SKATE AMERICA
Четвертый этап "Гран-при" в Портленде (США) завершился победой вице-чемпионов мира и Олимпийских игр американцев Мэрил Дэвис/Чарли Уайта в танцах и японки Канако Мураками.
ВОПРЕКИ ТРАДИЦИЯМ
Дэвис и Уайт, победившие на этапах серии уже во второй раз (первое их выступление было в японской Нагое на турнире NHK Trophee), набрали максимальные 30 очков и уверенно возглавили список финалистов "Гран-при" в танцах. Сказать, что на домашнем льду им удалось все, что задумывалось, было бы сильным преувеличением: в произвольном танце дуэт получил аж три балла штрафа (два - за совместное падение и один - за передержанную поддержку) и проиграл технической оценкой не только серебряным призерам турнира канадцам Ванессе Крон и Полу Пуарье, но и совсем юным американцам японского происхождения Майе и Алексу Шибутани.
Весьма благожелательное (я бы даже сказала, необъяснимо благожелательное) отношение судейской бригады к канадским танцорам дало повод задуматься: а не говорит ли это о том, что олимпийские чемпионы и чемпионы мира Тесса Вирту/Скотт Моир больше не выйдут на любительский лед? Если вдруг такое предположение верно, тогда все понятно: Крон/Пуарье автоматически становятся первой танцевальной парой из страны, победившей на Играх, - соответственно, и относиться к таким спортсменам судьи будут с особенным пиететом.
Впрочем, даже если Вирту и Моир не собираются оставлять любительский лед, в этом сезоне они вряд ли появятся на крупных соревнованиях: Тесса должна восстановиться после перенесенной операции. А это значит, что титул первой пары так или иначе предстоит тащить на своих плечах Ванессе и Полу.
Именно этим, на мой взгляд, и объясняется завоеванное в воскресенье канадское серебро. Представляй они любую другую страну, вторыми, скорее всего, стали бы брат и сестра Шибутани - еще одно незаурядное творение тренерского тандема Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда.
Творение, замечу, по-своему уникальное. В одной из интернет-дискуссий о фигурном катании мне встретился интересный комментарий со ссылкой на японского хореографа, работающего со студентами университета Chuo в Токио. По его словам, в Японии в силу традиций этой страны сильный танцевальный дуэт не может появиться в принципе. Потому что Япония - это страна, где супружеские пары до сих пор не ходят под руку, не говорят вслух о своих чувствах, поэтому сама мысль, что мужчина и женщина могут танцевать на публике, тесно слившись с друг другом, не только не находит понимания у окружающих, но и воспринимается как нечто постыдное.
Говоря о Майе и Алексе Шибутани, стоит заметить, что им, во-первых, повезло родиться и вырасти не на исторической родине, а в США. Во-вторых, выросли они в семье довольно известных в своем кругу музыкантов. В третьих, им, безусловно, повезло и с тренерами. В общем, именно эту пару я назвала бы самым удачным танцевальным дебютом первой половины нынешнего сезона.
Что же касается россиян Екатерины Рязановой и Ильи Ткаченко, то их дебютное выступление в Портленде получилось весьма уверенным и чистым. С учетом того, что спортсмены встали в пару менее года назад, пятое место можно считать достойным результатом.
Шесть баллов преимущества над соперницами в короткой программе Каролины Костнер сделали итальянку безусловным фаворитом турнира. Последние два сезона у Каролины откровенно не ладилось. Спасаясь от затянувшихся неудач, она даже рискнула перебраться в США к Фрэнку Кэроллу, но желаемого результата это не принесло. Так что этот сезон Костнер начала под руководством своего прежнего наставника Михаэля Хута.
В наиболее серьезных соперницах у трехкратной чемпионки Европы числились в Портленде чемпионка США, очаровательная толстушка Рэчел Флэтт и победительница юниорского мирового первенства, очень качественный "продукт" японской школы Канако Мураками.
Эта компания являлась, пожалуй, наглядной иллюстрацией того, насколько короток век женщин-фигуристок. В свои 23 года Костнер вполне тянет на роль ветерана одиночного цеха. Возможно, что и чувствовала она себя аналогично: психологически бывает очень некомфортно выступать, когда основные соперницы младше на пять, а то и на семь лет. Но именно поэтому за Костнер хотелось болеть: спортсменка, за плечами которой помимо титулов есть и громкие неудачи, и довольно тяжелые травмы, всегда вызывает особенную к себе симпатию.
Увы, запас, созданный итальянкой в короткой программе, ее не спас. Каролина сорвала аксель, очень жестко упала с тройного риттбергера, потом пыталась повторить этот прыжок, но сил хватило на два оборота, с трудом удержалась на сальхове в конце программы - в общем, в очередной раз заставила говорить о том, что безошибочно выполнять обе программы она так и не научилась. Результат произвольной программы Костнер стал лишь шестым.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