Ответы были записаны на диктофон, потом сделана расшифровка. Старалась не пропустить ни слова Так как текст - это разговорная речь, а не официальные письменные ответы на вопросы, то немного, может, хаотично все получилось. Но решили не приглаживать, а оставить так, как есть на самом деле, чтобы прочувствовать лучше все ответы.
Очень много вопросов было о том, в какие города и страны планируется выезжать на гастроли. Не будем перечислять все предложенные варианты, можно только сказать, что Ледовую Симфонию люди ждут от Подольска и до Болгарии.
Илья: В следующем году обязательно поедем в Украину. Только что мы выступали в Донецке, но уже обсуждаем, что очень скоро опять поедем в Донецк, поедем в Киев. Постараемся побывать еще в Днепропетровске. Надеюсь, что Украину в следующем году мы охватим достаточно серьезно. Что касается Болгарии, то мы не раз обсуждали с Албеной Денковой эту историю, но пока, к сожалению, экономически окупить это шоу невозможно. Болгарские спонсоры не идут на это. Пока невозможно экономически оправдать это шоу, хотя, обсуждали такую возможность неоднократно.
Вопрос: Почему не приглашаете в свои шоу Александра Абта?
Илья: У нас с Александром очень замечательные отношения, и я его сейчас приглашал на Новогодние представления, чтобы он принял участие. Но Саша отказался, потому что сейчас он очень плотно работает в Америке. Каждый его выезд из Америки влечет за собой уход учеников к другим тренерам, никто не хочет ждать даже 2-3 недели. Еще Александр, насколько я знаю, сейчас очень много уделяет времени сыну, возит его на тренировки. Поэтому он сказал, что выступать больше не будет.
Несколько вопросов об иностранных фигуристах, планируется ли их приглашать в будущем.
Илья: Для начала я хочу сразу уточнить про Джонни Вейра. Он на своем сайте написал, что приезжает в тур Ильи Авербуха, но на самом деле сейчас он приезжает только на показы Огней Большого города в Москве. Мы ведем переговоры о том, чтобы Джонни присоединился и к нашему туру, но пока договоренность есть только про Огни Большого города. Это чтобы не вводить никого в заблуждение, пока еще точно не решено. У меня есть мечта пригласить Стефана Ламбьеля, с которым мы не раз уже сотрудничали. Но пока не получается, и даже не из-за финансовой составляющей, а из-за его огромной загруженности в Европе, но продолжаю регулярно ему делать новые предложения, так как считаю его одним из самых интересных и сильных одиночников в мире. Конечно, будем еще расширять круг приглашенных фигуристов.
Огромное количество вопросов было про Ледовый театр. Что это, как далеко продвинулась идея, какие планы и т.п.
Илья: Да, эта идея до сих пор является такой движущей меня в разных направлениях силой, это вершина всех моих мечтаний. Театр остается моей главной мечтой, создание полноценного ледового театра, со стационарным льдом. На данный момент, к сожалению, по прежнему не могу найти поддержку ни у одной государственной структуры. Но ряд коммерческих предприятий сейчас обратили внимание на эту историю... бесконечные бизнес-планы, бесконечные подсчеты это всего, как и что... Определенный луч света забрезжил. Есть надежда, но пока подробнее раскрывать не буду. От этой идеи я не отказываюсь. Я считаю, что настоящее ледовое представление можно показать исключительно в специальном ледовом театре.
Вопрос: В следующем году Ледовая симфония будет будет отмечать свое десятилетие. Планируются ли какие-то специальные выступления?
Илья: Думаю, что, наверное, стоит отметить десятилетие, потому что за это время мы провели более полутора тысяч выступлений, шоу. Объездили действительно огромное количество городов России. Думаю, что на большой тур, на грандиозный юбилейный тур по городам России... нужно будет решиться. Хотя, именно бренд «Ледовая симфония», по большому счету, мы никогда так сильно не раскручивали. Так что надо будет придумывать шоу. Ледовой симфонии 10 лет - в общем, людям ни чего не скажет, кроме любителей фигурного катания.
