Мама серебряной медалистки чемпионата мира 2012 года в женском одиночном катании, посла ослепительной улыбки Blend-a-Med 3D White Luxe Алены Леоновой Татьяна в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Андрею Симоненко рассказала о пути своей дочери в большом спорте.
- Татьяна, я вычитал из биографии на сайте Алены, что в фигурное катание вы ее отдали благодаря гороскопу. Это действительно так?
- Да, правда. Когда Алена только родилась, я из любопытства заказала по почте гороскоп - и пришел ответ. Там прямо по пунктам было расписано ее будущее. И в том, что касается спорта, было написано, что она может достичь больших результатов.
- Получается, в отличие от многих детей, которых отдавали в спорт только для того, чтобы они не болели, вы Алену решили сразу сделать чемпионкой?
- Нет, про гороскоп я вспомнила уже потом. Наткнулась на него, когда Алена уже занималась фигурным катанием. А отдали просто потому, что надо было куда-то ее отдать к четырем годам. Каток был недалеко от дома, и я увидела объявление о приеме детей в школу фигурного катания. Она всегда была такая подвижная - надо было эту энергию куда-то применить. Вот и отдали в фигурное катание.
- Успехи сразу к ней пришли?
- Поначалу она была лучшая в группе. Но потом где-то в десятилетнем возрасте Алена перешла кататься в "Юбилейный" к Алле Пятовой, и следующие года два-три она находилась на двадцатых местах. Просто потому, что у детей, которые там катались раньше, был совсем другой уровень скольжения. После первых мест на "Кристалле" мы, конечно, переживали, но мысли бросить не было.
- Даже сомнений не было, продолжать или нет?
- Не было. Если бросать - то куда ей идти? Учеба уже была запущена (смеется). В школе было свободное посещение, сколько могла, она ходила, но с каждым годом возможностей становилось все меньше. В общем, альтернативы не было. И ей спорт нравился. Хотя у нас в семье, честно сказать, одна я была оптимисткой в плане ее перспектив. Остальным казалось, что я зря мучаю ребенка.
- Как выглядел типичный день Алены в тот период?
- Где-то в шесть утра подъем. Очень ранняя была первая тренировка. Потом в школу - это где-то час дороги, и во второй половине дня вторая тренировка.
- Тяжелейший режим, что говорить…
- Да, поэтому давали поспать везде, где только можно. Но она сама не жаловалась. Целеустремленность была, и сил хватало. Правда, потом пришлось поменять школу - поближе к "Спортивной". Там многие фигуристы учились, и Плющенко в том числе. Ему там даже отдельный кабинет посвящен.
Выступления Алены не смотрю - волнуюсь
- Когда отдавали Алену в фигурное катание, представляли, как все там сложно в плане взаимоотношений, интриг?
- Да раньше проще как раз было. Все родители дружили между собой, совместные пикники с детьми устраивали. Не было такого яростного соперничества, как сейчас. Чтобы в пять лет уже "дупли" прыгать заставляли. Все спокойно катались, и те, кто были лучше, доходили до вершины. Сейчас времена изменились, и отношения между людьми стали другими. Какая-то сумасшедшая гонка идет.
- Насколько я знаю, вы никогда не вмешивались в тренировочный процесс Алены, хотя многие родители ведут себя противоположным образом. Почему?
- Тренерам доверяю, наверное. Я могла, конечно, с ней поговорить после тренировки, но тренеру никогда никаких советом не давала. Хотя многие мамы действительно на льду руководят процессом.
Когда Алена на соревнованиях, смотрите ее выступления?
- Нет, я волнуюсь. Еще может на малозначимых соревнованиях раньше была, но и то без удовольствия. Мне лучше ничего не смотреть. Я даже из дома уезжаю часто, когда она где-то выступает. И смотрю потом, в записи. И то выборочно - если знаю, что откатала плохо, не смотрю вообще. Последний раз была на катке года четыре назад.
- Дочка никогда не просила маму прийти поболеть за нее на стадион?
- Мне кажется, она не любит, когда я прихожу. У меня такое чувство, что ей комфортнее, когда она знает, что я не волнуюсь. Да и чем мое присутствие поможет?
- Но связь с ней держите?
- Это обязательно. Перед соревнованиями всегда звонит, мы с ней общаемся. Накануне выхода на лед она всегда спокойная. Как на работу выходит.
- Настроить на соревнования никогда не просила?
- Меня - нет. Психолога иногда просила. Есть у нее любимый психолог в Питере, Горбунов. Его она по телефону иногда просит, чтобы он ее настроил.
