Instagram

Неофициальный форум Татьяны Навки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Инна Гончаренко

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

:idea:

«Пошла работать тренером по комсомольской путевке»

По итогам завершившегося в Саранске первенства России по фигурному катанию сразу два ученика тренера Инны Гончаренко – Елена Радионова и Александр Самарин – вошли в число победителей и призеров соревнований и отобрались в состав команды на чемпионат мира среди юниоров в Милан. После церемонии награждения Инна Гончаренко рассказала о себе, перестроечном периоде, который вынуждал тренеров менять профессии, работе в ЦСКА и учениках.

Свернутый текст

-- Инна Германовна, ваше имя стало известно широкой публике во время юниорского финала Гран-при в Сочи, когда Лена Радионова выиграла женский турнир. До этого момента вы оставались яркой фигурой в тени, поэтому хотелось бы узнать, как пришли в фигурное катание?

-- На тренерском поприще я работаю достаточно давно. Как окончила среднюю школу, так сразу же пошла работать тренером.

-- Без специального образования?

-- По комсомольской путевке. В то время практиковалось такое. Без специального образования работать тренером было нельзя, а по комсомольской путевке можно.

Отработала год, поняла, что мне это дело нравится, решила поступать в институт физкультуры. К тому времени я отдавала себе отчет, что великой спортсменки из меня не получится. Но поскольку параллельно со спортом еще занималась в ансамбле «Спутник» Моисеева, то оказалась перед дилеммой – институт культуры или физкультуры? Год тренерской работы все расставил по своим местам.

А тут еще знакомая Лена Байтлер настоятельно советовала поступать в Московский областной институт физкультуры в Малаховку, потому что курс набирала Элла Торунова. В свое время Лена училась у нее и составила очень хорошее мнение. Подруга рекомендовала мне Эллу Луидживну как грамотного наставника, интеллигентного и умнейшего человека, преподавателя, который мог очень многое дать своим студентам.

-- Вы послушались подруги и поступили в Малаховку?

-- Да и до сих пор не жалею и не жалела об этом ни одной минуты, потому что за время обучение в институте, кроме приятных воспоминаний, никакого негатива не всплывает. Было настолько здорово и интересно учиться! Мы вели научную работу, все были очень увлечены учебой, и занятия проходили на одном дыхании.

Начиная со второго курса, учась на дневном отделении, пошла работать. Я вынуждена была подрабатывать вечерами, потому что мы с мамой жили очень скромно. Но парадокс советского времени заключался в том, что фактически я могла работать сколько угодно, но, как студентка, имела право получать деньги только за полставки.

-- Все равно еле сводили концы с концами.

-- Такие были законы. В 91-м году окончила институт, и… развалился Советский Союз. Устроиться по специальности на работу тренером оказалось невозможно.

-- Понятно, ведь в то время стадионы и ледовые арены превратились в рынки.

-- Именно так. На стадионах открывались рынки, и на спортивных объектах царили полный развал и хаос. С работы на полставки я вынуждена была уйти, потому что от института добираться до нее близко, от дома – далеко. Надо было подыскивать что-то другое. Чтобы не прерывался рабочий стаж, устроилась в детский сад. Точнее это был огромный комплекс – сад, школа, спортзалы… Пошла на ставку инструктора физкультуры. Но, проработав некоторое время на копеечной зарплате, перешла в коммерческий банк.

-- Ничего себе карьерный поворот.

-- Жизнь заставляла многое менять, надо было выживать и выкручиваться. В банке у меня все складывалось успешно. Начала с простого кассира и дошла до заместителя начальника кредитно-депозитного отдела. Работа серьезная, ответственная, которая сулила неплохие перспективы. Но… Я ушла в декрет. Родила сына. А когда ему было два года, то в Бирюлево, где мы жили, построили каток. Тут я и подумала: «А почему бы пару раз в неделю не подработать тренером, пока ребенок в садике?» И увлеклась, затянуло. Вдруг я совершенно четко поняла, что без этого всего своей жизни не представляю.

-- И все вернулось на свои круги?

-- Да. В банке у меня была огромная зарплата, условия для работы прекрасные, работы много. Но, как человек эмоциональный, я там просто изнывала.

Словом, вернулась к тренерской деятельности. Правда, через какое-то время родила дочь. И вот когда сидела с дочерью в декрете, мне позвонила приятельница, рассказала, что идет работать в ЦСКА, что туда вернулась Елена Германовна Водорезова и набирает новый тренерский коллектив.

-- Вы ведь тренировались в ЦСКА?

-- Да. И Елена Германовна для меня всегда была эталоном. Мы, тогда молодые фигуристы, воспринимали ее как звезду, ученицу великого Станислава Жука. Словом, смотрели с придыханием.

Понятно, что идти или не идти в ЦСКА к Водорезовой, такого вопроса у меня даже не возникло. Я взяла группу маленьких детей (Лене Радионовой на тот момент исполнилось 3 года, другим по четыре). Елена Германовна тогда мне сразу сказала: «Ты можешь стать тренером, если вырастишь вместе с ними. Вот когда все ступени пройдешь, тогда все получится. А брать готовых или полуготовых спортсменов – не вариант».

-- Хороший совет.

-- Правильный. Я на него сразу же сориентировалась. Когда дети подошли по возрасту к категории «спецпрограмма», Водорезова сказала, что освобождает для нас эту нишу, и просила только об одном -- не ударить в грязь лицом. Это был очень ответственный и в каком-то смысле переломный момент. Надо было соответствовать, оправдать доверие. С того времени и стараемся. Так и живем.

-- Вы производите впечатление очень спокойного человека. Во время общения с учениками не делаете больших глаз, не выходите из себя, но и не сюсюкаетесь с ними.

-- У меня очень хорошая группа. Ребята замечательные. Проблемы есть, проблемы разные. Но они есть у всех, кто работает с детьми. Хотя с другой стороны, мои ученики, в какой-то мере, уже и взрослые. Мотивированные. Тренируются с отдачей. Знают, что хотят и что им нужно. Спорт делает детей взрослее и серьезнее, поэтому и сюсюкаться нет нужды.

-- До чемпионата мира среди юниоров остается не так много времени. Ваша ученица Лена Радионова считается одной из претенденток на медали. Будете что-то «лакировать», добавлять или убирать в ее программах?

-- Не исключено. Посмотрим.

-- Вы следите за соперницами, за счет чего их можно обыграть?

-- Фигуристок мы видели на этапах Гран-при. Девочки хорошие, девочки сильные. Но надо самому работать, ни на кого не смотреть, при этом ни в коем случае нельзя недооценивать соперников.

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА

Отредактировано Эмили (2013-10-05 03:01:40)

2

Инна Гончаренко: «В этом сезоне это лучший прокат Лены»

Фигуристка Елена Радионова стала серебряным призером этапа серии Гран-при в Японии. После соревнований тренер фигуристки Инна Гончаренко прокомментировала выступление ученицы.

http://fsrussia.ru/upl/modules/news/200/13_5195.jpg

Свернутый текст

-- Инна Германовна, классный получился прокат произвольной программы.