Вопрос: Как выбираются музыкальные композиции для выступления?
Илья: По разному выбираются. Это бывает связано с очень разными факторами. Иногда идешь «от противного»: например, я знаю, что эта пара имеет лирический характер, они хороши именно в лирике, тогда бросаешь некий вызов, стараешься найти такую музыку, чтобы можно было их увидеть несколько с другой стороны. А иногда бывает, что понимаешь, что только эта пара сможет сделать эту музыку. Я ребят очень хорошо знаю и чувствую, поэтому выбор часто зависит от обстоятельств, в которых мы находимся. Если это теле проект, то нужно просто каждый раз менять его образ. Если это что-то другое, где нужно один раз «выстрелить», то, конечно, уже понимаешь к чему тяготеет эта пара и реализуем именно это.
Вопрос: Будут ли в Питере те же декорации на мюзикле «Огни Большого города», что и в Москве или будет привезен «упрощенный вариант»?
Илья: Нет, я хочу подчеркнуть, что в Санкт-Петербурге будет абсолютно такой же идентичный спектакль, как и в Москве. Ни на одного танцора там не будет меньше, даже ни на одну лампочку не будет меньше. Естественно, что лед и сцена - все приедет в Питер точно таким же. «Огни Большого города» Санкт-Петербург увидит в том же объеме, что и Москва. Именно это пока тормозит меня гастролировать с «Огнями Большого города» по другим городам России, поскольку я пока не могу найти такой вариант. Это очень дорогой проект, к сожалению, другие города России пока не могут экономически выдержать такой проект. А как сократить издержки, чтобы не пострадало качество - я пока придумать не могу.
Вопрос: Почему в этом году не было премии «Хрустальный лед»? Будет ли в будущем?
Илья: Премия «Хрустальный лед» для меня очень болезненная тема. Я ее видел, как объединение всех вокруг фигурного катания, что у нас есть своя премия. И что мы сможем отметить не только действующих спортсменов, но и тренеров, легенд фигурного катания. Это очень важно. Эта идея была мною придумана и мне казалось, что она достаточно интересная и красивая. И мы, как компания «Ледовая симфония», несколько лет тащили эту премию на себе, чаще «не за, а вопреки». Нас очень сильно поддерживала федерация Москвы и Ирина Рабер, хотя внутри самой федерации было много сторонников несколько другого проведения этой церемонии. Несмотря на это, опять же, вопреки всему, приглашался и Стефан Ламбьель, и Торвилл, и Дин, а так же наши легенды фигурного катания. И премия с каждым годом выводилась на все более высокий уровень. Но бесконечно делать это за свой счет, уходя в большие убытки, потому что это действительно убыточное мероприятие, я больше себе позволить не могу, тем более, что я понимаю, что это, кроме нескольких людей... у меня такое ощущение, что это все нужно только мне, хотя задумывалась она, как премия, объединяющая мир фигурного катания, премия, которая поддерживает тренеров, молодых тренеров, поддерживает спортсменов, объединяет всех вокруг фигурного катания. А получается так, что мне приходится уговаривать всех тренеров, чтобы они приехали, спортсменов, чтобы они прокатались, федерацию, чтобы они хоть как-то чуть-чуть финансово поддержали... в последний год уже ни кто ни капли не поддерживал... Поэтому я решил пока отойти в сторону.
