Максим Траньков будет следить за финалом «Гран-при» в Турине, куда приехал из Канады. За океаном олимпийский чемпион поучаствовал в шоу Тессы Верту и Скотта Мойра. Самые важные соревнования для российского болельщика, женские, стартуют завтра. Но речь в нашем разговоре шла не только о них, но и о сравнении России и Канады, отсутствии в финале пары Тарасова/Морозов и глупости ISU
Канада во многом отличается от России. В лучшую сторону
— Максим, вы продолжительное время сейчас проводите в Канаде и вообще Северной Америке. Переехать не думаете?
— Таких глобальных мыслей пока нет, но жизнь покажет. Никогда не говори «никогда». Мы принимали участие в прощальном туре Тессы Верту и Скотта Мойра, самых титулованных танцоров на льду, они больше не будут выступать ни в спорте, ни в шоу. Дружим с ними уже 15 лет, и ребята пригласили своих самых любимых фигуристов и знакомых. Там же были и Каролина Костнер, и Джереми Эбботт, Патрик Чан. Провели 10 недель с репетиционным периодом. В чем отличия? Разница, наверное, прежде всего в отношении к делу. Все очень профессионально. Для нас это интересный и положительный опыт. А если говорить о стране, то Канада очень близка к России природой, действительно похожие пейзажи. Но во многом отличается. В лучшую сторону.
— Видел, ваша дочь уже катается с Верту и Мойром. Начало карьеры фигуристки?
— Это вы далеко заглядываете. Трех лет еще нет ребенку, профессионально она фигурным катанием еще не занимается, ни в какие секции не ходит.
«Гран-при» — сильно раздутый турнир
— При всей популярности женского катания давайте все-таки начнем с пар. Евгения Тарасова и Владимир Морозов в финал «Гран-при» не попали. Когда в прошлом году после переезда в Канаду не попала Медведева. К неудаче ребят как относиться?
— Не могу сказать, что это было ожидаемо, но для меня объяснимо. Как раз на примере Жени Медведевой. Я здесь провожу параллель, и когда спрашивают, отвечаю, что Женя тоже не попадала в финал, но затем взяла медаль на чемпионате мира. Переезд и адаптация под североамериканскую систему — это очень тяжело, тем более когда спортсменам не 15 — 16 лет, и они привыкли работать в одном режиме.
Я сам периодически езжу к ребятам, помогаю им с техникой и вижу, насколько все разительно отличается от того, чем мы привыкли заниматься в России. К сожалению, безболезненно у ребят этот период тоже не прошел. В чем-то даже хорошо, что они не попали в финал, это дополнительное время можно потратить на собственное развитие. Во-первых, у них есть уже титул победителей Гран-при, во-вторых, Гран-при — это ерунда. Эти соревнования слишком раздуты, а по сути титул тебе ничего не приносит. Если спросить меня, что я выиграл на Гран-при, я уже и не вспомню. Это не чемпионат Европы и мира.
— А если тезисно обозначить, в чем различия между Европой и Северной Америкой? Это история про разницу в балансе между скольжением и прыжками, как у Медведевой?
— То же самое у Тарасовой с Морозовым. В Северной Америке очень важно само название вида спорта, это именно фигурное катание. И лучшие катальщики, если мы будем брать искусство, а не многооборотные прыжки, это всегда США либо Канада. Сейчас еще Япония в лице Юдзуру Ханю и Семы Уно добавилась, но первый тренируется в Канаде, а второй ставил программы также у известных катальщиков здесь. Разница очень большая, и когда ты начинаешь кататься и понимать, как управлять телом, владеть ребрами — я про ребра конька, конечно, то у тебя рушится техника. Это определенная жертва. Главное — психологически правильно к этому отнестись, и все восстановится и будет даже лучше. То есть ты созреешь как спортсмен, ты лучше будешь осознавать, что ты делаешь.
К тому же век спортсмена не такой длинный, дальше тоже нужно чем-то заниматься и развиваться. С умением кататься людям по жизни будет легче — и в профессиональные шоу перейти, и в плане постановок и тренерского дела. Взять ту же Этери Георгиевну Тутберидзе, которая сейчас суперзвезда — она тоже долгое время прожила за океаном и, думаю, использует те наработки.