-- Я сама очень довольна. В этом сезоне это лучший прокат, потому что сам сезон получается сложным. Лена растет. Буквально на глазах. И нога у нее подросла. Палец стал болеть. Но девочка справилась. Умница!

Вдобавок из Америки вернулись, началась акклиматизация. Мы же до этого никогда не летали за океан. Впервые были в США. С такими проблемами не сталкивались.

-- А теперь в Японии побывали.

-- Мы с Леной в восторге от японской публики. Такого не видели никогда и нигде.

-- Вас это, как и Лену, вдохновляло?

-- Знаете, так раньше было в Советском Союзе, когда проводились соревнования на призы «Moscow News». Я была маленькой, собирала игрушки на льду, как здесь девочки-фигуристки. Так вот тогда у нас был такой же ажиотаж. И сейчас, когда я здесь все это увидела, то как будто в детство вернулась. То же ощущение восторга. Чувствуется положительная энергетика, идущая от публики.

Здесь очень хорошо все организовано. А для Лены – это колоссальный опыт. Асада рядом. Другие спортсменки. Я думаю, что Лена смотрит на них, тянется за ними и для нее это очень важно.

-- И все-таки, что было самым важным для Лены на этом турнире?

-- Я даже не расстроилась, что в короткой программе была помарка, потому что Лена потом сама добавила каскад. Значит, она думала. Это не был нервный прокат. То есть к своей ошибке спортсменка отнеслась без паники. Да, всякое бывает. Все мы – люди, человеки. И Лена не исключение. Но она не пошла вытаскивать элемент, потому что за это был бы съем. Она сообразила, настроилась и добавила прыжок в конце. Молодец! Это опыт.

Опыт, когда она смотрит на взрослых спортсменок, как они готовятся к стартам. В свою очередь, на нее смотрят судьи, такие именитые. И важно, чтобы они оценили катание Радионовой, запомнили ее.

-- Сейчас вы вернетесь, к чему будете готовиться дальше?

-- К финалу будем готовиться. Потом к чемпионату России. Костюм к показательному номеру будем шить. Нам в этом сезоне с ним как-то не везет. Но ничего, сошьем. Пока же выступаем в том, что сами придумали.

-- Для показательного номера «Зомби»?

-- Хотели сделать номер под названием «Кукла». Но потом остановились на «Зомби». Сейчас все знают компьютерные игры, и это слово понятно.

Музыку для номера нашел наш новый звукорежиссер Филипп Чернов. Дал мне послушать, и я загорелась. Наш потрясающий хореограф Елена Станиславовна Масленникова поддержала идею. Мы решили поставить номер, где Лена предстала бы в роли задорной девочки. Хотим показать, раскрыть спортсменку и с этой стороны, и чтобы людям в зале было весело.

Подготовили Таня ФЛАДЕ, Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Таня ФЛАДЕ

3


Инна Гончаренко: "Через четыре года женское катание в мире будет российским"

http://ss.sport-express.ru/userfiles/press/3/38437/53800_345px.jpg

Тренер Елены Радионовой – о возвращении Плющенко, четверных прыжках у женщин и роли родителей на тренировках

Год назад Инна Гончаренко впервые вывела в мир большого фигурного катания свою подопечную – Елену Радионову. И та с первой попытки стала победительницей юниорского финала "Гран-при". Переход спортсменки и тренера на взрослый лед тоже получился успешным: на двух этапах "Гран-при" Радионова поднималась на пьедестал и в итоге оказалась в финальной шестерке.

Сразу после того, как финалисты были определены, мы с Гончаренко встретились в ЦСКА.

Свернутый текст

* * *

– Тамара Москвина однажды сказала, что, начав работать тренером, она долгое время видела перед собой только "попы" более опытных и заслуженных коллег: Станислава Жука, Елены Чайковской, Татьяны Тарасовой... Вам знакомо такое состояние?

– Знакомо, конечно. Помню, когда только начинала работать на катке "Южный" на сеансах массового катания, мне попались несколько ребят, которые хотели тренироваться всерьез. Вот я и решила посмотреть: а чем же занимаются их сверстники? И пошла на стадион "Москвич", где проводились детские соревнования. Вернулась тогда в шоке – настолько все это мне показалось недосягаемым. В то же самое время поняла, что хочу заниматься именно такой работой. Ну а когда пришла в ЦСКА, там уже было делом принципа не ударить в грязь лицом. Не подвести ту же Елену Буянову, которая доверила мне маленьких спортсменов.

Другой вопрос, что я никогда не воспринимала более опытных коллег как людей, которые живут в каком-то другом измерении. Понимала, что они добились всего потому, что для них тренерская работа стала образом жизни гораздо раньше, чем для меня. И очень много трудились. Ведь тренерская работа – это прежде всего труд, а уже потом честолюбие и все остальное. Но работать я не боялась никогда. В каком-то смысле мне было даже проще, как бывает, когда постоянно имеешь перед глазами чужой опыт.

– Почему в свое время вы перестали работать с Аделиной Сотниковой? Или вас просто заставили передать талантливую спортсменку более опытному специалисту?

– Я хорошо знала маму Аделины еще до того, как они пришли на каток: наши дети ходили в одну группу в детском саду. И получилось так, что, начав работать в ЦСКА, именно я попросила Буянову посмотреть девочку. Елена Германовна тогда имела группу достаточно сильных спортсменов и спросила меня, почему я сама не хочу поработать с Сотниковой. Вот мы и договорились, что Аделина начнет кататься у меня, а потом Буянова заберет ее к себе в более старшую группу. Так что я с самого начала понимала, что моя работа с Сотниковой – это временная история.

– Неужели не было обидно отдавать спортсменку, понимая, что уже пошел результат?

– Дело не в результате. А в том, что к детям очень сильно привыкаешь. Тем более что в Аделину я вложила очень много души. Но она заслуживала этого. И мне очень хотелось, чтобы в дальнейшем – у кого бы ни каталась Аделина – она имела такую базу, с которой ей было бы легко идти вперед.

– С кем было проще работать – с Сотниковой, или с Леной Радионовой?

– Даже не знаю, как ответить. К тренерской работе слово "легче" не очень подходит. Тем более что за период от Аделины до Лены в моей собственной жизни произошло очень много событий, заставивших пересмотреть все, в том числе и отношение к профессии.

– Вы имеете в виду болезнь?

– Да. Скрывать тут нечего, об этом знают все. Я столько всего пережила и увидела, пока лежала в больнице, что сейчас меня очень трудно чем-то испугать или удивить. Могу сказать, что ничего более тяжелого в жизни не бывает. Разве что ситуация, когда точно так же болеют близкие. Так что работа для меня сейчас – просто хобби. Любимое дело, которое доставляет массу удовольствия. Хотя изначально я совершенно не собиралась возвращаться на каток после больницы.

– Почему?

– Потому что была в ужасном состоянии. Знаете, мой муж никогда не любил фигурное катание. Скорее, терпел его. Это понятно: много лет фигурное катание почти полностью забирало меня из семьи, образно говоря. Но когда муж увидел, что я все больше и больше отгораживаюсь от жизни и погружаюсь в какую-то беспросветную депрессию, именно он вернул меня на лед. Дал как бы невзначай посмотреть один прокат моих ребят, другой. И добился того, что во мне действительно начал просыпаться интерес к жизни.