Все это относится и к журналу «LЁD», там есть много вопросов о нем. Я сейчас вынужден приостановить его выпуск. Ни какой поддержки ни от кого не получаем, ни от федерации фигурного катания, ни от спонсоров федерации. Это достаточно дорогое издание. Но на самом деле очень хорошее, пропагандирующее фигурное катание, рассказывающее о нем. Журнал несколько раз отмечался..., его хвалили, людям нравился. Он без налета желтизны. Были хорошие аналитические статьи, были очень интересные интервью... но, если это никак не поддерживать... а я считаю, что это прямая обязанность федерации, так как такие проекты носят социальный характер, пропагандируют фигурное катание... то я сам не могу это тянуть на себе. У меня нет своей личной нефтяной скважины, чтобы поддерживать журнал за свои средства. Очень жаль было бы потерять журнал, поэтому сейчас рассматриваем эту историю... обдумываются варианты, например, электронная версия журнала... Но пока, на данный момент, есть только элемент грусти..
Вопрос: Илья, расскажите о своем опыте режиссера-балетмейстера в постановке кукольного спектакля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои».
Илья: Да, спектакль посвящен юбилею Театра Образцова. Когда мне позвонила Екатерина Образцова и предложила посотрудничать в постановке спектакля, я, в принципе, обрадовался и загорелся, понимая, что всегда интересно взяться за что-то новое, это определенные новые грани. И хочу сказать, что все, кто работает в этом театре, включая Катю Образцову, это настоящие сподвижники, люди, перед которыми надо снимать шляпу в бесконечном уважении, потому что они это все делают исключительно из-за любви к искусству, к красоте, куклам и детям. И они вызывают исключительно большое уважение. Что касается моего опыта, то, к сожалению, не могу сказать, что я полностью удовлетворен тем, что я сделал. Больше «нет», чем «да», поскольку, к сожалению, на мой взгляд, та задача, которая ставилась изначально, ради чего приглашали именно меня - это была задача взглянуть на это все немного с другой стороны, внести что-то новое, в какой-то мере даже нарушить определенные традиции классического кукольного театра, сделать это все немножко по-другому, - то в итоге, консерватизм, связанный с классической школой, он взял вверх. Практически из того, что я предлагал, что было мною придумано, как единый спектакль с единой драматургией, с какой-то понятной всем историей, все это кануло в лето. На мой взгляд, спектакль в итоге немного развалился на отдельные номера, но в театре главной является Катя Образцова и она принимает решения, возможно ей виднее, что же хочет увидеть публика в этом спектакле. Бесспорно последнее слово было за ней, но, если меня брать как творческую единицу, то, конечно, такого полного удовлетворения я не испытываю. По большому счету, без изменений остался только один номер - «Еврейская свадьба», который максимально не тронут. Еще в этом спектакле очень много работала Елена Масленникова, которая помогала ребятам с тем, что было уже поставлено. В том, что спектакль получился на очень высоком уровне, в очень многом именно ее заслуга. Я понял, что в следующий раз мне надо жестче отстаивать свои идеи. Надеюсь, что мне дадут полноценную возможность творить, выставить весь спектакль.
Вопрос: Будет ли ТВ версия «Огней Большого города»?
Илья: Нет, пока не планируется.
Вопрос: Расскажите о своей заветной мечте.
Илья: Как я уже говорил, то это создание Дома танцев. Это целая комплексная история. Это не только
Ледовый театр, но еще и школа различных направлений танцев. Под одной крышей могли бы быть залы для тех, кто занимается бальными танцами, для тех, кто занимается современными танцами, хореографией, классической хореографией. Еще это была бы возможность для тех, кто хочет, чтобы их дети развивались не только по направлению классического фигурного катания, в области спортивных достижений, а в области такого более театрального фигурного катания. Мы могли бы готовить полноценных ледовых актеров. Это такие глобальные планы... где люди могли бы поучиться, если у них есть к этому талант, какие-то экстраординарные вещи, такие, которые не делают фигуристы спортсмены.
Вопрос: Как подбираются фигуристы для выступлений?
Илья: Все зависит от проекта. Например, если это телевизионный проект, то все зависит от интереса аудитории к данной персоне, насколько человек интересен зрителю. И, конечно, должны еще совпадать наши желания. Мы бы с удовольствием пригласили бы и Женю Миронова, и Машкова, Ваню Урганта, но, к сожалению, наши желания не взаимны.
