Летом, как вы знаете, у меня была операция. Немецкие врачи хорошо сделали свою работу. Но сейчас я снова чувствую боль. На тренировках выполняю четверной прыжок, но ощущения при этом, словно кто-то стреляет в ногу. После этого мне необходимо сделать небольшую паузу, чтобы все более или менее вернулось в норму.
С учетом всего этого своим выступлением в квалификации я очень доволен. Разумеется, оно было не идеальным. Но на данный момент - и с учетом всех обстоятельств - для меня это было хорошо. С другой стороны, понятно, что в короткой программе будет сложнее. Ведь те, кто выступает там, при всем уважении к участникам квалификации, катаются на более высоком уровне. (Плющенко был вынужден принять участие в квалификации, поскольку у него нет рейтинговых очков. - Прим. Е.К.).
- На чемпионате России вы признались, что было очень тяжело выступать после столь длительного перерыва. А насколько непросто выходить на лед здесь, в Шеффилде?
- Скажу так: я продолжаю работать и работать. Моими целями на этот сезон были чемпионаты России и Европы. А дальше будем смотреть. Мне нужна еще одна операция, на том же левом мениске. Для этого снова отправлюсь в Германию. Так что я, можно сказать, уже с нетерпением жду следующего сезона. Он должен стать очень важным. А в этом сезоне важно было набрать хорошую форму и вернуться на топ-уровень, быть в состоянии соревноваться с элитой фигурного катания. Хочу сказать большое спасибо ISU (Международному союзу конькобежцев. - Прим. Е.К.) и его президенту Оттавио Чинкванте за то, что мне дали возможность выступать здесь, на чемпионате Европы.
- Вы могли бы в квалификации выступить и без четверного, чтобы не рисковать больной ногой...
- (Качает головой.) Нет. Для меня было очень важно его сделать. Как раз из-за ноги. Она сильно ослаблена, в мениске трещина. Эту проблему надо ликвидировать, мениск надо шлифовать. Бывает, в одном прыжке нога встает правильно, а в другом - куда-то проваливается. Поэтому в квалификации мне очень важно было, чтобы нога сработала на сто процентов.
В принципе четверной получился не совсем чистым, но для меня на сегодняшний день это чистый прыжок. Я докрутил обороты, не коснулся льда рукой или ногой. Просто выезд был немного корявым. Акселями я доволен. Наконец-то доволен и лутцами, потому что на чемпионате России с ними были проблемы. Сейчас они выглядят лучше.
Еще раз повторю: когда ты травмирован, выступать тяжело. Но это спорт, и судьи не будут делать тебе скидки. Я стараюсь забыть, что травмирован. Но если так катаюсь с травмами, то, думаю, здоровым буду кататься еще лучше.
- Почему не стали делать операцию сразу после чемпионата России - с тем, чтобы восстановиться к чемпионату мира?
- К "миру" я бы не подготовился, это раз. После чемпионата России операцию никак было не сделать. Я набрал неплохую форму, и нужно было выступать на первенстве Европы. И потом, ведь что такое операция? Это только говорят: месяц пропускаешь, и все. А реально это два месяца. Или даже три. А я мучаюсь уже восемь.
Поэтому вместо того чтобы потерять и чемпионат Европы, и чемпионат мира, мы предпочли взять хотя бы одно соревнование - и достойно его пройти. А после чемпионата Европы делать операцию, чистить мениск, отрезать, сколько нужно. Пройтись по телу вообще, потому что есть и другие проблемы. Это возраст сказывается - и то, что я уже давно катаюсь (улыбается).
- Не хотелось попросить ISU освободить вас от участия в квалификации?
- Знаете, то, что необходимо было проходить квалификацию, - для меня, наоборот, очень хорошо. Потому что это лишний прокат. Все понимали, что в основные соревнования я пройду. Но прокататься лишний раз - это полезно. Из-за травмы нога ведет себя непредсказуемо. Мышцы закачены, но внутри даже они не держат. Поэтому, повторю, очень хорошо, что я выступил здесь.
- Показалось, что на концовку проката в квалификации вам немного не хватило сил.
- Очень тяжело было кататься, очень. (Пауза.) Ну хорошо, расскажу вам правду. Позавчера на тренировке, на последнем элементе в программе - четверном тулупе, - я дернул мышцу (показывает на спину). И за эти два дня было проведено очень много… вмешательств. Это должен говорить скорее врач, но я очень рад, что со всем этим я доехал до конца программы (улыбается).
- В чем именно проблема?
- У меня защемлен позвонок, и после чемпионата Европы надо будет делать снимок. Но я очень горжусь собой - тем, что даже в таком состоянии докатал программу, сделал четверной и два тройных акселя. Потому что еще накануне голову не мог повернуть. Думаете, почему я сейчас ношу шарф? Не потому, что это модно или я их очень люблю. Просто я не мог повернуть голову ни в одну сторону, не мог спать. Доктор нашей команды сделал очень много, за что ему большое спасибо. Хорошо, что я вышел в квалификации. Еще накануне был большой вопрос, кататься или нет.
- По ощущениям, сил еще на два проката хватит?
- Приложим все старания.