* * *

– Ученики за время болезни не разбежались?

– Я сама их тогда раздала – не была уверена, что вообще вернусь из больницы. Хотя тренеры на катке постоянно меня поддерживали, верили, ждали. Ну а когда я все-таки пришла на каток и увидела своих ребят, то завелась уже сама. Поняла, что не имею права бросить тех, в кого уже вложено столько сил. Кстати, ушли за это время только те, кто с самого начала не очень хотел работать.

– А вообще часто случается, что ребенок безмерно талантлив, а работать его не заставишь?

– Бывает, конечно. Мне кажется, что отрицательную роль играет сама система, которая сложилась у нас в стране: как только у того или иного спортсмена что-то начинает получаться, вокруг него тут же поднимается такой ажиотаж, что и у самого ребенка, и в большей степени у его родителей, что называется, "сносит крышу". И все. Многие "отваливаются" уже на этой стадии, ничего по большому счету не выиграв.

– Как, кстати, вы относитесь к правилу, ограничивающему возможность спортсмена выступать во взрослых соревнованиях до достижения им определенного возраста?

– Негативно отношусь. На мой взгляд, наоборот хорошо, когда маленькие подпирают старших, заставляют их активнее "шевелиться". Да и сами они в такой обстановке способны быстрее расти. Радионовой еще повезло: она успела повариться во взрослой "каше" внутри страны до того, как были введены очередные запреты.

– Тем не менее она все еще лишена возможности бороться за место в основной сборной страны.

– Тоже неправильно. Как и та ситуация, которая восемь лет назад была с Мао Асадой, когда ей не разрешили выступать на Олимпийских играх в Турине. Если ребенок готов соревноваться на взрослом уровне, почему он не должен иметь такой возможности? Тем более, что век спортсмена вообще короток. Особенно – у девочек.

Если у спортсмена "детское" катание – он ничего не выиграет. Чего бояться-то? А главное – зачем искусственно огораживать взрослых от дополнительной конкуренции? Хотят гарантированно иметь место в команде? Так пусть и отбираются наравне со всеми, безо всяких ограничений.

– Даже боюсь спрашивать, что вы думаете по поводу возможного возвращения в сборную Евгения Плющенко.

– Я, кстати, только "за". Если спортсмен имеет характер и уровень мастерства, позволяющий уходить, приходить и обыгрывать всех снова и снова, да пусть хоть сто раз возвращается – если может. Человек вообще должен быть свободен в своем выборе. Тем более – в спорте.

Другой вопрос, что для всех должен быть единый принцип: если ты решил вернуться, будь добр делать это по общим правилам. Ты заслуженный ветеран? Отлично. Но тебя за это уже наградили. Хочешь снова "колбаситься" в общей куче – ну так не требуй для себя никаких исключений и отдельных условий. Я считаю именно так.

* * *

– Как вам кажется, каким будет через четыре года женское катание?

– Думаю, что российским. И очень техничным. В свое время именно к этому шел Станислав Жук. Его девочки еще 30 с лишним лет назад прыгали все тройные прыжки. Жук даже фигуристов тогда подбирал к себе в группу "под прыжки" – с определенным мышечным строением. Просто он не все успел, не хватило здоровья. А потом в России начался период, когда стало не до фигурного катания, мягко говоря. Но сейчас все возвращается.

– Вы готовы к тому, что Радионовой, чтобы на что-то претендовать на следующих Играх, придется прыгать и тройной аксель, и, возможно, четверные прыжки?

– В принципе готова. Думаю, кстати, что в той же Японии работа в этом направлении уже идет вовсю.

– Сколько, на ваш взгляд, требуется времени, чтобы довести сложный прыжок до уровня стабильного исполнения в соревнованиях?

– Два-три года. Можно и быстрее, но я имею в виду не просто выкрутить прыжок и не упасть, а сделать его с интересного захода, с хорошим выездом.

– В одном из ваших интервью я прочитала, что ваша любимая фигуристка – Мао Асада. Почему?

– Наверное, во мне слишком глубоко сидит то, чему нас учили еще в школе: что в человеке все должно быть прекрасно. Мао – красивая, очень гармоничная спортсменка. Умная, техничная, прыгающая сложные прыжки. Я неоднократно видела у нее прекрасные попытки тройного акселя, когда она тренировалась у нас в ЦСКА.

В свое время мне точно так же нравилась Катарина Витт. Имея очень сложные по тем временам прыжки, она брала именно комплексом качеств. Когда воедино сведены и техника, и эмоции, и уверенность, и элегантность…

– Помните свои чувства по отношению к Витт, когда она вернулась на лед перед Играми в Лиллехаммере? Не было жалости?

– Жалости – нет, но как раз тогда я подумала, что спортсмену такого класса нужно все-таки чувствовать некую грань своих возможностей. Понятно, что тогда по большому спорту заностальгировали многие, получив возможность вернуться в любители. Вот и вернулись – как Витт. Непонятно зачем.

– За работой своих иностранных коллег вы следите?

– Не могу сказать, что очень пристально. Но, безусловно, смотрю, как и что они делают. Мне нравится, например, как работает Рафаэль Арутюнян, нравится – по узнаваемости стиля – Фрэнк Кэролл. С тем же Арутюняном я много разговаривала. Думаю, его преимущество над многими другими тренерами заключается в большом количестве льда, позволяющем очень много работать над катанием, а не над прыжками. Плюс – много помощников, усилия которых очень грамотно распределены между спортсменами. Мы просто не имеем возможности так много заниматься скольжением, вращениями, постановочной работой. Мне, по крайней мере, очень этого не хватает.

С другой стороны, у нас принято строить работу групповым методом. Когда мы с Леной Радионовой были на турнире в Оберстдорфе, я разговаривала на эту тему с Эдуардом Плинером, и он признался, что в первые годы своей работы в США пытался возродить у себя на катке принципы СЮПа – стадиона юных пионеров. Организовал группы, наладил работу. Но тут же столкнулся с недовольством родителей, считающих, что тренер обязан заниматься с их ребенком индивидуально. Видимо, поэтому в Америке так и сложилось, что прыжками занимается один специалист, вращениями – другой, скольжением – третий…

* * *

– Вы – жесткий тренер?

– Думаю, да. Прежде всего потому, что очень требовательна по отношению к самой себе.

– А могли бы, к примеру, отнять у спортсмена еду?

– Если спортсмен сам не понимает, что должен себя в чем-то ограничивать, отнимать бессмысленно. Это пустая трата времени и нервов. Хотя во времена, когда каталась я сама, у нас отнимали. Другой вопрос, что постоянно приходится объяснять и спортсмену, и его родителям, что достижение результата – это долгий и сложный процесс. В котором так или иначе должна быть задействована вся семья.

– На свои тренировки вы родителей пускаете?