Трусова — Косторная — это противостояние
— Раз про нее зашел разговор, то логично спрашивать про девушек и расклады на финал «Гран-при».
— Снова вернусь к Северной Америке. Разговаривал там с очень многими фигуристами, которые отличаются коньковой частью, артистизмом. Все, начиная от Костнер и Осмонд и заканчивая Чаном, в один голос говорят, что Косторная — это тот человек, который сочетает в себе и фигурное катание, и высокосложные элементы. Это некий баланс, который хотят видеть люди, расположенные к этому спорту. А если говорить о российских реалиях и том, что любят отечественные школы фигурного катания — это многооборотные прыжки, ультра-си. И их представляет Александра Трусова, которая впереди планеты всей именно в этом компоненте.
— Получается противостояние.
— Да, это действительно противостояние. Дуэль катания и прыжков, и оба этих подхода представляют фигурное катание. Но сейчас судейская система сделана так, что техника преобладает над компонентами. Думаю, если Александра откатается безупречно, никаких проблем у нее не возникнет ни с Косторной, ни с какими другими соперницами.
— Вам нравится, что так устроены правила? Что нужно поменять?
— Мне это не нравится. Мы с Татьяной тоже относились скорее к катающимся спортсменам, чем технически сильным. Я больше за искусство, чем за спорт, скажем так.
— То есть вес компонентов надо повышать? Делать, как у мужчин, коэффициент 2.
— Что-то в эту сторону, да. Я точно не знаю, как это поменять и судить, потому что я не Лакерник и я не придумывал эту систему. Но хотелось бы, чтобы баланс все-таки был.
— Есть фигуристки, которые наверняка бы от этого выиграли. Например, Алина Загитова. Какое для нее место будет успешным в нынешних условиях?
— Да, это одна из тех, кто незаслуженно проигрывает из-за прыжковых элементов, хотя по компонентам она должна быть выше. В этом сезоне, очень для нее важном, Алина справляется. И справляется здорово. Думаю, если она будет в тройке, это уже сильный успех.
— Доводилось читать мнения, что компоненты Трусовой ставят высокие. Согласны?
— Мнение по этому поводу специалисты уже высказывали, да. Давайте я скажу дипломатично, памятуя о прошлом — а то у нас иногда как в Гарри Поттере, кого-то лучше не называть. У Трусовой есть сильная сторона — прыжки. Суперсильного катания, наверное, у нее нет, оно проигрывает технике. Зато какая это техника!
Непопадание Туктамышевой — смешно и глупо
— Мы уже упоминали Медведеву — а как вам ее последнее выступление? Можно говорить, что она вернулась? Все-таки после финала «Гран-при» будет куда более важный чемпионат России.
— Женя на первом этапе «Гран-при» похоронила себя в короткой программе. Поэтому в финал попасть ей было сложно. То, что она вернулась, мне было видно уже по произвольной программе в Канаде. А если говорить о финале, я бы лучше вспомнил Туктамышеву. Девочка не попадает туда, прыгая по три тройных акселя, еще и выучила четверной тулуп — это бред, глупость со стороны ISU. Потому что попадает Брэди Теннелл, которая не может выиграть ни один «челленджер». Это смешно. А Лизу не пускают из-за того, что, видите ли, тогда там может быть шесть русских девочек. Ну извините, раз мы впереди всех. Это какой-то придуманный искусственный офсайд, выражаясь футбольным языком.
— На чемпионате России Туктамышева — главная конкурентка юных учениц Тутберидзе?
— Если заявит четверной тулуп и сделает два тройных акселя — она однозначно претендентка на тройку. Но сейчас просто в сборную сложно попасть и закрепиться там, не то что в первую тройку и на чемпионат мира и Европы. А есть три молодых девочки и три зрелых. То есть им всем надо быть в топ-6, чтобы стать членом сборной. А ведь есть же еще девочки, есть перспективные юниорки, как Валиева. Такова сейчас ситуация в нашем женском одиночном катании.