Однако многое из того, что произошло в минувшем сезоне, "устранить в будущем" уже не удастся – если иметь в виду под нашим будущим Олимпийские игры в Сочи, задача успешного выступления на которых является главной в настоящее время для ФФККР. Увы, в комментарии по поводу заседания экспертного совета не сказано ни слова о том, что неудачное выступление одиночников на чемпионате мира 2013 года привело к тому, что на Играх-2014 в фигурном катании Россия будет представлена меньшим количеством спортсменов, нежели четыре года назад в Ванкувере. Есть много слов про, безусловно, ценную и во всех смыслах историческую, но тем не менее логичную и ожидаемую победу на мировом первенстве Волосожар и Транькова. Так много, что добавить, по сути, и нечего. А вот про неудачу тех, от кого ждали совсем других результатов – молчание. О неоднозначных решениях, которые стали следствием этих неудач – тоже. Так что заранее прошу прощения, мне придется метнуть несколько ложек дегтя в бочку меда. Если, конечно, это можно назвать бочкой.
Но сначала о главных героях минувшего сезона. На мой взгляд, это не один фигурист и даже не два – а целая группа. Речь об Александре Жулине и тех людях, благодаря которым списанные было со счетов Боброва и Соловьев смогли кардинально преобразиться и убедить даже неисправимых, кажется, пессимистов в том, что их потолок – вовсе не звание чемпионов России. Олег Волков, Сергей Петухов и Максим Ставиский – вот имена тех, кто помогал, наверное, самому креативному танцевальному тренеру страны. Пару лет назад, сразу после ухода Елены Ильиных и Никиты Кацалапова от Жулина к Николаю Морозову, генеральный директор ФФККР Валентин Писеев заявил: "Александр Жулин — талантливый и неординарный тренер. Однако ему необходимо определиться с приоритетами, что для него важнее — искусство, шоу или спорт". В нынешнем сезоне Жулин доказал, что может даже петь в популярном телепроекте – и продолжать успешно тренировать своих многочисленных учеников. А здоровая рабочая атмосфера в коллективе – не опостылевший банальный штамп, а рецепт успеха.
При этом мне все-таки кажется неправильным говорить о том, что Боброва и Соловьев окончательно застолбили за собой титул пары номер один в российской танцевальной сборной перед Олимпийскими играми. Нельзя забывать о том, что и на чемпионате России, и тем более на чемпионате Европы Ильиных и Кацалапов отстали всего на чуть-чуть. Отдавая должное важности "политики федерации" (здесь все понимают, о чем речь, но никогда не говорят вслух, что имеется в виду), стоит отметить: при нынешней системе судейства то, как ты катаешься, более значимо, чем при прошлой, шестибалльной системе. Иными словами, следствием падения на твиззле станет глубокое пике в таблице результатов, а не сочувственные слова "ну что ж, и Грищук с Платовым иногда ошибаются". Поэтому дверей перед Леной и Никитой никто не закрывает – и что-то мне подсказывает, что летом они будут грызть лед катка в американском Хакенсаке, где проводит сборы группа Морозова, чтобы предстать ранней осенью совсем на иной, нежели в минувших сезонах, стадии готовности. С учетом того, что паре будет помогать в работе Игорь Шпильбанд, перспективы видятся вполне реальными.
В Америку для подготовки к следующему сезону отправится через несколько дней и еще одна ученица Морозова – серебряная медалистка чемпионата мира-2012 Алена Леонова. На эту фигуристку в минувшем сезоне некоторыми журналистами был вылит довольно-таки приличный ушат помоев – а "вишенкой на торте" стал пинок от руководства ФФККР, которое явно обиделось на сказанные Аленой после чемпионата мира в прессе слова: "все равно от меня никто ничего не ждал". Я же очень даже могу понять причину такого заявления – и вполне его принимаю.
Посудите сами: какие бы результаты – хорошие или плохие – ни показывали в последние три пост-ванкуверских года Алена Леонова и Ксения Макарова, комментарий "наверху" по этому поводу сводился к следующему: вот погодите, повзрослеют наши олимпийские надежды Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева, так сразу дадут всем прикурить. И вот Сотникова и Туктамышева повзрослели, поехали на чемпионат мира – и потеряли три путевки, которые нещадно критикуемые со всех сторон Леонова с Макаровой неизменно до этого привозили. При этом подразумевается, что ругать наших юных звездочек вроде как даже неприлично – ну как же, они же дебютантки, не справились с грузом ответственности. С кем не бывает. Куда удобнее обвинить во всех смертных грехах спортсменку, которая по различным причинам действительно выдала самый неудачный в карьере сезон и честно это признает, а не говорит заученные слова "я совсем не волновалась, а что со мной произошло – не знаю", как некоторые другие. Но что вы при таком отношении хотите получить от той же Леоновой в ответ? Скажите спасибо, что она еще катается, другая, менее амбициозная, давно бы послала всех куда подальше.