– Да. Тоже не вижу смысла запрещать. Конечно, с родителями бывает непросто. Ну так это всегда так было. Помню, когда сама еще каталась на СЮПе, мама одной девочки пыталась постоянно давать своему ребенку советы с балкончика, который был над катком. Причем на этот балкон она ухитрялась пробираться даже тогда, когда двери закрывали на ключ. И допрыгалась однажды до того, что упала через перила – ее за ноги успел поймать наш радист. Жуткая картина была, когда она висела надо льдом вниз головой. Меня спасает то, что я близорукая. И совершенно не вижу, что вокруг катка делается.

– Есть же очки?

– Не ношу. У меня сразу начинает болеть от них голова.

– Для вас важно, как вы выглядите, стоя у борта?

– Конечно. Я всегда набираю полный чемодан одежды, из которой потом ничего не могу выбрать. Меня в этом плане постоянно воспитывает старшая сестра. Очень внимательно смотрит, в чем я одета, когда стою у борта, потом, как положено старшей сестре, критикует.

– Всегда было интересно, кстати: в чем смысл стояния тренера у борта, когда катается спортсмен? Ведь уже толком ничего не подскажешь.

– Хороший вопрос, кстати. Скорее, это просто традиция. Безусловно, есть спортсмены, которые очень зависимы от ситуации – стоит тренер у борта, или нет. Мне тоже, естественно, кажется, что роль тренера у борта огромна. Хотя, наверное, было бы правильнее заранее готовить человека к тому, что тренера по какой-то причине может не оказаться рядом.

– Сразу вспоминается Татьяна Тарасова, сказавшая однажды: "Моя задача сделать так, чтобы спортсмену не был нужен в момент выступления никто: ни я, ни хореограф, ни психолог".

– По большому счету это задача любого тренера. Но я все равно, стоя у борта, вижу, что мой спортсмен катает программу не на судей, а на меня. И вот эта связь ощущается постоянно.

– Так вы ж ничего не видите без очков?

– Все, что мне нужно, я вижу прекрасно.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ27.11.2013 17:15

4

http://forumupload.ru/uploads/000d/ff/24/817-1.gif

Елена Германовна Водорезова (в замужестве Буянова)
Инна Германовна Гончаренко

5

Инна ГОНЧАРЕНКО: «Страшно прыгнуть в кипящий котел, но мы там варимся»

http://fsrussia.ru/images/interviyou/Goncharenko.JPG

На подмосковной базе в Новогорске проходит запланированный сбор российских фигуристов, среди которых и ученики тренера Инны Гончаренко. О готовности спортсменов, новых программах, сложностях, которые приходится преодолевать, Инна Гончаренко рассказала сайту ФФККР.

Инна Германовна, кто из ваших ребят находится на сборе?

Лена Радионова, Шура Проклова,  Даня Бернадинер, Вова Самойлов, Алсу Каюмова и Вика Безрукова. Правда, Лена, во вторник улетела в Японию, но ненадолго.

Свернутый текст

Под конец сезона Лена оказалась очень востребована. Участвовала в различных шоу, показательных выступлениях. Мы не слишком опытные в данном вопросе специалисты и не знали, сколько и какие предложения последуют, поэтому поначалу не отказывали никому. В итоге выступлений получилось много. Тем не менее новые программы успели набросать.

На этом сборе поработали с постановщиками Еленой Станиславовной Масленниковой и Ильей Авербухом. Лене предстоит кататься уже на взрослом уровне. Сезон у мастеров начинается позже, чем у юниоров. Так что нет смысла форсировать подготовку. Время в запасе есть.

Радионова - юная спортсменка, и сразу столько внимания, автографы, фанаты… Она изменилась за последнее время?

Я не заметила. Понимаете, Лена с малых лет была в центре внимания. В каждом возрасте есть свои ответственные важные старты, и она на них побеждала.

На взрослом уровне толком мы пока не катались.  Но то, что в этом сезоне Лена во второй раз выиграла чемпионат мира среди юниоров, чего до нее не удавалось никому, здорово. Конечно, ей было тяжелее, потому что уже знала, с какими трудностями придется столкнуться и насколько надо будет себя напрячь. Повторить победный результат по определению сложнее, потому что не можешь ударить в грязь лицом. Плюс каждый шаг отслеживается, волей-неволей все время находишься в фокусе. Да и вы помните, Лена ехала на чемпионат в Болгарию после травмы. Но выдержала, справилась.

Сейчас, безусловно, многое будет зависеть от нее самой. Спортсменка растет. Она вступает в ту пору, когда влияние родителей и тренера ослабевает. Тренер уже не начальник, не командир, он превращается в соратника. И в этой ситуации надо самому четко понимать, чего хочешь, к чему стремишься? Пока в силу возраста Лена в большей степени человек настроения. Но по мере взросления ей надо стать человеком цели. Она и сама это осознает. Это объективная реальность, от которой никуда не денешься.

На взрослом уровне Радионовой придется соперничать с большим количеством сильных конкуренток. Это ее не смущает?

Если идешь в спорт, то должен понимать, для чего это делаешь, и знать, что конкурентов всегда будет много. Все тренируются, готовятся, но и мы без дела не сидим. Вопрос только в том, кто будет лучшим.

Вернемся к началу нашего разговора, какова цель сбора в Новогорске?

Собраться. Если честно, то в этот раз я и сама очень устала. Обычно летом мало отдыхаю, от силы дней десять. Но сейчас решили «разойтись» на три недели. Понятно, что за это время ребята расслабились, плюс выросли. Так что основная цель – собраться, настроиться на работу.

В конце сезона мы сделали новые программы. Дане Бернадинеру и Володе Самойлову поставили короткие, Вике Безруковой – произвольную, Саше и Алсу обе программы. Про Лену я сказала. Весь этот объем надо вспомнить, что-то доработать, где-то поменять.

Есть и проблемы. Травма у Саши Прокловой. Прошлый сезон мы с Шурой заканчивали здорово. Поставили две новые программы, стали заниматься костюмами. Но за два дня до окончания работы Саша упала на тренировке. Ехала и зацепилась зубцами за лед. Неудачно перевернулась, чтобы не удариться о бортик. Оказалось, что еще и ботинок сломала. Ботинки новые, она их только раскатала…

Что сказали врачи?

Сначала, что перелома нет, сильный вывих. Но затем другие специалисты подтвердили неблагоприятный диагноз. Перелом без смещений, но он есть. Конечно, все жутко расстроились. В первую очередь, Саша. В отпуске отходила в гипсе по максимуму. Сейчас восстанавливается, разрабатывает ногу. Врачи разрешили находиться на сборе. Все процедуры расписали в 86-й больнице, куда прикреплены спортсмены сборной.

Вы упомянули о новых программах. Можете рассказать о них подробнее?

Этап постановки всегда очень сложный. Надо не просто найти музыку, а такую, которая бы подходила спортсмену. Например, для короткой программы Дани Бернадинера наш хореограф Елена Станиславовна Масленникова предложила оригинальную, на мой взгляд, вещь – польку Альфреда Шнитке. Это произведение я и раньше слышала, но оно как-то не ассоциировалось у меня ни с кем из учеников. А тут наш постановщик интеллигентно настояла: «Давайте попробуем». И получилось неплохо.

