Третье пришествие на лед Плющенко – титульное событие и чемпионата России, и всего зимнего сезона. Под него можно зазывать на трибуны зрителей, успешно продавать телетрансляции, требовать богатых спонсоров. Словом, российское фигурное катание могло бы основательно разжиться, если бы в его руководстве было больше толковых менеджеров.
В реальность возвращения Плющенко не верилось еще после первой дованкуверской паузы, которая закончилась, пожалуй, самыми звонкими дебатами в истории фигурного катания. Два года назад представить погрузневшего россиянина в обрамлении новых правил, требований и более пластичных, молодых, в конце концов, просто здоровых соперников было сложно. Сейчас, после выпрошенной дисквалификации, новых операций и длительного погружения в светскую жизнь – сложнее вдвойне.
Наверное, нужно быть Плющенко, чтобы понять, зачем снова превозмогать себя, разучивая четверные прыжки, по-школьному оттачивая с трудом поддающиеся дорожки шагов и коллекционируя операции. Ясно одно – если он решился на выступление в Саранске, значит уже готов – другого Плющенко ни он сам, ни профессор Алексей Мишин на лед бы не выпустили. А фигуристов масштаба Плющенко за два года его отсутствия в России так и не выросло – сражаться в Саранске он будет со своим организмом, безжалостным временем и невидимой партнершей в новом «Танго» от Эдвина Мартона.
Туктамышева против Сотниковой
Хочется верить, что этот сюжет пришел в фигурное катание надолго. Еще три года назад двенадцатилетние девочки на пару выиграли взрослый чемпионат России – с детской непосредственностью и полным набором тройных прыжков. Тогда чуть надежнее оказалась Аделина, сейчас в год дебюта на взрослом Гран-при вперед вырвалась уже Лиза, с ходу пробившись в финальный этап.
По сложности программ соперничать с юными россиянками способны две-три фигуристки во всем мире. Будущее противостояние Сотниковой и Туктамышевой уже сравнивают с былинным сражением Плющенко и Ягудина, но торопиться не стоит – обе малышки вступили в пору сильного роста. Пока девочки взрослеют, в борьбе за три европейских лицензии участвуют другие – кататься на чемпионатах мира и Европы они смогут только в следующем сезоне.
Базарова и Ларионов против случайностей
После самоотвода двух лучших пар России Волосожар – Транькова и Кавагути-Смирнова из-за травм партнеров прояснились две вещи – в России появятся новые чемпионы среди спортивных пар и только им достанется оставшаяся путевка на чемпионат Европы. Претендентов на поездку в Шеффилд, где в январе пройдет чемпионат Европы, приедет немало: чемпионы мира среди юниоров Любовь Илюшечкина с Нодари Майсурадзе, питомцы гениальной Тамары Москвиной Катарина Гербольдт и Александр Энберт, представители новой волны Ксения Столбова и Федор Климов. Но ближе всех к неожиданно реальному золоту будут многолетние ученики Людмилы Калининой Вера Базарова и Юрий Ларионов.
Накануне прошлого сезона Веру упрямо сватали вместо Юко в пару к Смирнову, но, кажется, то были обычные слухи – Базарова не для того больше года дожидалась Юрия из-за допинговой дисквалификации, чтобы так легко расстаться. Их прогресс после возвращения очевиден, но для перехода на новый уровень не хватает не только стабильности, но и какой-то изюминки. Летом бронзовые призеры чемпионата Европы вместе с тренером переехали из Перми в Саранск, отыскали молодого и амбициозного хореографа и упорно накатывали новые программы, А череда случайностей вокруг сильнейших пар привела к парадоксальной ситуации – помешать победе Базаровой и Ларионова в чемпионате России может разве что новая случайность.
Гачинский и Меньшов против нестабильности
Прошлогодние лидеры синхронно достигли значительных вершин – Меньшов впервые за 27 лет стал чемпионом России, а Гачинский первым после Плющенко забрался на пьедестал чемпионата мира. Константина всегда отличали сложность, скорость, высота прыжков и редкая нестабильность – к падениям, срывам и бабочкам ему стренером Евгением Рукавицыным не привыкать. Поэтому к неудачам на двух этапах Гран-при, японском и российском, оба отнеслись философски – главные старты сезона впереди.