Определенные, как это называлось раньше, "пропагандистские круги", кстати, уже начали готовить общественное мнение к тому, что Сотникова и Туктамышева – безоговорочные претендентки номер один и два (или два и один, неважно) на те олимпийские путевки, которые, и на том спасибо, они все-таки обеспечили. Уверен, какие-либо преференции в олимпийском отборе и нарушения спортивного принципа (заранее подчеркну, как в женском одиночном, так и в других видах) будут ударом, который отправит фигурное катание в тот нокдаун, в котором оно пребывало после Олимпиады в Ванкувере. В минувшем году приходилось неоднократно слышать такое мнение: мы не Америка и не Япония, чтобы слепо следовать этому самому спортивному принципу, у нас государственное финансирование, и мы имеем право принимать решения, которые, на наш взгляд, отвечают государственным интересам. Но тогда, извините, какой смысл создавать атмосферу конкурентной борьбы, о которой так часто говорят руководители Минспорта как о достижении последнего времени? Давайте вообще поступим по советским хоккейным лекалам: создадим базовую команду, а всех остальных будем рассматривать только как замену травмированным/больным, либо, если молодые, как резерв вешающим коньки на гвоздь. А самых молодых и талантливых будем в эту базовую команду перетаскивать, оставляя вырастивших их первых тренеров ни с чем.
Кстати, некоторые события концовки сезона говорят о том, что этот сценарий, кажущийся, на первый взгляд, абсурдным в отношении фигурного катания, уже начинает реализовываться. Безусловно, у Веры Базаровой/Юрия Ларионова и Ксении Столбовой/Федора Климова есть разные мотивы, которыми они руководствовались при переходе в группу Нины Мозер, где успешно тренируются Волосожар и Траньков. Есть те, которые называются вслух, есть те, о которых помалкивают. Но, как бы то ни было, итог этих "трансферов" очевиден: конкуренции школ, которая всегда была достоянием отечественного парного катания, больше нет. Мозер, по сути, теперь главный тренер сборной - как взрослой, так и юниорской. И если бы меня кто-то спросил, каковы шансы петербуржцев Юко Кавагути и Александра Смирнова поехать на Олимпиаду в Сочи, то я, при всей симпатии к их тренеру Тамаре Николаевне Москвиной, ответил бы: невысокие. Если не произойдет ничего сверхъестественного. Сама бы Тамара Николаевна, не сомневаюсь, заявила: все решат отборочные соревнования. Но увы, у нас отборочные соревнования решают далеко не все.
Ситуация с нарушением спортивного принципа отбора в команду в мужском одиночном катании, вокруг которой в минувшем сезоне было сломано так много копий, стала достоянием общественности на самом деле по большей части из-за бунта спортсменов - участников чемпионата России. Если бы фигуристы не начали публиковать в соцсетях баннеры в поддержку бронзового призера национального первенства Константина Меньшова, вместо которого на чемпионат Европы было решено отправить занявшего пятое место Максима Ковтуна, многие об этой несправедливости и не узнали бы. Как никто, например, не заступился в 2012 году за бронзовых медалистов юниорского первенства страны в танцах Валерию Зенкову/Валерия Синицына, вместо которых на чемпионат мира среди юниоров послали Анну Яновскую/Сергея Мозгова.
А тем временем результаты подобных "дальновидных решений" не ограничиваются 17-м местом Ковтуна в итоговом протоколе чемпионата мира. Молодые фигуристы, не веря в справедливость системы, начинают строить планы о смене спортивного гражданства, чтобы без всякой нервотрепки ездить на чемпионаты Европы и мира. Некоторые претворяют эти планы в жизнь. Анна Овчарова, серебряная медалистка первенства России среди юниоров 2010 года, уже выступает за Швейцарию, Полина Шелепень, неоднократный призер юниорских чемпионатов России и чемпионка этапов юниорского Гран-при, собирается представлять Израиль, Иван Бариев, двукратный чемпион России среди юниоров, уже видит себя членом "скуадры адзурры". Как видите, наша страна теряет далеко не последних, мягко говоря, фигуристов. И есть основания полагать, что "утечка коньков" на этих фамилиях не ограничится.
К сожалению, такое положение дел весьма логично в виде спорта, где мотивация спортсмена для работы над собой во многом определяется понятием "верит в тебя федерация или не верит". Нет смысла отрицать, что в каких-то исключительных случаях решения руководства нарушить спортивный принцип давали положительный результат. Но если все чаще результат перестановок приходится характеризовать фразой "Акела промахнулся", если нет явных, совершенно четко формулируемых причин менять одного на другого – следование четким правилам и критериям является единственно верным решением. О чем, собственно, и заявил по итогам чемпионата мира министр спорта России Виталий Мутко. Очень хочется надеяться, что уроки, извлеченные из завершившегося далеко не самого удачного предолимпийского сезона, позволят избежать ошибок в самом важном, следующем сезоне.
А фигуристам хочется сказать: ребята, мы в вас верим. Во всех без исключения.