У Лены Радионовой короткая программа – фламенко. Но это не классический вариант, а современный – повеселее, чтобы порадовать публику артистизмом. Для произвольной, на контрасте, выбрали музыку Сергея Рахманинова. Скомбинировали несколько произведений. Как говорил герой одного известного фильма, решили «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира».

Произвольная программа Саши Прокловой – «Жар-Птица» Игоря Стравинского. Мне очень нравился танец Яны Хохловой и Сергея Новицкого, поэтому еще зимой я позвонила партнеру, спросила его мнение. Сергей в свое время нам помогал, знает всех ребят, поэтому сразу привез диск с музыкой. Я переговорила с Ирой Жук и Сашей Свининым, спросила, как они на это смотрят? Тренеры ответили, что не против. Правда, музыку мы немного изменили, но незначительно. Сделали программу, а потом узнали, что кто-то еще из наших фигуристов это же произведение вроде бы взял. Но от подобного никто не застрахован.

Короткая программа Саши поставлена на саундтрек к фильму «Шпион» Федора Бондарчука. Мой муж увидел видеоклип и подсказал. На мой взгляд, получилось интересно… Не буду рассказывать об остальных. В августе состоятся контрольные прокаты, так что ждать недолго.

Кто помогает вам в постановочной работе?

На этом сборе с нами работают новый хореограф Катя Тихонова; специалист по шагам, танцевальным элементам Сергей Вербило; тренер нашей группы Денис Леушин. Одну из программ Лене Радионовой делал, как я уже сказала, Илья Авербух. Остальным ребятам ставила Елена Станиславовна Масленникова.

О ней я бы хотела рассказать подробнее. Сотрудничаем мы уже лет восемь. Елена Станиславовна – прекрасный специалист. Интеллигентный, порядочный, интеллектуальный человек, с точным и тонким вкусом. Она удачно сочетает опыт и новаторские идеи. Ее дочь Валерия Ланская – актриса театра и кино. Младшая Настя тоже очень талантливая девушка. По понятным причинам, Елена Станиславовна постоянно посещает спектакли, премьерные показы. Она в курсе последних веяний и течений. Отсюда и разноплановость ее постановок. Лучший показательный номер Лены Радионовой «Зомби», который всем так нравится, работа Масленниковой.

С Еленой Станиславовной у нас много общего, схожие взгляды. Но главное, мы дополняем друг друга. Порой она гасит мою бурную фантазию, направляет поток в нужное русло.

Единственное, с чем мы, к сожалению, сталкиваемся: Елена Станиславовна работает на «Ледниковом периоде» и очень занята. Поэтому она ставит программы и «пропадает» на полгода. А эту работу надо доводить до конца, нужен понимающий хореограф.

С этим есть проблемы?

Проблема в том, что нужен хореограф, который завершал работу, сохраняя первоначальный замысел. А нередко получается, что поставит Масленникова программу, в этой программе есть определенная идея, плохая, хорошая, но это наша задумка, которую хотелось бы донести. Однако у хореографа чаще всего свое видение и представление, в соответствии с которым он начинает все менять. Мы пытались привлекать хореографов во время постановок. Проговаривали, объясняли, показывали. И все равно на выходе получаются совершенно другие программы.

Сейчас пригласили Катю Тихонову. Надеемся, что все получится. Мне кажется, что Кате и самой интересно во все вникать.

Что самое сложное в работе над новыми программами?

Мелочей в таком деле не бывает. Абсолютно все детали играют важную роль. Но мне кажется, что подбор музыки – это очень большая работа для тренеров, которая подчас превращается в настоящие муки творчества. Специалистов, которые бы помогали на этом поприще, очень сложно найти. Например, таких, как Елена Станиславовна, или Филипп Чернов, который делает нам записи, аранжировки музыкальных произведений. Он безумно талантливый и очень востребованный. Пишет музыку к фильмам, передачам, спектаклям. Выкроить свободную минуту ему сложно. А если учесть, что все творческие люди – это люди ночи, поскольку работают по ночам, то наши графики не совпадают. Тренеры с раннего утра на льду. Но приходится приспосабливаться.

Как вы относитесь к подбору сюжетов? Например, когда юным спортсменам ставят программы на взрослые темы.

А где критерии? Даня Бернадинер катает программу на музыку мюзикла «Ромео и Джульетта». Дане 14 лет. А сколько было Ромео? И сколько процентов в этой постановке от реального произведения Шекспира? Скорее, это перевод на язык современной поп-культуры.

Фламенко – серьезная тема. Но в Испании даже трехлетние дети танцуют его. Танго называют «танец страсти». Но вместе с тем танго и народный танец. Или наша русская «Калинка», с которой выступали Ирина Роднина и Александр Зайцев, когда уже были опытными и титулованными спортсменами. А сейчас эту музыку берут 4-летние фигуристы. Так что же, сказать им: «Не трогайте! Дорастите сначала до уровня великих». Но такая логика – абсурд.

Если музыка по душе тренеру и спортсмену, это и есть главный критерий. Если музыка ведет, помогает выразить чувства, переживания, мысли, значит, бери и катай. Кто-то и в 20 лет не поймет произведение, скажем, Чайковского. Или поймет неправильно. А как правильно, что значит правильно? В творчестве часто нет ответов на такие вопросы.

Вас можно назвать тренером «новой волны», который вместе с учениками проходит стадии взросления. Думали, будет легче или сложнее?

Думала, будет хуже и сложнее, но никак не легче. Страшно прыгнуть в кипящий котел, но мы же прыгаем и варимся. Вроде бы и ничего. Если есть желание и цель, то на какие-то моменты не обращаешь внимания.

Недавно услышала мнение, что каждому тренеру, чьи ученики добились прогресса, надо давать шанс пройти весь путь снизу вверх. Да, это рискованно, требует финансовых затрат, то только так специалист сможет определить свой «профессиональный потолок». Согласны?

Согласна. Мне кажется, что бурный всплеск в нашем женском одиночном катании как раз связан с тем, что появились новые тренерские имена, специалисты, которые очень хотели и хотят работать, добиваться результата и имеют возможность реализовываться.

Но вместе с тем, я подумала еще вот о чем. Не знаю, как в других странах, у нас во главу всего поставлен спортсмен. Все движется вокруг него. Но ведь чемпиона делает тренер. И если тренер подготовил одного, то подготовит и других. Опыт и знания бесценны.

Со временем у каждого тренера возникает естественная потребность поделиться накопленной информацией, передать ее другим. Так почему бы не создать некий институт меценатства, кураторства (назовите это, как угодно), чтобы готовить не только спортсменов, но и тренеров. Согласитесь: одно дело сказать, «я горжусь, что воспитал плеяду спортсменов». И другое, что «помимо спортсменов, я поднял такие тренерские кадры, которые дали нам новых чемпионов и призеров». Это же круто! А как было бы классно, если спортсмена выводил на лед не только личный тренер, но и куратор группы – наставник тренера.

