Что однозначно порадовало на этом чемпионате России, так это наша молодежь, которая у нас есть и которая хочет заниматься парным катанием. Из 12 пар, кто выступал на чемпионате, треть еще в юниорском возрасте, а это значит, что смена подрастает. То, что показали наши юниорские пары на чемпионате России, говорит, что мы опять будем впереди планеты всей, потому что жива школа и традиция. Радует, что как минимум три региона России — Санкт-Петербург, Москва, Пермь — активно развивают этот вид, причем в обеих столицах работают по три-четыре группы парного катания, которые конкурируют между собой. На чемпионате каждая из этих групп представила свои пары, что говорит об уровне их работы.
С другой стороны, на мой взгляд, мы сейчас наблюдаем такой печальный исторический момент, когда у нас в стране, да и в мире осталась последняя классическая пара. Я говорю о Евгении Тарасовой и Владимире Морозове, которые являются последней селекционной парой в том смысле, что они гармонично сочетаются друг с другом по антропометрическим параметрам, и с этим спорить никто не будет. Техническая оснащенность этой пары очень высокая, но эта техника парного катания — это тоже уходящая натура, потому что ее воспитывали в старом классическом формате, как это было принято у нас в стране и от которого сейчас отходят. На чемпионате было хорошо видно, что все остальные — это два хороших одиночника, поставленные в пару, либо партнеры нашли друг друга по принципу «других у нас нет». В мире происходят ровно те же самые процессы. Вряд ли можно назвать классической парой даже таких замечательных китайских спортсменов, как Суй Вэньцзин — Хань Цун, потому что они практически одного роста, что визуально воспринимается как диссонанс. Безусловно, они оба суперкрутые спортсмены и мне безумно нравятся, но это пара уже другой формации и другого поколения. Мне бы очень хотелось, чтобы Тарасова — Морозов максимально запомнились зрителям, потому что больше такого парного катания никогда не будет. Это единственная пара, которая стоит на смене веков, поэтому им очень тяжело. По сути, это уже пара из прошлого, которая продолжает бороться за свое место и пытается доказать право на свое видение парного катания. Кто-то может возразить, что Тарасова — Морозов не могут быть парой прошлого, поскольку демонстрируют эталонное парное катание. В том-то и дело, что мы живем в эпоху смены формата и этот новый формат для меня лично кардинально отличается от того, что я понимаю под парным катанием.
Этот вид фигурного катания всегда был и остается самым технически сложным, поскольку был неким симбиозом между всеми видами фигурного катания: сочетал в себе одиночное катание (прыжки, вращения), танцы на льду (дорожки шагов, переходы между элементами) и собственно оригинальные элементы парного катания (высокие поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы). Прыжки никогда не были самой сложной стороной парного катания, гораздо сложнее было довести до совершенства парные элементы. Вы заметили, что парное катание уже перестает быть парным? Тодес, поддержки, вращения стали никому не интересны, только прыжки и выбросы. Прыгнули — чемпионы, не прыгнули — проиграли, что опять же не соответствует идее парного катания. Именно поэтому чемпионами мира становятся люди, которые разгоняются на элемент по шесть перебежек, за что раньше не получили бы компоненты выше четырех-пяти, а сегодня им ставят девятки и десятки.
Сегодня если спортсмены способны хорошо прыгать, то хорошо кататься и чисто исполнять парные элементы вроде как необязательно. За сложную креативную поддержку можно получить такую же стоимость, как и за самую простую. Больше не оценивается ни оригинальность элементов, ни красота катания. В парных позициях практически никто больше не катается, мы постоянно видим параллельные разгоны. Максимум, что могут выучить и показать пары, — это позиция «рука в руке» и «килиан». Я не утверждаю, что это плохо, просто мне жаль, что мы, очевидно, теряем классическое парное катание, которое было как сложным, так и самобытным. Я это понял в тот сезон, когда мы с Татьяной Волосожар катали программу под музыку индийского «Болливуда», в которой каждый показанный нами жест на самом деле что-то значил, потому что нам давали уроки танцоры из Болливуда. Когда на чемпионате мира мы получили такие же компоненты, как и канадская пара Меган Дюамель — Эрик Рэдфорд, которые параллельно катались под фоновую музыку, я понял, что наше время ушло, что нет больше смысла разучивать какие-то новые позиции, придумывать новые поддержки и прочее, — это уже никому не нужно. Сегодня мы имеем новое парное катание, которое стало таким после 2014 года.
Поскольку теперь развитие парного катания нам диктуют судейские правила ИСУ, то все наши тренеры — Москвина, Васильев, Великовы, Мозер, Дмитриев, Доброскоков, Тюковы — оказались вынужденными подстроиться под новую систему, отступая от классической традиции. Они это делают не по своей воле, а потому что есть правила соревнований, и чтобы выигрывать, нужно им следовать. Пока радует только одно: созданная в нашей стране школа парного катания настолько сильна, что, когда молодые ребята начинают заниматься этим видом, тренеры обучают их всему по полной программе. На чемпионате России было видно, что юниорские пары делают больше креативных и сложных парных элементов, чем взрослые, поскольку юниоры находятся в фазе своего становления и должны разучить и освоить все по максимуму.
Надеюсь, все понимают, что в мировом фигурном катании одиночников и танцоров на льду в разы больше, чем парников. Если мы будем говорить о тех парниках, которые реально понимают этот вид, а не просто встали в пару накануне чемпионата Европы, чтобы на него съездить, то их еще меньше. Думаю, в мире можно насчитать максимум 10-15 пар. При этом никто из них особо не стремится работать в техкоме ИСУ или стать техническим специалистом ИСУ, потому что если ты понимаешь фигурное катание, то участвовать во всяких глупостях не хочется. Сейчас по новой редакции правил четвертый уровень сложности дают за поддержку, которой красная цена — первый уровень. Ее 12-летние дети в Перми на раз-два сделают, потому что она на двух руках исполняется. Люди, которые сами катались и выигрывали турниры, или тренеры, которые всю жизнь готовили чемпионов, понимают, что это абсурд. Эти правила введены не для того, чтобы развивать парное катание: кто будет пытаться придумывать оригинальные и сложные поддержки, если по этой системе она будет без уровня?
То, что эти правила уже сказались на общем уровне парного катания, можно понять на таком примере: буквально один олимпийский цикл назад было невозможно представить, чтобы пара, только-только вышедшая из юниоров (пусть даже они выиграли юниорский чемпионат мира), на следующий год смогла на взрослом этапе Гран-при с первой попытки занять второе место и отобраться в финал. Раньше такое было нереально. Наверное, эти правила должны помочь другим странам время от времени выигрывать у России.
Остается надеяться, что мы не растеряем до конца свои традиции, свое понимание парного катания и будем продолжать кататься так, как подобает российским парам.