Александр Вячеславович, совсем недавно ваши воспитанники Дмитрий Соловьёв и Кирилл Халявин приняли военную присягу и стали одними из первых участников возрождённых спортрот. Как вы считаете, произошло важное событие?
- Возрождение спортрот – большое политическое дело. Все прекрасно понимают, что профессиональный спортсмен должен тренироваться 24 часа в сутки. И если бы наших спортсменов забирали в регулярную армию, можно было бы навсегда забыть о медалях и победах. Для нас это огромное подспорье, за что огромное спасибо руководителям страны, Министерства обороны и Министерства спорта – они нас в этом поддерживают и понимают.
- Испытывали гордость, когда Дмитрий Соловьёв выступал с приветственной речью от лица спортсменов?
- Конечно, мне было очень приятно. В какой-то мере я сам ощущал ответственность, что моему спортсмену доверили выступить с речью. Мне кажется, Дима даже как-то почувствовал себя взрослее.
- Перейдём к фигурному катанию. Над чем сейчас работает группа Александра Жулина?
- Завтра все спортсмены уходят в заслуженный отпуск, потому что ребята ещё не отдыхали после предолимпийского сезона, а сейчас уже начался новый для всех фигуристов год. Мы начали подготовку с постановки новых программ, но в основном работали над произвольным танцем. В коротком танце мы выучили или скорее вспомнили шаги нового обязательного танца – финнстепа. И работали над key points – основными элементами в танце. Сейчас уже даже вырисовывается общая картинка. И, вроде бы, получается очень даже прилично.
- То есть, работой на данном этапе вы довольны?
- Да, очень доволен. Я вижу, что спортсмены немного подустали и уже просто рвутся в отпуск (улыбается). Но работают хорошо – выполняют все мои требования, пожелания, установки. Сейчас они очень много работают над ОФП.
- Все фигуристы отмечают, что над обязательным танцем придётся помучиться. В чём состоит сложность при изучении финнстепа?
- Танец, с одной стороны, лёгкий в плане движений, как квикстеп в балльных танцах – он должен танцеваться очень легко. Но с учётом того, что теперь появились key points, надо очень внимательно подойти к этому вопросу и не допускать ошибок. Финнстеп – очень коварный танец. На первый взгляд, может показаться, что key points простые, но чтобы их сделать на четвёртый уровень, придётся потрудиться.
- За время подготовки Боброва / Соловьёв успели принять участие в шоу Ильи Авербуха.
- Да, Илья их пригласил, а я с удовольствием отпустил. Чем больше спортсмены участвуют в различных шоу – тем больше у них опыта выступлений на публике, что играет неоценимую роль в нашей работе.
- А в летний период ваши дуэты планируют выступать в шоу?
- Вряд ли. Может, будут только какие-то единичные случаи. Всё-таки, в олимпийском сезоне стоит сконцентрироваться на подготовке к Играм, сейчас уже не до шоу.
- После отпуска вся ваша группа отправится на длительный сбор в Латвию?
- Да, в Латвии мы пробудем почти 40 дней. В августе продолжим работать в Москве, всё доведём до нужной кондиции, а в конце августа – начале сентября отправимся на контрольные прокаты в Сочи.
- Ясность по этапам Гран-при, на которых выступят фигуристы, появится позже?
- Да, это будет чуть позже. Но уже сейчас могу сказать, что точно будет Москва и либо Китай, либо Япония. Дима с Катей сейчас – третьи в мировом рейтинге, и можно предположить, что американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт выберут американский этап, а канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир – соответственно, канадский. Так что, Катя с Димой смогут выступить в Москве. Потом снова выбирают американцы, вторыми канадцы, третьими – мы. Поэтому что нам останется – то и получим.
- В предолимпийском сезоне готовиться к чемпионату мира вы предпочли в Москве, хотя многие выехали в Канаду и США. Где будете подводиться к Олимпийским играм?
- Пока не знаю, но вообще я не большой любитель сидеть долгое время там, где пройдут соревнования. Хотя было бы глупо не опробовать олимпийский каток до старта Игр. Наверное, мы заедем в Сочи за неделю до Олимпиады. Но это сложный вопрос, потому что на Олимпийских играх действует правило: если ты получил аккредитацию и заехал в олимпийскую деревню – ты уже не можешь никуда выезжать.