Про проект «Болеро» Илья достаточно много отвечал во время он-лайн конференции, поэтому все повторяющиеся вопросы пропустили, осталось несколько вопросов. Например, может ли Илья повлиять на оценку жюри? Всегда ли он сам согласен с оценками?
Илья: Я никогда не влияю на мнение жюри, ни в одном из своих проектов. Мое дело подготовить номер... Это не постановочное шоу, пара танцует только один раз, жюри оценивает как у нее это получилось. Да и вряд ли я мог бы повлиять на мнение таких людей, как, например, Татьяна Тарасова или Владимир Васильев. С оценками я не всегда согласен, конечно, как и любой зритель. Но это правила игры и я их принимаю.
Вопрос: Будут ли в «Болеро» реплики из классического балета?
Илья: Нет, реплик из классического балета не будет, потому что фигуристы не проходили школу классических балетных танцоров... Поэтому, чтобы это не выглядело смешно... даже не побоюсь этого слова - кошунственно, мы решили фигуристов в эту историю не вовлекать... Поэтому подбираются такие номера, когда каждый может показать свои возможности, вне классической балетной школы.
Вопрос: Планируете ли гастролировать с «Болеро»?
Илья: Пока нет, не рассматривается вариант гастрольной деятельности. Посмотрим насколько серьезным будет интерес у аудитории.
Вопрос: Будет ли принимать в следующих проектах участие Александр Жулин?
Илья: Да, конечно! Сейчас мы как раз готовим новый ледовый проект, в котором Саша Жулин наравне со мною принимает очень активное участие.
Вопрос: Какой Ваш самый любимый фильм?
Илья: Я очень люблю смотреть кино, но не люблю пересматривать дважды. Многие фильмы нравятся, но вот так назвать любимое... не смогу, наверное.
Вопрос: А книга?
Илья: Так же, как с фильмом. Нравятся многие, но любимую не назову.
Вопрос: Какое блюдо можете назвать своим любимым? Умеете готовить?
Илья: Наверное, картошку. Сам тоже немного готовлю. Жизнь заставила. Но так, на троечку.
Вопрос: Кто Ваш любимый фигурист или фигуристка?
Илья: Для меня всегда кумирами были Джейн Торвилл и Кристофер Дин.
Вопрос: Как вы относитесь к искусству?
Илья: Я люблю, когда меня задевает, когда я начинаю сопереживать, когда я вижу в этом глубину... и вызывает удивление и восхищение, как это придумано и реализовано... понимая, что я вот так бы не смог. У меня это вызывает и уважение и восхищение. Но искусство это такая очень субъективная вещь...
Вопрос: Какие у Вас коньки?
Илья: Коньки у меня английские, модель... сейчас вспомню... МК! Коньки у меня достаточно старые, я в них катался еще в Солт-Лейк-Сити.
Вопрос: Как Вы считаете, можно ли заняться современным балетом в возрасте 25 лет?
Илья: С нуля, конечно, нет. Но, по большому счету, современный балет позволяет, если у тебя уже есть подготовка... танцевальная подготовка, то все возможно. Еще надо понимать какие цели ставятся. Если преследуешь цель покорить мир и выиграть международные конкурсы, то, наверное, вряд ли вам это удастся. Если же ты используешь танец как самореализацию, тебе есть что сказать своим телом, то современный балет дает эту возможность, несмотря на то, сколько тебе лет.
Вопрос: Любите ли Вы путешествовать?
Илья: Да, это, пожалуй, мое главное увлечение. Я очень люблю путешествовать. Меняются картинки... для меня это самое главное.