Пять уколов в шею Плющенко
Главным пока событием чемпионата Европы в Шеффилде стало первое после Ванкувера-2010 выступление на международной арене олимпийского чемпиона Евгения Плющенко: он принял участие в квалификации. А сегодня короткой программой у пар стартуют основные соревнования.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Шеффилда
"Пока нам холодно, - рассмеялась тренер Татьяны Волосожар и Максима Транькова Нина Мозер на вопрос "Как вам в Шеффилде?" - И на улице холодно, и в гостинице". И продолжила: "А вообще у меня здесь полное ощущение Спартакиады народов СССР. Кругом одна русская речь - так много наших специалистов работает с фигуристами разных стран".
"Холодно" пока и на трибунах, в первые дни практически пустых. Маловато в городе - хозяине чемпионата и соответствующей рекламы. На той, что развешена в окрестностях главного и тренировочного катков, красуется, что любопытно, вовсе не Евгений Плющенко, как можно было бы предположить. Предпочтение отдано британским танцорам Шинед и Джону Керрам, не так давно завершившим карьеру.
При этом сказать, что этот чемпионат британцам не особо нужен, нельзя. Волонтеры здесь приветливы и всегда готовы помочь, даже если не знают точно, как. На каток автобусами привозят учеников местных школ. И даже хоккеисты из местного клуба "Стальные собаки", кажется, смирились с тем, что их родная арена "АйсШеффилд" на время отдана для тренировок фигуристам.
Возможно, публика еще придет. Но пока даже такое уникальное событие, как выступление в квалификации олимпийского чемпиона, потомков горняков и сталелитейщиков (Шеффилд - старый индустриальный центр, где об этих производствах, частью уже канувших в Лету, напоминают даже архитектурные украшения местного собора) на лед "Моторпойнт Арены" не заманило. Тем интереснее (и легче) было вычислять зрителей особенных.
Самым, пожалуй, любопытным стало появление на трибуне экс-чемпиона мира Брайана Жубера, единственного из попавших напрямую в короткую программу, кто заглянул в понедельник на основной каток. В том, что пришел Жубер специально "на Плющенко", сомнений не было - сразу после выступления россиянина он арену покинул.
Кстати, накануне француз дал интервью, в котором заявил, что считает присутствие таких ветеранов, как Плющенко, безусловным плюсом для фигурного катания. Евгений его за эти слова поблагодарил - и лично, и в разговоре с журналистами. В этом сезоне Жубер из-за проблем со здоровьем впервые, совсем как Плющенко, выступал только на национальном чемпионате. И, вероятно, он сейчас понимает своего давнего друга и соперника как никто другой.
Что же касается самого Евгения, то после квалификации он вышел в смешанную зону, довольно обстоятельно пообщался с журналистами, улыбался и шутил. Но по его лицу было видно, что эти четыре с половиной минуты в квалификации были далеко не мгновениями удовольствия. "Жене за день сделали пять обезболивающих уколов в шею и не только, - рассказал Алексей Мишин корреспонденту "СЭ". - Естественно, это сказалось на его координационных качествах, и в квалификации он был не таким, как накануне отъезда из Санкт-Петербурга или уже здесь, на первых тренировках. Не стоило ли сняться? Вы знаете, сняться, уйти от борьбы всегда легче, чем участвовать и бороться".
* * *
Трехкратные чемпионы мира Алена Савченко и Робин Шолковы вчера провели первую тренировку. Если судить по ней, серьезность проблем со здоровьем, которые есть у травмировавшейся полторы недели назад партнерши, слухи как минимум не преувеличивали. Немецкая пара прокатала программу целиком, но была более чем осторожна. Алена и Робин пропускали не только прыжки и выбросы, но и, например, вращения. А в середине проката и вовсе вынуждены были сделать небольшую паузу.
После тренировки Алена призналась, что именно вращения сейчас являются наиболее проблемным элементом, поскольку при попытке низко присесть травмированное бедро сразу отзывается острой болью. Хотя с каждым днем, по ее ощущениям, нога чувствует себя все лучше.
Тем не менее Савченко и Шолковы не стали пропускать вчера вторую тренировку, а окончательное решение относительно своего участия намерены принять сегодня утром. Немецкая пара готова катать упрощенный вариант программ, но вероятность того, что ученики Инго Штойера решат отказаться от выступлений в Шеффилде, тоже есть, и она велика.
На вопрос о возможном снятии Савченко и Шолковы Нина Мозер ответила дипломатично: "Ходят слухи, что сейчас травмированы все ведущие пары. Думаю, сказывается то, что чемпионат мира в прошлом году состоялся поздно. Спортсмены не успели восстановиться и сейчас очень легко получают травмы. Не могу, пожалуй, назвать ни одной пары на этом чемпионате, которая была бы совершенно здорова.
- А как себя чувствуют Волосожар и Траньков?
- Нормально. Мы не сдаемся. Максиму попроще, поскольку у него после лечения было больше времени на восстановление.
- Сегодняшняя тренировка была не очень насыщенной. Сознательно не раскрываете карт, может быть?
- На самом деле в первой половине дня мы никогда не проводим насыщенных тренировок. Когда-то я думала, что, возможно, стоит быть поактивнее. Но ребята сначала на словах, а потом и на деле уверили меня, что нам это не нужно.