- А летом или по ходу сезона вы планируете потренироваться в Сочи?
- Обязательно нужно будет выехать, опробовать лёд, снова побывать на олимпийской арене. Думаю, на недельку рванём, только пока не знаю, когда.
- В вашей группе вообще чувствуется дыхание Олимпиады?
- Я сторонник того, чтобы дыхание Олимпиады чувствовалось как можно меньше. Потому что если постоянно накручивать себя, думать о приближение Игр, голова станет «грязной». Нужно готовиться, как к обычному сезону – все ребята и так понимают, что их ждёт впереди. Будем спокойно готовиться, иметь чистые мысли в голове. Спортсмены, ложась ночью спать, каждый раз прокручивают события будущего в голове, по телевизору постоянно повторяют – до Олимпиады осталось столько-то дней, и это грузит. Сейчас не стоит так часто думать об этом, за месяц до старта осознание само придёт ко всем. В прошлом году мы очень добавили, Катя с Димой сделали скачок с седьмого места на третье. Задача – минимум, удержаться на том же месте или, если будет такая возможность, покусаться за второе. Но лёд скользкий, нужно работать, стараться выжать максимум из того, что мы умеем.
- За счёт чего вам удалось сделать такой скачок в такой короткий период совместной работы?
- Во-первых, наша группа очень помогла ребятам технически. Когда ты уверен в технических элементах, в каждом своём шаге – становится гораздо легче раскрывать остальные составляющие, строить пластический рисунок. У нас есть замечательные хореографы – Игорь Оршуляк и Сергей Петухов. Причём они работает над разными составляющими – Игорь потрясающий артистический хореограф, а Сергей просто превосходно работает над пластикой спортсменов. Мне кажется, отличие Кати с Димой заключается в их пластичности, в мягкости скольжения – катание у них получается хрустальным. И ещё ребята очень сильно добавили в умении раскрывать образы. Если раньше я не совсем был согласен с тем, что делает и Катя, и Дима, теперь я в большей степени доволен. Дима, мне кажется, вовсе расцвёл! Катя всегда была яркой фигуристкой, а Димка, на мой взгляд, выглядел каким-то потерянным. Но теперь он превращается в настоящего красавца, в мужика. Сейчас ещё и в армию сходит – так ему вообще цены не будет (улыбается)!
- Ксения Монько и Кирилл Халявин поборются за попадание в олимпийскую сборную?
- Да, будем стараться. Я вижу, что ребята посерьёзнели, повзрослели, начали больше понимать, чего от них хочет тренерский состав. Стали более осознанно подходить к работе. Я уверен, что Ксюша с Кириллом – дуэт с очень большими перспективами. Если они продолжат работать, как они работали до этого, в дальнейшем добьются больших успехов.
- Программы всей вашей группе поставят Игорь Оршуляк и Сергей Петухов?
- Да. Игорь придумывает идею программы, а это важнейший компонент при постановке. Потом он объясняет, как видит начало, развитие истории, её финал именно хореографически, пластически. И в прошлом сезоне, и в этом олимпийском году идеи программ принадлежат Игорю. Другие номера, которые мы с ним делали, вы могли видеть в телевизионном проекте «Ледниковый период». Затем Сергей всё отрабатывает и на льду, и в зале. Ну, а я ставлю конёк, и, естественно, многие хореографические элементы, которые вы видите на льду, придумываю сам. Олег Волков – специалист по технической части, он вычищает все дорожки, как говорится, старается сделать так, чтобы рисунок был интересным. А вообще, честно признаться, хороших людей много не бывает!
- Александр Вячеславович, в этом сезоне вы снова всех удивите – и ваших спортсменов поначалу не будут узнавать, как это было в предолимпийском сезоне?
- Мы постараемся (улыбается). В прошлом году мы поставили перед собой очень сложную планку. А сейчас и ребята переживают, и я очень волнуюсь, потому что хочется, чтобы зрителям всё понравилось и всех до мурашек пробрало!