Вопрос: Расскажите про «Большие гонки»
Илья: «Большие гонки» - это, пожалуй, единственный такой телепроект, в котором я с огромным удовольствием соглашаюсь принимать участие, поскольку там есть моменты некоего испытания самого себя... нужно перебороть свой страх. Это достаточно все напряженно, ты действительно испытываешь адреналин... заходя в клетку к быку... Наверное, ради этого адреналина и принимаешь участие в таких проектах.
Достаточно много вопросов было про то, пользуется ли Илья интернетом, в каких соц. сетях он «сидит», а так же про то, читает ли он комментарии о себе и шоу в интернете, как воспринимает критику и т.п. вопросы. На все эти вопросы Илья ответил за один раз, так как вопросы взаимосвязаны.
Илья: Да, конечно, интернетом я пользуюсь, но больше «по делу»: в основном читаю рабочую почту. Обязательно прочитываю мнения и комментарии. Всегда интересно узнать мнение о проекте. С интересом читаю пожелания и идеи. Сам в социальных сетях я не состою. Потому что они подразумевают диалог. Я и так очень часто прочитаю какой-то комментарий и вступаю в вымышленный диалог, пытаюсь спорить, доказать. В реальности это требует очень много времени, которого у меня просто нет. Еще в какой-то мере чтение комментариев отвлекает... читая мнения, я не могу остаться равнодушным, конечно же. С одной стороны, критика помогает осмыслить какие-то свои действия, планы, с другой - редко критика бывает по делу. Люди настроены не на конструктивизм, а просто на негатив почему-то. Есть такие, им все плохо. Это и критикой назвать нельзя. Особенно меня удивляют комментарии, в которых люди пытаются критиковать работу профессионалов. Это могут делать люди, сами что-то сделавшие и умеющие. Несколько дней назад прочитал назидательную речь, обращенную ко мне, что шоу следует снимать для телезрителей, а не массовки. Удивило... неужели кто-то думает, что я этого не понимаю? Речь шла о моей фразе из он-лайн конференции о том, что телевидение пока не научилось передавать в полной мере те ощущения, которые получает зритель в самом театре. Но это на самом деле так! Какое бы хорошее и именно на телевидение ориентированное шоу не было бы, «живьем» в театре это ощущается иначе! Еще были странные обвинения в том, что я только ставлю танцы и потом мне нет дела до того, что происходит дальше. Но это абсолютно не так. Каждый этап работы всегда согласуется со мной и проводится под моим пристальным вниманием. Я не только ставлю шоу, но и принимаю участие во всех подготовительных делах, а так же потом... выбор декораций, музыки, постановка света, монтаж видео, постпродакшн... многое. Все это проходит обязательно через меня. Я занимаюсь всем этим 6 лет, участвую во всех работах, мне абсолютно не все равно каким получается материал. При этом все работы делают профессионалы своего дела. Поэтому странно читать комментарии в интернете, что «все неправильно снято». Любитель критикует работу профессионалов, которые работают именно на телевидении много лет, знают как и что надо снимать. Они на самом деле это знают великолепно. И каждый кадр, ракурс, каждая лампочка, зеркало и остальное - это все продумано, продумывается заранее, выбирается лучшее решение. Каждому действию есть свое объяснение и требование. На каждой съемке работает более 60 профессионалов-телевизионщиков. Поэтому не надо брать на себя роль гуру, все знающего, так как вы просто не знаете что и почему так делалось. Поверьте, я очень хорошо знаю для кого снимается шоу, и абсолютно все продумывается исходя из этого, чтобы достичь наилучшего результата. Очень интересно читать комментарии, когда люди пишут не ради того, чтобы самому себя показать и блеснуть, а на самом деле что-то подсказать, посоветовать. Очень ценные советы про то, какую музыку хотели бы услышать, например.
Вопрос: С какого возраста лучше начинать кататься на коньках? Моей дочке сейчас 2,5 года.
Илья: В таком возрасте я не ставил бы еще на коньки, но года в четыре уже можно начинать.