Понятно, что в этом вопросе далеко не все зависит от сознательности и желания. Должна быть выработана государственная политика в этом направлении, налажено взаимодействие с федерацией, внутри федерации.  У нас есть консультанты сборной, но кашу маслом не испортишь. В России еще столько талантливых и потрясающих специалистов и так много резервов.

У нас есть тренеры, которые уже всем все доказали. Их разработки, идеи давно описаны в учебниках, по которым учатся и работают тренеры во всем мире. Но одно дело книги, а другое – практические навыки, непосредственное общение, которое ничем не заменишь. Одними семинарами не обойтись. Надо изнутри знать проблемы сборной, каждой группы. Вникать, поддерживать, направлять, советовать и даже щелкать по носу… Вот это было бы супер! И если бы мы сохранили все это и наладили такую взаимосвязь, то нашу страну в фигурном катании было бы не догнать. Хотя, возможно, кто-то решит, что я рисую утопическую картину.

Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ

http://fsrussia.ru/intervyu/114-inna-go … imsya.html

6

сбор группы, без Радионовой, которая сейчас в Японии на шоу)
Новогорск
http://cs620916.vk.me/v620916324/f23c/hIfd-T4PZHw.jpg

Отредактировано Эмили (2014-07-01 00:18:08)

7

Инна Гончаренко: постараемся продолжить движение вперёд, довести программы до полного совершенства

В Сочи прошёл чемпионат России по фигурному катанию. В женском одиночном катании победила Елена Радионова. О победе и перспективах своей воспитанницы специальному корреспонденту портала TEAM RUSSIA-2014 Марии Староверовой рассказала тренер Инна Гончаренко.

- Наверное, ещё не всё упокоилось внутри до конца, чтобы осознать победу Лены на чемпионате России, - сказала Инна Гончаренко. – Это очень здорово! Мы очень нервничали и переживали. В Сочи сам зал непростой. Выходишь – и сразу перед глазами Олимпийские игры. Все такое помпезное, красивое. У нас была цель на турнир – обе программы откатать чисто. Получилось. Наконец-то. Очень довольны сами собой. К этому успеху мы шли постепенно. Для Лены это уже третий чемпионат России – и вот, наконец, первое место. На вершину постепенно восходили. Хочу сказать спасибо всем, кто нам помогал, верил в нас, работает с нами в команде, семье Лены и моей семье. Все они вместе с нами не спали и не ели эти дни (улыбается). Отдельное спасибо Татьяне Анатольевне Тарасовой, которая всегда помогает советом, подсказывает, настраивает. Мы обращались к ней за помощью. Она человек с очень сильной энергетикой. Огромное спасибо. Она тоже очень сильно переживала за нас.

Свернутый текст

- Лена, лидируя после короткой программы, не сильно нервничала. Это радость придала уверенности в произвольной программе?

- Никакой радости или эйфории после короткой программы не было. Потому что преимущество Лены оказалось мизерным. Я всегда говорю: короткая программа – это жеребьевка перед произвольной. Прошел жеребьевку – начинай соревноваться. Как обычно, всё решалось именно в произвольной программе. Бывает, что она может преподнести сюрпризы, и не всегда приятные.

- Вам с Леной легко работать? Вы ведь с ней вместе с самого юного возраста?

- Безусловно, у нас очень сильное понимание. Мы отлично знаем друг друга, мы практически – как единое целое. Родные люди. А с другой стороны, это как прожить 15 лет замужем. Кажется, что всё так легко, ведь вместе уже так долго... И тут то же самое. Это та же жизнь. Легко в спорте не бывает. Думаю, так у всех. Есть и так, и сяк.

- Лена поедет на чемпионат Европы первым номером женской команды. Ожидали?

- Быть первым номером очень почетно, но и ответственно. Мы такого, конечно, не ожидали. Но в глубине души каждый тренер и спортсмен этого хочет быть первым. Человек, у которого нет желания быть первым, в спорт не идёт.

- До чемпионата Европы достаточно много времени. Над чем сейчас планируете работать?

- На самом деле, не так уж и много времени для полноценной работы. Впереди праздники, и они хочешь или не хочешь, вносят коррективы и выбивают из графика. Для нас основная задача в новогодние каникулы – не сильно расслабиться, чтобы потом быстро собраться и войти в ритм. Менять в программах ничего сильно не будем, просто проведем анализ выступления. Постараемся продолжить движение вперёд, довести программы до полного совершенства. Помарки есть всегда, я их вижу, и сама Лена знает, где можно сделать лучше.

- Какая цель у вас будет на чемпионате Европы?

- Сначала осмыслим настоящее, и потом уже будем ставить цели и задачи на будущее. Всему своё время. Пока об этом даже не думаем. Сейчас у нас – период отдыха (улыбается).

http://www.team-russia2014.ru/article/figur/19289.html

8

Инна Гончаренко: «Если мои спортсмены что-то возьмут от меня, то хуже им точно не будет»

http://fsrussia.ru/images/interviyou/Goncharenko.JPG
Фото Юлия КОМАРОВА

Тренер Инна Гончаренко не очень любит давать больших интервью, а если и соглашается, то говорит конкретно, по делу и профессионально. Тем любопытнее рассуждения тренера о своих учениках, о свободе и ответственности, сложностях работы с новым поколением фигуристов, и по какому пути пойдет женское одиночное катание в наступившем олимпийском цикле.

Свернутый текст

Инна Германовна, ваша ученица Лена Радионова стала чемпионкой России в этом году и впервые поедет на чемпионат Европы в ранге основной претендентки на медали. Как вы оцениваете ее выступление в Сочи?

На чемпионате России Лена показала 70 процентов от того, что может сделать. Я всегда достаточно критически отношусь к результатам, показанным на соревнованиях. В Сочи Лена выступила достойно, но есть над чем работать. Она сама это знает. Мы вместе это знаем. После чемпионата России отметили положительные моменты, и то, что предстоит еще осмыслить и доработать. В общем, наши лучшие прокаты впереди.

Хотелось бы добавить, что, помимо Лены, в Сочи выступали еще пять моих учеников. Тот факт, что ребята участвовали в чемпионате России – сам по себе, является для них достижением. Пока не все у всех получается, но главное желание, цель, и все придет. 

Если в Стокгольме, где в январе пройдет чемпионат Европы, все сложится удачно для Лены, планируете ли вы участвовать в юниорском чемпионате мира, ведь по возрасту ваша спортсменка еще может в нем участвовать?

Все хорошо в свое время. На протяжении спортивной карьеры Лена шла, немного опережая сверстников. Мы выиграли все соревнования на детском уровне в своем возрасте и старались соревноваться с девочками чуть старше нас. Лена уже дважды становилась чемпионкой мира среди юниоров. Причем, она первая и пока единственная фигуристка с таким достижением. Так что юниорского мира с нас достаточно. Сейчас хочется двигаться дальше.

Несмотря на эмоциональность и открытость, ваша ученица всегда очень собрана перед стартом и во время выступлений. Как вам удается правильно настроить ее?

Тут все в комплексе: особенности характера Лены, наше многолетнее сотрудничество, когда тренер и ученик начинают понимать друг друга без слов. Выдернуть что-то одно, сказать, что только тренер подобрал верные слова, сумел грамотно настроить спортсмена, неправильно. Думаю, что все-таки ключевую роль играет сила характера спортсменки.

