?
– Помогают бабушки. Наши мамы согласились помогать: они прекрасно знали, какой у нас график, и понимали, что мы не сможем после рождения дочки внезапно бросить карьеру и засесть дома. Сложно всё… Но семья и спорт меня вдохновляют. Сложно быть мамой, и всё же хочется двадцать четыре часа проводить с ребёнком. Однако в то же время понимаешь, что работа не должна стоять. Мы должны кататься, появляться на публике, продолжать заниматься своим любимым делом. Хочется по максимуму погрузиться в работу, но при этом быть с дочкой. Может, ещё и потому, что я максималистка по жизни. Так что свободное время сейчас предпочитаем проводить дома. Если Анжелика ложится спать, то это идеальный вариант, и бабушки отпускают нас с Максимом в кино… (Смеётся.)
– У вас есть свои секреты воспитания? Как ваша дочь познаёт этот сложный мир?
– Я всегда рядом с ней. Познавать мир она постепенно начинает, но под наблюдением. Зато началась «асфальтовая болезнь» – дочка уже ходит, пытается бегать, хочет делать это «сама», а нашкодничав, внимательно следит за моей реакцией. Но когда она приходит целовать меня или папу – сердце тут же тает.
– Татьяна, не кажется ли вам российский климат слишком суровым, ведь на Украине вы привыкли к южному теплу?
– Я много лет жила в Германии, постоянно езжу по соревнованиям, так что никаких особенностей в российском климате, честно говоря, не вижу.
– Расскажите о своём доме. Вы живёте в коттеджном посёлке? Купили готовый дом или построили свой?
Максим: Дом мы купили, а потом переделали «под себя». И до сих пор этим занимаемся, если честно. После травмы мне пришлось пропустить сезон, и я посвятил свободное время ремонту. Благо учился на курсах дизайна, мне всё это очень интересно. Дизайнера решил не приглашать. Подумал: если и совершу ошибки в планировке, то сам всё исправлю. Но, честно говоря, всем, кто приходит к нам в гости, очень нравится у нас.
Татьяна: Максим ночами чертил – как распланировать комнату, комбинировал цвета, где какие обои наклеить. Он креативный во всём. Не только на льду.
– В доме постоянно требуются мужские руки. Максим сам справляется с бытовыми задачами, или у него нет желания заниматься такой прозой?
– Конечно, справляется. Максим умеет многое сделать сам.
– Какое место сегодня спорт занимает в вашей жизни? Планируете совместное участие в проектах?
Максим: Сегодня мы выступаем в ледовых шоу. Это тоже большая нагрузка и регулярные тренировки. Но, конечно, не такие выматывающие, как в спорте. Так что можно расслабиться и многое себе позволить, чего раньше не допускалось. Главное отличие, вероятно, в том, что, когда мы катались в спорте, то доносили свою историю до зрителя исключительно вдвоём. А сейчас на льду работает целая команда – мы взаимодействуем с другими фигуристами, используем театральные приёмы, общаемся друг с другом. Это возможность проявить себя в качестве артистов, ещё больше раскрыться эмоционально. Ведь в ледовых шоу и проектах ты не ограничен никакими рамками правил соревнований.
Татьяна: Спасибо Илье Авербуху за то, что взял нас в свой проект. Мы начали выступать после моей беременности, с лета 2017 года, в ледовом шоу «Ромео и Джульетта». Сейчас продолжаем сотрудничество, участвуем в большом туре по городам России и Европы.
– Вы ушли из большого спорта раньше, чем следовало?
Максим: Выступать на соревнованиях и выигрывать медали – всё это очень здорово. Но жизнь такая разнообразная и такая интересная!.. Не хочется до старости простоять у бортика и полностью посвятить себя лишь фигурному катанию. Я преклоняюсь перед теми, кто посвящает этому всю жизнь, но я хотел бы научиться чему-либо ещё. Поэтому сейчас пытаюсь работать на телевидении, комментирую фигурное катание, выступаю в качестве эксперта на «Матч-ТВ».
Татьяна: Фигурное катание – это предсказуемый ритм жизни: тренировка, отдых, тренировка. Жёсткая дисциплина. Голова работает только на достижение результата. Но после рождения дочери у меня будто открылись глаза! Сколько вокруг всего интересного, неизведанного! Я смогла получить диплом МГУ – окончила магистратуру на кафедре государственного управления в сфере культуры и спорта. И очень рада этому.
– Максим, вы участвуете в детском шоу «Ледниковый период» на Первом канале. Что запомнилось, что удивило в выступлениях участников?
Максим: Прежде всего, я никогда не тренировал детей, так что это самое необычное для меня в проекте. Какой должен быть подход, как общаться, что делать?.. Конечно, это интересно. Я уже тренировал взрослую пару – Тарасову и Морозова, – а вот с детьми работаю впервые. Надеюсь, что в будущем всё-таки удастся вернуться на Олимпийские игры, уже в качестве тренера.
– Какие советы могли бы дать юным талантливым фигуристам, каких качеств характера им пожелать?
– В первую очередь терпения. И взрослым, и детям. Всем родителям нужно ясно понимать, что не каждый ребёнок станет олимпийским чемпионом. Но ребёнка нужно любить в любом случае. Выиграл он или проиграл, получается у него или нет – важно поддерживать его в каждой ситуации. Не сдаваться и не опускать руки. Искать людей, которые могут вдохновить и направить. Я – тот человек, который чуть ли не до пятнадцати лет не мог прыгнуть аксель, но выиграл олимпийскую медаль. Главное – вовремя самому изменить подход и отношение к тренировкам. И искать профессионалов, которые помогут расти.