Гачинский, несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, заметно надежнее Меньшова, но начало сезона провел из рук вон плохо – падал, удивлялся и снова падал. На пару с Меньшовым они увеличили российскую квоту на чемпионате Европы до трех человек, поэтому в Саранске обоим предстоит обрести стабильность, ради попадания в заветную тройку – конкуренция среди мужчин будет самая плотная.
Леонова против молодости
С тех пор, как Леонова оказалась в элите, ей приходится бороться не только с элементами и соперницами, но и с разговорами в стиле «скоро вырастут наши талантливые школьницы, а пока – чем богаты, тем и рады». Наверное, в таком подходе есть доля истины, но забывать пример раскрывшейся к 25 годам Марии Бутырской нельзя – у Алены есть все данные для большого будущего.
Пришедший на подмогу Алле Пятовой Николай Морозов сразу поменял Леоновой имидж и добавил уверенности, теперь она зажигает на льду еще ярче. «Юные девочки уже сейчас прыгают более сложные каскады из двух тройных прыжков, но мое преимущество – более женственное катание», – признается Алена накануне чемпионата, который не выигрывала еще ни разу. Она и не скрывает, что мечтает о победе, но еще больше ей хочется доказать, что маленькие девочки не такие уж и страшные.
Боброва и Соловьев против Ильиных и Кацалапова
Российские танцы второй год терзают противоречия. Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев хоть и считаются лидерами, нещадно критикуются и специалистами, и болельщиками. Для лучшего дуэта России они действительно непростительно часто ошибаются и фальшивят, не выглядя безупречными ни в постановках программ, ни в стилевых особенностях, ни в технических характеристиках. При всех недостатках сомневаться в их таланте и перспективах не приходится – в мире таких танцоров можно сосчитать, загибая пальцы.
Несмотря на стремительное развитие других молодых дуэтов (Рязанова-Ткаченко, Монько – Халявин, Пушкаш – Герейро) всреьез противостоять Бобровой и Соловьеву в Саранске способны лишь безумно одаренные, но пока этот талант успешно просаживающие Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Их переход от Александра Жулина к Николаю Морозову не обошелся без обид, но пока этим и ограничился – ничего нового самый знаменитый постановщик в мире пока не придумал. Иначе в финале мирового Гран-при выступали бы его подопечные, а не серебряные призеры чемпионата Европы Боброва и Соловьев.
Воронов и Бородулин против затянувшихся неудач
Черная полоса синхронно настигла двух самых талантливых на тот момент российских фигуристов два года назад – ровно после того, как место провалившего предолимпийский чемпионат Европы Воронова в ванкуверской заявке занял Бородулин. С той пор воды утекло порядком – оба сменили наставников (Воронов ушел от Алексея Урманова к Николаю Морозову, а Бородулин транзитом через Алексея Четверухина от Елены Буяновой к Елене Чайковской), оба, кажется, перебороли несовместимые со льдом травмы и обещают дать в Саранске огня.
Вот только начало сезона ни у того, ни у другого толком не задалось – Сергей на «Кубке Ростелекома» хоть и явил московской публике программу с символичным названием «Финальный матч», стал только 7-м, а Артем месяцем раньше закончил «Finlandia Trophy» на 10-й позиции, уступив будущим соперникам Ивану Третьякову и Жану Бушу. Чемпионат России для обоих – одна из последних надежд придумать свое будущее.
Макарова против психологических проблем
Макарова вспыхнула на фигурном небосклоне России перед ванкуверской Олимпиадой, приехав из-за океана покорять родину знаменитых родителей. Резвое начало обернулось попаданием в олимпийскую десятку, золотом взрослого и юниорского чемпионатов России – сумасшедшая стартовая площадка для 18-летней девушки. Однако последний сезон обнажил большие проблемы Ксении, которая вроде бы все делала правильно, но срывала один прыжок за другим. Уход от Виктора Петренко вряд ли мог решить психологические проблемы – Евгений Рукавицын отличный специалист, но беда его учеников всегда лежала именно в этой области.
После неудач осеннего Гран-при из штаба Макаровой полетели новости одна удивительнее другой: ее личным консультантом стал 74-летний Виктор Кудрявцев, а личным психологом – печально известный 71-летний Рудольф Загайнов. Куда приведет дорога, устланная благими намерениями, узнаем в Саранске, где Ксении нужно отобраться на чемпионат Европы. Трех путевок должно хватить – ведь кроме нее и Леоновой туда мечтают, а главное имеют возрастное право поехать, разве что Софья Бирюкова да Полина Шелепень.