Лена с самого начала была такой?

Лена пришла ко мне в четыре года, и сказать что-то определенное о характере крохотулечки, как вы понимаете, в этом возрасте затруднительно. Но она с самого начала была очень старательной и выделялась тем, что никогда не хотела быть на задворках. Детей в группу набираем много, и на занятиях по общефизической подготовке они становятся по линиям. Так вот Лена никогда не хотела стоять во втором ряду. Только в первом. Только посередине. Только передо мной. И добивалась этого любыми путями. Вот это стремление к лидерству, возможно, на тот момент еще неосознанное, было сразу заметно.

Понятно, что с годами человек взрослее, меняется, формируется, становится личностью. Как в жизни, так и в спорте. Другое дело -- особенности характера. Один пасует перед трудностями, другой идет вперед, преодолевая преграды. Это заложено где-то внутри. Воспитать эти качества в себе порой сложно. И никакой тренер волшебства совершить не может. Как бы ни старался. Спортсмен все равно выходит на старт и остается на льду один. И там, по другую сторону бортика, все зависит от силы духа, от силы воли, от интеллекта спортсмена.

Вы сказали, что Радионова всегда стремилась к лидерству, но вместе с тем она не производит впечатления спортсменки, которая будет расталкивать соперниц локтями.

Нет, этого у нее нет. Лена предпочитает доказывать право на лидерство результатами, катанием на льду. Это правильно.

На финале Гран-при в Барселоне ваша ученица сказала так: «С тех пор, как мы вышли на взрослый уровень, мой тренер так сильно стала волноваться, что я очень за нее переживаю». Девочка выросла?

В спорте взрослеют рано. И пусть внешне спортсмены выглядят по-детски: маленькие, худенькие, стройные, потому что постоянно находятся в нагрузках, вследствие чего чуть позже развиваются физически, но по интеллекту, по жизненным взглядам, мироощущению, это взрослые люди. Лена не исключение. Она очень рано повзрослела, многое стала понимать.

Радионова – ваша первая ученица, которая добилась таких результатов. И вы как тренер впервые вместе с ней двигаетесь по этому пути, причем, четко зная, куда идти. Откуда эта уверенность?

В нашем фигурном катании есть хорошие примеры великих тренеров, у которых многое можно перенять, есть чему поучиться, чтобы не ударить в грязь лицом. А я из той категории людей, которые всегда пытаются смотреть, спрашивать, если что-то непонятно или не получается, пробовать, анализировать. Конечно, у всех есть нюансы, и механически копировать чей-то опыт неправильно. Но у меня есть принципы, которых я стараюсь по жизни придерживаться. Есть вещи, которые я не делала, не делаю, и не буду делать никогда. Этому я пытаюсь научить и своих спортсменов. Получится или нет, время покажет.

Можете в нескольких фразах сформулировать свой главный принцип? Например, как в поговорке: тише едешь – дальше будешь.

Нет, тише едешь – дальше будешь – это явно не про меня. Скорее: бороться, искать, найти и не сдаваться.

По мере взросления ваших учеников, с ними проще или сложнее работать?

Сложнее. Дело не только в трудностях физиологического взросления. В жизни каждого тренера наступает такой момент, когда нужно, образно говоря, перерезать пуповину, отказаться от тотальной опеки, предоставить ученику свободу, которая подразумевает ответственность. Это как с собственными детьми: на определенном этапе их нужно отпустить, иначе они никогда не поймут, что работа, которую они выполняют, прежде всего, нужна им самим ради достижения своей цели.

Каким в настоящее время должен быть тренер? К примеру, Виктор Кудрявцев считает, что в СССР, помимо профессиональных функций, тренер брал на себя роль педагога, воспитателя, что сейчас зачастую утрачено.

В Советском Союзе действительно были воспитатели-педагоги с большой буквы, которые добивались значительных результатов. Но сегодня той прежней системы, которая работала тогда, уже нет. Поменялась идеология. Поменялись ценности. Поменялись реалии, образ жизни. Новое поколение выросло в другом свободном демократическом обществе. И молодежь уже другая. Они более самостоятельные, более мобильные. Они имеют гораздо больше возможностей. Поэтому давить на них, настаивать на чем-то, действовать исключительно в приказном порядке, уже не получается. Зачастую это вызывает только раздражение, доходящее порой до агрессии. В этой связи тренеры или, скажем, учителя в школах оказались в очень непростой ситуации. Надо меняться и искать правильный подход во взаимоотношениях с учениками, что не всегда удается.

Понимаете, в спорте мы зачастую все еще придерживаемся старой советской школьной системы, при которой хочешь – не хочешь, но ребенка надо научить. Не хочет – прикрикнуть, надавить. Вырастит – поймет. Хотя в вузе все обстоит иначе. Посещаешь ли ты лекции, слушаешь, вникаешь или нет – твои проблемы. И то, как окончишь институт, зависит только от тебя. Так вот в спорте, если человек вышел на уровень мастеров, он должен сам понимать, что он делает, для чего и каких результатов хочет добиться. А у нас по старинке многие спортсмены заточены на то, что ими непременно надо руководить, заставлять, проверять, контролировать... При том, что излишняя опека и давление вызывает внутреннее неприятие и сопротивление.

Вот и получается, что многие спортсмены вырастают и ждут, когда же меня начнут принудительно учить? Почему на меня не кричат? Почему не проверяют? Я считаю, что в наше время от «пионерского лагеря», когда надо проверять, все ли на месте в положенный час, надо отказываться. Овес к лошади не ходит. Если ты вышел на определенный уровень, считаешь себя профессионалом, то бери от тренера знания и двигайся дальше. Получил рекомендации на тренировке – выполняй, не жди окрика. В конце концов, это твоя работа, это то, что нужно тебе.

Как поменять устоявшиеся стереотипы, как сделать подростков самостоятельными, это самое сложное.

Наверное, в Америке или других странах, где родители оплачивают тренировки, таких проблем меньше?

Приведу один пример. Как-то я беседовала с Денисом Теном, который тренировался у нас в ЦСКА, а потом уехал к Фрэнку Кэрроллу. На первой тренировке в Америке парень вышел на лед и стал ждать указаний тренера. «Стою, -- рассказывал Денис, -- жду. Молчу. Тренер молчит. Потом спрашиваю, что нужно делать? А тренер в ответ: «Это я хочу спросить тебя, что тебе нужно делать, над чем тебе надо работать?»

Улавливаете разницу? Учить и воспитывать до бесконечности невозможно. Когда спортсмен достигает определенного уровня, то это подразумевает, что он становится взрослым, личностью, профессионалом, который четко сознает, что ему нужно делать. В такой ситуации тренер и ученик – это тандем, где никто никого не заставляет. Да, у тренера больше знаний, опыта, он подсказывает, ведет. Но и спортсмен должен и прислушиваться к себе, и профессионально относиться к работе. Это касается и веса, и проведения выходных, отпусков, соблюдения режима. В большом спорте мелочей не бывает.