Вопрос: Моя дочка очень хочет заниматься фигурным катанием именно у Вас. Возможно ли это?
Илья: Сейчас, к сожалению, нет. Если все получится с Домом танца, то там обязательно буду преподавать.
Вопрос: Сейчас формально нет школ олимпийского резерва, куда отдать ребенка, если он хочет серьезно заниматься фигурным катанием?
Илья: По-моему, сейчас найти школу фигурного катания не составляет большого труда, большой их выбор.
Вопрос: Расскажите о своей семье. Есть ли у вас дети, увлекаются ли они фигурным катанием?
Илья: У меня есть сын Мартин, ему 7 лет. Он очень активный мальчик, но фигурным катанием совсем не увлекается. Его интересуют разные активные виды спорта, но пока серьезно не занимается. Пытался его как-то ставить на коньки, но ему не понравилось.
Вопрос: Будет ли у вас когда-нибудь проект не со звездами, а с простыми смертными?
Илья: Вопрос риторический... потому что практика телевизионная показывает, что зрителям не будет интересно смотреть на простых смертных. Точнее - самим участникам-то это будет интересно, но будет ли это интересно остальным зрителям? Надо понимать, что людям интересно не только само шоу, но и история за этим человеком, зрители интересуются именно известными людьми. Еще одна проблема была бы: какие критерии нужно выдвигать участникам проекта? С известными людьми проще - критерием является известность и интерес публики к ним, а с не звездой как быть? Как выбрать из тысячи желающих нескольких самых интересных? Как установить критерии этого? Тоже очень сложный вопрос. Еще надо понимать, что в большинстве случаев, не фигуристы у нас - это актеры. И они своим актерским талантом перекрывают свое неумение кататься на коньках. По понятным причинам, обычному человеку будет труднее спрятать это свое не умение. Конечно, бесспорно, есть и таланты, но их найти будет еще труднее. Так что вопросов тут очень много. Хотя такую идею мы тоже рассматривали. Но пока отклонили.
Вопрос: Ваш девиз, с которым идете по жизни?
Илья: Терпенье и труд все перетрут!
Вопрос: Будет ли в этом году Рождественский гала концерт на Ходынке?
Илья: Нет, гала концерта не будет в этом году. Связано это с тем, что, к сожалению, из-за не зависящих от нас технических причин, пришлось перенести показы «Огней Большого города» на декабрь. В результате в декабре получается слишком большая нагрузка, наслаиваются такие большие проекты. Поэтому пришлось отказаться от идеи концерта. Это, конечно, очень жаль. Но я очень надеюсь, что нам удастся сделать гала концерт 8 марта.
Вопрос: Приглашали ли Вас когда-нибудь сняться в фильме?
Илья: Да, такие предложения поступают регулярно. Но я когда-то очень давно однажды попробовал... прекрасно все понял... я никакой не актер. Каждый должен стараться принести что-то свое на своем месте, а я понимаю, что не смогу ничего принести в кино. А лишь бы влезть везде - нет, это не мое.
Вопрос: Не было ли желания поучаствовать в работе цирка? В постановке номеров?
Илья: Мне интересна любая постановочная работа. И недавно мне поступило предложение от Оксаны Дружининой, художественного руководителя цирка на Цветном бульваре. Это постановка целой программы. Я с удовольствием поработаю с ними, сейчас я вынашиваю эту идею. У меня вызывает уважение тот подход, который есть у известного Cirque du Soleil. Уважение и восхищение.
Вопрос: Очень хотелось бы поучаствовать в Вашем мастер-классе. Устраиваете ли такие?
Илья: Надо подумать, может быть и рассмотрим эту историю. А пока, как я знаю, мастер-классы проводит Александр Жулин. Он блестяще справляется. Могу посоветовать обратиться к нему.
И последний вопрос: Посоветуйте, за кого голосовать 4 декабря?
Илья: Голосуйте сердцем