- После соревнований обсуждаете, как все прошло?
- Обязательно. У нас два варианта: либо все весело, либо в трубке рыдания. Не слышно ни одного слова, одни всхлипы. Говорю, успокоишься - перезвони (смеется). Середины у нас нет, в общем.
Если не фигурное катание - то танцы
Знаю, была история, когда Алену пробовали перевести в парное катание…
- Да, многие считали, что по фактуре она идеальная парница. Решили попробовать ее в паре. Каталась даже с Александром Смирновым некоторое время. Но как-то у них не пошло. И у Алены, мне кажется, был страх перед парными элементами. В себе она была уверена - а в партнере сомневалась. Потом еще мама Нодара Маисурадзе предлагала и Алене, и мне кататься с ее сыном. Говорила - зачем вам это одиночное катание, все равно там ничего вам не светит? Но Алена уже в то время перестала ходить на тренировки в пары, и от этой идеи тоже отказались.
- Откуда в Алене умение рассказывать и складно излагать свои мысли?
- Даже не знаю. Не могу сказать, что она часто читала книги. Газеты, журналы - да. Наверное, от контактности это идет.
- Артистическая сторона у Алены всегда была, или как-то развивать приходилось?
- Нет, всегда. И танцевала с детства, и поет хорошо. Даже говорила: если судьба заставит, то сможет и на сцене запеть. Вообще все дети у нас такие… клоуны (смеется). И конечно, Алена все время улыбается, думаю поэтому ее и выбрали послом ослепительной улыбки Blend-a-Med 3D White Luxe.
- В спорт только будущую вице-чемпионку мира отдали?
- Нет, все трое детей ходили на фигурное катание. Сын ходил лет до 11, наверное. Был даже чемпионом Санкт-Петербурга в своем возрасте. Но его оттуда забрали, несмотря на результаты. Мальчик должен учиться, а у него совмещать не получалось. И мы решили, что образование важнее. А средняя дочь до начала школы походила - и в музыку мы ее отдали. У нее катание не очень шло, резкости не хватало. Сразу было видно, что не для фигурного катания создана.
- Если бы не спорт, кем бы Алена могла стать?
- Наверное, танцевала бы.
- Кризисы в ее карьере были?
- Знаете, когда она два года подряд становилась седьмая на чемпионате России, ей было тяжело. Помню, я ее увидела через неделю после соревнований и поняла, что всю эту неделю она рыдала. Наверняка у нее были мысли бросить. Да и вообще в порыве эмоций она может сказать - да никогда больше на лед не выйду. Но потом как успокоится, так поймет, что надо продолжать.
- Когда Алена сменила тренера и уехала в Москву, тяжело вам было?
- Я готова к этому была. А вот Алена - домашняя девочка. За год до этого перехода ей тоже предлагали сменить тренера, но она категорически отказалась - никуда не поеду, сказала. Какая еще Америка? Какая еще Москва? Был вариант перейти к Евгению Рукавицыну, но у него оказалась Ксюша Макарова. Место оказалось занято, и Алена расстроилась ужасно. Но потом переубедили ее насчет Морозова. Точнее, сама к этому варианту пришла, я думаю.
- А как она сама перенесла отъезд?
- Звонили друг другу часто, конечно. Но что делать, мы все понимали, что надо что-то менять.
- Алену в Санкт-Петербурге узнают?
- Редко. Но в салоне могут узнать, или в торговом центре.
На чемпионат мира в Ницце Алена уехала спокойной
- Главный момент в ее карьере на данный момент - "серебряный" чемпионат мира в Ницце. Помните, что было перед ним?
- Подготовка шла очень тяжело. За две недели до старта она рассказывала, что может делать только двойные прыжки. То есть вообще ничего не может. Возможно, это из-за нагрузок все было. А вот перед самим чемпионатом, когда оставалось дней пять, все начало получаться. Прокаты, прыжки с первого раза - прямо как человек-робот. Правда, медицинские процедуры ей делали, что-то где-то болело - но форма была отличная. И на чемпионат мира она уехала спокойная и уверенная в себе.
- Когда она лидировала после короткой программы, мелькнула мысль - Алена может стать чемпионкой мира?
- Гнала от себя такие мысли. Радовалась хорошему прокату - да, но ни о чем больше не думала.
- И не расстроились, когда ее обошла Костнер?
- Нет. На что накатала - то и получила.
- Ничего себе философский подход…
- Да всегда я так к этому относилась. Что-то получается - хорошо, нет - значит, в другой раз. Так было - и так будет.