Возможно, если в группе есть образцовый лидер, то и остальные будут ориентироваться на него?

Понимаете, фигурное катание – не командный вид спорта. А в одиночном катании вообще все лидеры, и не всегда хотят смотреть друг на друга. Фигуристы-одиночники -- очень самолюбивые. Так что я не могу сказать, что в нашем виде спорта как в стае, есть вожак, за которым идут остальные. Нет. Тут каждый сам себе режиссер, и иногда, глядя на лидера, кто-то может начать действовать от противного. Наверное, это правильно, потому что в одиночном катании фигуристы и должны быть индивидуальностями.

До какой степени тренер должен сближаться со спортсменом? Иногда слышишь выражения: тренер для меня как второй отец или вторая мама…

Ни в коем случае. Семья это семья. Родители – это родители. А отношения тренер – ученик – это тренер ученик. Возможно, когда спортсмены называют тренера вторым папой или второй мамой – это игра слов, образное выражение. На мой взгляд, между тренером и учеником всегда должна быть дистанция. Небольшая, как нить, которая, с одной стороны, не мешала бы им понимать друг друга, а с другой не позволяла переступать некую грань, чтобы сохранять взаимоуважение.

Например, за столько лет работы с Леной Радионовой мы научились мыслить на одной волне. Бывает, что мне в голову приходит какая-то идея, а Лена приходит и ее озвучивает. Да, последнее слово в наших обсуждениях остается за мной. Но и Лена уже много знает, умеет. Вносит свои предложения. С ней интересно. Лена очень талантливый человек. Мне кажется, она, как дети индиго, с какими-то космическими возможностями.

К слову, о возможностях. Как вам кажется, по какому пути пойдет женское катание в предстоящем четырехлетии?

Когда я училась в институте физкультуры, то писала работу на тему прогнозирования в деятельности тренера по фигурному катанию. На протяжении ряда лет мы анализировали выступление фигуристок, сложность программ, и пришли к выводу, что в женском фигурном катании прослеживаются очень четкие периоды. «Технический прогресс», техническое усложнение программ сменяется неким затишьем, когда развитие уходит в сторону красоты катания, композиции, интересных заходов, каких-то других задумок.

На мой взгляд, именно такой этап наступает сейчас, когда сложность (каскады из двух тройных прыжков, прыжки во второй части программы) дошла до предела. На какое-то время программы спортсменок станут более театральными, яркими… А затем произойдет новый скачок, с уклоном в технику, и количество перерастет в качество.

Девушки включат в программы тройной аксель?

Да, но, думаю, это произойдет не ранее, чем за год-два до Олимпиады. Во всяком случае, именно такая картина наблюдалась в то время, когда японская фигуристка Мидори Ито впервые исполнила тройной аксель.

Этот сложный прыжок отнимает очень много сил, требует огромного физического и психологического напряжения. И мне бы очень не хотелось, чтобы программы фигуристок превращались в простой набор сложных элементов под музыку. Все-таки женское фигурное катание должно оставаться женским, радовать и завораживать красотой.

Тема вашего диплома, связанная с прогнозированием, всегда будет актуальной.

Умение обобщать, анализировать, заниматься статистикой вообще нужные вещи, которые очень помогают в тренерской работе. Учиться надо, без знаний профессионалу не обойтись. Знающие тренеры имеют возможность не просто «плыть по течению», но и направлять вектор в нужную сторону.

И еще. В современном мире одному тренеру подготовить спортсмена высокого класса нереально. Нужен коллектив специалистов разного профиля, которые станут работать сообща. Нужны молодые кадры со своими новыми идеями, нестандартным мышлением. В этом смысле мне повезло, что с нами работает потрясающий хореограф-постановщик Елена Масленникова. Не так давно присоединился Александр Успенский, который со временем станет хорошим тренером…

Вместе с Леной Радионовой вы добились серьезных успехов, но при этом и вы, и фигуристка держитесь немного в тени. Как удается избегать публичности?

Мне кажется, многое зависит от воспитания. Меня так воспитали родители, а их, в свою очередь, их родители. Нашей семье присуща династийность, и я этим очень горжусь.

Мой прадед был протоиерей, погиб за веру, после чего причислен к лику святых новомучеников. Мой дедушка был хирургом, врачом от Бога. Они с бабушкой прожили очень трудную, но очень интересную жизнь. Всегда делали свою работу, не восхваляя себя, не требуя награды. И до сих пор люди приходят на могилу деда и кланяются ему в ноги до земли…

Моя семья всегда была примером для меня, и я хочу быть примером для своих детей и учеников. И если мои ученики что-то возьмут от меня, то им хуже точно не будет. Мне кажется, они обретут стержень, который поможет им оставаться честными и достойными людьми.

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА

http://fsrussia.ru/intervyu/682-inna-go … budet.html

9

Инна Гончаренко: "Ученик всегда может уйти туда, где лучше, жирнее и шоколаднее"

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

В любой другой ситуации ее спортсменка могла бы стать героиней сезона: победа на двух этапах "Гран-при" и отборе в национальную команду, серебро на чемпионате Европы, бронза – на чемпионате мира. Но вышло так, что все лавры достались другой фигуристке – Елизавете Туктамышевой, триумфально вернувшейся в спорт после длительной полосы неудач и выигравшей все главные старты. А Лена Радионова, солнечная девочка, влюбившая в себя мир, осталась в тени, хотя еще ни одна российская спортсменка не проводила свой первый взрослый сезон столь ярко.

С этой темы и начался наш разговор с ее тренером.

Читать далее http://www.sport-express.ru/se-velena/reviews/879179/

10

На сборах в Новогорске

https://igcdn-photos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-xaf1/t51.2885-15/11421952_787124588051812_842143442_n.jpg

lenok_radionova УТЦ "Новогорск"
1 ч.
Our funny team 🌟

https://instagram.com/p/41f57wQYb0/

11

Инна Гончаренко: «Если бы не любовь к фигурному катанию, стала бы врачом»

Это не совсем обычное интервью, не рассказ о фигурном катании, хотя ведется от лица тренера Инны Гончаренко. Это воспоминания об удивительных судьбах ее родных – людях, выстоявших в переломные моменты истории. В каждом из нас живет память прошлого, которая в конечном итоге формирует, накладывает отпечаток на последующие поколения. И в этом есть ключ к пониманию характера того или иного человека.

Однажды, разговорившись с Инной Германовной о прошлом ее семьи, я посчитала, что это повествование будет интересно многим.

В одном материале невозможно рассказать обо всем и обо всех, тем более, что некоторые сведения попросту утеряны, а какие-то моменты семейной биографии родственники долгое время предпочитали скрывать. Например, что дедушка Инны Гончаренко вынужден был носить чужое отчество и фамилию.

Читать здесь http://fsrussia.ru/intervyu/1114-inna-g … achom.html

12

Инна Гончаренко: «Каждый тренер выстраивает свою цепочку»

О непростом начале нового сезона, о своих учениках, о работе с Николаем Морозовым над программами Елены Радионовой в интервью тренера Инны Гончаренко.

Читать здесь http://fsrussia.ru/intervyu/1235-inna-g … ochku.html

13